Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Новоромановская средняя общеобразовательная школа
Калманского района Алтайского края
«РАССМОТРЕНО» на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «25» 08 2015 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы: ______________________ С.Ф.Бунет Приказ № ______ от «_____» ________________ 2015 г. |
Рабочая программа
учебного предмета «география» для 5 класса
основное общее образование
II ступень
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
Чупак Н.Н. , учитель географии
первой квалификационной категории
Новороманово 2015
2
Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике по географии для 5-6 класса линии «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева.
Рабочая программа составлена на основе:
- ООП ООО МБОУ Новоромановская СОШ
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения
- примерной программы учебного курса «Полярная звезда» авторского коллектива под руководством А.И. Алексеева
Курс ориентирован на усвоение учащимися:
- общечеловеческих ценностей, связанных со значимостью географического пространства для человека, с заботой, сохранением окружающей среды для жизни на земле и жизнедеятельности человека;
-опыта человечества через освоенные им научные общекультурные достижения (карты, путешествия, наблюдения, традиции, современная информация, техника и т.д.), способствующие изучению, освоению, сохранению географического пространства.
Количество учебных недель в 5 классе согласно календарного учебного графика МБОУ Новоромановская СОШ - 35, в неделю: 1 час, резервное время – 5 часов. Из 5 часов резервного времени: использую 2 часа в разделе «План и карта» для проведения практических работ. В рамках отведённого программой времени на изучение этого раздела (10ч) сделать это весьма затруднительно. Поэтому 2 часа отвожу для выполнения практических заданий в тетради и на контурной карте, а 3ч использую в разделе «Литосфера – твердая оболочка Земли» В рамках отведённого программой времени на изучение этого раздела (10ч) сделать это весьма затруднительно. Поэтому 2 часа отвожу для изучения темы «Рельеф Земли» и 1ч для решение практических задач.
В курсе предусмотрено выполнение 10 практических работ (3 работы в 5 классе и 7 работ в 6 классе). Для отслеживания результатов обучения помимо поурочного контроля предусмотрен промежуточный контроль.
Программное обеспечение:
- Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
- Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразователных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение, 2011.
Учебник: География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2015 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
В соответствии с требованиями стандарта предлагается изучать предмет география как интегрированный курс без разделения на физическую и социально-экономическую, что было принято ранее. Важной целью курса является организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализация личностного, системно-деятельностного подходов в обучении, формирование ценностных ориентаций, познавательного интереса
к географии, навыков применения географических знаний в жизненной практике, получение возможности научиться ориентироваться в географическом пространстве.
Цель: Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира их необходимости для решения современных задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования, развитие универсальных учебных действий у обучающихся (УУД).
4
Планируемые результаты изучения учебного предмета Предметные: Выпускник 5 класса научится: 1. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач; 2. анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; 3. находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности; 4. определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания; 5. выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию; 6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации; 7. представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач. 8. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; 9. использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий; 10. проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков; 11. оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития. 5 Выпускник 5 класса получит возможность научиться: 1. работать с различными источниками географической информации и приборами; 2. ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов; 3. читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты; 4. строить простые планы местности; 5. создавать простейшие географические карты различного содержания; 6. моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ. 7. использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде 8. воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ; 9. создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией; 10. самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли. Метапредметные результаты Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные; 6 Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности; Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы; Формирование и развитие учебной и обще пользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий; Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики; Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования; Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов; Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия; 7 Личностные результаты: Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной; Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира; Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; 8 Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. |
Оценка устных ответов учащихся: Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов. Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя. Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов. 9 Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3» Оценка письменных контрольных работ Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы Оценка практических работ Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод. Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов |
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
10
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков. но правильно указаны основные географические объекты
Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю
Учебно-тематический план рабочей программы учебного курса
«География»
Номер раздела | Наименование раздела | Продолжительность изучения в часах |
1 | Развитие географических знаний о Земле | 4 |
2 | Земля – планета Солнечной системы | 3 |
3 | План и карта | 12 |
4 | Человек на Земле | 3 |
5 | Литосфера – твердая оболочка Земли | 13 |
Итого: 35 часов |
11
Тематический поурочный план изучения учебного предмета «География», 5 класс, 1 ч/неделю
Тема урока | Количество часов | Планируемы образовательные результаты изучения раздела (Критерии оценки результатов деятельности) | Формы и методы обучения по разделам | Оснащение и оборудование | Деятельность обучающихся |
Личностные | Предметные | Метапредметные |
Раздел I. Развитие географических знаний о Земле (4ч) |
Географические методы изучения окружающей среды | 1 2-я неделя сентября | Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение | Учащийся должен уметь: - приводить примеры географических объектов; - называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией); - объяснять, для чего изучают географию. | Вводная беседа, Фронтальный опрос | Учебник, физическая карта, рабочая тетрадь, География. Начальный курс. 5 класс (электронное мультимедийное издание) | Составлять: представление о значении географии в жизни и деятельности людей, Использовать: в рассказе карту и уметь показывать маршруты великих |
Развитие географических знаний о Земле | 1 3-я неделя сентября |
Современный этап научных географических исследований | 1 4-я неделя сентября |
Проверочная работа по разделу «Развитие географических знаний о Земле» | 1 1-я неделя октября |
12
Раздел II. Земля – планета Солнечной системы (3ч) |
Земля – планета Солнечной системы | 1 1-я неделя октября | Формирование доказательств, что Земля – одна из планет Солнечной системы. | Умение определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года | Учащийся должен уметь: составлять и анализировать схему «Вращение Земли вокруг своей оси» | Фронтальный опрос | Учебник, глобус, «Мой тренажер» | Сравнивать: планеты Солнечной системы по величине. |
Солнечный свет на Земле | 1 2-я неделя октября |
Современный этап научных географических исследований | 1 3-я неделя октября |
Раздел III. План и карта (12 ч) |
Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности | 2 1-я и 2-я неделя ноября | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | Умение ориентироваться на местности, определение относительной и абсолютной высоты, а так же географические координаты объектов | Учащийся должен уметь: определять объекты с помощью условных знаков. Выявлять на глобусе и карте элементы градусной сетки. | Индивидуальный опрос, чтение и запись топографических знаков, работа с картами | Учебник, глобус, «Мой тренажер», физическая карта, | Использовать: условные знаки при чтении плана местности. Определять: масштаб плана и карты. Переводить: численный масштаб в именованный и наоборот. |
Изображение земной поверхности на плоскости. | 2 3-я и 4-я неделя ноября |
Географическая карта – особый источник информации | 1 1-я неделя декабря |
Градусная сетка | 1 2-я неделя декабря |
Географические координаты | 3 3-я,4-я недели декабря и 2-я неделя января |
Решение практических задач по плану и карте. | 2 3-я и 4-я неделя января | | | | | | Уметь: ориентироваться на местности определять стороны горизонта. Определять: азимут |
Проверочная работа по разделу « План и карта » | 1 1-я неделя февраля |
Раздел IV. Человек на Земле (3ч) |
Заселение человеком Земли | 1 2-я неделя февраля | Осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального общества | Умение: определять по карте места происхождения человека и пути его расселения на Земле. | Учащийся должен уметь: выявлять внешние признаки людей различных рас. Находить и показывать на карте свою страну, а так же крупные и известные страны. | | Учебник, глобус, «Мой тренажер», политическая карта мира, электронное мультимедийное издание | Уметь: работать с атласом и заполнять конт.карту Определять: географические координаты. . |
Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города | 1 3-я неделя февраля |
Многообразие стран мира | 1 4-я неделя февраля |
Раздел V. Литосфера – твердая оболочка Земли (13ч) |
Земная кора и литосфера. | 1 1-я неделя марта | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона). | Умение: определять по картам равнины и горы, классифицировать горные породы, значение литосферы для человека | Учащийся должен уметь: наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма., а так же равнины и горы мира | | Учебник, глобус, «Мой тренажер», электронное мультимедийное издание, модель «Внутреннее строение Земли» | Находить: на карте вулканы, горные системы и отдельные вершины, равнины и низменности. Исследовать: причины извержения вулканов, используя дополнительную литературу, справочники, энциклопедии |
Горные породы, минералы, полезные ископаемые | 1 2-я неделя марта |
Движение земной коры | 2 3-я неделя марта 1-я неделя апреля |
Рельеф Земли. Равнины | 2 2-я и 3-я неделя апреля | | | | | | |
Рельеф Земли. Горы | 2 4-я неделя апреля |
Решение практических задач по карте. | 2 1-я неделя мая |
Человек и литосфера | 2 2-я и 3-я неделя мая |
Проверочная работа по разделу « Литосфера – твердая оболочка Земли » | 1 4-я неделя мая |
Всего уроков | 35 | |
Из них: уроков – контрольных работ | 3 | |
уроков практических работ | 3 | |
16
Учебно-методическое обеспечение.
Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение, 2011.
Учебник: География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных организаций / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: Просвещение, 2015 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
Николина В.В. География. 5-6 класс. Мой тренажёр. ФГОС
Матвеев А.В. География. Планируемые результаты. Карта прохождения рабочей программы. 5-6 класс
География: уроки-игры в средней школе/сост. Н.В. Болотникова.- Волгоград: Учитель, 2007.
138с.
17
Материально-техническое обеспечение
Интерактивная доска, проектор, СD диски: образовательная коллекция: «Большая детская энциклопедия», 2004 г., DVD. «Земля. История планеты», 2003 г., образовательная коллекция: «Тайны времени и пространства, 2009 г., тематические карты, глобус, модель «Внутреннее строение земли», компасы.
Интернет ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы
http://www.rgo.ru/ - Планета Земля
http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система
http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество
18
Лист внесений изменений в рабочую программу
№ п.п | Количество листов | Приказ | Ответственный : завуч, директор, учитель | Дата вступления изменений в силу |
Заменённые | Удалённые | Новые |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |