Администрация города Арзамаса Нижегородской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа № 3 им. В.П. Чкалова"
«Рекомендовано к использованию» Руководитель ШМО по учебному предмету Ф.И.О. Протокол от 30.08.2017г №__ | «Согласовано» Зам.директора по УВР /Степанова Т.В/ Ф.И.О. дата | «Утверждаю» Директор МБОУ СШ №3 им.В.П. Чкалова /Давыдов А.В./ |
Рабочая программа
по биологии
для 8 классов
Новиковой Марины Алексеевны,
учителя биологии
Арзамас
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии (курс «Человек») составлена на основе:
федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии;
федерального базисного учебного плана;
(Министерство образования РФ. Сборник нормативных документов. Биология. сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев - М.: Дрофа 2007)
программы основного общего образования по биологии «Человек», 8 класс, автор: Н.И. Сонин
/Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6 -11 классы. – М.: Дрофа, 2010.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
- Биология. Человек: Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. - М.: изд. дом «Дрофа», 2011. – 287 с.
- Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: дидактические карточки – задания к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек».- М.: Дрофа, 2010.
- Ренёва Н.Б. Сонин Н.И. «Биология. Человек» 8 класс: методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек». – М: Дрофа, 2006.
- Биология 8 класс. Человек. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина, ООО «Дрофа»2011
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи:
- обеспечить приобретение учащимися основ биологической науки, выработать умение пользоваться методами биологии: наблюдением, проведением простейших опытов;
- воспитывать научно–материалистическое мировоззрение, нравственное, эстетическое, экологическое
- развивать познавательную активность учащихся, их умственные способности, логическое мышление, умение творчески применять полученные знания для решения познавательных и практических задач, стимулировать интерес к изучению родной природы.
Общая характеристика предмета
Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе основной общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно.
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 8 класс:
знать / понимать
фундаментальные понятия биологии;
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей;
о методах познания живой природы;
уметь
применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма, давать
аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; о факторах здоровья и риска;
работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
работать с учебной и научно – популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
владеть языком предмета
Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм ЗОЖ, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ - инфекции.
Рабочая программа является логическим продолжением программ, освоенных в курсах 6 и 7 классов. При организации учебно- познавательной деятельности используется рабочая тетрадь к учебнику, которая мотивирует учащихся к самостоятельной работе, позволяет диагностировать их умения и навыки.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов (2 часа в неделю) для обязательного изучения учебного предмета биологии в 8 классе.
Авторской программой предусмотрено 65 часов на изучение тем и 5 часов резервного времени. Рабочая программа составлена в соответствии с авторской на 70 часов (65 + 5 резерв).
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение 6 лабораторных работ, 12 практических работ и демонстрации, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности, все работы оцениваются, в случае, если на одном уроке проводится две практические (или лабораторные) работы, в классном журнале выставляется одна оценка как среднеарифметическое, округление в пользу ученика.
Практическая часть рабочей программы полностью реализована в соответствии с требованиями авторской программы.
Учебно-тематический план
Наименование раздела или темы | Из них |
Лабораторных работ | Практических работ | Проверочных работ |
Тема 1. Место человека в системе органического мира (1 час) | - | - | - |
Тема 2. Эволюция человека. Расы человека (2 часа) | - | - | 1 |
Тема 3. История развития знаний о строении и функциях организма человека (2 часа) | - | - | 1 |
Тема 4. Клеточное строение организма. Ткани. Системы органов. Организм (4 часа) | 2 | 1 | 1 |
Тема 5. Координация и регуляция (7 часов) | 1 | 1 | 1 |
Тема 6. Анализаторы (4 часа) | - | 1 | 1 |
Тема 7. Опора и движение (5 часов) | - | 3 | 1 |
Тема 8. Внутренняя среда организма (3 часа) | 1 | - | 1 |
Тема 9. Транспорт веществ (4 часа) | 1 | 1 | 1 |
Тема 10. Дыхание (4 часа) | - | 1 | 1 |
Тема 11. Пищеварение (4 часа) | 1 | 1 | - |
Тема 12. Обмен веществ и энергии. Витамины (3 часа) | - | 1 | 1 |
Тема 13. Выделение (2 часа) | - | - | 1 |
Тема 14. Покровы тела (2 часа) | - | - | 1 |
Тема 15. Размножение (2 часа) | - | - | - |
Тема 16. Развитие человека. Возрастные процессы (1 час) | - | - | 1 |
Тема 17. Высшая нервная деятельность (7 часов) | - | - | 2 |
Тема 18. Человек и его здоровье (6 часов) | - | 2 | 1 |
Резерв: 5 часов | | | |
Итого: | 6 | 12 | 16 |
№ П/П | Название темы урока | Кол-во часов | Форма занятия | Дата проведения | Корректировка |
Тема 1: «Место человека в системе органического мира (1 час) |
1 | Место человека в системе органического мира. | 1 | Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником | 2.09.2017 | |
| Тема 2. Эволюция человека. Расы человека (2 часа) |
2 | Эволюция человека | 1 | 1. Фронтальный опрос 2. Заполнение таблицы 3. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 4. Анализ рисунков и таблиц. | 8.09.2017 | |
3 | Расы человека | 1 | Проверочная работа | | |
Тема 3. История развития знаний о строении и функциях организма человека (2 часа) |
4 | История развития знаний о строении и функциях организма человека. | 1 | 1. Словарная работа 2. Составление схемы 3. Анализ рисунков и таблиц 4. Заполнение таблицы | 9.09.2017 | |
5 | Современные гипотезы происхождения и эволюции человека. Современные методы изучения организма человека. | 1 | 1.Конференция (или семинар) 2.Проверочная работа | 15.09.2017 | |
Тема 4. Клеточное строение организма. Ткани. Системы органов. Организм (4 часа) |
6 | Клеточное строение организма. | 1 | 1. Анализ рисунков и таблиц 2. Заполнение таблицы. 3.Лабораторная работа№1 «Строение клетки» | 16.09.2017 | |
7 | Ткани и органы. | 1 | Лабораторная работа№2 «Микроскопическое строение тканей». 1.Заполнение таблицы. 2.Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради | 22.09.2017 | |
8 | Системы органов. Организм. | 1 | 1.Индивидуальный опрос 2. Словарная работа 3. Заполнение таблицы 4. Анализ рисунков и таблиц 5.Практическая работа №1«Распознавание на таблицах органов и систем органов человека» | 23.09.2017 | |
9 | Зачет по теме «Клеточное строение организма. Ткани. Системы органов. Организм» | 1 | Контрольная работа | 29.09.2017 | |
Тема 5. Координация и регуляция (7 часов) |
10 | Гуморальная регуляция. | 1 | 1. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 2. Заполнение таблицы | 30.09.2017 | |
11. | Роль гормонов в обменных процессах организма человека. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции | 1 | 1. Сообщения учащихся 2. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради. | 6.10.2017 | |
12 | Строение и значение нервной системы. | 1 | 1. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 2. Составление схем 3. Сообщения учащихся 4. Анализ рисунков и таблиц 5. Работа с опорными конспектами | 7.10.2017 | |
13 | Строение и функции спинного мозга. | 1 | 1. Сообщения учащихся 2. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 3. Анализ рисунков и таблиц 4.Лабораторная работа №3 «Строение спинного мозга» | 13.10.2017 | |
14 | Строение и функции головного мозга. | 1 | 1. Фронтальный опрос 2. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 3. Практическая работа №2 « Изучение строение головного мозга человека (по муляжам) | 14.10.2017 | |
15-16 | Полушария большого мозга. | 2 | 1.Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради. 2. работа в группах 3.Проверочная работа | 20.10.2017-21.10.2017 | |
| Тема 6. Анализаторы (4 часа) |
17 | Зрительный анализатор. Строение и функции глаза | 1 | 1.Практическая работа №3 «Изучение изменения размера зрачка» 2. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 3. Анализ рисунков и таблиц 4. заполнение таблицы | 27.10.2017 | |
18 | Анализаторы слуха и равновесия. | 1 | 1. Индивидуальный опрос по карточкам 2. Сообщения учащихся 3. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 4. Заполнение таблицы | 28.10.2017 | |
