Дата:15.11.16. класс 4 учитель Чепрасова О. А.
Тема урока: «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама».
Цель: формирование и развитие музыкально-художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства.
Задачи:
- расширить и углубить музыкально – художественный кругозор учащихся путем изучения образа матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки.
- развивать музыкальное восприятие, музыкальную память, творческий потенциал личности в процессе закрепления темы материнство;
– воспитывать осознанное чувство уважения к матери, внимательности и заботливости отношений в семье.
Планируемые результаты:
Личностные - Реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству, формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований;
Метапредметные:
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: формирование целостной художественной картины мира; воспитание гуманистических ценностей человека. Активизация творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.
Коммуникативные: формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека, ведения диалога, участия в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.
Предметные: Научатся: интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении.
Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, флеш - носитель, интерактивная доска.
Музыкальный материал: «Как хорошо, что есть на свете мама.» В. Гаврилина (на слова А. Шульгиной) и «Профессия мама» И. Коркишко.
Приветствие : «Здравствуйте, ребята».
Организационный момент :
Проверяет готовность обучающихся к уроку
Озвучивает тему урока. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама».
От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
Мы любим ее, как хорошего друга
За то, что у нас с нею всё сообща,
За то, что когда нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
Мы любим её и за то, что порою
Становятся строже в морщинках глаза.
Но стоит с повинной прийти головою,
Исчезнут морщинки, умчится гроза.
За то, что всегда без утайки и прямо
Мы можем доверить ей сердце свое.
И просто за то, что она - наша мама,
Мы крепко и нежно любим её.
Учитель формулирует вопросы: - Какие эмоции у вас вызвало это стихотворение?
- Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке? Почему о маме? (потому, что в ноябре отмечается праздник «День матери», который стали отмечать в России с 1998 года, в последнее воскресенье ноября. (в этом году это 27 ноября) А что для вас означает слово «мама»? Учитель дополняет и обобщает ответы детей.
Учитель обобщает ответы учащихся: Мама, мамочка... Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого дорогого, близкого, единственного человека. Мамы для своих детей готовы на разные подвиги и жертвы.
Учитель задает вопрос: Какие подвиги могут совершать мамы? И есть ли награда за подвиги?
. Учитель дополняет ответы детей : Во время войны, в 1944 г., когда страна уже знала, что скоро победа, был учрежден орден «Мать-героиня». Среди четырнадцати женщин, удостоенных этим Указом звания, орден «Мать-героиня» № 1 и Грамота Президиума ВС СССР № 1 были вручены Алексахиной Анне Савельевне, воспитавшей 12 детей (десять сыновей и двух дочерей). Награда была вручена ей в Кремле 1 ноября 1944 года .Во время войны восемь её сыновей ушли на фронт Великой Отечественной войны, четверо из них погибли.
Учитель формулирует вопрос: вы знаете, что в искусстве существуют вечные темы, как вы думаете тема женщины – матери является вечной? Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Образ матери прослеживается в разных видах искусства (например в живописи, скульптуре, иконописи). (Слайды)
Как вы думаете музыка это искусство? Вот в музыке мы и будем рассматривать образ матери сегодня?
Рассмотрим эту тему в музыке. Что нужно для этого сделать?
1.Послушать музыку о маме.
2.Проанализировать произведение.
3. Сравнить данные произведения с помощью наводящих вопросов учителя.
Анализ музыкальных произведений «Как хорошо, что есть на свете мама.» В. Гаврилина (на слова А. Шульгиной) и А. Ермолова «Профессия мама» Учитель формирует вопросы:
- Каков характер этой песен?
- В чем их отличие и сходство?
- Какая из песен больше вам понравилась?
- А за что вы любите свою маму?
Подводит обучающихся к выводу, что тема «Мама» вечна в произведениях искусства. А что бы наши мамы всегда были рады нужно говорить какие слова?
Все самое дорогое, родное, святое связано с мамой. Маму нужно любить и уважать, говорить ей теплые слова.
Физминутка
А сейчас, ребята, давайте подготовим наши «инструменты» - голосовой и дыхательный аппараты к пению и споём песню «Как хорошо, что есть на свете мама».
(делают дыхательную и артикуляционную гимнастики и поют песню)
Итог урока:
- Что вам больше всего запомнилось на уроке?
- В каких видах искусства мы рассматривали маму?
- Мама изображена в литературе, музыке и живописи.
Музыка, литература и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, они помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений и чувств, которыми они наполнены.
Выставление оценок учащимся.