СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по географии в 5 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по географии в 5 классе, ФГОС. По новому стандарту, учебник по географии для 5-6 класса линии «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по географии в 5 классе»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Новоромановская средняя общеобразовательная школа

Калманского района Алтайского края





«РАССМОТРЕНО»

на заседании педагогического совета

Протокол № 1

от «25» 08 2015 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы:

______________________ С.Ф.Бунет

Приказ № ______

от «_____» ________________ 2015 г.







Рабочая программа

учебного предмета «география» для 5 класса

основное общее образование

II ступень

на 2015-2016 учебный год






Составитель:

Чупак Н.Н. , учитель географии

первой квалификационной категории











Новороманово 2015


2


Пояснительная записка

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике по географии для 5-6 класса линии «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева.

Рабочая программа составлена на основе:

- ООП ООО МБОУ Новоромановская СОШ

- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения

- примерной программы учебного курса «Полярная звезда» авторского коллектива под руководством А.И. Алексеева

Курс ориентирован на усвоение учащимися:

- общечеловеческих ценностей, связанных со значимостью географического пространства для человека, с заботой, сохранением окружающей среды для жизни на земле и жизнедеятельности человека;

-опыта человечества через освоенные им научные общекультурные достижения (карты, путешествия, наблюдения, традиции, современная информация, техника и т.д.), способствующие изучению, освоению, сохранению географического пространства.


Количество учебных недель в 5 классе согласно календарного учебного графика МБОУ Новоромановская СОШ - 35, в неделю: 1 час, резервное время – 5 часов. Из 5 часов резервного времени: использую 2 часа в разделе «План и карта» для проведения практических работ. В рамках отведённого программой времени на изучение этого раздела (10ч) сделать это весьма затруднительно. Поэтому 2 часа отвожу для выполнения практических заданий в тетради и на контурной карте, а 3ч использую в разделе «Литосфера – твердая оболочка Земли» В рамках отведённого программой времени на изучение этого раздела (10ч) сделать это весьма затруднительно. Поэтому 2 часа отвожу для изучения темы «Рельеф Земли» и 1ч для решение практических задач.

В курсе предусмотрено выполнение 10 практических работ (3 работы в 5 классе и 7 работ в 6 классе). Для отслеживания результатов обучения помимо поурочного контроля предусмотрен промежуточный контроль.

Программное обеспечение:

- Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

- Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразователных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение, 2011.

Учебник: География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2015 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).

В соответствии с требованиями стандарта предлагается изучать предмет география как интегрированный курс без разделения на физическую и социально-экономическую, что было принято ранее. Важной целью курса является организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализация личностного, системно-деятельностного подходов в обучении, формирование ценностных ориентаций, познавательного интереса

к географии, навыков применения географических знаний в жизненной практике, получение возможности научиться ориентироваться в географическом пространстве.

Цель: Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира их необходимости для решения современных задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования, развитие универсальных учебных действий у обучающихся (УУД).






4

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Предметные:

Выпускник 5 класса научится:

1.  использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

2.  анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

3.  находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

4.  определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

5.  выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

7.  представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

8.  различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

9.  использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

10.  проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

11.  оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.



5


Выпускник 5 класса получит возможность научиться:

1. работать с различными источниками географической информации и приборами;

2.  ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

3.  читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

4.  строить простые планы местности;

5.  создавать простейшие географические карты различного содержания;

6.  моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

7.  использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения

норм экологического поведения в быту и окружающей среде

8.  воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе

и СМИ;

9.  создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе

нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

10.  самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными

географическими объектами и населением Земли.


Метапредметные результаты

  1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  3. Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;


6

  1. Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно

оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;

  1. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

  2. Формирование и развитие учебной и обще пользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

  3. Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

  4. Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;

  5. Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;

  6. Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;






7

Личностные результаты:


  1. Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

  2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;

  3. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  4. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

  5. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

  6. Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  7. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  8. Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;


8

  1. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  2. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  3. Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  4. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Оценка устных ответов учащихся:


Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых

явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы

В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.

9

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3»


Оценка письменных контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы

Оценка практических работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов


Оценка работ, выполненных по контурной карте


Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

10

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков. но правильно указаны основные географические объекты

Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю






Учебно-тематический план рабочей программы учебного курса

«География»



Номер

раздела

Наименование раздела

Продолжительность изучения в часах

1

Развитие географических знаний о Земле

4

2

Земля – планета Солнечной системы

3

3

План и карта

12

4

Человек на Земле

3

5

Литосфера – твердая оболочка Земли

13

Итого: 35 часов





11

Тематический поурочный план изучения учебного предмета «География», 5 класс, 1 ч/неделю


Тема урока

Количество часов

Планируемы образовательные результаты изучения раздела

(Критерии оценки результатов деятельности)

Формы и методы обучения по разделам

Оснащение и оборудование

Деятельность обучающихся

Личностные

Предметные

Метапредметные

Раздел I. Развитие географических знаний о Земле (4ч)

Географические методы изучения окружающей среды

1

2-я неделя сентября

Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение

Учащийся должен уметь:

- приводить примеры географических объектов;

- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

- объяснять, для чего изучают географию.



Вводная беседа, Фронтальный опрос

Учебник, физическая карта, рабочая тетрадь, География. Начальный курс. 5 класс (электронное мультимедийное издание)

Составлять: представление о значении географии в жизни и деятельности людей,

Использовать: в рассказе карту и уметь показывать маршруты великих

Развитие географических знаний о Земле

1

3-я неделя сентября

Современный этап научных географических исследований

1

4-я неделя сентября

Проверочная работа по разделу «Развитие географических знаний о Земле»

1

1-я неделя октября

12

Раздел II. Земля – планета Солнечной системы (3ч)


Земля – планета Солнечной системы

1

1-я неделя октября

Формирование доказательств, что Земля – одна из планет Солнечной системы.

Умение определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года

Учащийся должен уметь: составлять и анализировать схему «Вращение Земли вокруг своей оси»

Фронтальный опрос

Учебник, глобус, «Мой тренажер»

Сравнивать: планеты Солнечной системы по величине.


Солнечный свет на Земле

1

2-я неделя октября

Современный этап научных географических исследований

1

3-я неделя октября

Раздел III. План и карта (12 ч)


Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности

2

1-я и 2-я неделя ноября


Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Умение ориентироваться на местности, определение относительной и абсолютной высоты, а так же географические координаты объектов

Учащийся должен уметь: определять объекты с помощью условных знаков. Выявлять на глобусе и карте элементы градусной сетки.

Индивидуальный опрос, чтение и запись топографических знаков, работа с картами

Учебник, глобус, «Мой тренажер», физическая карта,

Использовать: условные знаки при чтении плана местности.

Определять: масштаб плана и карты.

Переводить: численный масштаб в именованный и наоборот.



Изображение земной поверхности на плоскости.

2

3-я и 4-я неделя ноября


Географическая карта – особый источник информации

1

1-я неделя декабря


Градусная сетка

1

2-я неделя декабря

Географические координаты


3

3-я,4-я недели декабря и 2-я неделя января


Решение практических задач по плану и карте.

2

3-я и 4-я неделя января






Уметь: ориентироваться на местности определять стороны горизонта.

Определять: азимут

Проверочная работа по разделу « План и карта »

1

1-я неделя февраля

Раздел IV. Человек на Земле (3ч)

Заселение человеком Земли

1

2-я неделя февраля

Осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального

общества

Умение: определять по карте места происхождения человека и пути его расселения на Земле.

Учащийся должен уметь: выявлять внешние признаки людей различных рас. Находить и показывать на карте свою страну, а так же крупные и известные страны.


Учебник, глобус, «Мой тренажер», политическая карта мира, электронное мультимедийное издание

Уметь: работать с атласом и заполнять конт.карту

Определять: географические координаты. .

Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города

1

3-я неделя февраля

Многообразие стран мира

1

4-я неделя февраля

Раздел V. Литосфера – твердая оболочка Земли (13ч)

Земная кора и литосфера.

1

1-я неделя марта

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона).


Умение: определять по картам равнины и горы, классифицировать горные породы, значение литосферы для человека

Учащийся должен уметь: наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма., а так же равнины и горы мира


Учебник, глобус, «Мой тренажер», электронное мультимедийное издание, модель «Внутреннее строение Земли»

Находить: на карте вулканы, горные системы и отдельные вершины, равнины и низменности.

Исследовать: причины извержения вулканов, используя дополнительную литературу, справочники, энциклопедии

Горные породы, минералы, полезные ископаемые

1

2-я неделя марта

Движение земной коры

2

3-я неделя марта

1-я неделя апреля


Рельеф Земли.

Равнины

2

2-я и 3-я неделя апреля







Рельеф Земли.

Горы

2

4-я неделя апреля


Решение практических задач по карте.

2

1-я неделя мая

Человек и литосфера

2

2-я и 3-я неделя мая

Проверочная работа по разделу « Литосфера – твердая оболочка Земли »

1


4-я неделя мая


Всего уроков

35


Из них: уроков – контрольных работ

3


уроков практических работ

3



















16

Учебно-методическое обеспечение.



Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение, 2011.


Учебник: География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных организаций / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: Просвещение, 2015 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).



Николина В.В. География. 5-6 класс. Мой тренажёр. ФГОС



Матвеев А.В. География. Планируемые результаты. Карта прохождения рабочей программы. 5-6 класс



География: уроки-игры в средней школе/сост. Н.В. Болотникова.- Волгоград: Учитель, 2007.

138с.










17


Материально-техническое обеспечение


Интерактивная доска, проектор, СD диски: образовательная коллекция: «Большая детская энциклопедия», 2004 г., DVD. «Земля. История планеты», 2003 г., образовательная коллекция: «Тайны времени и пространства, 2009 г., тематические карты, глобус, модель «Внутреннее строение земли», компасы.



Интернет ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество














18

Лист внесений изменений в рабочую программу



№ п.п

Количество листов

Приказ

Ответственный : завуч, директор, учитель

Дата вступления изменений в силу

Заменённые

Удалённые

Новые