Банк заданий по физике для формирования ууд
обучающихся 7-го класса по теме «Давление»
Введение.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия — к мысли.
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения,т. е. умения учиться.
Классификация и состав универсальных учебных действий
В ФГОС ОО второго поколения обозначены функции универсальных учебных действий. Среди них:
• обеспечение самостоятельности учения школьника;
• содействие гармоничному развитию личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
• обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Особенностями действий, о которых идёт речь, является то, что они формируются средствами учебно-познавательной деятельности учащихся, а также носят универсальный характер. Это означает, что они:
• не имеют предметных границ;
• должны формироваться у школьников в единой логике и на основе единых технолого-методических подходов.
В ФГОС ОО второго поколения выделены следующие типы универсальных учебных действий: • личностны;
• регулятивные;
• познавательные;
• коммуникативные.
Соотношение этих типов универсальных учебных действий с группами образовательных результатов отражает таблица 1.
Каждая типологическая группа включает определённый перечень универсальных учебных действий, подлежащих формированию у учащихся. Раскроем их состав.
Универсальные учебные действия и образовательные результаты
Таблица №1
Универсальные учебные действия | Образовательные результаты | Итоговая аттестация выпускника |
Личностные | Личностные | Не оцениваются |
Познавательные | Метапредметные | Оцениваются |
Регулятивные |
Коммуникативные |
— | Предметные |
Личностные универсальные учебные действия.
Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебно-познавательной деятельности выделяют следующие виды личностных действий:
• личностное, профессиональное и жизненное самоопределение;
• смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, то есть между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется);
• нравственно-этическая ориентация как основа морального выбора.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обеспечивают самоорганизацию учебной деятельности.
Различают следующие виды регулятивных действий:
• целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного);
• планирование (определение промежуточных целей; составление плана и последовательности действий);
• прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний);
• контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном для обнаружения отклонений);
• коррекция (внесение необходимых изменений);
• оценка (выявление и осознание того, что уже освоено, уровня усвоения);
• саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии для преодоления препятствий).
Познавательные универсальные учебные действия.
Являются основой учебно-познавательной деятельности учащихся.
Познавательные универсальные учебные действия представлены четырьмя типологическими подгруппами. Рассмотрим им состав.Общеучебные познавательные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания (устного, письменного);
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение и др.
Логические познавательные действия:
• анализ,
• синтез;
• сравнение;
• классификация;
• раскрытие причинно-следственных связей и др.
Знаково-символические познавательные действия:
• моделирование (пространственно-графическое, символико-графическое);
преобразование моделей.
Проблемно-поисковые познавательные действия:
• выявление проблемы;
• постановка проблемы;
• решение проблемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обеспечивают социальную компетентность, продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К данным действиям относят:
• действия, направленные на межличностное общение:
- ориентация в личностных особенностях партнёра по общению, его позиции в общении;
- учёт разных мнений и т.д.
• действия, направленные на кооперацию:
- организация и планирование работы в группе;
- нахождение общего решения;
- проявление инициативы;
- разрешение конфликтов и т.д.
- личностную и познавательную рефлексию.
Задания для формирования проблемно-поисковых познавательных учебных действий
Задание №1
Рис. 1
Сварите яйцо вкрутую. Очистите его от скорлупы. Возьмите небольшой лист бумаги (примерно 1/2 листа тетради), сверните его, подожгите и опустите в бутылку. Через 2—3 с горлышко бутылки накройте яйцом (рис. 1) и пронаблюдайте, как яйцо постепенно будет втягиваться в нее. Объясните, почему это происходит.
Задание №2
Рис. 2
Вырежьте резиновое кольцо, учитывая внутренний и внешний диаметры граненого стакана, и положите его на стакан. В последний опустите кусочек горящей бумаги и через 3—2 с прикройте его вторым стаканом (рис. 2). Затем, спустя несколько секунд, поднимите верхний стакан, за ним поднимается и нижний. Объясните наблюдаемое явление. Зачем в этом опыте нужно резиновое кольцо?
Проведение следующих опытов можно предложить учащимся до изучения атмосферного давления. Знаний для объяснения
наблюдаемого явления у них еще недостаточно. Хотя понятие об атмосферном давлении и давалось в VI классе на уроке географии, но пока учащиеся не могут использовать его для объяснения наблюдаемых явлений. Лишь после демонстрации нескольких опытов учителем физики по атмосферному давлению (поднятие воды за поршнем в стеклянном цилиндре, раздувание волейбольной камеры, помещенной под колокол вакуумного насоса при откачивании воздуха) ученикам можно предложить дать объяснение причины тех явлении, которые они наблюдали и домашних опытах с «вползающим» яйцом и с присасывающимися стаканами. Так учитель создает проблемную ситуацию, которая обусловлена недостаточностью знаний, имеющихся у них в данный момент для объяснения наблюдаемых явлений. Такая ситуация вызывает у учащихся потребность в приобретении новых знаний, стимулирует их на изучение нового материала.
Задание №3
Рис. 3
Возьмите капроновый (пли 1м другом пластмассы) сосуд '(рис. 3, а), ополосните его горячем иодом и .ча кроите плотно крышкой (рис. 3,6). Через некоторое нремя наблюдается деформация флакона (рис. 3, в).
Объясните наблюдаемое явление.
Задание №4
Проделайте шилом в дне пластмассового флакона отверстия, быстро заполните его подои и плотно закройте крышкой. Почему вода перестала выливаться?
Задание №5
Возьмите блюдце и опустите его ребром и кастрюлю с водой. Блюдце тонет.
Теперь опустите блюдце па воду дном, оно плавает. Почему?
Определите выталкивающую силу, действующую на плавающее блюдце. Умение: Проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений; при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования
Задание №6
Базовый уровень
1. Подвесьте чугунный цилиндр к крючку динамометра. Медленно опуская цилиндр в стакан с водой, наблюдайте за показаниями динамометра. Зависит ли архимедова сила от объема погруженной части цилиндра?
Вычислите архимедову силу, действующую на чугунный цилиндр при полном погружении в воду. Результат запишите в таблицу 1
Таблица №1
Архимедова сила в пресной и соленой воде,
действующая на одно и то же тело
2. Перенесите чугунный цилиндр в стакан с раствором соли и снова измерьте архимедову силу при полном погружении цилиндра в раствор. Зависит ли архимедова сила от плотности жидкости? Результаты занесите в таблицу.
3. Измерьте и вычислите архимедовы силы, действующие на алюминиевый и латунный цилиндры того же объема при полном погружении их в воду. Численные значения архимедовой силы, действующей на каждый цилиндр, занесите в таблицу 2. Зависит ли архимедова сила от плотности вещества, из которого сделано тело? Зависит ли архимедова сила от веса тела?
Таблица №2
Архимедова сила в пресной воде, действующая на тела одинакового объема, но разной плотности
Цилиндр | | | |
Чугунный | | | |
Алюминиевый | | | |
Латунный | | | |
Задания повышенного уровня
Выполните пункты 1-3 работы базового уровня.
4. Подвесьте опять к крючку динамометра чугунный цилиндр и опускайте его в воду постепенно: сначала на 1/4 объема (объем пропорционален высоте цилиндра), затем на 1/3 и т.д. Каждый раз вычисляйте архимедову силу, а результаты заносите в таблицу 3.
Таблица №3
Архимедова сила в зависимости от погруженной в жидкость части объема тела
Часть объема тела, погруженная в воду | 1/4 | 1/3 | 1/2 | 2/3 | 3/4 | 1 |
, Н | | | | | | |
Сформулируйте и запишите выводы.
Задания повышенного уровня
Проведите опыты по обобщенному плану:
1. Сформулируйте (уясните) цели исследования.
2. Выдвиньте и обоснуйте гипотезу, на основе которой могут быть достигнуты эти цели.
3. Продумайте проект экспериментальной установки, сконструируйте ее.
4. Определите порядок проведения эксперимента.
5. Проведите эксперимент, выполните необходимые наблюдения и измерения.
6. Произведите обработку результатов измерений.
7. Проанализируйте полученные результаты, сформулируйте выводы.
Высокий уровень
1. Ознакомьтесь с экспериментальными (творческими) заданиями. Выберите одно из них.
2. Подберите необходимые приборы и материалы.
3. Продумайте и оформите порядок выполнения работы.
4. Выполните работу.
5. Проанализируйте полученные результаты и сделайте вывод.
Экспериментальные задания (на выбор):
- Пробирка с кусочком пластилина внутри плавает в жидкости. Изменится ли глубина погружения пробирки, если из нее вынуть пластилин и прикрепить его ко дну пробирки снаружи?
- В сосуде с водой плавает кусочек льда, внутри которого находится кусочек свинца. Что будет с уровнем воды после таяния льда?
