30.11.2022 г.
Выступление на заседании методической комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин
на тему:
«ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ
ПО ФГОС »
Вегержинская С.А. , методист
30.11.2022 г.
Выступление на заседании методической комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин
на тему:
«ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ
ПО ФГОС »
Вегержинская С.А. , методист
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.
В.А. Сухомлинский
Согласно определению, УРОК - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.
В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.
Для каждого урока необходимо сформулировать цели: Образовательная цель предполагает формирование новых понятий и способов деятельности, системы научных знаний и т.д.
- Сформировать на уроке новое понятие …
- Обеспечить усвоение обучающимися ...
- Обучить новому способу действий…
- Устранить пробелы в знаниях …
- Обобщить и систематизировать знания о ...
- Отработать навыки ...
- Закрепить способы действий...
- Сформировать у обучающихся представления о ...
- Обучить выполнению задания по образцу…
- Научить делать выводы ...
- Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений…
- Формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку…
- Формирование умения активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве…
- Научить самостоятельно, делать выводы, разбираться…
Развивающая цель:
- Развитие аналитического мышления …
- Развитие познавательных умений …
- Развитие умений учебного труда …
Воспитательная цель:
- Формирование интереса к будущему страны …
- Формирование чувства гордости за Родину …
- Воспитание гуманного отношения к людям …
- Формирование ответственности ...
- Развитие требовательности к себе и другим …
- Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям…
- Воспитание мотивов труда …
На каждом уроке преподаватель стремиться сформировать у обучающихся знания, умения и навыки.
Знания – это определённый набор сведений, правил, но ещё без умения применять их на практике.
Это первый этап усвоения материала.
ПРИМЕР: допустим, на занятиях физики - это знание определений, формул, единиц измерения физических величин, буквенного обозначения физических величин, законов
Умения – это такой уровень усвоения материала, когда обучающиеся, студенты при определённом напряжении внимания и памяти способны правильно применить нужный физический закон или формулу при решении задач, а также использовать полученные знания, объясняя то или иное физическое явление.
Это второй этап усвоения материала, но это ещё не навыки.
Навыки – это автоматизированные умения.
Третья ступень изучения материала.
Урок открытия новых знаний
Урок усвоения новых знаний
Урок комплексного применения знаний и умений
Урок актуализации знаний и умений
Урок систематизации и
обобщения знаний и умений
Урок контроля знаний и умений
Комбинированный урок
СТРУКТУРА УРОКА
ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
1. Организационный этап.
2. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
3. Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации (фиксация индивидуального затруднения).
4. Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока.
5. Открытие новых знаний
- построение проекта выхода из затруднения
- реализация проекта
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний.
9. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.
СТРУКТУРА УРОКА
УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
1. Организационный этап.
2. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Постановка задач урока.
3. Актуализация знаний и умений.
4. Первичное усвоение новых знаний.
5. Первичная проверка понимания.
6. Первичное закрепление.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.
Варианты проведения уроков:
- Урок – лекция;
- Урок – беседа;
- Урок с использованием учебного кинофильм;
- Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа).
Результативность : воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.
СТРУКТУРА УРОКА
КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ (урок закрепления)
1. Организационный этап.
2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний и умений.
3. Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока.
4. Закрепление
- в знакомой ситуации (типовые задания)
- в изменённой ситуации (конструктивные задания)
5. Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания).
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.
Варианты проведения уроков:
- Урок самостоятельных работ
- Урок - лабораторная работа
- Урок практических работ
- Урок - экскурсия
- Семинар
Результативность: самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными студентами или коллективом группы.
СТРУКТУРА УРОКА
АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ (урок повторения)
1. Организационный этап.
2. Проверка домашнего задания.
3. Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока.
4. Актуализация знаний и умений.
- с целью подготовки к контрольному уроку
- с целью подготовки к изучению новой темы
5. Применение знаний и умений в новой ситуации.
6. Обобщение и систематизация знаний.
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.
Варианты проведения уроков:
- практикум;
- лабораторное занятие;
- семинар.
Цель: выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Результативность : безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными обучающимися, студентами, коллективом группы; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь.
СТРУКТУРА УРОКА
СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
1. Организационный этап.
2. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Постановка задач урока.
3. Актуализация знаний и умений.
4. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка обучающихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5. Применение знаний и умений в новой ситуации.
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.
Варианты проведения уроков:
- семинар;
- конференция;
- круглый стол.
Результативность: умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД.
СТРУКТУРА УРОКА
КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
1. Организационный этап.
2. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач урока.
3. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у обучающихся общеучебных умений.
4. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.
Варианты проведения уроков:
- Устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос)
- письменная проверка
- зачет
- зачетные практические и лабораторные работы
- контрольная (самостоятельная) работа
- смешанный урок (сочетание трех первых видов)
Результативность : результаты контрольной, самостоятельной, практической, лабораторной работы, зачёта и.т.д.
СТРУКТУРА
КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА
1. Организационный этап.
2. Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока.
3. Актуализация знаний и умений.
4. Первичное усвоение новых знаний.
5).Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.
Рефлексия – от лат. reflexio – «обращение назад», «отражение».
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ
самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
В соответствии с ФГОС, преподавателю принадлежит роль управляющего учебным процессом, а для эффективности
управления необходима постоянная обратная связь с обучающимися.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС,
рефлексия деятельности является обязательным заключительным
этапом урока , на котором соотносится полученный результат
с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка
собственной деятельности.
Урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий.
Н.М. Верзилин