"Древнейшая песнь материнства"

Урок музыки, обобщающий темы: "Радуйся Мария!",Богородице Дево, радуйся", "Древнейшая песнь материнства", "Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!"

Просмотр содержимого документа
«"Древнейшая песнь материнства"»

Тема урока: Древнейшая песнь материнства.


Художественно - педагогическая идея урока: образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства. Эмоционально-образное родство образов".


Задачи:


Воспитательные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости к близким и в частности к матери.


Образовательные: учатся слушать вопросы и отвечать на них; понимать смысл рассуждений о творчестве; эмоционально воспринимать то, что проецирует учитель для осмысления темы урока, тем самым, формируя умение анализировать и оценивать свою деятельность. Учатся использовать специальную терминологию различных видов искусства.

Развивающая: учатся выражать свое мнение, путём рассуждений; эмоциональное разучивание и исполнение вокального материала; так же эмоционально и осознанно учатся воспринимать различные жанры искусства, размышляют о них как способе выражения чувств и мыслей человека; Соотносят исполнение музыки с жизненными впечатлениями.


Ход урока


Организационный момент

(Вход в класс под музыку песни Георгия Гуржибекова «Милая мама». Приветствие кивком головы и прослушивание 1 куплета песни «Милая мама»)

Милая мама

Помню, в далеком детстве, 
С ночи и до зари 
Ты колыбельной песней 
Сны согревала мои. 
В песне красой сияли 
Горные наши края...
Счастлива будь, милая мама,
Первая радость моя. 
Если порой стучала 
В сердце твое беда, 
Спрятав свои печали, 
Ты улыбалась всегда. 
Думала ты: слезами 
Юность тревожить нельзя...
Счастлива будь, милая мама,
Первая нежность моя. 

Первое осмысление заданной темы урока, обозначенной на доске. Подготовка учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности).


Учитель:

- В ноябре наша страна отмечает праздник – «День Матери».  

Образ матери является символом всего самого дорогого, родного, святого – для каждого из нас. Это великое слово – «Мать» - Матушка, Материнство – можно соединить с понятиями – Земля, родина, Природа, Красота, Любовь. Не даром говорят: мать-кормилица, мать-земля, Родина-мать…

- Итак, наш урок посвящаем…

Ученики: Образу матери в искусстве.

Учитель: Тему нашего сегодняшнего урока вам подсказала музыка, которая сейчас звучала (прослушивание песни Г. Гуржибекова до конца) . 

Вдаль поезда уносят 
Взрослых твоих детей. 
Ты об одном их просишь: 
Выбрать дорогу прямей. 
Ну, а потом ночами 
Письма им пишешь не зря...
Счастлива будь, милая мама,
Первая гордость моя. 
Вижу, родная, много 
Прядей волос седых, 
И на лицо жестоко
 
Время наносит следы. 
Но не убить с годами 
В сердце живого огня...
Счастлива будь, милая мама,
Лучшая песня моя.



– Это была песня осетинского композитора Георгия Гуржибекова «Милая мама» на слова его дочери – поэта Ирины Гуржибековой. Вы обратили внимание на последние строки пени – «Счастлива будь, милая мама, Лучшая песня моя.»

Ученики: Отвечают и делают выводы.

Учитель: Ребята, вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Мы, в своих молитвах обращаемся к ней – «Дева Мария», «Царица Небесная», а также, есть выражение «Всепетая», как вы думаете почему?

Ученики: Потому, что о ней пели и поют.

Потому, что в храме к ней обращают многие и многие люди молитвы, а хор церковный поёт ей песни…


Учитель: необычная музыка сейчас зазвучит у нас в классе - это -Тропарь Владимирской иконе Божией матери, Самой древней иконе Руси, ведь тема урока:" Древнейшая песнь материнства» и как мы с вами понимаем мы рассматриваем её в музыке, поэзии, изобразительном искусстве".

/Прослушивание тропаря Владимирской иконе Божией матери»/

Учитель: - Как вы думаете, где можно услышать эту музыку?

Ученики: - В православном храме и на концерте духовной музыки.

Учитель: - Кто исполняет это музыкальное произведение?

Ученики: - Церковный хор

Учитель: - Есть ли музыкальное сопровождение?

Ученики: Музыкального сопровождения не было.

Учитель: - Называется такое исполнение музыки, без сопровождения «acapella».

- Хорошо. А сейчас откройте, пожалуйста, учебник на стр.42. Давайте вместе вслух прочитаем текст внизу страницы.

- Ребята, это стихи или молитва?

- К кому она обращена?

- Это текст церковного песнопения, обычно исполняемого на определенный глас, то есть имеет навсегда закрепленную за ним мелодию. Автор этой мелодии неизвестен. Открываем тетради и записываем необходимые мысли…

(Записывают тему урока. Записывают определения понятий «тропарь» и «acapella»)

Работа с учебником:

Учитель: Находим ответ – Что такое молитва? К кому она?

Ученики: - К Богородице

Учитель: - кто такая Богородица? Что вы о ней знаете?

Ученики: - (дают разные ответы)

Учитель: - Мы сейчас по – подробнее скажем о том, как её образ передавали в различных видах искусства мастера живописи; музыканты, поэты.