19 | Кожно – мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. | 1 | 1. Индивидуальный опрос по карточкам 2. работа в группах 3. «Подумай и ответь» 4. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 5. Анализ рисунков и таблиц. | 10.11.2017 | |
20 | Зачетный урок по темам «Координация и регуляция», Анализаторы» | 1 | Тестовая контрольная работа (по вариантам) | 11.11.2017 | |
Тема 7. «Опора и движение» (5 часов) |
21 | Кости скелета | 1 | Практические работы №4 «Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости» и «Изучение внешнего вида отдельных костей» | 17.11.2017 | |
22 | Строение скелета | 1 | Практические работы № 5 «Роль плечевого пояса в движении руки» и «Функции костей предплечья в повороте кисти» | 18.11.2017 | |
23 | Мышцы. Общий обзор. | 1 | Практическая работа №6«Измерение массы и роста своего организма» 1.Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради. 2. Работа в группах | 24.11.2017 | |
24 | Работа мышц. | 1 | 1.Анализ рисунков и таблиц 2.Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 3.Работа в группах 4. Заполнение таблицы | 25.11.2017 | |
25 | Взаимосвязь строения и функций опорно – двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. | 1 | Контрольная работа по вариантам | 1.12.2017 | |
Тема 8. «Внутренняя среда организма (3 часа) |
26 | Внутренняя среда организма. Кровь. | 1 | Лабораторная работа №4 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки) | 2.12.2017 | |
27 | Иммунитет. Группы крови. | 1 | 1.Фронтальный опрос 2. Словарная работа 3. Сообщения учащихся 4. Составление схемы 6. Решение биологических задач. | 8.12.2017 | |
28 | Переливание крови. Тканевая совместимость (Группы крови. Резус – фактор. Лимфа, состав и отличие от плазмы крови. Донорство) | 1 | Проверочная работа «Внутренняя среда организма» 2. Индивидуальный опрос по карточкам 3. Сообщения учащихся 4. Анализ рисунков, таблиц, опорных конспектов | 9.12.2017 | |
Тема 9. «Транспорт веществ» (4 часа) |
29 | Органы кровообращения. | 1 | 1. Индивидуальный опрос по карточкам 2. Самостоятельная работа с учебником и в тетради 5. Заполни таблицу 6. Анализ рисунков, таблиц, опорных конспектов 7. Работа в группах. | 15.12.2017 | |
30 | Работа сердца. | 1 | 1. Работа по карточкам 2. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 3. Словарная работа | 16.12.2017 | |
31. | Движение крови по сосудам. Лимфообращение. | 1 | Практическая работа №7«Измерение кровяного давления» Лабораторная работа№5 «Подсчет ударов пульса и числа сердечных сокращений в покое и при физической нагрузке» 1.Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради. 2. Работа в группах. 3. Выполнение лабораторной работы. | 22.12.2017 | |
32 | Зачет по темам: «Внутренняя среда организма» «Транспорт веществ». | 1 | Тестовая контрольная работа (по вариантам) | 23.12.2017 | |
Тема 10 «Дыхание» (4 часа) |
33 | Значение дыхания. Строение органов дыхания. | 1 | Практическая работа№ 8 «Определение частоты дыхания» 1.Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради. 2. Работа в группах. | 29.12.2017 | |
34 | Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. | 1 | 1. Решение биологических задач 2. Индивидуальный опрос 3. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 4. Заполнение таблицы 5. Словарная работа 6. Сообщения учащихся 7. Работа в парах | 13.01.2018 | |
35 | Регуляция дыхания. Жизненная емкость легких. | 1 | 1. Решение биологических задач 2. Индивидуальный опрос 3. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 4. Заполнение таблицы 5. Словарная работа 6. Сообщения учащихся 7. работа в парах | 19.01.2018 | |
36 | Зачет по темам «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ», «Дыхание» | 1 | Тестовая контрольная работа (по вариантам) | 20.01.2018 | |
Тема 11. «Пищеварение» (4 часа) |
37 | Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращение в организма. Пищеварение. | 1 | 1. Заполнение таблицы 2. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 3. Словарная работа 4. Составление схемы | 26.01.2018 | |
38 | Пищеварение в ротовой полости. | 1 | 1. Индивидуальный опрос 2. Составление схемы 3. Заполнение таблицы 4. Словарная работа 5. Анализ рисунков, таблиц, опорных конспектов 6. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради Лабораторная работа №6 «Действие ферментов слюны на крахмал» | 27.01.2018 | |