- В сосуде с водой плавает кусок льда, внутри которого находится кусочек пробки. Что станет с уровнем воды после таяния льда?
Рис. 4
- На одной чаше весов стоит сосуд с водой, а на другой - штатив на котором подвешен груз. Чаши весов уравновешены (см. рис.4 а). Штатив поворачивают так, чтобы подвешенный на нем груз оказался целиком погруженным в воду (рис. 4б). Определите вес гири, которую надо дополнительно положить на чашу весов со штативом для того, чтобы восстановить равновесие весов.
Задания для формирования логических познавательных учебных действий
Планируемый результат: распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел.
Умения, характеризующие достижение планируемого результата:
1) распознавать явление по его определению, описанию, характерным признакам;
2) различать для данного явления основные свойства или условия его протекания;
3) объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания явления.
Примеры заданий
Умение: распознавать явление по его определению, описанию, характерным признакам.
Задание №7
Ниже приведены утверждения, обозначенные буквами (А, Б, В). Выпишите те буквы, которые соответствуют утверждениям, связанным с законом Паскаля.
А. Мыльный пузырь, выдуваемый через трубочку, принимает форму шара.
Б. Газ оказывает давление на стенки сосуда, в котором он находится.
В. При нажатии на тюбик с зубной пастой (в любом месте) из горлышка тюбика выходит паста.
Правильный ответ: А, Б, В.
Критерий достижения планируемого результата: выбраны верные ответы.
Задание №8
Тело погружено целиком в жидкость. Выберите правильное утверждение.
1) на тело не действует сила тяжести
2) масса тела становится меньше
3) вес тела уменьшается
4) вес тела увеличивается
Правильный ответ: 3.
Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.
Задание №9
Рис. 5
На какое из тел действует большая сила Архимеда (см. рис.5)?
1) на первое
2) на второе
3) на третье
4) на все тела действует одинаковая сила Архимеда
Правильный ответ: 3.
Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.
Задание №10
Рис. 6
В жидкость помещены три тела одинакового объема. На какое тело действует меньшая сила Архимеда (см. рис.6)?
1) на первое
2) на второе
3) на третье
4) на все тела действует одинаковая сила Архимеда
Правильный ответ: 4.
Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.
Задание №11
Рис. 7
Бруски, изображенные на рисунке, имеют одинаковые размеры и массы. В каких случаях бруски оказывают одинаковое давление на стол?
1)А и Б
2)Б и В
3)А, Б и В
4)А и В
Правильный ответ: 2.
Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.
Задание №12
Рис. 8
На рисунке 8 изображен цилиндр, соединенный с манометрами Д, Е, Ж, 3 (манометр — это прибор, с помощью которого можно измерить давление газа и жидкости). На газ, помещенный в цилиндр, давит поршень. Одинаковое или различное давление показывают манометры? Ответ обоснуйте письменно.
Правильный ответ: давление одинаковое. Закон Паскаля.
Критерий достижения планируемого результата: приведен верный ответ и его обоснование.
Планируемый результат: описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины. При описании верно передавать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
Умения, характеризующие достижение планируемого результата:
1) описывать изученные явления, используя физические величины, различая физический смысл используемой величины, её обозначение и единицы измерения;
2) использовать для выявления свойств тел, явлений и процессов физические величины и формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
3) вычислять значение величины при анализе явлений.
Примеры заданий
Умение: различать физический смысл используемой величины, ее обозначение и единицы измерения описывать изученные явления, используя физические величины, различая физический смысл используемой величины, её обозначения и единицы измерения.
Задание №13
Какую физическую величину определяют по формуле
?
1) работу
2) мощность
3) давление
4)силу
Правильный ответ: 3.
Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.
Задание №14
Давлением называют величину, равную ...
1. силе, действующей на единицу площади опоры.
2. отношению силы, действующей перпендикулярно к поверхности, к площади этой поверхности.
3. отношению силы, действующей на поверхность, к площади этой поверхности.
Правильный ответ: 2.
Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.
Задание №15
Установите соответствие между физическими величинами измерения и единицами их измерения в СИ.
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА | ЕДИНИЦА ВЕЛИЧИНЫ |
А) давление Б) мощность В) сила | 1) ватт 2) ньютон 3) паскаль |
Правильный ответ: 3, 1, 2.
Критерий достижения планируемого результата: выбрано три верных ответа
Умение: использовать для выявления свойств тел, физических явлений и процессов физические величины и формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.