СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типовые задания на формирование УУД

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Банк заданий по физике для формирования ууд

обучающихся 7-го класса по теме «Давление»

Просмотр содержимого документа
«Типовые задания на формирование УУД»

Банк заданий по физике для формирования ууд

обучающихся 7-го класса по теме «Давление»

Введение.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного про­странства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС, позволяет выделить основные результаты обучения и воспи­тания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Ло­гика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, стро­ится по формуле: от действия — к мысли.

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образова­тельного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвое­ния,т. е. умения учиться.

 

Классификация и состав универсальных учебных действий

В ФГОС ОО второго поколения обозначены функции универсальных учеб­ных действий. Среди них:

•    обеспечение самостоятельности учения школьника;

•    содействие гармоничному развитию личности и её самореализации на осно­ве готовности к непрерывному образованию;

•    обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Особенностями действий, о которых идёт речь, является то, что они фор­мируются средствами учебно-познавательной деятельности учащихся, а так­же носят универсальный характер. Это означает, что они:

•    не имеют предметных границ;

•   должны формироваться у школьников в единой логике и на основе единых технолого-методических подходов.

В ФГОС ОО второго поколения выделены следующие типы универсальных учебных действий: •   личностны;

•    регулятивные;

•    познавательные;

•   коммуникативные.

Соотношение этих типов универсальных учебных действий с группами об­разовательных результатов отражает таблица 1.

Каждая типологическая группа включает определённый перечень универ­сальных учебных действий, подлежащих формированию у учащихся. Раскроем их состав.

Универсальные учебные действия и образовательные результаты













Таблица №1

 

Универсальные учебные действия

Образовательные результаты

Итоговая аттестация вы­пускника

Личностные

Личностные

Не оцениваются

Познавательные

Метапредметные

Оцениваются

Регулятивные

Коммуникативные

Предметные

Личностные универсальные учебные действия.

Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориента­цию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебно-познавательной деятельности выделяют следую­щие виды личностных действий:

•   личностное, профессиональное и жизненное самоопределение;

•    смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, то есть между результатом учения и тем, что по­буждает деятельность, ради чего она осуществляется);

•    нравственно-этическая ориентация как основа морального выбора.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обеспечивают самоорганизацию учебной деятельности.

Различают следующие виды регулятивных действий:

•   целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения известно­го и неизвестного);

•   планирование (определение промежуточных целей; составление плана и по­следовательности действий);

•   прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний);

•   контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном для обна­ружения отклонений);

•   коррекция (внесение необходимых изменений);

•   оценка (выявление и осознание того, что уже освоено, уровня усвоения);

•   саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии для преодоления препятствий).

Познавательные универсальные учебные действия.

Являются основой учебно-познавательной деятельности учащихся.

Познавательные универсальные учебные действия представлены четырьмя типологическими подгруппами. Рассмотрим им состав.Общеучебные познавательные действия:

•   самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

•   поиск и выделение необходимой информации; применение методов инфор­мационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

•   структурирование знаний;

•   осознанное и произвольное построение речевого высказывания (устного, письменного);

•   выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

•   рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и ре­зультатов деятельности;

•   смысловое чтение и др.

Логические познавательные действия:

•   анализ,

•   синтез;

•   сравнение;

•   классификация;

•   раскрытие причинно-следственных связей и др.

Знаково-символические познавательные действия:

•   моделирование (пространственно-графическое, символико-графическое);

преобразование моделей.

Проблемно-поисковые познавательные действия:

•   выявление проблемы;

•   постановка проблемы;

•   решение проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обеспечивают социальную компетентность, продуктивное взаимодей­ствие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К данным действиям относят:

•  действия, направленные на межличностное общение:

- ориентация в личностных особенностях партнёра по общению, его пози­ции в общении;

- учёт разных мнений и т.д.

•   действия, направленные на кооперацию:

- организация и планирование работы в группе;

- нахождение общего решения;

- проявление инициативы;

- разрешение конфликтов и т.д.

- личностную и познавательную рефлексию.

 

 

Задания для формирования проблемно-поисковых познавательных учебных действий

  • Умение: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Задание №1

 

Рис. 1

Сварите яйцо вкрутую. Очистите его от скорлупы. Возьмите небольшой лист бумаги (примерно 1/2 листа тетради), сверните его, подожгите и опустите в бутылку. Через 2—3 с горлышко бутылки накройте яйцом (рис. 1) и пронаблюдайте, как яйцо постепенно будет втягиваться в нее. Объясните, почему это про­исходит.

Задание №2

 

Рис. 2

Вырежьте резиновое кольцо, учитывая внутренний и внешний диаметры граненого стакана, и положите его на стакан. В послед­ний опустите кусочек горящей бумаги и через 3—2 с прикройте его вторым стаканом (рис. 2). Затем, спустя несколько секунд, поднимите верхний стакан, за ним поднимается и нижний. Объяс­ните наблюдаемое явление. Зачем в этом опыте нужно резиновое кольцо?

Проведение следующих опытов можно предложить учащимся до изучения атмосферного давления. Знаний для объяснения

наблюдаемого явления у них еще недостаточно. Хотя понятие об атмосферном давлении и давалось в VI классе на уроке геогра­фии, но пока учащиеся не могут использовать его для объяснения наблюдаемых явлений. Лишь после демонстрации нескольких опытов учителем физики по атмосферному давлению (поднятие воды за поршнем в стеклянном цилиндре, раздувание волейболь­ной камеры, помещенной под колокол вакуумного насоса при откачивании воздуха) ученикам можно предложить дать объяс­нение причины тех явлении, которые они наблюдали и домашних опытах с «вползающим» яйцом и с присасывающимися стаканами. Так учитель создает проблемную ситуацию, которая обуслов­лена недостаточностью знаний, имеющихся у них в данный мо­мент для объяснения наблюдаемых явлений. Такая ситуация вы­зывает у учащихся потребность в приобретении новых знаний, стимулирует их на изучение нового материала.

Задание №3

 

 

Рис. 3

Возьмите капроновый (пли 1м другом пластмассы) сосуд '(рис. 3, а), ополосните его горячем иодом и .ча кроите плотно крышкой (рис. 3,6). Через некоторое нремя наблюдается дефор­мация флакона (рис. 3, в).

Объясните наблюдаемое явление.

Задание №4

Проделайте  шилом  в дне  пластмассового флакона  отверстия, быстро заполните его подои и плотно закройте крышкой. Почему вода   перестала   выливаться?

Задание №5

Возьмите блюдце и опустите его ребром и кастрюлю с водой. Блюдце тонет.

Теперь опустите блюдце па  воду дном, оно плавает. Почему?

Определите выталкивающую силу, действующую на плаваю­щее блюдце. Умение: Проводить  исследование  зависимостей физических величин с использованием прямых измерений; при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной   зависимости   физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования

Задание №6

Базовый уровень

1. Подвесьте чугунный цилиндр к крючку динамометра. Медленно опуская цилиндр в стакан с водой, наблюдайте за показаниями динамомет­ра. Зависит ли архимедова сила от объема погруженной части цилиндра?

Вычислите архимедову силу, действующую на чугунный цилиндр при полном погружении в воду. Результат запишите в таблицу 1

Таблица №1

Архимедова сила в пресной и соленой воде,

действующая на одно и то же тело

Жидкость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Перенесите чугунный цилиндр в стакан с раствором соли и снова из­мерьте архимедову силу при полном погружении цилиндра в раствор. За­висит ли архимедова сила от плотности жидкости? Результаты занесите в таблицу.

3. Измерьте и вычислите архимедовы силы, действующие на алюминие­вый и латунный цилиндры того же объема при полном погружении их в воду. Численные значения архимедовой силы, действующей на каждый цилиндр, занесите в таблицу 2. Зависит ли архимедова сила от плотности вещества, из которого сделано тело? Зависит ли архимедова сила от веса тела?

Таблица №2

Архимедова сила в пресной воде, действующая на тела одинакового объема, но разной плотности

Цилиндр

 

 

 

Чугунный

 

 

 

Алюминиевый

 

 

 

Латунный

 

 

 

Задания повышенного уровня

Выполните пункты 1-3 работы базового уровня.

4. Подвесьте опять к крючку динамометра чугунный цилиндр и опус­кайте его в воду постепенно: сначала на 1/4 объема (объем пропорционален высоте цилиндра), затем на 1/3 и т.д. Каждый раз вычисляйте архимедову силу, а результаты заносите в таблицу 3.

Таблица №3

Архимедова сила в зависимости от погруженной в жидкость части объема тела

Часть объема тела, погруженная в воду

1/4

1/3

1/2

2/3

3/4

1

Н

 

 

 

 

 

 

Сформулируйте и запишите выводы.

Задания повышенного уровня

Проведите опыты по обобщенному плану:

1. Сформулируйте (уясните) цели исследования.

2.  Выдвиньте и обоснуйте гипотезу, на основе которой могут быть дос­тигнуты эти цели.

3.   Продумайте проект экспериментальной установки, сконструируйте ее.

4. Определите порядок проведения эксперимента.

5.  Проведите эксперимент, выполните необходимые наблюдения и из­мерения.

6. Произведите обработку результатов измерений.

7. Проанализируйте полученные результаты, сформулируйте выводы.

Высокий уровень

1.  Ознакомьтесь с экспериментальными (творческими) заданиями. Вы­берите одно из них.

2. Подберите необходимые приборы и материалы.

3. Продумайте и оформите порядок выполнения работы.

4. Выполните работу.

5. Проанализируйте полученные результаты и сделайте вывод.

Экспериментальные задания (на выбор):

-    Пробирка с кусочком пластилина внутри плавает в жидкости. Изменится ли глубина погружения пробирки, если из нее вынуть пластилин и прикрепить его ко дну пробирки снаружи?

-    В сосуде с водой плавает кусочек льда, внутри которого находит­ся кусочек свинца. Что будет с уровнем воды после таяния льда?

-    В сосуде с водой плавает кусок льда, внутри которого находится кусочек пробки. Что станет с уровнем воды после таяния льда?