39-40 | Пищеварение в желудке и кишечнике. | 2 | 1. Индивидуальный опрос 2. Заполнение таблицы 3. Сообщения учащихся Практическая работа №9 «Изучение действия желудочного сока на белки» | 2.02.2018-3.02.2018 | |
Тема 12 «Обмен веществ и энергии. Витамины» (3 часа) |
41 | Пластический и энергетический обмен | 1 | 1. Словарная работа 2. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 3. Составление схем 4. Заполнение таблицы. Практическая работа №10: «Определение норм рационального питания» | 9.02.2018 | |
42 | Витамины. | 1 | 1. Индивидуальный опрос 2. сообщения учащихся 3. Словарная работа 4. Заполнение таблицы 5. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 6. Анализ рисунков и таблиц. | 10.02.2018 | |
43 | Зачет по темам «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии. Витамины» | 1 | Тестовая контрольная работа из заданий разного вида. | 16.02.2018 | |
Тема 13. «Выделение» (2 часа) |
44 | Выделение. Строение и работа почек. | 1 | 1. Составление схемы 2. Заполнение таблицы 3. Сообщение учащихся 4. Словарная работа 5. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 6. Анализ рисунков, таблиц, опорных конспектов | 17.02.2018 | |
45 | Заболевание почек и их профилактика | 1 | 1. Индивидуальный опрос 2.Сообщения учащихся 3.Проверочная работа | 24.02.2018 | |
Тема 14. «Покровы тела (2 часа) |
46 | Строение и функции кожи. | 1 | 1. Анализ рисунков, таблиц, опорных конспектов 2. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 3.Заполнение таблицы. | 2.03.2018 | |
47 | Роль кожи в терморегуляции организма. | 1 | Тематическое тестирование (по вариантам) | 3.03.2018 | |
| Тема 15. Размножение (2 часа) |
48 | Половая система человека. Половые клетки | 1 | 1. Словарная работа 2. Самостоятельная работа с тестом учебника и в тетради 3. Заполнение таблицы 4. Анализ рисунков, таблиц, опорных конспектов | 9.03.2018 | |
49 | Оплодотворение и развитие зародыша. Наследственные и врожденные заболевания и их профилактика. | 1 | 1.Индивидуальный опрос 2. Заполнение таблицы 3. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 4. Анализ рисунков и таблиц 5. Сообщения учащихся. | 10.03.2018 | |
| Тема 16. «Развитие человека. Возрастные процессы» (1 час) |
50 | Развитие человека. Возрастные процессы | 1 | Тестовый контроль по вариантам | 16.03.2018 | |
Тема 17. «Высшая нервная деятельность» (7 часов) |
51 | Рефлекторная деятельность нервной системы | 1 | 1. Индивидуальный опрос 2. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 3. Составление таблицы 4. Словарная работа 5. Составление схем. | 17.03.2018 | |
52 | Торможение, его виды и значение. | 1 | 1. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 3. Заполнение таблицы | 23.03.2018 | |
53 | Бодрствование и сон | 1 | 1.Проверочная работа 2. Сообщения учащихся 3. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 4. Работа в группах. | 6.04.2018 | |
54 | Сознание и мышление. Речь | 1 | 1.Сообщения учащихся 2. Словарная работа 3. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради. | 7.04.2018 | |
55 | Познавательные процессы и интеллект. Память | 1 | 1.Биологический диктант 2. Словарная работа 3. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 4. Заполнение таблицы 5. Работа в группах. | 13.04.2018 | |
56-57 | Типы нервной деятельности. Эмоции и темперамент. Зачет по теме «Высшая нервная деятельность» | 2 | Зачет по теме «Высшая нервная деятельность» | 14.04.2018-20.04.2018 | |
| Тема 18. «Человек и его здоровье» (6 часов) |
58 | Здоровье и влияющие на него факторы | 1 | Практическая работа № 11 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье» | 21.04.2018 | |
59-60 | Оказание первой доврачебной помощи | 2 | Практическая работа№12 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений» | 27.04.2018-28-04.2018 | |
61 | Факторы риска. Заболевания человека. Вредные привычки | 1 | 1.Фронтальный опрос 2.Заполение таблицы | 4.05.2018 | |
62-63 | Гигиена человека. Стресс и адаптация | 2 | 1.Фронтальный опрос 2.Самостоятельная работа с текстом | 5.05.2018-11.05.2018 | |
64 | Обобщающий урок по теме «Человек и его здоровье». | 1 | 1.Индивидуальный опрос 2. Заполнение таблицы 3. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 4. Анализ рисунков и таблиц 5. Сообщения учащихся. | 12.05.2018 | |
65 | Итоговая контрольная работа | 1 | Тестовый контроль по вариантам | 18.05.2018 | |
Резервное время – 5 часов.
Формы и средства контроля. Критерии оценивания
Формы и средства контроля знаний:
устная: (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная); устный опрос, сравнивать, обобщать, приводить доказательства, делать выводы; устанавливать причинно – следственные связи с использованием схематических рисунков, таблиц;
письменная (в том числе, графическая): описание натуральных объектов; составлять схемы, рисунки, заполнить таблицу, сформулировать вывод или описать ход работы лабораторной или практической, экскурсии; терминологический диктант, тесты; составить план по тексту учебника;
практическая: изготовление микропрепаратов; работа с микроскопом, постановка опыта и оформление результатов опыта; проводить наблюдение, лабораторная и практическая работа; экскурсия, творческая работа (сообщение, реферат);
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся.
Критерии и нормы оценивания различных видов работ
устный ответ:
Оценка «5» ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщение, выводы. Устанавливать межпредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение основных понятий, теорий; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне, имеет необходимые навыки работы с приборами, таблицами и схемами, сопутствующими ответу и сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка «4» ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный овеет на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, и обобщениях своих собственных наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправлять самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри предметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.
- Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но медленно работает).
Оценка «3» ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
- Материал излагает не всегда последовательно.
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
- Отвечает неполно на вопросы учителя, или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну, две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов, или имеет неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
- При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Критерии оценки лабораторных (практических работ) работ, экскурсий:
При оценке результативности выполнения лабораторной работы, экскурсии учитель использует следующие критерии:
1. Правильность и самостоятельность определения цели данной работы.
2. Выполнение работы в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, наблюдений, измерений.
3. Умение ученика применять теоретические знания при выполнении работы. Самостоятельный выбор, подготовка и умение пользоваться приборами, инструментами; самостоятельность при выполнении задания.
4. Грамотность, логичность описания хода работ.
5. Точность выполнения всех записей, таблиц, рисунков, чертежей.
6 . Аккуратность выполнения всех записей, таблиц, рисунков.
7. Правильность формулировки выводов.
8. Соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.
Оценивание:
90 - 100% (отметка «5»)
70 - 90% (отметка «4»)
50 – 70 % (отметка «3»)
менее 50% (отметка «2»)
Перечень учебно – методического обеспечения:
Оборудование и приборы
Микролаборатория, микроскоп – БИОМ -2, микроскоп USВ БИОР
Набор микропрепаратов:
Соединительная ткань
Человек и его здоровье, биологические закономерности
Скелет человека пластмассовый на металлической основе
Модели:
Мозг человека
Слуховой анализатор
Зрительный анализатор
Трахея, гортань
Модели – бюсты «Расы», «Происхождение человека»
Таблицы по гигиене, анатомии и физиологии человека
Раздаточный материал: позвонки человека
Учебные электронные издания:
Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса, использую следующие программно – педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:
диски:
- Биология 8 класс. Человек. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина, ООО «Дрофа» 2011
- Биология. Лабораторный практикум 6 – 11 кл;
- Биологические исследования;
- Большая энциклопедия школьника 5 – 11 кл.;
- Биология. Анатомия, физиология, гигиена. Мультимедийное учебное пособие, 2003.
- DV D video «Земля. Происхождение человека»
Литература
Основная:
- Биология. Человек: Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. - М.: изд. дом «Дрофа», 2011. – 287 с.
- Н.И. Сонин. Рабочая тетрадь для учащихся к учебнику 8 кл. «Биология. Человек. «М.: изд. дом «Дрофа», 2010.
- Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: дидактические карточки – задания к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек».- М.: Дрофа, 2010.
Дидактический материал
- Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Человек» /авт. сост. Т.В. Козачек. – Волгоград: Учитель, 2007. – 328 с.
- Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989. – 19 2с.
Дополнительная и научно – популярная:
- Борисевич А. И. Словарь терминов и понятий по анатомии человека: справочное издание. – М.: Высш. школа, 1990. – 272 с.
Адреса сайтов в Интернете
http://bio. 1september/ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».