СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестовый материал по разделу "Право" в 9 кл

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можно использовать для проверочной, контрольной, итоговой или тренировочной работы в формате ОГЭ для 9 кл.

Подбор заданий также производится в зависимости от ситуации. Все материалы взяты с сайта "Решу ЕГЭ"

Просмотр содержимого документа
«Тестовый материал по разделу "Право" в 9 кл»

1. Ад­ми­ни­стра­тив­ным про­ступ­ком яв­ля­ет­ся

1) без­би­лет­ный про­езд в ав­то­бу­се

2) не­упла­та али­мен­тов

3) отказ вер­нуть долг со­се­ду

4) опоз­да­ние на учёбу

2. Ба­буш­ка с вну­ком, гуляя в лесу, на­рва­ли букет цве­тов, ко­то­рые за­не­се­ны в Крас­ную книгу. Нормы какой от­рас­ли права ре­гу­ли­ру­ют дан­ную си­ту­а­цию?

1) уго­лов­но­го права

2) ад­ми­ни­стра­тив­но­го права

3) граж­дан­ско­го права

4) тру­до­во­го права

3. Среди при­ведённых при­ме­ров про­ти­во­прав­но­го по­ве­де­ния ад­ми­ни­стра­тив­ным про­ступ­ком яв­ля­ет­ся

1) лож­ное те­ле­фон­ное со­об­ще­ние о го­то­вя­щем­ся тер­ро­ри­сти­че­ском акте

2) не­вы­пол­не­ние фир­мой усло­вий за­ключённого до­го­во­ра

3) рас­пи­тие граж­да­на­ми спирт­ных на­пит­ков в об­ще­ствен­ных ме­стах

4) дача сви­де­те­лем лож­ных по­ка­за­ний в суде

4. К спе­ци­фи­че­ским пра­вам ре­бен­ка от­но­сит­ся(ятся)

1) право на жизнь

2) право жить в семье

3) право соб­ствен­но­сти

4) из­би­ра­тель­ные права

5. Что яв­ля­ет­ся ад­ми­ни­стра­тив­ным про­ступ­ком?

1) без­би­лет­ный про­езд в метро

2) порча чу­жо­го иму­ще­ства

3) кража про­дук­тов из ма­га­зи­на

4) на­ру­ше­ние тру­до­во­го до­го­во­ра

7. Ад­ми­ни­стра­тив­ное на­ка­за­ние по­сле­ду­ет за

1) укло­не­ние от про­хож­де­ния сроч­ной во­ин­ской служ­бы

2) без­би­лет­ный про­езд в об­ще­ствен­ном транс­пор­те

3) кражу до­ро­го­го мо­биль­но­го те­ле­фо­на в ма­га­зи­не

4) не­яв­ка на ра­бо­ту без ува­жи­тель­ной при­чи­ны

8. Что яв­ля­ет­ся при­ме­ром ад­ми­ни­стра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния?

1) без­би­лет­ный про­езд в об­ще­ствен­ном транс­пор­те

2) кража шубы в ме­хо­вом са­ло­не

3) порча иму­ще­ства дру­го­го граж­да­ни­на

4) опоз­да­ние со­труд­ни­ка к на­ча­лу ра­бо­че­го дня

10. Осо­бым пра­вом ребёнка яв­ля­ет­ся право на

1) за­щи­ту от про­из­воль­но­го вме­ша­тель­ства в лич­ную жизнь

2) опеку при по­те­ре ро­ди­те­лей

3) ува­же­ние до­сто­ин­ства лич­но­сти

4) сво­бо­ду мысли, со­ве­сти и ре­ли­гии

11. Ро­ди­те­ли вось­ми­лет­не­го Алёши часто кри­чат на него, ру­га­ют гру­бы­ми сло­ва­ми. В этой си­ту­а­ции на­ру­ша­ет­ся право ребёнка

1) жить и вос­пи­ты­вать­ся в семье

2) на вы­ра­же­ние соб­ствен­но­го мне­ния

3) на ува­же­ние че­ло­ве­че­ско­го до­сто­ин­ства

4) на об­ще­ние с род­ствен­ни­ка­ми

12. Ро­ди­те­ли двух­лет­ней де­воч­ки в силу раз­ных при­чин не за­ре­ги­стри­ро­ва­ли в ор­га­нах ЗАГС её рож­де­ние. Какое право ребёнка было на­ру­ше­но?

1) быть защищённым от на­си­лия

2) знать своих ро­ди­те­лей

3) жить и вос­пи­ты­вать­ся в семье

4) по­лу­чить имя и фа­ми­лию

13. В какой из при­ведённых си­ту­а­ций в слу­чае её ре­а­ли­за­ции были бы на­ру­ше­ны права ре­бен­ка?

1) Ро­ди­те­ли за­пре­ти­ли не­со­вер­шен­но­лет­не­му граж­да­ни­ну Ю. участ­во­вать в со­рев­но­ва­нии по лёгкой ат­ле­ти­ке по со­сто­я­нию здо­ро­вья.

2) На время дли­тель­ной ко­ман­ди­ров­ки ро­ди­те­ли ре­ши­ли от­пра­вить свою не­со­вер­шен­но­лет­нюю дочь жить в де­рев­ню к ба­буш­ке.

3) Нуж­да­ясь в день­гах на по­куп­ку дачи, ро­ди­те­ли ре­ши­ли про­дать квар­ти­ру, ко­то­рую их не­со­вер­шен­но­лет­ний сын по­лу­чил по на­след­ству от ба­буш­ки.

4) Про­тив же­ла­ния де­вя­ти­лет­не­го сына Щ. ро­ди­те­ли ре­ши­ли пе­ре­ве­сти его в дру­гую школу.

14. Мо­ло­дые люди угна­ли чужую ма­ши­ну. Их дей­ствия яв­ля­ют­ся

1) ад­ми­ни­стра­тив­ным про­ступ­ком

2) уго­лов­ным пре­ступ­ле­ни­ем

3) дис­ци­пли­нар­ным про­ступ­ком

4) граж­дан­ским про­ступ­ком

15. Ве­че­ром на улице граж­да­нин был оста­нов­лен не­из­вест­ны­ми лю­дь­ми и ограб­лен. Куда ему сле­ду­ет об­ра­тить­ся за по­мо­щью?

1) к ми­ро­во­му судье

2) к ад­во­ка­ту

3) в ор­га­ны внут­рен­них дел

4) к но­та­ри­усу

16. Граж­дан­ки тор­го­ва­ли у стан­ции метро со­бран­ны­ми в лесу лан­ды­ша­ми. Из­вест­но, что эти цветы за­не­се­ны в Крас­ную книгу. Какое пра­во­на­ру­ше­ние со­вер­ши­ли граж­дан­ки?

1) уго­лов­ное пре­ступ­ле­ние

2) дис­ци­пли­нар­ный про­сту­пок

3) ад­ми­ни­стра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние

4) граж­дан­ский про­сту­пок

17. На оста­нов­ке об­ще­ствен­но­го транс­пор­та под­рост­ки не­цен­зур­но вы­ра­жа­лись. Какое пра­во­на­ру­ше­ние они со­вер­ши­ли?

1) граж­дан­ский про­сту­пок

2) дис­ци­пли­нар­ный про­сту­пок

3) ад­ми­ни­стра­тив­ный про­сту­пок

4) уго­лов­ное пре­ступ­ле­ние

18. В при­ве­ден­ном спис­ке уго­лов­ным пре­ступ­ле­ни­ем яв­ля­ет­ся

1) из­го­тов­ле­ние, хра­не­ние и сбыт нар­ко­ти­ков

2) на­ру­ше­ние пра­вил до­рож­но­го дви­же­ния

3) опоз­да­ние на ра­бо­ту

4) на­ру­ше­ние ти­ши­ны в ноч­ное время

20. Пётр и Анна не до­стиг­ли брач­но­го воз­рас­та, од­на­ко их брак был за­ре­ги­стри­ро­ван. При каком усло­вии это стало воз­мож­ным?

1) Пётр и Анна до­ка­за­ли ра­бот­ни­кам ЗАГС, что го­то­вы за­бо­тить­ся друг о друге

2) Ро­ди­те­ли Петра го­то­вы предо­ста­вить мо­ло­дожёнам жильё

3) Пётр и Анна яв­ля­ют­ся тро­ю­род­ны­ми бра­том и сест­рой

4) Пётр и Анна по­лу­чи­ли раз­ре­ше­ние ор­га­нов мест­но­го са­мо­управ­ле­ния

21. Граж­да­не РФ Сер­гей и Юлия об­ра­ти­лись в ор­га­ны ЗАГС с за­яв­ле­ни­ем о го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции брака. Ра­бот­ни­ки ЗАГС не при­ня­ли это за­яв­ле­ние. Какая ин­фор­ма­ция могла по­вли­ять на ре­ше­ние ра­бот­ни­ков ЗАГС?

1) Жених не имеет по­сто­ян­ной ра­бо­ты.

2) Жених со­сто­ит в дру­гом за­ре­ги­стри­ро­ван­ном браке, но со своей женой не про­жи­ва­ет.

3) Не­ве­ста на много лет стар­ше же­ни­ха.

4) Не­ве­ста – мать двоих не­со­вер­шен­но­лет­них детей.




22. Граж­да­нин В., яв­ля­ясь на­след­ни­ком вто­рой оче­ре­ди, пре­тен­ду­ет на на­след­ство умер­ше­го брата. Нормы ка­ко­го права ста­нут ос­но­вой для раз­би­ра­тель­ства дела в суде?

1) кон­сти­ту­ци­он­но­го

2) граж­дан­ско­го

3) ад­ми­ни­стра­тив­но­го

4) го­су­дар­ствен­но­го

23. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о пра­вах и об обя­зан­но­стях ро­ди­те­лей?

А. За­бо­та о детях, их вос­пи­та­ние - и право, и обя­зан­ность ро­ди­те­лей.

Б. Ро­ди­те­ли пред­став­ля­ют ин­те­ре­сы своих детей и вы­сту­па­ют в за­щи­ту их прав и ин­те­ре­сов, в том числе в судах.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

24. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о пра­вах ре­бен­ка?

А. Права ре­бен­ка за­щи­ща­ют­ся осо­бой кон­вен­ци­ей.

Б. Право жить и вос­пи­ты­вать­ся в семье — одно из глав­ных прав ре­бен­ка.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

25. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о се­мей­ном праве?

А. Все иму­ще­ство, при­об­ре­тен­ное во время брака, яв­ля­ет­ся общей соб­ствен­но­стью су­пру­гов.

Б. Во­прос о рас­тор­же­нии брака в слу­чае не­со­гла­сия од­но­го из су­пру­гов или на­ли­чия детей в семье ре­ша­ет­ся толь­ко в су­деб­ном по­ряд­ке.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

26. Срав­ни­те граж­дан­ско-пра­во­вую и уго­лов­ную от­вет­ствен­ность. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:

1) на­сту­па­ет толь­ко за со­вершённое пре­ступ­ле­ние;

2) при­ме­ня­ет­ся ком­пе­тент­ны­ми ор­га­на­ми го­су­дар­ства;

3) стро­го ре­гла­мен­ти­ру­ет­ся нор­ма­ми права;

4) влечёт су­ди­мость граж­да­ни­на.

 

Черты сход­ства

Черты раз­ли­чия





27. Учи­тель на уроке рас­ска­зы­вал о юри­ди­че­ской от­вет­ствен­но­сти. Срав­ни­те граж­дан­ско-пра­во­вую и уго­лов­ную от­вет­ствен­ность. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку – по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия.

 

1) на­сту­па­ет толь­ко за со­вершённое пре­ступ­ле­ние

2) при­ме­ня­ет­ся ком­пе­тент­ны­ми ор­га­на­ми го­су­дар­ства

3) стро­го ре­гла­мен­ти­ру­ет­ся нор­ма­ми права

4) влечёт су­ди­мость граж­да­ни­на


Черты сход­ства

Черты от­ли­чия











28. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между об­ще­ствен­ны­ми от­но­ше­ни­я­ми и от­рас­ля­ми права: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

ОБ­ЩЕ­СТВЕН­НЫЕ ОТ­НО­ШЕ­НИЯ

 

ОТ­РАС­ЛИ ПРАВА

А) права соб­ствен­но­сти

Б) лич­ные не­иму­ще­ствен­ные от­но­ше­ния

В) де­я­тель­ность ис­пол­ни­тель­ной вла­сти

Г) по­ве­де­ние в об­ще­ствен­ных ме­стах

 

1) граж­дан­ское право

2) ад­ми­ни­стра­тив­ное право


За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

 

 

A

Б

В

Г






29. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между на­ка­за­ни­я­ми и ви­да­ми пра­во­на­ру­ше­ний: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

НА­КА­ЗА­НИЕ

 

ВИД ПРА­ВО­НА­РУ­ШЕ­НИЯ

А) су­ди­мость

Б) вы­го­вор

В) ли­ше­ние сво­бо­ды

Г) пре­ду­пре­жде­ние

 

1) пре­ступ­ле­ние

2) про­сту­пок


За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

 

A

Б

В

Г





30. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пра­во­от­но­ше­ни­я­ми и от­рас­ля­ми права, ко­то­рые их ре­гу­ли­ру­ют: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

ПРАВОТ­НО­ШЕ­НИЯ

 

ОТРАСЛИ ПРАВА

А) опре­де­ля­ет пре­ступ­ность и на­ка­зу­е­мость опас­ных для об­ще­ства де­я­ний

Б) ре­гу­ли­ру­ет управ­лен­че­скую де­я­тель­ность го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов

В) опре­де­ля­ет го­су­дар­ствен­ное устрой­ство, права и сво­бо­ды граж­дан

Г) воз­ни­ка­ют не по воле сто­рон, четко опре­де­ле­ны и не до­пус­ка­ют сво­бо­ды вы­бо­ра

Д) много норм-прин­ци­пов, ко­то­рые сами по себе не по­рож­да­ют пра­во­от­но­ше­ний

 

1) Кон­ститу­ци­он­ное

2) Ад­ми­нистративное

3) Уго­лов­ное


За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


31. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми пра­во­на­ру­ше­ний и ви­да­ми юри­ди­че­ской от­вет­ствен­но­сти, при­ме­ня­е­мы­ми в каж­дом слу­чае: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

ПРА­ВО­НА­РУ­ШЕ­НИЯ

 

ВИДЫ ЮРИ­ДИ­ЧЕ­СКОЙ

ОТ­ВЕТ­СТВЕН­НО­СТИ

А) 30-лет­ний Павел про­ехал не­сколь­ко оста­но­вок на ав­то­бу­се, не опла­тив про­езд.

Б) Граж­да­нин К. ре­гу­ляр­но опаз­ды­ва­ет на ра­бо­ту без ува­жи­тель­ных при­чин.

В) В зда­нии, ко­то­рое за­ни­ма­ет фирма «Пром­то­ва­ры», по­жар­ная ин­спек­ция об­на­ру­жи­ла на­ру­ше­ния пра­вил по­жар­ной без­опас­но­сти.

Г) Елена за­яви­ла ра­бо­то­да­те­лю, что уволь­ня­ет­ся с за­ни­ма­е­мой долж­но­сти, и на сле­ду­ю­щий день пре­кра­ти­ла ис­пол­нять свои обя­зан­но­сти.

Д) Из-за своей не­бреж­но­сти Вик­тор нанес ущерб иму­ще­ству фирмы, в ко­то­рой он ра­бо­та­ет.

 

1) ад­ми­ни­стра­тив­ная

2) дис­ци­пли­нар­ная


За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

32. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ви­да­ми эко­но­ми­че­ско­го про­дук­та: к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

ПРА­ВО­ОТ­НО­ШЕ­НИЯ

 

ОТ­РАС­ЛИ ПРАВА

А) на­сле­до­ва­ние

Б) за­клю­че­ние сдел­ки

В) арен­да жи­ли­ща

Г) раз­вод

Д) усы­нов­ле­ние

 

1) граж­дан­ское право

2) се­мей­ное право


За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


33. Про­чи­тай­те при­ведённый текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой.

(А) Плохо, что ко­ли­че­ство со­вершённых за по­след­ние годы тяж­ких и особо тяж­ких пре­ступ­ле­ний не со­кра­ща­ет­ся. (Б) Уго­лов­ный ко­декс РФ преду­смат­ри­ва­ет дли­тель­ное и даже по­жиз­нен­ное ли­ше­ние сво­бо­ды за со­вер­ше­ние по­доб­ных де­я­ний. (В) Ве­ро­ят­но, го­су­дар­ству и об­ще­ству сле­ду­ет за­ду­мать­ся о про­фи­лак­ти­ке пре­ступ­ле­ний, а также о при­чи­нах, их по­рож­да­ю­щих.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста:

1) от­ра­жа­ют факты;

2) вы­ра­жа­ют мне­ния.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих по­ло­же­ний.

 

 

A

Б

В




34. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой.

 

(А) Семья с двумя детьми, по­стро­ен­ная на до­ве­рии, любви и ува­же­нии, про­жи­ва­ю­щая от­дель­но от ро­ди­те­лей, – такой пред­став­ля­ют себе иде­аль­ную семью боль­шин­ство участ­ни­ков со­цио­ло­ги­че­ско­го опро­са. (Б) От­рад­но, что боль­шин­ство опро­шен­ных граж­дан счи­та­ют, что при вступ­ле­нии в брак сле­ду­ет ру­ко­вод­ство­вать­ся ис­клю­чи­тель­но чув­ства­ми. (В) 12% опро­шен­ных граж­дан могли бы на­звать свою семью иде­аль­ной, ещё у 36% есть та­ко­вая в их окру­же­нии.

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста

1) от­ра­жа­ют факты

2) вы­ра­жа­ют мне­ние

А

Б

В

 

 

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих по­ло­же­ний. 






35. Про­чи­тай­те при­ведённый текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой.

 

(А)В ходе со­цио­ло­ги­че­ско­го опро­са было уста­нов­ле­но, что 55% опро­шен­ных яв­ля­ют­ся сто­рон­ни­ка­ми офи­ци­аль­ной ре­ги­стра­ции брака. (Б)При этом более трети опро­шен­ных свя­зы­ва­ют не­же­ла­ние офи­ци­аль­но ре­ги­стри­ро­вать брак с не­до­ста­точ­ной при­вя­зан­но­стью муж­чи­ны и жен­щи­ны друг к другу. (В)Вы­зы­ва­ет опа­се­ние по­зи­ция зна­чи­тель­ной доли молодёжи о том, что в браке у су­пру­гов боль­ше от­вет­ствен­но­сти, обя­за­тельств, чем при сов­мест­ном про­жи­ва­нии без офи­ци­аль­ной ре­ги­стра­ции брака.

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста

1) от­ра­жа­ют факты

2) вы­ра­жа­ют мне­ние

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих по­ло­же­ний. 

А

Б

В

 

 

 













36. Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.


Се­мей­ный ко­декс РФ

Глава 8. До­го­вор­ный режим иму­ще­ства су­пру­гов

 

Ста­тья 41

 

1. Брач­ный до­го­вор может быть за­клю­чен как до го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции за­клю­че­ния брака, так и в любое время в пе­ри­од брака. Брач­ный до­го­вор, за­клю­чен­ный до го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции за­клю­че­ния брака, всту­па­ет в силу со дня го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции за­клю­че­ния брака.

 

2. Брач­ный до­го­вор за­клю­ча­ет­ся в пись­мен­ной форме и под­ле­жит но­та­ри­аль­но­му удо­сто­ве­ре­нию.

 

Ста­тья 42

 

1. Брач­ным до­го­во­ром су­пру­ги впра­ве из­ме­нить уста­нов­лен­ный за­ко­ном режим сов­мест­ной соб­ствен­но­сти (ста­тья 34 на­сто­я­ще­го Ко­дек­са), уста­но­вить режим сов­мест­ной, до­ле­вой или раз­дель­ной соб­ствен­но­сти на все иму­ще­ство су­пру­гов, на его от­дель­ные виды или на иму­ще­ство каж­до­го из су­пру­гов.

 

Брач­ный до­го­вор может быть за­клю­чен как в от­но­ше­нии име­ю­ще­го­ся, так и в от­но­ше­нии бу­ду­ще­го иму­ще­ства су­пру­гов.

 

Су­пру­ги впра­ве опре­де­лить в брач­ном до­го­во­ре свои права и обя­зан­но­сти по вза­им­но­му со­дер­жа­нию, спо­со­бы уча­стия в до­хо­дах друг друга, по­ря­док не­се­ния каж­дым из них се­мей­ных рас­хо­дов; опре­де­лить иму­ще­ство, ко­то­рое будет пе­ре­да­но каж­до­му из су­пру­гов в слу­чае рас­тор­же­ния брака, а также вклю­чить в брач­ный до­го­вор любые иные по­ло­же­ния, ка­са­ю­щи­е­ся иму­ще­ствен­ных от­но­ше­ний су­пру­гов...

 

3. Брач­ный до­го­вор не может огра­ни­чи­вать пра­во­спо­соб­ность или дее­спо­соб­ность су­пру­гов, их право на об­ра­ще­ние в суд за за­щи­той своих прав; ре­гу­ли­ро­вать лич­ные не­иму­ще­ствен­ные от­но­ше­ния между су­пру­га­ми, права и обя­зан­но­сти су­пру­гов в от­но­ше­нии детей; преду­смат­ри­вать по­ло­же­ния, огра­ни­чи­ва­ю­щие право не­тру­до­спо­соб­но­го нуж­да­ю­ще­го­ся су­пру­га на по­лу­че­ние со­дер­жа­ния; со­дер­жать дру­гие усло­вия, ко­то­рые ста­вят од­но­го из су­пру­гов в край­не не­бла­го­при­ят­ное по­ло­же­ние или про­ти­во­ре­чат ос­нов­ным на­ча­лам се­мей­но­го за­ко­но­да­тель­ства.













37. Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.



Брак и усло­вия его за­клю­че­ния

Слово «брак» древ­не­рус­ско­го про­ис­хож­де­ния. «Бра­чи­ти» озна­ча­ет «всту­пать в брак». Юри­ди­че­ский смысл тер­ми­на «брак» имеет дру­гое зна­че­ние. По се­мей­но­му праву брак —nbsp;это доб­ро­воль­ный союз муж­чи­ны и жен­щи­ны, целью ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся со­зда­ние семьи.

Брак дол­жен быть ос­но­ван на вза­им­ных чув­ствах, ува­же­нии и друж­бе су­пру­гов. В ре­аль­ной жизни, это хо­ро­шо из­вест­но, в брак всту­па­ют и по эко­но­ми­че­ским (так на­зы­ва­е­мые браки по расчёту), и по дру­гим со­об­ра­же­ни­ям. Учёные счи­та­ют са­мы­ми проч­ны­ми браки, со­здан­ные лю­бя­щи­ми друг друга лю­дь­ми.

Од­на­ко даже самой силь­ной при­вя­зан­но­сти не­до­ста­точ­но, чтобы брак был за­ре­ги­стри­ро­ван. Закон тре­бу­ет со­блю­де­ния обя­за­тель­ных усло­вий и по­ряд­ка за­клю­че­ния брака.

Пер­вое. Вза­им­ное доб­ро­воль­ное со­гла­сие муж­чи­ны и жен­щи­ны всту­пить в брак. В от­ли­чие от до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии, где обя­за­тель­ным было бла­го­сло­ве­ние ро­ди­те­лей, се­год­ня со­гла­сия тре­тьих лиц не тре­бу­ет­ся. Од­на­ко прак­ти­ка по­ка­зы­ва­ет, что счаст­ли­вы, как пра­ви­ло, те браки, на ко­то­рые дали сер­деч­ное со­гла­сие близ­кие.

Вто­рое. Закон тре­бу­ет, чтобы же­ла­ю­щие за­клю­чить брак до­стиг­ли брач­но­го воз­рас­та. В Рос­сии и для муж­чин, и для жен­щин он со­став­ля­ет 18 лет. Это воз­раст со­вер­шен­но­ле­тия. В дру­гих стра­нах брач­ный воз­раст может быть иным. На­при­мер, в Ан­глии —для жен­щин и муж­чин —16 лет, во Фран­ции —15 лет для жен­щин и 18 лет для муж­чин. Со­глас­но Се­мей­но­му ко­дек­су РФ, при на­ли­чии ува­жи­тель­ных при­чин по ре­ше­нию мест­ных ор­га­нов вла­сти брач­ный воз­раст может быть сни­жен не более чем на два года (до 16 лет).

Тре­тье. Брак не может быть за­ключён, если хотя бы одна из сто­рон уже со­сто­ит в дру­гом браке. В нашей стра­не су­ще­ству­ет прин­цип мо­но­га­мии.

Четвёртое. Не до­пус­ка­ет­ся за­клю­че­ние брака между близ­ки­ми род­ствен­ни­ка­ми по пря­мой вос­хо­дя­щей и нис­хо­дя­щей линии, а также между пол­но­род­ны­ми (общие отец или мать) бра­тья­ми и сёстра­ми.

Пятое. Не могут всту­пать в брак лица, при­знан­ные судом не­дее­спо­соб­ны­ми. По­ря­док ре­ги­стра­ции брака вклю­ча­ет лич­ную по­да­чу за­яв­ле­ния бу­ду­щи­ми су­пру­га­ми в рай­он­ный (го­род­ской) ЗАГС по месту жи­тель­ства од­но­го из них. ЗАГС опре­де­ля­ет день ре­ги­стра­ции брака не рань­ше чем через месяц после по­да­чи за­яв­ле­ния. Этот срок может быть со­кращён по ува­жи­тель­ным при­чи­нам или уве­ли­чен, но не более чем до трёх ме­ся­цев.

Го­су­дар­ствен­ная ре­ги­стра­ция про­ис­хо­дит в тор­же­ствен­ной об­ста­нов­ке. При­сут­ствие же­ни­ха и не­ве­сты при ре­ги­стра­ции обя­за­тель­но. Под за­пи­сью ре­ги­стра­ции брака в книге актов граж­дан­ско­го со­сто­я­ния мо­ло­дожёны ста­вят свои под­пи­си, а затем эта под­пись скреп­ля­ет­ся под­пи­сью долж­ност­но­го лица ЗАГСа. Су­пру­гам выдаётся сви­де­тель­ство о браке.

(А.Ф. Ни­ки­тин)

39. Когда может быть за­клю­чен брач­ный до­го­вор?


40. Какие усло­вия, со­глас­но нор­мам Се­мей­но­го ко­дек­са РФ, обя­за­тель­ны для вступ­ле­ния в брак? Ис­поль­зуя текст, ука­жи­те любые три усло­вия, обя­за­тель­ные для ре­ги­стра­ции брака.


41. Най­ди­те в тек­сте и вы­пи­ши­те три усло­вия, без со­блю­де­ния ко­то­рых брач­ный до­го­вор не имеет юри­ди­че­ской силы.

42. На­зо­ви­те место, где про­ис­хо­дит го­су­дар­ствен­ная ре­ги­стра­ция брака. Пе­ре­чис­ли­те любые два пра­ви­ла по­ряд­ка его ре­ги­стра­ции.


43. Вы­пи­ши­те из тек­ста до­ку­мен­та любые два усло­вия, ко­то­рые не могут быть вклю­че­ны в брач­ный до­го­вор, и про­ил­лю­стри­руй­те каж­дое из них при­ме­ром.


44. Какие браки, по мне­нию уче­ных, счи­та­ют­ся са­мы­ми проч­ны­ми? Ука­жи­те при­чи­ну, ко­то­рая может яв­лять­ся целью со­зда­ния семьи, про­ил­лю­стри­ро­вав её при­ме­ром.


45. Вы­пи­ши­те из тек­ста до­ку­мен­та любые два усло­вия, ко­то­рые не могут быть вклю­че­ны в брач­ный до­го­вор, и про­ил­лю­стри­руй­те каж­дое из них при­ме­ром.


46. При об­суж­де­нии усло­вий брач­но­го до­го­во­ра воз­ник спор. Одна сто­ро­на утвер­жда­ла, что в до­го­вор не­об­хо­ди­мо вно­сить все иму­ще­ство су­пру­гов, дру­гая сто­ро­на — что можно ого­во­рить толь­ко часть иму­ще­ства. Как, по-ва­ше­му, раз­ре­шить этот спор? При­ве­ди­те фраг­мент тек­ста, по­мо­га­ю­щий от­ве­тить на этот во­прос.


47. При об­суж­де­нии усло­вий брач­но­го до­го­во­ра воз­ник спор. Одна сто­ро­на утвер­жда­ла, что в до­го­вор не­об­хо­ди­мо вно­сить все иму­ще­ство су­пру­гов, дру­гая сто­ро­на — что можно ого­во­рить толь­ко часть иму­ще­ства. Как, по-ва­ше­му, раз­ре­шить этот спор? При­ве­ди­те фраг­мент тек­ста, по­мо­га­ю­щий от­ве­тить на этот во­прос.


48. Со­глас­но Рос­сий­ско­му за­ко­но­да­тель­ству по же­ла­нию су­пру­гов может быть за­ключён брач­ный до­го­вор (кон­тракт). Дайте опре­де­ле­ние по­ня­тия «брач­ный кон­тракт» и ука­жи­те, когда, в какой форме он может быть за­ключён и всту­па­ет в силу?


49. В нашем об­ще­стве су­ще­ству­ет как по­ло­жи­тель­ное, так и не­га­тив­ное от­но­ше­ние к брач­но­му до­го­во­ру. Какой точки зре­ния на не­об­хо­ди­мость за­клю­че­ния брач­но­го до­го­во­ра при­дер­жи­ва­е­тесь вы? С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та (объ­яс­не­ния) в за­щи­ту своей по­зи­ции.

50.В на­сто­я­щее время мо­ло­дые люди не спе­шат оформ­лять брак. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и со­ци­аль­ный опыт, при­ве­ди­те любые два ар­гу­мен­та, убеж­да­ю­щих в не­об­хо­ди­мо­сти юри­ди­че­ско­го оформ­ле­ния брака.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!