- Много прекрасных праздников и среди них - праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, он отмечается 7 апреля.  В основе праздника Благовещения, евангельская история. В этот день архангел Гавриил, посланный Богом, принес Деве Марии «благую весть» о том, что она избрана Богом, и от нее воплотится Сын Божий. Он сказал ей такие слова: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Как мы понимаем эти слова?

Ученики: (ученики дают свои ответы)

Учитель: Взгляните на строки стихотворные на странице 43 и вместе прочитаем стихи А. Пушкина, которые напечатаны под изображением Богоматери с младенцем. Это картина Виктора Васнецова, она так и называется «Богоматерь с младенцем».


Одной картины я желал бы вечный зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -

Взирали, кроткие, во славе и в лучах....

Учитель: Что выражает поэт?

Ученики: - В этих строках поэт А.С. Пушкин передает свое преклонение перед образом Богородицы, воспевая ее вселенскую любовь к людям.

Учитель: -На Руси есть иконы с удивительно поэтическими названиями: «Утоли мои печали», «Неувядаемый цвет», «Нечаянная радость», «Милостивая», «Всех скорбящих радость». Каждая из этих икон получила название о того, о чем молятся этой иконе.

(проверка домашнего задания, которое было дано накануне)

/Иллюстрации иконы с изображением Богородицы на доске/

Учитель: - На Руси Божью Матерь называют Богородицей. А как ее называют в западных странах с католической верой? Вспомним знаменитое творение Рафаэля (стр. 41 учебника).

Ученики: - Мадонна.

Учитель: - Нужно заметить вам, что на картине лицо мадонны может быть чьим-то портретом, как у Рафаэля, а икона пишется по канону (церковному установленному правилу), и лик на ней не несет чьих-то индивидуальных черт.

Картину Рафаэля от иконы В. Васнецова отделяет почти 350 лет, а ведь они очень похожи.

- К образу Девы Марии обращались многие западноевропейские композиторы. Есть музыкальная молитва «Аве Мария» и у композитора Ф. Шуберта. Она написана на текст Вальтера Скотта. Откройте стр.40 хрестоматии. Давайте прочитаем слова

(Дети читают).

- В этой молитве Дева Мария предстает нам в образе заступницы святой, к которой обращаются страждущие люди. Послушаем «Аve Мaria» Франца Шуберта в исполнении


(Слушают, воспринимают, отвечают)


- У девы Марии родится Сын Божий, так же как у наших мам родились мы и каждый из нас ценит этот дар, который бесценен. В очень большом количестве музыкальных произведений отражён образ матери и песня, как самый распространённый жанр музыки, этот образ отражает бесконечно. Одну из песен мы сегодня с вами разучим и исполним.


/ Проходит вокально – хоровая работа над песней «Мама». Слушают, интонируют фразы по нотам. Анализируют музыку. Определяют особенности мелодии (распевность, динамика, лад, чистое, благозвучное звучание, красота/.

Учитель: - Мы сегодня много интересного узнали и много хорошего пропустили через своё сердце, говоря об образе матери. Некий итог урока подведём, отвечая на вопросы:

Какими эмоциями был наполнен наш урок?

Кто из поэтов назвал мать – «лучшей своей песней»?

-Итак, для нас звучала музыка австрийского композитора Франца Шуберта?

-Какое настроение у вас вызвала музыка?

-Какая по характеру она была?

-С какими чувствами, мы поём о матери и почему?

- Немецкий композитор Франц Шуберт посвятил это музыкально произведение Деве Марии – матери Иисуса Христа. Что значит выражение - “Славься, Мария”!

- Кто из художников был сегодня представлен своими картинами на уроке?

- Какие средства музыкальной выразительности особенно схожи в произведениях о матери?

Групповое задание (класс делится на две команды, работа с карточками, где написаны элементы интонации: мелодия, динамика, лад, темп, регистр; выясняют вместе с учителем, какие средства выразительности использовал Шуберт в своём произведении «Аве Мария» и какие средства музыкальной выразительности использовал В. Гаврилин.

/Итоги анализа записывают к себе в тетрадь и готовы зачитать/


Рефлексия, самооценка деятельности, соотношение цели и результата.


Итог:

-На этом уроке мы прикоснулись к имени матери Иисуса Христа – Марии; Узнали - почему эту женщину все знают на земле, почему ей посвящают композиторы музыкальные произведения, поэты – стихи, художники – картины. Ее все прославляют!

- Посмотрим на доску, кто это перед вами? Всмотритесь ещё раз в эти изображения, «пролистайте» в памяти весь урок (В это время учитель кладет на парту каждому ребенку бумажного ангела, а на доску выводится иконописное изображение Богородицы). У каждого из нас с вами есть ангел- хранитель, и он спустился к вам, возьмите его аккуратно в ладошки, и скажите ему свою просьбу. Возьмите и отпустите своего ангела к Богородице, а он донесет вашу просьбу. 

/Дети прикрепляют рядом с изображениями своих ангелов/


(Звучит музыка И. С. Баха и дети под музыку выходят из класса)






Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас