Вид урока: урок смешенного типа.
Методики, приемы применяемые на уроке: на уроке используются активные методики обучении (исследовательско –поисковый метод, метод проблемного обучения) и применяются следующие приемы: приём “Необъявленная тема”, приём «Согласен – Не согласен».
Формы активизации обучения: коллективная, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная доска, презентация, карточки с практическим заданием, карточки с заданием для самостоятельной работы.
Этапы урока | Работа учителя | Работа обучающихся | Основная цель этапа |
1. Мотивация к учебной деятель-ности | Деятельность учителя: реализация эмоционально-ценностной среды урока - Прозвенел уже звонок – Начинаем наш урок. Открываем все тетрадки, В книжках нужные закладки. На вопросы отвечаем, Когда нужно – замолкаем. В теме будем разбираться, Главное – не отвлекаться! | Деятельность обучающихся: эмоциональный настрой на урок | - настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний - создать условия для мотивации ученика внутренней потребности включения в учебный процесс |
2. Актуали-зация и пробное учебное действие | Деятельность учителя: дидактическое обеспечение урока - Ребята! Начать наш урок я хотела бы с небольшого творческого задания. Перед вами множество треугольников. Разбейте это множество на три группы. (Интерактивная презентация 1) После выполнения задания на доске должно появиться 3 группы треугольников: тупоугольные, остроугольные и прямоугольные. - Скажите, какой группе треугольников мы больше всего уделяли внимания на наших уроках? - Давайте же узнаем, что мы помним про прямоугольные треугольники. Я буду читать вам утверждение, а вы работать с сигнальными карточками. Если вы согласны с моим утверждением, то поднимаете 1, если не согласны – 0. - Стороны прямоугольного треугольника, составляющие прямой угол называются катетом и гипотенузой. -. Высота, проведенная к гипотенузе, делит треугольник на два прямоугольных треугольника. - Самая большая сторона прямоугольного треугольника – катет. - Сторона, лежащая против прямого угла, называется гипотенузой. Проводится экспресс анализ данного задания. | Деятельность обучающихся: выполнение интерактивного творческого задания; ответы на вопросы учителя; работа с сигнальными карточками. Отвечающий «перетаскивает» треугольники по группам - Прямоугольным Работа с сигнальными карточками «0» «1» «0» «1» | - актуализировать знания учащихся - подготовка мышления учащихся к построению нового способа действий (пробного учебного действия) |
3. Выявление места и причины затруднения | Деятельность учителя: дидактическое обеспечение урока; информационно-познавательное обеспечение урока - Обратите внимание на доску. Что вы видите? (Интерактивная презентация 2) Совершенно верно. И эта карта у нас неспроста. Она поможет нам решить задачу. Из Воронежа выехали два поезда: один в Курск, другой в Саратов. Какое расстояние будет между поездами, когда они оба достигнут пунктов своего назначения? Расстояние между Воронежем и Курском – 230 км, Между Воронежем и Саратовом – 470 км. - А теперь усложним задачу. Из Воронежа выехали два поезда: один в Курск, другой в Растов-на-Дону. Какое расстояние будет между поездами, когда они оба достигнут пунктов своего назначения? Расстояние между Воронежем и Курском – 230 км, Между Воронежем и Растовом-на-Дону – 495 км. - Кто справился с этой задачей? - Почему не справились? | Деятельность обучающихся: решение поставленной задачи. Карту России 230+470=700(км) ??? | - выявить место и причину затруднения; осознать, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Деятельность учителя: информационно-познавательное обеспечение урока -Какая фигура у нас получилась? - Что у этого треугольника известно? - Что нужно найти? - Попробуйте сформулировать цель нашего урока сегодня. - А для того, чтобы научиться это делать, давайте выполним практическую работу | Деятельность обучающихся: решение поставленной задачи. Прямоугольный треугольник Катеты Гипотенузу Научиться находить гипотенузу по известным катетам | - постановка целей учебной деятельности (вывести тему урока) - выбор способа и средств реализации целей |
5. Реализация постро-енного проекта | Деятельность учителя: технолого-деятельностное обеспечение урока; контрольно-коррекционное обеспечение урока. Практическая работа ( раздаточный материал – даны три прямоугольных треугольника со сторонами: 12-9-15; 15-8-17; 8-6-10) - Задание: измерьте все стороны этих треугольников. - Результаты занесите в сводную таблицу (интерактивная презентация 3) Сделайте вывод. - Совершенно правильно. Но так как мы в геометрии ничего на «веру» не берем, давайте постараемся доказать это утверждение в виде теоремы. И теорема эта носит название «теорема Пифагора» Доказательство теоремы изучается детьми самостоятельно, опираясь на различные источники информации. Затем, один из учеников выходит к доске и воспроизводит доказательство. (Презентация 4)  | Деятельность обучающихся: выполнение практической работы Треугольник 1: 12-9-15 144-81-225; Треугольник 2: 15-8-17 225-64-289 Треугольник 3: 8-6-10 64-36-100 Дети заносят свои результаты в таблицу, используя функцию «карандаш». Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов Записывают в тетрадь тему урока, доказательство теоремы | - построение учащимися нового способа действий - формирование умений применять данное действие как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще |
6. Первичное закреплениес проговариванием во внешней речи | Деятельность учителя: дидактическое обеспечение урока; контрольно-коррекционное обеспечение урока. - Скажите, теперь мы можем найти расстояние между городами? - Найдите это расстояние, ответ округлите до целых. - Чтобы закрепить наше новое умение, давайте решим задачи на готовых чертежах. (презентация 5) | Деятельность обучающихся: решить задачи на готовых чертежах, проговаривая все этапы решения 2302+4952=52900+245025= 297925  Дети по цепочке решают вслух задачи, комментируя свое решение. | - первичное закрепление полученных знаний с проговариванием во внешней речи для усвоения учащимися нового способа действия |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Деятельность учителя: дидактическое обеспечение урока; контрольно-коррекционное обеспечение урока. - А теперь давайте попробуем самостоятельно решить задачи с последующей самопроверкой (раздаточный материал: 2 задачи, имеющие практическое значение + верное решение задач) - Сравните свои решения с эталоном, при необходимости исправьте ошибки. | Деятельность обучающихся: решить задачи практической направленности | - интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия. |
8. Включение материала в систему знаний и повторения | Деятельность учителя: дидактическое обеспечение урока; контрольно-коррекционное обеспечение урока. А теперь усложним ситуацию. В равностороннем треугольнике ABC проведена биссектриса угла А, пересекающая сторону АС в точке К. АК равна 6. Найдите сторону треугольника.  Ребята, давайте запишем задание на дом: п. 54, №485 Подготовить доклад: 1) Пифагор и его последователи; 2) Различные способы доказательства теоремы; 3)Теорема Пифагора в «действии». | Деятельность обучающихся: решить задачу Решение задачи у доски. Записывают домашнее задание в дневники. | - включение нового способа действий в систему ранее полученных знаний |
9. Рефлексия | Деятельность учителя: реализация эмоционально-ценностной среды урока Работа с рефлексивной картой в виде смайликов. Если дан нам треугольник, И притом с прямым углом, То квадрат гипотенузы Мы всегда легко найдем: Катеты в квадрат возводим, Сумму степеней находим, И таким простым путем К результату мы придем. | Деятельность обучающихся: провести самооценку своей работы на уроке, дать эмоциональный отклик на урок. | - самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности |