СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тетрадь для практических работ и лабораторных опытов. Химия. 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тетрадь создана для работы на уроке, в помощь учителю и ученикам.

Просмотр содержимого документа
«Тетрадь для практических работ и лабораторных опытов. Химия. 9 класс»




















ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ































Класс _______ Дата: «____» _______________ 20__ г.

Ф.И. ___________________________________________________________________________


С правилами ТБ ознакомлен(а) _______________

Практическая работа № 1

Тема: Реакции ионного обмена

Цель:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование:_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Реактивы: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Ход работы:

I. Повторение правил безопасной работы с кислотами, щелочами и правил пользования

лабораторной посудой

II. Выполнение заданий практической работы.

Инструкции к заданиям:

Задание № 1: Реакции, протекающие с выпадением осадка

В пробирку прилейте 1-2 мл раствора сульфата меди (II). По каплям прибавьте раствор гидроксида калия. Что происходит? Составьте уравнение реакции в ионном виде.

Задание № 2: Реакции, протекающие с выделением газа

В пробирку прилейте 1-2 мл раствора карбоната натрия. По каплям прибавьте раствор серной кислоты. Что происходит? Составьте уравнение реакции в ионном виде.

Задание № 3: Реакции, протекающие с образованием воды или более слабого электролита

В пробирку прилейте 1-2 мл раствора гидроксида калия и добавьте 1-2 капли раствора фенолфталеина. Что происходит? По каплям прибавьте раствор серной кислоты. Что происходит? Почему? Составьте уравнение реакции в ионном виде.

III. Оформление выполненной работы: результаты наблюдений, уравнения реакций занесите в

таблицу:

Название опыта

Последовательность действий

Наблюдения

Уравнения реакций




























Выводы: ____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные задания:

1. Выберите пары веществ, реакции между которыми протекают до конца. Составьте уравнения реакций между этими веществами и запишите их в ионном виде:

а) CaCl2 и AgNO3; б) K2CO3 и Na2SO4; в) K2SO3 и HCl; г) Ca(OH)2 и HNO3.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему оставшаяся реакция не протекает до конца? ______________________________________

_____________________________________________________________________________________











































Класс _______ Дата: «____» _______________ 20__ г.

Ф.И. ___________________________________________________________________________


С правилами ТБ ознакомлен(а) _______________

Практическая работа № 2

Тема: Получение, собирание и распознавание углекислого газа.

Цель:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование:_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Реактивы: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Ход работы:

I. Повторение правил безопасной работы с кислотами, щелочами, правил пользования

лабораторной посудой и спиртовкой.

II. Повторение теоретического материала.

III. Выполнение практической работы.

Инструкция к практической работе:

В первую пробирку поместите несколько кусочков мела, прилейте 2-3мл раствора азотной или соляной кислоты. Во вторую пробирку налейте 5-6 мл раствора известковой воды. Первую пробирку быстро закройте пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустите в пробирку с известковой водой. Что происходит в обеих пробирках? Продолжайте пропускать выделяющийся газ через известковую воду. Что при этом наблюдается? Нагрейте пробирку № 2. Что произошло?

IV. Оформление выполненной работы: результаты наблюдений, уравнения реакций в ионном виде занесите в таблицу:

Последовательность действий

Наблюдения

Уравнения реакций



















Выводы: ____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

1. Каким способом можно собрать углекислый газ в пробирку? ______________________________

_____________________________________________________________________________________

2. На каком свойстве углекислого газа основаны эти способы? _______________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________







Класс _______ Дата: «____» _______________ 20__ г.

Ф.И. ___________________________________________________________________________


С правилами ТБ ознакомлен(а) _______________

Практическая работа № 2

Тема: Получение, собирание и распознавание аммиака.

Цель:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование:_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Реактивы: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Ход работы:

I. Повторение правил безопасной работы с кислотами, щелочами, правил пользования

лабораторной посудой и спиртовкой.

II. Повторение теоретического материала.

III. Выполнение практической работы.

Инструкция к практической работе:

В первую пробирку поместите влажную смесь хлорида аммония и гидроксида кальция, быстро закройте пробкой с газоотводной трубкой, на конец газоотводной трубки оденьте пустую пробирку вверх дном. Почему пробирку одевают вверх дном? На каком свойстве аммиака основан такой способ собирания газа? Пробирку со смесью нагрейте. Что происходит в пробирке-приёмнике? К концу газоотводной трубки поднесите красную лакмусовую бумагу, смоченную водой. Что происходит с лакмусовой бумагой? О чём это свидетельствует?

IV. Оформление выполненной работы: результаты наблюдений, уравнения реакций в ионном виде занесите в таблицу:

Последовательность действий

Наблюдения

Уравнения реакций













Выводы: ____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

1. Как называется используемый в практической работе способ собирания аммиака? ____________

_____________________________________________________________________________________

2. На каком свойстве аммиака основан этот способ? ________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3. Каким ещё способом можно собрать аммиак в пробирку? _________________________________

_____________________________________________________________________________________

4. На каком свойстве аммиака основан этот способ? ________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5. Почему изменяет цвет лакмусовая бумага? _____________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


Класс _______ Дата: «____» _______________ 20__ г.

Ф.И. ___________________________________________________________________________


С правилами ТБ ознакомлен(а) _______________

Практическая работа № 3

Тема: Экспериментальные задачи по теме «Неметаллические элементы и их соединения»

Цель:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование:_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Реактивы: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Ход работы:

I. Повторение правил безопасной работы с кислотами, щелочами, правил пользования лабораторной посудой, спиртовкой.

II. Выполнение заданий практической работы.

  1. Ознакомьтесь с условием экспериментальной задачи.

  2. Составьте план решения задачи. Согласуйте его с учителем.

  3. Подберите необходимые реактивы из числа имеющихся на парте.

  4. Выполните необходимые опыты согласно инструкции к работе.

Инструкции к заданиям:

Задача № 1

Проведите реакции, подтверждающие качественный состав:

I вариант – серной кислоты,

II вариант – карбоната аммония.

Задача № 2

В пронумерованных пробирках содержались растворы карбоната натрия и сульфата калия. Распознавая эти вещества, ученик в обе пробирки добавил раствор хлорида бария. В обеих пробирках выпал белый кристаллический осадок. Проведите все реакции, описанные в условии, и помогите ученику распознать исходные вещества с помощью только одного реактива.

III. Оформление выполненной работы: результаты наблюдений, уравнения реакций занесите в

таблицу:

Условие задачи

Последовательность действий

Наблюдения

Уравнения реакций

(в ионном виде)

Выводы

Задача № 1 (вариант ____)













Задача № 2
























Выводы: ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Класс _______ Дата: «____» _______________ 20__ г.

Ф.И. ___________________________________________________________________________


С правилами ТБ ознакомлен(а) _______________

Практическая работа № 4

Тема: Экспериментальные задачи по теме «Металлические элементы и их соединения»

Цель:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование:_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Реактивы: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Ход работы:

I. Повторение правил безопасной работы с кислотами, щелочами, правил пользования лабораторной посудой, спиртовкой.

II. Выполнение заданий практической работы.

  1. Ознакомьтесь с условием экспериментальной задачи.

  2. Составьте план решения задачи. Согласуйте его с учителем.

  3. Подберите необходимые реактивы (из числа имеющихся на парте).

  4. Выполните необходимые опыты согласно инструкции к работе.

Инструкции к заданиям:

Задача № 1

Проведите реакции согласно предложенной схемы:

I вариантCaCO3 → Ca(NO3)2 → KCl →AgCl;

II вариант – FeCl3 → Fe(NO3)3 → Fe(OH)3 →Fe2O3.

Составьте уравнения реакций в ионном виде.

Задача № 2

Докажите опытным путём, что гидроксид алюминия обладает амфотерными свойствами.

Составьте уравнения соответствующих реакций в ионном виде.

III. Оформление выполненной работы: результаты наблюдений, уравнения реакций занесите в

таблицу:

Условие задачи

Последовательность действий

Наблюдения

Уравнения реакций

(в ионном виде)

Выводы

Задача № 1 (вариант ____)



















Задача № 2













Выводы: ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


























ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ





























Дата: «____» _______________ 20__ г. С правилами ТБ ознакомлен(а) _______________

Лабораторный опыт № 1

Тема: Реакция ионного обмена с образованием воды

Цель:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы:

I. Повторение правил безопасной работы с кислотами, щелочами и правил пользования

лабораторной посудой

II. Выполнение заданий лабораторного опыта.

Инструкции к заданиям:

Задание № 1: В пробирку прилейте 1-2 мл раствора гидроксида калия и добавьте 1-2 капли раствора фенолфталеина. Что происходит? По каплям прибавьте раствор серной кислоты. Что происходит? Почему? Составьте уравнение реакции в ионном виде.

Задание № 2: В пробирку поместите кристаллический гидроксид кальция и добавьте 1-2 мл раствора азотной кислоты. Что происходит? Почему? Составьте уравнение реакции в ионном виде.

Задание № 3: В пробирку поместите кристаллический оксид магния и добавьте 1-2 мл раствора азотной кислоты. Что происходит? Почему? Составьте уравнение реакции в ионном виде.

III. Оформление выполненной работы: результаты наблюдений, уравнения реакций занесите в

таблицу:

опыта

Последовательность действий

Наблюдения

Уравнения реакций




























Выводы: ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


Дата: «____» _______________ 20__ г. С правилами ТБ ознакомлен(а) _______________

Лабораторный опыт № 2

Тема: Реакция ионного обмена с образованием осадка

Цель:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы:

I. Повторение правил безопасной работы с кислотами, щелочами и правил пользования

лабораторной посудой

II. Выполнение заданий лабораторного опыта.

Инструкции к заданиям:

Задание № 1: В пробирку прилейте 1-2 мл раствора хлорида меди(II) и добавьте 1-2 мл раствора гидроксида калия. Что происходит? Почему? Составьте уравнение реакции в ионном виде.

Задание № 2: В пробирку прилейте 1-2 мл раствора силиката натрия и добавьте 1-2 мл раствора азотной кислоты. Что происходит? Почему? Составьте уравнение реакции в ионном виде.

Задание № 3: В пробирку прилейте 1-2 мл раствора хлорида бария и добавьте 1-2 мл раствора сульфата калия. Что происходит? Почему? Составьте уравнение реакции в ионном виде.

III. Оформление выполненной работы: результаты наблюдений, уравнения реакций занесите в таблицу:

опыта

Последовательность действий

Наблюдения

Уравнения реакций




























Выводы: ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________



Дата: «____» _______________ 20__ г. С правилами ТБ ознакомлен(а) _______________

Лабораторный опыт № 3

Тема: Реакция ионного обмена с образованием газа

Цель:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы:

I. Повторение правил безопасной работы с кислотами, щелочами и правил пользования

лабораторной посудой

II. Выполнение заданий лабораторного опыта.

Инструкции к заданиям:

Задание № 1: В пробирку прилейте 1-2 мл раствора карбоната калия и добавьте по каплям 1-2 мл раствора азотной кислоты. Что происходит? Почему? Составьте уравнение реакции в ионном виде.

Задание № 2: В пробирку поместите несколько кусочков мела и добавьте 1-2 мл раствора азотной кислоты. Что происходит? Почему? Составьте уравнение реакции в ионном виде.

Задание № 3: В пробирку поместите 1-2 мл раствора сульфита калия и добавьте 1-2 мл раствора азотной кислоты. Что происходит? Почему? Составьте уравнение реакции в ионном виде.

III. Оформление выполненной работы: результаты наблюдений, уравнения реакций занесите в

таблицу:

опыта

Последовательность действий

Наблюдения

Уравнения реакций


























Выводы: ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________



Дата: «____» _______________ 20__ г. С правилами ТБ ознакомлен(а) _______________

Лабораторный опыт № 4

Тема: Гидролиз по катиону и аниону

Цель:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы:

I. Повторение правил пользования лабораторной посудой.

II. Выполнение заданий лабораторного опыта.

Инструкции к заданиям:

Задание № 1: На полоску универсальной индикаторной бумаги с помощью пипетки нанесите 1 – 2 капли раствора карбоната натрия. Что происходит? Почему? По какому типу протекает гидролиз данной соли? Составьте уравнение реакции в ионном виде.

Задание № 2: На полоску универсальной индикаторной бумаги с помощью пипетки нанесите 1 – 2 капли раствора сульфата цинка. Что происходит? Почему? По какому типу протекает гидролиз данной соли? Составьте уравнение реакции в ионном виде.

Задание № 3: На полоску универсальной индикаторной бумаги с помощью пипетки нанесите 1 – 2 капли раствора карбоната аммония. Что происходит? Почему? По какому типу протекает гидролиз данной соли? Составьте уравнение реакции в ионном виде.

Задание № 4: На полоску универсальной индикаторной бумаги с помощью пипетки нанесите 1 – 2 капли раствора нитрата калия. Что происходит? Почему? По какому типу протекает гидролиз данной соли? Составьте уравнение реакции в ионном виде.

III. Оформление выполненной работы: результаты наблюдений, уравнения реакций занесите в

таблицу:

опыта

Наблюдения

Уравнения реакций

рН и среда раствора соли





























Выводы: ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________



Дата: «____» _______________ 20__ г. С правилами ТБ ознакомлен(а) _______________

Лабораторный опыт № 5

Тема: Качественная реакция на хлорид-ион

Цель:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы:

I. Повторение правил безопасной работы с кислотами и правил пользования лабораторной

посудой.

II. Выполнение заданий лабораторного опыта.

Инструкции к заданиям:

Задание № 1: В пробирку прилейте 1-2 мл раствора соляной кислоты и добавьте по каплям 1-2 мл раствора нитрата серебра. Что происходит? Почему? Составьте уравнение реакции в ионном виде.

Задание № 2: В пробирку прилейте 1-2 мл раствора хлорида калия и добавьте по каплям 1-2 мл раствора нитрата серебра. Что происходит? Почему? Составьте уравнение реакции в ионном виде.

III. Оформление выполненной работы: результаты наблюдений, уравнения реакций занесите в

таблицу:

опыта

Последовательность действий

Наблюдения

Уравнения реакций
















Выводы: ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________



Дата: «____» _______________ 20__ г. С правилами ТБ ознакомлен(а) _______________

Лабораторный опыт № 6

Тема: Качественная реакция на сульфат-ион

Цель:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы:

I. Повторение правил безопасной работы с кислотами и правил пользования лабораторной

посудой.

II. Выполнение заданий лабораторного опыта.

Инструкции к заданиям:

Задание № 1: В пробирку прилейте 1-2 мл раствора серной кислоты и добавьте по каплям 1-2 мл раствора хлорида бария. Что происходит? Почему? Составьте уравнение реакции в ионном виде.

Задание № 2: В пробирку прилейте 1-2 мл раствора сульфата цинка и добавьте по каплям 1-2 мл раствора хлорида бария. Что происходит? Почему? Составьте уравнение реакции в ионном виде.

III. Оформление выполненной работы: результаты наблюдений, уравнения реакций занесите в

таблицу:



опыта

Последовательность действий

Наблюдения

Уравнения реакций
















Выводы: ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________



Дата: «____» _______________ 20__ г. С правилами ТБ ознакомлен(а) _______________

Лабораторный опыт № 7

Тема: Качественная реакция на ион аммония

Цель:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы:

I. Повторение правил безопасной работы со щелочами и правил пользования лабораторной

посудой.

II. Выполнение заданий лабораторного опыта.

Инструкции к заданиям:

Задание: В пробирку прилейте 1-2 мл раствора сульфата аммония и добавьте по каплям 1-2 мл раствора гидроксида калия. Что происходит? К отверстию пробирки поднесите влажную красную лакмусовую бумагу. Что происходит? Почему? Составьте уравнение реакции в ионном виде.

III. Оформление выполненной работы: результаты наблюдений, уравнения реакций занесите в

таблицу:

Последовательность действий

Наблюдения

Уравнения реакций








Выводы: ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________



Дата: «____» _______________ 20__ г. С правилами ТБ ознакомлен(а) _______________

Лабораторный опыт № 8

Тема: Качественная реакция на ортофосфат-ион

Цель:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы:

I. Повторение правил безопасной работы с кислотами, щелочами и правил пользования лабораторной посудой.

II. Выполнение заданий лабораторного опыта.

Инструкции к заданиям:

Задание: В 2 пробирки прилейте 1-2 мл раствора известковой воды и добавьте по каплям 1-2 мл: в первую пробирку – раствора ортофосфата калия, а во вторую – раствора ортофосфорной кислоты. Что происходит? Почему? Составьте уравнения реакций в ионном виде.

III. Оформление выполненной работы: результаты наблюдений, уравнения реакций занесите в

таблицу:

пробирки

Наблюдения

Уравнения реакций














Выводы: ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________



Дата: «____» _______________ 20__ г. С правилами ТБ ознакомлен(а) _______________

Лабораторный опыт № 9

Тема: Качественная реакция на карбонат-ион

Цель:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы:

I. Повторение правил безопасной работы с кислотами, щелочами и правил пользования

лабораторной посудой.

II. Выполнение заданий лабораторного опыта.

Инструкции к заданиям:

Задание: В одну пробирку прилейте 1-2 мл раствора карбоната натрия, а во вторую – поместите 1-2 кусочка мела. В обе пробирки добавьте по каплям раствор азотной кислоты. Что происходит? Почему? Составьте уравнения реакций в ионном виде.

III. Оформление выполненной работы: результаты наблюдений, уравнения реакций занесите в

таблицу:

пробирки

Наблюдения

Уравнения реакций














Выводы: ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________



Дата: «____» _______________ 20__ г. С правилами ТБ ознакомлен(а) _______________

Лабораторный опыт № 10

Тема: Качественная реакция на силикат-ион

Цель:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы:

I. Повторение правил безопасной работы с кислотами, щелочами и правил пользования лабораторной посудой.

II. Выполнение заданий лабораторного опыта.

Инструкции к заданиям:

Задание: В пробирку прилейте 1-2 мл раствора силиката калия и добавьте по каплям 1-2 мл раствора азотной кислоты. Что происходит? Почему? Составьте уравнение реакции в ионном виде.

III. Оформление выполненной работы: результаты наблюдений, уравнения реакций занесите в

таблицу:

Последовательность действий

Наблюдения

Уравнения реакций








Выводы: ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


Дата: «____» _______________ 20__ г. С правилами ТБ ознакомлен(а) _______________

Лабораторный опыт № 11

Тема: Реакции металлов с растворами кислот и солей

Цель:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы:

I. Повторение правил безопасной работы с кислотами и правил пользования лабораторной

посудой.

II. Выполнение заданий лабораторного опыта.

Инструкции к заданиям:

Задание № 1: В 5 пробирок поместите металлы: медь, железо, магний, цинк, алюминий. Затем добавьте по каплям 1-2 мл раствора соляной или серной кислот. Что происходит в пробирках? Почему? Составьте уравнения протекающих реакций, разберите их как ОВР.

Задание № 2: В 5 пробирок поместите металлы: медь, железо, магний, цинк, алюминий. Затем добавьте по каплям 1-2 мл растворов: пробирка № 1 – нитрат серебра; пробирка № 2 – хлорида меди (II), пробирка № 3 – карбоната калия, пробирка № 4 – сульфата магния, пробирка № 5 – сульфата железа (II). Что происходит в пробирках? Почему? Составьте уравнения протекающих реакций, разберите их как ОВР.

III. Оформление выполненной работы: результаты наблюдений, уравнения реакций занесите в

таблицу:

опыта

Последовательность действий

Наблюдения

Уравнения реакций


















































Выводы: ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________



Дата: «____» _______________ 20__ г. С правилами ТБ ознакомлен(а) _______________

Лабораторный опыт № 12

Тема: Ознакомление с природными соединениями металлов

Цель:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы:

I. Повторение правил безопасной работы с кислотами и правил пользования лабораторной

посудой.

II. Выполнение заданий лабораторного опыта.

Инструкции к заданиям:

Задание: Опишите вещества, заполнив таблицу и выполнив необходимые опыты.

III. Оформление выполненной работы: результаты наблюдений занесите в таблицу:

Название вещества

Химическая формула

Тип химической связи

Тип кристаллической решётки

Цвет

Способность растворяться в воде

Отношение к нагреванию

Оксид меди(II)







Гидроксид кальция







Сульфат меди(II)








Выводы: ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________



Дата: «____» _______________ 20__ г. С правилами ТБ ознакомлен(а) _______________

Лабораторный опыт № 13

Тема: Получение гидроксида алюминия (цинка) и доказательство его амфотерности

Цель:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

I. Повторение правил безопасной работы с кислотами, щелочами и правил пользования

лабораторной посудой.

II. Выполнение заданий лабораторного опыта.

Инструкция к опыту:

В две пробирки прилейте 1 мл раствора сульфата алюминия (цинка) и добавьте по каплям раствор гидроксида натрия. Что происходит? Затем в одну из пробирок добавьте по каплям раствор соляной кислоты, а в другую – раствор гидроксида натрия. Что происходит в обеих пробирках? Повторите опыт с раствором сульфата цинка. Составьте уравнения всех реакций в ионном виде. Сделайте вывод о характере гидроксидов алюминия и цинка.

III. Оформление выполненной работы: результаты наблюдений, уравнения реакций занесите в

таблицу:

опыта

Последовательность действий

Наблюдения

Уравнения реакций













































Выводы: ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________



Дата: «____» _______________ 20__ г. С правилами ТБ ознакомлен(а) _______________

Лабораторный опыт № 14

Тема: Получение гидроксидов железа (II) и (III)

Цель:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы:

I. Повторение правил безопасной работы с кислотами, щелочами и правил пользования

лабораторной посудой.

II. Выполнение заданий лабораторного опыта.

Инструкция к опыту:

Задание № 1: В пробирку прилейте 1-2 мл раствора сульфата железа(II). Затем добавьте по каплям 1-2 мл раствора гидроксида калия. Что происходит? Почему? Составьте уравнение реакции, запишите её в ионном виде.

Задание № 2: В пробирку прилейте 1-2 мл раствора хлорида железа(III). Затем добавьте по каплям 1-2 мл раствора гидроксида калия. Что происходит? Почему? Составьте уравнение реакции, запишите её в ионном виде.

III. Оформление выполненной работы: результаты наблюдений, уравнения реакций занесите в

таблицу:

опыта

Последовательность действий

Наблюдения

Уравнения реакций



















Выводы: ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________



Дата: «____» _______________ 20__ г. С правилами ТБ ознакомлен(а) _______________

Лабораторный опыт № 15

Тема: Изготовление моделей молекул органических веществ

Цель:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы:

I. Повторение правил безопасной работы с пластилином.

II. Выполнение заданий лабораторного опыта.

Инструкция к опыту:

Скатайте из пластилина шарики разного цвета и размера. Подготовьте зубочистки (или заострите кончики спичек). Пользуясь текстом учебника, изготовьте объёмные модели первых шести представителей гомологического ряда алканов и зарисуйте их схематически.

III. Оформление выполненной работы:

Метан Этан Гексан







Бутан Пропан Пентан







Выводы: ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________



Дата: «____» _______________ 20__ г. С правилами ТБ ознакомлен(а) _______________

Лабораторный опыт № 16

Тема: Реакция крахмала с йодом

Цель:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы:

I. Повторение правил безопасной работы с йодом и правил пользования лабораторной посудой.

II. Выполнение заданий лабораторного опыта.

Инструкция к опыту:

Задание № 1: В пробирку прилейте 1-2 мл раствора крахмала. Затем добавьте 1-2 капли раствора йода. Что происходит? Почему?

Задание № 2: Проведите в домашних условиях мини-исследовательскую работу. Исследуйте на наличие крахмала предложенные продукты питания.

III. Оформление выполненной работы: результаты наблюдений занесите в таблицу:


опыта

Наблюдения

Выводы

Раствор крахмала




Сметана



Майонез



Варёная колбаса



Фруктовый сок с мякотью



Сливочное масло (маргарин)




Выводы: ____________________________________________________________________________