Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вешкаймская средняя общеобразовательная школа №2 имени Б.П.Зиновьева
| РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
| на заседании Ш МО | Заместитель директора по УВР | Директор МБОУ ВСОШ №2 имени Б.П.Зиновьева |
| Протокол № | ______________________________ | __________________Кузнецов Н.И. |
| от «___ » _____________ 2015 г. | «___» _________________ 2015 г. | Приказ от № |
| |
Рабочая программа Наименование учебного предмета ___обществознание_ Класс__7А,Б,В Уровень общего образования основная школа Учитель Аладина Галина Валентиновна Срок реализации программы, учебный год 2016 - 2017 учебный год Количество часов по учебному плану 35 ч. в год; в неделю 1 час. Планирование составлено на основе. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Авторы: Л.Н.Боголюбов, Л.Ф. Иванова, Н.И. Городецкая. М.: Просвещение, 2014г.(3-е издание). Учебник: Обществознание 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, А.И. Матвеева. Москва. Просвещение 2015г. Рабочую программу составил (и)________________АЛАДИНАГВ__________________________ подпись расшифровка подписи |
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются:
• в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
1) на использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста – в таблицу, из аудиовизуального ряда – в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в следующих сферах:
познавательной:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной:
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой:
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической:
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной:
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ
№п/п | | Количество часов |
Раздел учебного курса | По авторской программе | По рабочей программе |
1 | Введение | 1 | 1 |
2 | Регулирование поведения людей в обществе | 11 | 12 |
3 | Человек в экономических отношениях | 13 | 13 |
4 | Человек и природа | 5 | 6 |
5 | Заключительные уроки | 2 | 3 |
6 | Резерв | 2 | 0 |
7 | Итого | 35 | 35 |
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Содержание учебного раздела |
1. | Введение | 1 | Что мы уже знаем и умеем. Чем будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома. |
2. | Регулирование поведения людей в обществе | 12 | Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны. Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних. Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. |
3. | Человек в экономических отношениях | 13 | Основные участники экономики производители и потребители. Натуральное и товарное хозяйство. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя. Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя. Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике. Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. |
4. | Человек и природа | 6 | Человек – часть природы. Значение природных ресурсов как основ жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды. Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали. Законы РФ, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности. |
5. | Заключительные уроки | 3 | Повторение и обобщение изученного материала 7-го класса |
3. Тематическое планирование с указанием количества часов на изучение каждой темы
№ п/п | Тема | Количество часов |
Введение (1час) |
1 | Вводный урок | 1 |
Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе (12часов) |
2-3 | Что значит жить по правилам? | 2 |
4-5 | Права и обязанности граждан | 2 |
6-7 | Почему важно соблюдать законы | 2 |
8-9 | Защита Отечества | 2 |
10 | Что такое дисциплина | 1 |
11 | Виновен – отвечай | 1 |
12 | Кто стоит на страже закона | 1 |
13 | Человек и закон | 1 |
Глава 2. Человек в экономических отношениях (13 часов) |
14-15 | Экономика и ее основные участники | 2 |
16 | Мастерство работника | 1 |
17-18 | Производство, затраты, выручка, прибыль | 2 |
19-20 | Виды и формы бизнеса | 2 |
21 | Обмен, торговля, реклама | 1 |
22 | Деньги и их функции | 1 |
23-24 | Экономика семьи | 2 |
25-26 | Человек в экономических отношениях | 2 |
Глава 3. Человек и природа (6часов) |
27 | Воздействие человека на природу | 1 |
28 | Охранять природу – значит охранять жизнь | 1 |
29 | Закон на страже природы | 1 |
30-31 | «Человек и природа» | 2 |
Глава 4. Повторение (3 часа) |
32 | Человек и общество | 1 |
33 | Практикум по теме «ПРАВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» | 1 |
34-35 | Общественные отношения | 2 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАлендарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема и тип урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Планируемые результаты | Формы контроля | ФОПД (формы организ.познав. деятельности) | Домашнее задание | Дидаксическое обеспечение | Дата про- веде- ния |
Предметные компетенции | Метапредметные и личностные УУД |
Введение (1 час) | |
1 | Вводный урок (урок от- крытия нового знания) | 1 | Знакомство с курсом «Обществоведение. 7 класс». Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания методического аппарата учебника | Научатся: пони- мать условные обозначения нового учебника и рабочей тетради;определять понятия закон и право и как они регулируются поведением людей в обществе; отличать понятия нормызакона и моральныезаконыобщества | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов;приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии;принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | Фронтальный опрос | Индивидуальные, репродуктивно-поисковая: составление конспекта по тексту | Учебник (с. 5–6). Составить сочинение размышление по теме «Закон управляет людьми, разум – законом» | Презентация «Человек и закон». URL: http:// prezentacii. com/obschest voznanie/ 9860-chelo vek-i-zakon. htm | |
Регулирование поведения людей в обществе (11 часов) |
2-3 | Что значит жить по правилам? (Урок общеметодологической направленности) | 1 | Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребенка и их защита. Международные правовые документы о правах ребенка | Научатся: называть различные виды правил; приводить примеры индивидуальных и групповых привычек; объяснять, зачем в обществе существуют правила этикета; приводить примеры обычаев и ритуалов; объяснять, какие правила регулируют поведение людей в обществе | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | Опрос. Письмен- ные задания | Информационные технологии- презентации учащихся | § 1, задания в рабочей тетради: № 3, 5, 6–8 (с. 5–8) | Презентация по теме «Что значит жить по правилам?». URL: http://www. rusedu.ru/ detail_4813. html | |
4-5 | Права и обязанности граждан (урок обще- методологической направленности) | 2 | Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребенка и их защита. Международные правовые документы о правах ребенка | Научатся: определять, как права человека связаны с его потребностями; какие группы прав существуют; что означает выражение «права человека закреплены в законе»; определять связь прав с потребностями человека; работать с документами правового характера | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели;анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий. Личностные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | Опрос, практическая работа | Фронтальный опрос | § 2, задания в рабочей тетради № 5–8 (с. 10–12) | Презентация «Права и обя- занности граждан». URL: http:// www.rusedu. ru/detail_10185.html | |
6-7 | Почему важно соблюдать законы (урок обще- методологической направленности) | 2 | Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. «Закон выше власти». Кто стоит на страже закона | Научатся: определять, почему человеческому обществу нужен порядок; каковы способы для установления порядка в обществе; в чем смысл справедливости; почему свобода не может быть безграничной; объяснять смысл понятия свобода | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели;анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | Опрос, индивидуальные задания | Опрос фронтальный | § 7, задания в рабочей тетради: № 5, 6 (с. 13). Индивидуальные задания: подготовка сообщений о Бородинском сражении и сражении под Прохоровкой | Презентация «Почему важно соблюдать законы». URL: http://www. uchportal.ru/ load/142-1- 0-2029 | |
8-9 | Защита Отечества (урок обще- методологической направленности) | 2 | Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество. Священный долг гражданина – защита Отечества. Военная служба. Основные обязанности военнослужащих. Подготовка к выполнению воинского долга | Научатся: определять, почему нужна регулярная армия, в чем состоит обязательная подготовка к военной службе; отличия военной службы по призыву от военной службы по контракту; каковы основные обязанности военнослужащих; как готовить себя к выполнению воинского долга | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели;анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий. Личностные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | Опрос, индивидуальные письменные задания | Коллективные. репродуктивно-поисковая: составление плана | § 4, задания в рабочей тетради: № 5–8 (с. 17) | Презентация «Защита Отечества». URL: http:// www.center vertical.ru/p_history.htm | |
10 | Что такое дисциплина (урок обще- методологической направленности) | 1 | Дисциплина общеобязательная и специальная. Правомерное поведение. Дисциплинарные взыскания | Научатся: определять, что такое дисциплина, какая она бывает, каковы последствия нарушения дисциплины; виды (внутренняя и внешняя) дисциплины | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели;анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | Опрос, индивидуальные письменные задания | Опрос индивидуальный | § 5. Задания в рабочей тетради: № 2 (с. 18) | Презентация «Что такое дисциплина». URL: http://www. proshkolu.ru/ club/histori ans/file2/ 177961 | |
11 | Виновен – отвечай (урок обще- методологической направленности) | 1 | Виды нормативноправовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности | Научатся:опреде- лять, кого называют законопослушным человеком, в чем коварство мелкого хулиганства, признаки противоправного поведения, особенности наказания несовершеннолетних | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество). Личностные: определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии культуры | Опрос, практические задания | Тест интерактивный | § 6. Ответить на вопросы (с. 54) | Презентация на тему «Виновен – отвечай». URL: http://prezentacii. com/obschestvoznanie/ 10507-vino ven-otvechay- 7-klass.html | |
12 | Кто стоит на страже закона (урок общеметодологической направленности) | 1 | Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан. Какие задачи решает милиция. Кто стоит на страже защиты прав несовершеннолетних | Научатся:опре- делять, какие зада- чи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов, какие органы называются правоохранительными; задачи, стоящие перед судом; что такое полиция, каковы основные направления деятельности полиции; на основе каких принципов полиция осуществляет свою деятельность; как работают подразделения по делам несовершеннолетних | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. Личностные: сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | Самостоятельная работа | Индивидуальный опрос и тетс | § 7, ответить на вопросы параграфа | Презентация «Кто стоит на страже закона». URL: http:// powerpoint. net.ru/pre sents/obzest vo/kto-stoit-na-strazhe-zakona.htm | |
13 | Человек и закон (урок развивающего контроля) | 1 | Права и обязанности граждан. Механизмы реализации прав и свобод | Научатся:рабо- тать с тестовыми контрольно-измерительными материалами, использовать изученные термины по теме «Регулирование поведения людей в обществе» | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. Личностные: сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | Тест | Индивидуальные задания- тесты пол типу ОГЭ | Повторить пройденный материал, выполнить задания в рабочей тетради: № 1–8, (с. 30–37) | | |
Глава 2. Человек в экономических отношениях (13 часов) |
14-15 | Экономика и ее основные участники (урок открытия нового знания) | 2 | Экономика и ее роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен. Взаимосвязь правонарушителей и потребителей | Научатся: определять, как экономика служит людям; почему форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики; что общего и в чем различия экономических интересов производителей и потребителей; как взаимосвязаны основные участники | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии;принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | Опрос | Коллективные. репродуктивно-поисковая: составление плана | § 8, задания (с. 71–72) | Презентация «Экономика и ее основные участники». URL: http://www. rusedu.ru/ detail_5170. html | |
16 | Мастерство работника (урок обще- методологической направленности) | 1 | Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда | Научатся: определять, из чего складывается мастерство работника; чем определяется размер заработной платы, должна ли зарплата находиться в зависимости от образования работника | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. Личностные: сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | Творческое задание | групповая | § 9, задания в рабочей тетради: № 5–8 (с. 44–49) | Презентация «Золотые руки работника». URL: http://frunze-soh.edusite.ru/p128aa1.html | |
17-18 | Производство, затраты, выручка, прибыль (урок обще- методологической направленности) | 2 | Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль. Развитие производства. Затраты производства | Научатся: определять, какова роль разделения труда в развитии производства; как сделать производство выгодным; как снизить затраты производства | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличающуюся от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Личностные:проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | Опрос, индивидуальные задания | Групповая творческие заданеия | § 10, вопросы к параграфу | Презентация «Производство, затраты, выручка, прибыль». URL: http:// www.myshared.ru/slide/ 349855/ | |
19-20 | Виды и формы бизнеса (урок обще- методологической направленности) | 2 | Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основные организационно-правовые формы предпринимательства. Роль предпринимательства в развитии экономики | Научатся: определять, почему люди занимаются бизнесом; какова роль предпринимательства в развитии экономики; различные виды бизнеса и их взаимосвязь; как сделать бизнес успешным и получить прибыль; в каких формах можно организовать бизнес | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. Личностные: сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | Практическое задание, опрос | групповая | § 11, задание в рабочей тетради: № 7–9 (с. 57–58) | Презентация «Виды и фор- мы бизнеса». URL: http:// www.proshkolu.ru/user/KLW/folder/ 33433 | |
21 | Обмен, торговля, реклама (урок обще- методологической направленности) | 1 | Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Как обмен решает задачи экономики. Торговля – источник богатства страны | Научатся: определять, как обмен решает задачи экономики; что необходимо для выгодного обмена; зачем люди и страны ведут торговлю; почему торговлю считают источником богатства страны; для чего нужна реклама товаров и услуг | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | Деловая игра | групповая | § 12, задания в рабочей тетради: № 7–9 (с. 62–64) | Презентация «Обмен, торговля, реклама». URL: http:// www.rusedu. ru/detail_ 8002.html | |
22 | Деньги и их функции (урок общеметодоло- гической направленности) | 1 | Деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют | Научатся: определять, в чем состоят особенности межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Самостоятельная работа | § 13, задания в рабочей тетради: № 7, 8 (с. 67–68) | Презентация «Деньги и их функции». URL: http:// www. proshkolu.ru/ user/KLW/ file/460916/, http://deposit files.com/ru/ files/g3xzr 3vos | |
23-24 | Экономика семьи (урок общеметодологической направ- ленности) | 2 | Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы денежныхсбережений граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве | Научатся: определять, что такое ресурсы семьи, каковы важнейшие из них; из чего складываются доходы семьи; значения понятия бюджет | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числетворческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Личностные: определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности | Практическое задание, опрос | Коллективные. репродуктивно-поисковая: составление плана | § 14, вопросы к параграфу | Презентация по теме «Экономика семьи». URL: http:// www.rusedu. ru/detail_ 8240.html | |
25-26 | Человек в экономических отношениях (урок развивающего контроля) | 2 | Практические и тестовые задания | Научатся: определять, как экономика служит людям; объяснять основные понятия, решать проблемные задания, выполнять тестовые задания | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии;принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | Контроль- ная работа | Тест по типу ОГЭ | Повторение пройденного материала | | |
Глава 3. Человек и природа (6 часов) |
27-28 | Воздействие человека на природу (урок открытие нового знания) | 1 | Самое громкое слово. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая? Загрязнение атмосферы. Загрязнение воды и почвы | Научатся: определять, что такое экологическая угроза; характеризовать воздействие человека на природу | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. Личностные: сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | Опрос, индивидуальные задания | Коллективные. репродуктивно-поисковая: составление плана | § 15, задания в рабочей тетради: № 8, 9 (с. 81–82) | Презентация «Человек и природа». URL: http:// www.myshared.ru/slide/ 113135/ | |
29 | Охранять природу – значит охранять жизнь (урок обще- методологической направленности) | 1 | Что значит отно- ситься к природе по-человечески? Тяжелые последствия безответственности. Эколо- гическая мораль | Научатся: определять, что мы называем экологической моралью; характеризовать воздействие человека на природу | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Индивидуальные задания, опрос | Фронтальный опрос | § 16, задания в рабочей тетради: № 6, 7 (с. 85–86) | Презентация «Охранять природу – значит охра- нять жизнь». URL: http:// ppt4web.ru/ ehkologija/ okhranjat-prirodu-znachit- okhranjat-zhizn.html | |
30 | Закон на страже природы (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | Природа нуждается в охране. Что подлежит охране? Что может сделать гражданин для защиты природы | Научатся: определять, какие законы стоят на страже охраны природы | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Личностные: определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности | Практические задания | Коллективные. репродуктивно-поисковая: составление плана | § 17, задания (с. 148–149) | Презентация «Закон на страже природы». URL: http:// www.itn.ru/ communities. aspx?cat_ no=2715& lib_no=21205&tmpl=lib& page=1 | |
31-32 | «Человек и природа» | 2 | Систематизация наиболее часто задаваемых вопросов | | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии;принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | | | | | |
Глава 4. Повторение (3 часа) |
33 | Человек и общество (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | Регулирование людей в обществе. Человек в экономических отношениях. Человек и природа | Научатся:опреде- лять, в чем состоят особенности межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приемы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивают правильность выполнения действия. Личностные: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей; сопереживают им | Практические и индивидуальные задания | Индивидуальные задания | Повторение, подготовка к контрольному тестированию | | |
34-35 | Обществен- ные отношения (урок развивающего контроля) | | Регулирование людей в обществе. Человек в экономи ческих отношениях. Человек и природа | Научатся: определять основные понятия, решать проблемные задания, выполнять тестовые задания | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Личностные: выражают адекватное понимание причин успешности/неуспеш- ности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения | | групповая | | | |
Описание учебно- методического и материавльно – технического обеспечения и образовательного процесса
• Обществознание. 5–9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, Н. И. Городецкая. – М. : Просвещение, 2013.
• Обществознание. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2014.
• Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Т. Е. Лискова, О. А. Котова. – М. : Просвещение, 2015.
• Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2013.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расположении новых цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках нового времени;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства обществ нового времени б) положения основных групп населения ;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям новой истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя государств нового времени;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия в мировой истории.
Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.
Система оценки достижений учащихся: тестирование, контрольные и самостоятельные работы, зачёты, семинары, практические работы, презентации, творческие работы.
Требования к результатам обучения
и освоения содержания курса по обществознанию
Учащиеся должны
Знать/усвоить
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей и свое собственное с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Конкретные понятия курса, которые должны быть освоены учащимися 7 класса, отражены в авторской программе Боголюбова Л.Н.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.
Устный, письменный ответ
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
делает элементарные выводы;
путается в терминах;
не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
не может аргументировать собственную позицию;
затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
не раскрыл проблему;
собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);
информацию представил не в контексте задания;
отказался отвечать.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК :• Обществознание. 5–9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, Н. И. Городецкая. – М. : Просвещение, 2013.
• Обществознание. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2014.
• Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Т. Е. Лискова, О. А. Котова. – М. : Просвещение, 2015.
• Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2013
Литература, рекомендуемая в процессе реализации рабочей программы
1. Методические пособия для учителя:
1. Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М. : Дрофа, 2008.
2. Кравченко, А. И. Введение в социологию : учеб. пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. – М. : Просвещение, 1996.
3. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. – М. : Школа-Пресс, 2000.
4. Боголюбов, Л. Н., Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки . 7 класс : для учителей общеобразовательных школ., под. ред . Л. Ф. Ивановой . М. : Просвещение 2012.
5. Правовое воспитание школьников : 5–9 классы: конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. – Волгоград : Учитель, 2006.
6. Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5–9 классы. – М. : Просвещение, 2010.
7. Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996.
8. Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи… : метод. разработки социально-психол. тренингов / А. С. Прутченков. – М. : Новая школа, 1996.
9. Прутченков, А. С. Школа жизни : метод. разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. – М. : Международная педагогическая академия, 1998.
10. Суворова, Н. Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний» для учителей 7 класса школ гуманитарного профиля / Н. Г. Суворова. – М. : Вита, 2003.
2. Дополнительная литература для учителя:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Кодекс об административных правонарушениях.
3. Конституция Российской Федерации.
4. Семейный кодекс РФ.
5. Трудовой кодекс РФ.
6. Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. – М. : Айрис-Пресс, 2010.
7. Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов
пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. – М. : ВЛАДОС, 2001.
8. Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. – М. : Проспект, 2010.
9. Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. – Ростов н/Д : Феникс, 2005.
10. Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию: вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.
11. Политика и право. Школьный практикум. 10–11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. – М. : Дрофа, 1997.
12. Сидельникова, Т. Т. Политология: комментарии, схемы, афоризмы : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. – М. : ВЛАДОС, 1999.
13. Сычев, А. А. Обществознание : учеб. пособие / А. А. Сычев. – М. : Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.
14. Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. – М. : Астрель, 2010.
3. Дополнительная литература для учащихся:
1. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д : Феникс, 2010.
2. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. – М. : Виктория Плюс, 2007.
Учебно-методическое обеспечение
1. Печатные пособия.
Демонстрационные таблицы:
1. Человек познает мир.
2. Внутренний мир и социализация человека.
3. Человек, природа, общество.
4. Рыночная экономика.
5. Развитие общества.
6. Политическая система общества.
7. Политическая жизнь общества.
8. Право.
9. Социальная система общества.
10. Взаимодействие людей в обществе.
11. Культура и духовная жизнь.
2. Информационно-коммуникативные средства.
1. Обществознание. Рекомендации. Разработки / Н. Ю. Бухарева [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011. – (Методики. Материалы к урокам). – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. Обществознание. Тематические тесты. Редактор тестов. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников» / сост. Н. А. Скобелина. – Волгоград : Учитель, 2010. – (Сетевой тестовый контроль). – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
3. Обществознание. Курс лекций : учеб. пособие / А. Ю. Ларин, О. Е. Боровик. – М. : Книжный мир, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
3. Технические средства обучения.
4. Мультимедийный компьютер.
5. Мультимедийный проектор.
4. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
2. Штатив для карт и таблиц.
4. Шкаф для хранения карт.
5. Ящики для хранения таблиц.
5. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
6.Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social —