СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по биологии 8 класс Н.И. Сонин 2 часа в неделю

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование по программе Н.И.Сонина на 2017-2018гг. Литература: "Методическое пособие у учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина",автор Н.Б.Ренева, В.И.Сивоглазов. 

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по биологии 8 класс Н.И. Сонин 2 часа в неделю»

Администрация города Арзамаса Нижегородской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа № 3 им. В.П. Чкалова"



«Рекомендовано к использованию»

Руководитель ШМО по учебному предмету


Ф.И.О.

Протокол от 30.08.2017г

№__

«Согласовано»


Зам.директора по УВР

/Степанова Т.В/

Ф.И.О.


дата


«Утверждаю»

Директор МБОУ СШ №3 им.В.П. Чкалова



/Давыдов А.В./






Рабочая программа

по биологии

для 8 классов


Новиковой Марины Алексеевны,

учителя биологии



Арзамас

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии (курс «Человек») составлена на основе:

федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии;

федерального базисного учебного плана;

(Министерство образования РФ. Сборник нормативных документов. Биология. сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев - М.: Дрофа 2007)

программы основного общего образования по биологии «Человек», 8 класс, автор: Н.И. Сонин

/Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6 -11 классы. – М.: Дрофа, 2010.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

- Биология. Человек: Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. - М.: изд. дом «Дрофа», 2011. – 287 с.

- Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: дидактические карточки – задания к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек».- М.: Дрофа, 2010.

- Ренёва Н.Б. Сонин Н.И. «Биология. Человек» 8 класс: методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек». – М: Дрофа, 2006.

- Биология 8 класс. Человек. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина, ООО «Дрофа»2011

Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  5. формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Задачи:

- обеспечить приобретение учащимися основ биологической науки, выработать умение пользоваться методами биологии: наблюдением, проведением простейших опытов;

- воспитывать научно–материалистическое мировоззрение, нравственное, эстетическое, экологическое

- развивать познавательную активность учащихся, их умственные способности, логическое мышление, умение творчески применять полученные знания для решения познавательных и практических задач, стимулировать интерес к изучению родной природы.

Общая характеристика предмета

Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе основной общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно.

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 8 класс:

знать / понимать

  1. фундаментальные понятия биологии;

  2. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей;

  3. о методах познания живой природы;

уметь

  1. применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма, давать

  2. аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  3. использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; о факторах здоровья и риска;

  4. работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;

  5. проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  6. работать с учебной и научно – популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  7. владеть языком предмета

Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм ЗОЖ, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ - инфекции.

Рабочая программа является логическим продолжением программ, освоенных в курсах 6 и 7 классов. При организации учебно- познавательной деятельности используется рабочая тетрадь к учебнику, которая мотивирует учащихся к самостоятельной работе, позволяет диагностировать их умения и навыки.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов (2 часа в неделю) для обязательного изучения учебного предмета биологии в 8 классе.

Авторской программой предусмотрено 65 часов на изучение тем и 5 часов резервного времени. Рабочая программа составлена в соответствии с авторской на 70 часов (65 + 5 резерв).

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение 6 лабораторных работ, 12 практических работ и демонстрации, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности, все работы оцениваются, в случае, если на одном уроке проводится две практические (или лабораторные) работы, в классном журнале выставляется одна оценка как среднеарифметическое, округление в пользу ученика.

Практическая часть рабочей программы полностью реализована в соответствии с требованиями авторской программы.



Учебно-тематический план

Наименование раздела или темы

Из них

Лабораторных работ

Практических работ

Проверочных работ

Тема 1. Место человека в системе органического мира (1 час)

-

-

-

Тема 2. Эволюция человека. Расы человека (2 часа)

-

-

1

Тема 3. История развития знаний о строении и функциях организма человека (2 часа)

-

-

1

Тема 4. Клеточное строение организма. Ткани. Системы органов. Организм (4 часа)

2

1

1

Тема 5. Координация и регуляция (7 часов)

1

1

1

Тема 6. Анализаторы (4 часа)

-

1

1

Тема 7. Опора и движение (5 часов)

-

3

1

Тема 8. Внутренняя среда организма (3 часа)

1

-

1

Тема 9. Транспорт веществ (4 часа)

1

1

1

Тема 10. Дыхание (4 часа)

-

1

1

Тема 11. Пищеварение (4 часа)

1

1

-

Тема 12. Обмен веществ и энергии. Витамины (3 часа)

-

1

1

Тема 13. Выделение (2 часа)

-

-

1

Тема 14. Покровы тела (2 часа)

-

-

1

Тема 15. Размножение (2 часа)

-

-

-

Тема 16. Развитие человека. Возрастные процессы (1 час)

-

-

1

Тема 17. Высшая нервная деятельность (7 часов)

-

-

2

Тема 18. Человек и его здоровье (6 часов)

-

2

1

Резерв: 5 часов




Итого:

6

12

16











П/П

Название темы урока

Кол-во

часов

Форма занятия

Дата проведения

Корректировка

Тема 1: «Место человека в системе органического мира (1 час)

1

Место человека в системе органического мира.


1

Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником

2.09.2017



Тема 2. Эволюция человека. Расы человека (2 часа)

2

Эволюция человека

1

1. Фронтальный опрос

2. Заполнение таблицы

3. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

4. Анализ рисунков и таблиц.

8.09.2017


3

Расы человека

1

Проверочная работа



Тема 3. История развития знаний о строении и функциях организма человека (2 часа)

4

История развития знаний о строении и функциях организма человека.


1

1. Словарная работа

2. Составление схемы

3. Анализ рисунков и таблиц

4. Заполнение таблицы

9.09.2017


5

Современные гипотезы происхождения и эволюции человека. Современные методы изучения организма человека.

1

1.Конференция (или семинар)

2.Проверочная работа

15.09.2017


Тема 4. Клеточное строение организма. Ткани. Системы органов. Организм (4 часа)

6

Клеточное строение организма.

1

1. Анализ рисунков и таблиц

2. Заполнение таблицы.

3.Лабораторная работа№1 «Строение клетки»

16.09.2017


7

Ткани и органы.

1

Лабораторная работа№2 «Микроскопическое строение тканей».

1.Заполнение таблицы.

2.Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

22.09.2017


8

Системы органов. Организм.

1

1.Индивидуальный опрос

2. Словарная работа

3. Заполнение таблицы

4. Анализ рисунков и таблиц

5.Практическая работа №1«Распознавание на таблицах органов и систем органов человека»

23.09.2017


9

Зачет по теме «Клеточное строение организма. Ткани. Системы органов. Организм»

1

Контрольная работа

29.09.2017


Тема 5. Координация и регуляция (7 часов)

10

Гуморальная регуляция.

1

1. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

2. Заполнение таблицы

30.09.2017


11.

Роль гормонов в обменных процессах организма человека. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции

1

1. Сообщения учащихся

2. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради.

6.10.2017


12

Строение и значение нервной системы.

1

1. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

2. Составление схем

3. Сообщения учащихся

4. Анализ рисунков и таблиц

5. Работа с опорными конспектами

7.10.2017


13

Строение и функции спинного мозга.

1

1. Сообщения учащихся

2. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

3. Анализ рисунков и таблиц

4.Лабораторная работа №3 «Строение спинного мозга»

13.10.2017


14

Строение и функции головного мозга.

1

1. Фронтальный опрос

2. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

3. Практическая работа №2

« Изучение строение головного мозга человека (по муляжам)


14.10.2017


15-16

Полушария большого мозга.

2

1.Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради.

2. работа в группах

3.Проверочная работа

20.10.2017-21.10.2017



Тема 6. Анализаторы (4 часа)

17

Зрительный анализатор. Строение и функции глаза

1

1.Практическая работа №3 «Изучение изменения размера зрачка»

2. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

3. Анализ рисунков и таблиц

4. заполнение таблицы

27.10.2017


18

Анализаторы слуха и равновесия.

1

1. Индивидуальный опрос по карточкам

2. Сообщения учащихся

3. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

4. Заполнение таблицы

28.10.2017


19

Кожно – мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

1

1. Индивидуальный опрос по карточкам

2. работа в группах

3. «Подумай и ответь»

4. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

5. Анализ рисунков и таблиц.

10.11.2017


20

Зачетный урок по темам «Координация и регуляция», Анализаторы»

1

Тестовая контрольная работа (по вариантам)

11.11.2017


Тема 7. «Опора и движение» (5 часов)

21

Кости скелета

1

Практические работы №4 «Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости» и «Изучение внешнего вида отдельных костей»

17.11.2017


22

Строение скелета

1

Практические работы № 5 «Роль плечевого пояса в движении руки» и «Функции костей предплечья в повороте кисти»

18.11.2017


23

Мышцы. Общий обзор.

1

Практическая работа №6«Измерение массы и роста своего организма»

1.Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради.

2. Работа в группах

24.11.2017


24

Работа мышц.

1

1.Анализ рисунков и таблиц

2.Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

3.Работа в группах

4. Заполнение таблицы

25.11.2017


25

Взаимосвязь строения и функций опорно – двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.

1

Контрольная работа по вариантам

1.12.2017


Тема 8. «Внутренняя среда организма (3 часа)

26

Внутренняя среда организма. Кровь.

1

Лабораторная работа №4 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)

2.12.2017


27

Иммунитет. Группы крови.

1

1.Фронтальный опрос

2. Словарная работа

3. Сообщения учащихся

4. Составление схемы

6. Решение биологических задач.

8.12.2017


28

Переливание крови. Тканевая совместимость (Группы крови. Резус – фактор. Лимфа, состав и отличие от плазмы крови. Донорство)

1

Проверочная работа «Внутренняя среда организма»

2. Индивидуальный опрос по карточкам

3. Сообщения учащихся

4. Анализ рисунков, таблиц, опорных конспектов

9.12.2017


Тема 9. «Транспорт веществ» (4 часа)

29

Органы кровообращения.

1

1. Индивидуальный опрос по карточкам

2. Самостоятельная работа с учебником и в тетради

5. Заполни таблицу

6. Анализ рисунков, таблиц, опорных конспектов

7. Работа в группах.

15.12.2017


30

Работа сердца.

1

1. Работа по карточкам

2. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

3. Словарная работа

16.12.2017


31.

Движение крови по сосудам. Лимфообращение.

1

Практическая работа №7«Измерение кровяного давления»

Лабораторная работа№5 «Подсчет ударов пульса и числа сердечных сокращений в покое и при физической нагрузке»

1.Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради.

2. Работа в группах.

3. Выполнение лабораторной работы.

22.12.2017


32

Зачет по темам: «Внутренняя среда организма» «Транспорт веществ».

1

Тестовая контрольная работа (по вариантам)

23.12.2017


Тема 10 «Дыхание» (4 часа)

33

Значение дыхания. Строение органов дыхания.

1

Практическая работа№ 8 «Определение частоты дыхания»

1.Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради.

2. Работа в группах.

29.12.2017


34

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения.

1

1. Решение биологических задач

2. Индивидуальный опрос

3. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

4. Заполнение таблицы

5. Словарная работа

6. Сообщения учащихся

7. Работа в парах

13.01.2018


35

Регуляция дыхания. Жизненная емкость легких.

1

1. Решение биологических задач

2. Индивидуальный опрос

3. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

4. Заполнение таблицы

5. Словарная работа

6. Сообщения учащихся

7. работа в парах

19.01.2018


36

Зачет по темам «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ», «Дыхание»

1

Тестовая контрольная работа (по вариантам)

20.01.2018


Тема 11. «Пищеварение» (4 часа)

37

Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращение в организма. Пищеварение.

1

1. Заполнение таблицы

2. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

3. Словарная работа

4. Составление схемы

26.01.2018


38

Пищеварение в ротовой полости.

1

1. Индивидуальный опрос

2. Составление схемы

3. Заполнение таблицы

4. Словарная работа

5. Анализ рисунков, таблиц, опорных конспектов

6. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

Лабораторная работа №6 «Действие ферментов слюны на крахмал»

27.01.2018


39-40

Пищеварение в желудке и кишечнике.

2

1. Индивидуальный опрос

2. Заполнение таблицы

3. Сообщения учащихся

Практическая работа №9 «Изучение действия желудочного сока на белки»

2.02.2018-3.02.2018


Тема 12 «Обмен веществ и энергии. Витамины» (3 часа)

41

Пластический и энергетический обмен

1

1. Словарная работа

2. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

3. Составление схем

4. Заполнение таблицы.

Практическая работа №10: «Определение норм рационального питания»

9.02.2018


42

Витамины.

1

1. Индивидуальный опрос

2. сообщения учащихся

3. Словарная работа

4. Заполнение таблицы

5. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

6. Анализ рисунков и таблиц.

10.02.2018


43

Зачет по темам «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии. Витамины»

1

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида.

16.02.2018


Тема 13. «Выделение» (2 часа)

44

Выделение. Строение и работа почек.

1

1. Составление схемы

2. Заполнение таблицы

3. Сообщение учащихся

4. Словарная работа

5. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

6. Анализ рисунков, таблиц, опорных конспектов

17.02.2018


45

Заболевание почек и их профилактика

1

1. Индивидуальный опрос

2.Сообщения учащихся

3.Проверочная работа

24.02.2018


Тема 14. «Покровы тела (2 часа)

46

Строение и функции кожи.

1

1. Анализ рисунков, таблиц, опорных конспектов

2. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

3.Заполнение таблицы.

2.03.2018


47

Роль кожи в терморегуляции организма.

1

Тематическое тестирование (по вариантам)

3.03.2018



Тема 15. Размножение (2 часа)

48

Половая система человека. Половые клетки

1

1. Словарная работа

2. Самостоятельная работа с тестом учебника и в тетради

3. Заполнение таблицы

4. Анализ рисунков, таблиц, опорных конспектов

9.03.2018


49

Оплодотворение и развитие зародыша. Наследственные и врожденные заболевания и их профилактика.

1

1.Индивидуальный опрос

2. Заполнение таблицы

3. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

4. Анализ рисунков и таблиц

5. Сообщения учащихся.

10.03.2018



Тема 16. «Развитие человека. Возрастные процессы» (1 час)

50

Развитие человека. Возрастные процессы

1

Тестовый контроль по вариантам

16.03.2018


Тема 17. «Высшая нервная деятельность» (7 часов)

51

Рефлекторная деятельность нервной системы

1

1. Индивидуальный опрос

2. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

3. Составление таблицы

4. Словарная работа

5. Составление схем.

17.03.2018


52

Торможение, его виды и значение.

1

1. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

3. Заполнение таблицы

23.03.2018


53

Бодрствование и сон

1

1.Проверочная работа

2. Сообщения учащихся

3. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

4. Работа в группах.

6.04.2018


54

Сознание и мышление. Речь

1

1.Сообщения учащихся

2. Словарная работа

3. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради.

7.04.2018


55

Познавательные процессы и интеллект. Память

1

1.Биологический диктант

2. Словарная работа

3. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

4. Заполнение таблицы

5. Работа в группах.

13.04.2018


56-57

Типы нервной деятельности. Эмоции и темперамент. Зачет по теме «Высшая нервная деятельность»

2

Зачет по теме «Высшая нервная деятельность»

14.04.2018-20.04.2018



Тема 18. «Человек и его здоровье» (6 часов)

58

Здоровье и влияющие на него факторы

1

Практическая работа № 11 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»

21.04.2018


59-60

Оказание первой доврачебной помощи

2

Практическая работа№12 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений»

27.04.2018-28-04.2018


61

Факторы риска. Заболевания человека. Вредные привычки

1

1.Фронтальный опрос

2.Заполение таблицы

4.05.2018


62-63

Гигиена человека. Стресс и адаптация

2

1.Фронтальный опрос

2.Самостоятельная работа с текстом

5.05.2018-11.05.2018


64

Обобщающий урок по теме «Человек и его здоровье».

1

1.Индивидуальный опрос

2. Заполнение таблицы

3. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

4. Анализ рисунков и таблиц

5. Сообщения учащихся.

12.05.2018


65

Итоговая контрольная работа

1

Тестовый контроль по вариантам

18.05.2018


Резервное время – 5 часов.



Формы и средства контроля. Критерии оценивания

Формы и средства контроля знаний:

устная: (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная); устный опрос, сравнивать, обобщать, приводить доказательства, делать выводы; устанавливать причинно – следственные связи с использованием схематических рисунков, таблиц;

письменная (в том числе, графическая): описание натуральных объектов; составлять схемы, рисунки, заполнить таблицу, сформулировать вывод или описать ход работы лабораторной или практической, экскурсии; терминологический диктант, тесты; составить план по тексту учебника;

практическая: изготовление микропрепаратов; работа с микроскопом, постановка опыта и оформление результатов опыта; проводить наблюдение, лабораторная и практическая работа; экскурсия, творческая работа (сообщение, реферат);

Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся.

Критерии и нормы оценивания различных видов работ

устный ответ:

Оценка «5» ставится, если ученик:

- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщение, выводы. Устанавливать межпредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение основных понятий, теорий; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне, имеет необходимые навыки работы с приборами, таблицами и схемами, сопутствующими ответу и сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

- Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный овеет на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, и обобщениях своих собственных наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправлять самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри предметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.

- Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но медленно работает).

Оценка «3» ставится, если ученик:

- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

- Материал излагает не всегда последовательно.

- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает ошибки.

- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.

- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

- Отвечает неполно на вопросы учителя, или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну, две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

- Не делает выводов и обобщений.

- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов, или имеет неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

- При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Критерии оценки лабораторных (практических работ) работ, экскурсий:

При оценке результативности выполнения лабораторной работы, экскурсии учитель использует следующие критерии:

1. Правильность и самостоятельность определения цели данной работы.

2. Выполнение работы в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, наблюдений, измерений.

3. Умение ученика применять теоретические знания при выполнении работы. Самостоятельный выбор, подготовка и умение пользоваться приборами, инструментами; самостоятельность при выполнении задания.

4. Грамотность, логичность описания хода работ.

5. Точность выполнения всех записей, таблиц, рисунков, чертежей.

6 . Аккуратность выполнения всех записей, таблиц, рисунков.

7. Правильность формулировки выводов.

8. Соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.

Оценивание:

90 - 100% (отметка «5»)

70 - 90% (отметка «4»)

50 – 70 % (отметка «3»)

менее 50% (отметка «2»)

Перечень учебно – методического обеспечения:

Оборудование и приборы

Микролаборатория, микроскоп – БИОМ -2, микроскоп USВ БИОР

Набор микропрепаратов:

Соединительная ткань

Человек и его здоровье, биологические закономерности

Скелет человека пластмассовый на металлической основе

Модели:

Мозг человека

Слуховой анализатор

Зрительный анализатор

Трахея, гортань

Модели – бюсты «Расы», «Происхождение человека»

Таблицы по гигиене, анатомии и физиологии человека

Раздаточный материал: позвонки человека

Учебные электронные издания:

Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса, использую следующие программно – педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:

диски:

- Биология 8 класс. Человек. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина, ООО «Дрофа» 2011

- Биология. Лабораторный практикум 6 – 11 кл;

- Биологические исследования;

- Большая энциклопедия школьника 5 – 11 кл.;

- Биология. Анатомия, физиология, гигиена. Мультимедийное учебное пособие, 2003.

- DV D video «Земля. Происхождение человека»

Литература

Основная:

- Биология. Человек: Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. - М.: изд. дом «Дрофа», 2011. – 287 с.

- Н.И. Сонин. Рабочая тетрадь для учащихся к учебнику 8 кл. «Биология. Человек. «М.: изд. дом «Дрофа», 2010.

- Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: дидактические карточки – задания к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек».- М.: Дрофа, 2010.

Дидактический материал

- Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Человек» /авт. сост. Т.В. Козачек. – Волгоград: Учитель, 2007. – 328 с.

- Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989. – 19 2с.

Дополнительная и научно – популярная:

- Борисевич А. И. Словарь терминов и понятий по анатомии человека: справочное издание. – М.: Высш. школа, 1990. – 272 с.

Адреса сайтов в Интернете

http://bio. 1september/ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».