 

Рис. 4

-    На одной чаше весов стоит сосуд с водой, а на другой - штатив на котором подвешен груз. Чаши весов уравновешены (см. рис.4 а). Штатив поворачивают так, чтобы подвешенный на нем груз оказался целиком погруженным в воду (рис. 4б). Определите вес гири, которую надо дополнительно положить на чашу весов со штативом для того, чтобы восстановить равновесие весов.

 

 

Задания для формирования логических познавательных учебных действий

Планируемый результат: распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел.

  • Умения, характеризующие достижение планируемого резуль­тата:

1) распознавать явление по его определению, описанию, ха­рактерным признакам;

2)  различать для данного явления основные свойства или ус­ловия его протекания;

3)  объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания явления.







Примеры заданий

  • Умение: распознавать явление по его определению, описанию, характерным признакам.

Задание №7

Ниже приведены утверждения, обозначенные буквами (А, Б, В). Выпишите те буквы, которые соответствуют утверждени­ям, связанным с законом Паскаля.

А. Мыльный пузырь, выдуваемый через трубочку, принимает форму шара.

Б. Газ оказывает давление на стенки сосуда, в котором он находится.

В. При нажатии на тюбик с зубной пастой (в любом месте) из горлышка тюбика выходит паста.

Правильный ответ: А, Б, В.

Критерий достижения планируемого результата: выбраны вер­ные ответы.

  • Умение: различать для данного явления основные свойства или условия его протекания

Задание №8

Тело погружено целиком в жидкость. Выберите правиль­ное утверждение.

1) на тело не действует сила тяжести

2) масса тела становится меньше

3) вес тела уменьшается

4) вес тела увеличивается

Правильный ответ: 3.

Критерий достижения планируемого результата: выбран вер­ный ответ.

Задание №9

 

Рис. 5

 

На какое из тел действует большая сила Архимеда (см. рис.5)?

1) на первое

2) на второе

3) на третье

4) на все тела действует одинаковая сила Архимеда

Правильный ответ: 3.

Критерий достижения планируемого результата: выбран вер­ный ответ.

Задание №10

 

Рис. 6

В жидкость помещены три тела одинакового объема. На ка­кое тело действует меньшая сила Архимеда (см. рис.6)?

1) на первое

2) на второе

3) на третье

4) на все тела действует одинаковая сила Архимеда

Правильный ответ: 4.

Критерий достижения планируемого результата: выбран вер­ный ответ.

 

Задание №11

 

Рис. 7

Бруски, изображенные на рисунке, имеют одинаковые раз­меры и массы. В каких случаях бруски оказывают одинаковое давление на стол?

1)А и Б

2)Б и В

3)А, Б и В

4)А и В

Правильный ответ: 2.

Критерий достижения планируемого результата: выбран вер­ный ответ.

 

  • Умения: объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания явления

Задание №12

 

Рис. 8

На рисунке 8 изображен цилиндр, соединенный с мано­метрами Д, Е, Ж, 3 (манометр — это прибор, с помощью которого можно измерить давление газа и жидкости). На газ, поме­щенный в цилиндр, давит поршень. Одинаковое или различное давление показывают манометры? Ответ обоснуйте письменно.

Правильный ответ: давление одинаковое. Закон Паскаля.

Критерий достижения планируемого результата: приведен верный ответ и его обоснование.

Планируемый результат: описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины. При описании верно передавать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связы­вающие данную физическую величину с другими величинами.

  • Умения, характеризующие достижение планируемого резуль­тата:

1)  описывать изученные явления, используя физические вели­чины, различая физический смысл используемой величины, её обозначение и единицы измерения;

2)  использовать для выявления свойств тел, явлений и про­цессов физические величины и формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

3)  вычислять значение величины при анализе явлений.

Примеры заданий

  • Умение: различать физический смысл используемой величины, ее обозначение и единицы измерения описывать изученные явления, используя физические величины, различая физический смысл используемой величины, её обозначения и единицы измерения.

Задание №13

Какую физическую величину определяют по формуле

?

1) работу

2) мощность

3) давление

4)силу

Правильный ответ: 3.

Критерий достижения планируемого результата: выбран вер­ный ответ.

Задание №14

Давлением называют величину, равную ...

1.  силе, действующей на единицу площади опоры.

2.  отношению силы, действующей перпендикулярно к по­верхности, к площади этой поверхности.

3.  отношению силы, действующей на поверхность, к пло­щади этой поверхности.

Правильный ответ: 2.

Критерий достижения планируемого результата: выбран вер­ный ответ.

Задание №15

Установите соответствие между физическими величи­нами измерения и единицами их измерения в СИ.

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА

ЕДИНИЦА ВЕЛИЧИНЫ

А) давление

Б) мощность

В) сила

1) ватт

2) ньютон

3) паскаль

 

А

Б

В

 

 

 

Правильный ответ: 3, 1, 2.

Критерий достижения планируемого результата: выбрано три верных ответа

  • Умение: использовать для выявления свойств тел, физических явлений и процессов физические величины и формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.