СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типология уроков по ФГОС

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлена типология уроков по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Типология уроков по ФГОС»

30.11.2022 г.  Выступление на заседании методической комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин на тему:  «ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ ПО ФГОС »                 Вегержинская С.А. ,   методист

30.11.2022 г.

Выступление на заседании методической комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин

на тему:

«ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ

ПО ФГОС »

Вегержинская С.А. , методист

30.11.2022 г.  Выступление на заседании методической комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин на тему:  «ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ ПО ФГОС » Вегержинская С.А. ,   методист

30.11.2022 г.

Выступление на заседании методической комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин

на тему:

«ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ

ПО ФГОС »

Вегержинская С.А. , методист

 Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.     В.А. Сухомлинский  Согласно определению,  УРОК  - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.  В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.  

В.А. Сухомлинский

Согласно определению,  УРОК  - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.

В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

 Для каждого урока необходимо сформулировать цели: Образовательная цель  предполагает формирование новых понятий и способов деятельности, системы научных знаний и т.д. - Сформировать на уроке новое понятие … - Обеспечить усвоение обучающимися ... - Обучить новому способу действий… - Устранить пробелы в знаниях … - Обобщить и систематизировать знания о ... - Отработать навыки ... - Закрепить способы действий... - Сформировать у обучающихся представления о ... - Обучить выполнению задания по образцу… - Научить делать выводы ... - Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений… - Формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку… - Формирование умения активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве… - Научить самостоятельно, делать выводы, разбираться…

Для каждого урока необходимо сформулировать цели: Образовательная цель  предполагает формирование новых понятий и способов деятельности, системы научных знаний и т.д.

- Сформировать на уроке новое понятие …

- Обеспечить усвоение обучающимися ...

- Обучить новому способу действий…

- Устранить пробелы в знаниях …

- Обобщить и систематизировать знания о ...

- Отработать навыки ...

- Закрепить способы действий...

- Сформировать у обучающихся представления о ...

- Обучить выполнению задания по образцу…

- Научить делать выводы ...

- Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений…

- Формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку…

- Формирование умения активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве…

- Научить самостоятельно, делать выводы, разбираться…

Развивающая цель:   - Развитие аналитического мышления … - Развитие познавательных умений … - Развитие умений учебного труда …  Воспитательная цель:   - Формирование интереса к будущему страны … - Формирование чувства гордости за Родину … - Воспитание гуманного отношения к людям … - Формирование ответственности ... - Развитие требовательности к себе и другим … - Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям… - Воспитание мотивов труда …

Развивающая цель: 

- Развитие аналитического мышления …

- Развитие познавательных умений …

- Развитие умений учебного труда …

Воспитательная цель: 

- Формирование интереса к будущему страны …

- Формирование чувства гордости за Родину …

- Воспитание гуманного отношения к людям …

- Формирование ответственности ...

- Развитие требовательности к себе и другим …

- Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям…

- Воспитание мотивов труда …

 На каждом уроке преподаватель стремиться сформировать у обучающихся знания, умения и навыки.   Знания  – это  определённый набор сведений, правил, но ещё без умения применять их на практике.  Это первый этап усвоения материала. ПРИМЕР: допустим, на занятиях физики  - это знание определений, формул, единиц измерения физических величин, буквенного обозначения физических величин, законов  Умения  – это такой уровень усвоения материала, когда обучающиеся, студенты при определённом напряжении внимания и памяти способны правильно применить нужный физический закон или формулу при решении задач, а также использовать полученные знания, объясняя то или иное физическое явление.  Это второй  этап усвоения материала, но это ещё не навыки.  Навыки   – это автоматизированные умения.    Третья ступень изучения материала.

На каждом уроке преподаватель стремиться сформировать у обучающихся знания, умения и навыки.

Знания  – это  определённый набор сведений, правил, но ещё без умения применять их на практике.

Это первый этап усвоения материала.

ПРИМЕР: допустим, на занятиях физики  - это знание определений, формул, единиц измерения физических величин, буквенного обозначения физических величин, законов

Умения  – это такой уровень усвоения материала, когда обучающиеся, студенты при определённом напряжении внимания и памяти способны правильно применить нужный физический закон или формулу при решении задач, а также использовать полученные знания, объясняя то или иное физическое явление.

Это второй  этап усвоения материала, но это ещё не навыки.

Навыки   – это автоматизированные умения.  

Третья ступень изучения материала.

Урок открытия новых знаний Урок усвоения новых знаний Урок комплексного применения знаний и умений Урок актуализации знаний и умений Урок систематизации и  обобщения знаний и умений Урок контроля знаний и умений Комбинированный урок

Урок открытия новых знаний

Урок усвоения новых знаний

Урок комплексного применения знаний и умений

Урок актуализации знаний и умений

Урок систематизации и

обобщения знаний и умений

Урок контроля знаний и умений

Комбинированный урок

СТРУКТУРА УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ   1. Организационный этап. 2. Мотивация учебной деятельности обучающихся. 3. Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации (фиксация индивидуального затруднения). 4. Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока. 5. Открытие новых знаний  - построение проекта выхода из затруднения  - реализация проекта 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний. 9. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

СТРУКТУРА УРОКА

ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

 

1. Организационный этап.

2. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3. Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации (фиксация индивидуального затруднения).

4. Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока.

5. Открытие новых знаний

- построение проекта выхода из затруднения

- реализация проекта

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний.

9. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

СТРУКТУРА УРОКА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ   1. Организационный этап. 2. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Постановка задач урока. 3. Актуализация знаний и умений. 4. Первичное усвоение новых знаний. 5. Первичная проверка понимания. 6. Первичное закрепление. 7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 8. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

СТРУКТУРА УРОКА

УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

 

1. Организационный этап.

2. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Постановка задач урока.

3. Актуализация знаний и умений.

4. Первичное усвоение новых знаний.

5. Первичная проверка понимания.

6. Первичное закрепление.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

Варианты проведения уроков:  Урок – лекция; Урок – беседа; Урок с использованием учебного кинофильм; Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа).  Результативность : воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.

Варианты проведения уроков:

  • Урок – лекция;
  • Урок – беседа;
  • Урок с использованием учебного кинофильм;
  • Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа).

Результативность : воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.

СТРУКТУРА УРОКА КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ (урок закрепления) 1. Организационный этап. 2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний и умений. 3. Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока. 4. Закрепление  - в знакомой ситуации (типовые задания)  - в изменённой ситуации (конструктивные задания) 5. Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания). 6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 7. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

СТРУКТУРА УРОКА

КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ (урок закрепления)

1. Организационный этап.

2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний и умений.

3. Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока.

4. Закрепление

- в знакомой ситуации (типовые задания)

- в изменённой ситуации (конструктивные задания)

5. Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания).

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

7. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

Варианты проведения уроков: Урок самостоятельных работ Урок - лабораторная работа Урок практических работ Урок - экскурсия Семинар Результативность: самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными студентами или коллективом группы.

Варианты проведения уроков:

  • Урок самостоятельных работ
  • Урок - лабораторная работа
  • Урок практических работ
  • Урок - экскурсия
  • Семинар

Результативность: самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными студентами или коллективом группы.

СТРУКТУРА УРОКА АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ (урок повторения)   1. Организационный этап. 2. Проверка домашнего задания. 3. Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока. 4. Актуализация знаний и умений.  - с целью подготовки к контрольному уроку  - с целью подготовки к изучению новой темы 5. Применение знаний и умений в новой ситуации. 6. Обобщение и систематизация знаний. 7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 9. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

СТРУКТУРА УРОКА

АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ (урок повторения)

 

1. Организационный этап.

2. Проверка домашнего задания.

3. Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока.

4. Актуализация знаний и умений.

- с целью подготовки к контрольному уроку

- с целью подготовки к изучению новой темы

5. Применение знаний и умений в новой ситуации.

6. Обобщение и систематизация знаний.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

Варианты проведения уроков:   практикум;  лабораторное занятие;  семинар.  Цель: выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.  Результативность : безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными обучающимися, студентами, коллективом группы; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь.

Варианты проведения уроков:

  • практикум;
  • лабораторное занятие;
  • семинар.

Цель: выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Результативность : безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными обучающимися, студентами, коллективом группы; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь.

СТРУКТУРА УРОКА СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ 1. Организационный этап. 2. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Постановка задач урока. 3. Актуализация знаний и умений. 4. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка обучающихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 5. Применение знаний и умений в новой ситуации. 6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

СТРУКТУРА УРОКА

СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

1. Организационный этап.

2. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Постановка задач урока.

3. Актуализация знаний и умений.

4. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка обучающихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5. Применение знаний и умений в новой ситуации.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

Варианты проведения уроков:  семинар; конференция; круглый стол.  Результативность:  умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД.

Варианты проведения уроков:

  • семинар;
  • конференция;
  • круглый стол.

Результативность:  умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД.

СТРУКТУРА УРОКА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ 1. Организационный этап. 2. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач урока. 3. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у обучающихся общеучебных умений. 4. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.   Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля.  В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.

СТРУКТУРА УРОКА

КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

1. Организационный этап.

2. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач урока.

3. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у обучающихся общеучебных умений.

4. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.

Варианты проведения уроков:  Устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос) письменная проверка зачет зачетные практические и лабораторные работы контрольная (самостоятельная) работа смешанный урок (сочетание трех первых видов)  Результативность : результаты контрольной, самостоятельной, практической, лабораторной работы, зачёта и.т.д.

Варианты проведения уроков:

  • Устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос)
  • письменная проверка
  • зачет
  • зачетные практические и лабораторные работы
  • контрольная (самостоятельная) работа
  • смешанный урок (сочетание трех первых видов)

Результативность : результаты контрольной, самостоятельной, практической, лабораторной работы, зачёта и.т.д.

СТРУКТУРА КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА 1. Организационный этап. 2. Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока. 3. Актуализация знаний и умений. 4. Первичное усвоение новых знаний. 5).Первичная проверка понимания. 6) Первичное закрепление. 7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 9. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.  

СТРУКТУРА

КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА

1. Организационный этап.

2. Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока.

3. Актуализация знаний и умений.

4. Первичное усвоение новых знаний.

5).Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

 

Рефлексия  – от лат. reflexio – «обращение назад», «отражение».  Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.  В соответствии с ФГОС, преподавателю принадлежит роль управляющего учебным процессом, а для эффективности управления необходима постоянная обратная связь с обучающимися.  В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия деятельности является обязательным заключительным этапом урока , на котором соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка  собственной деятельности.

Рефлексия  – от лат. reflexio – «обращение назад», «отражение».

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ

самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

В соответствии с ФГОС, преподавателю принадлежит роль управляющего учебным процессом, а для эффективности

управления необходима постоянная обратная связь с обучающимися.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС,

рефлексия деятельности является обязательным заключительным

этапом урока , на котором соотносится полученный результат

с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка

собственной деятельности.

 Урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий.     Н.М. Верзилин

Урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий.

Н.М. Верзилин


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс