выявить особенности типов климатов;
установить закономерности существования различных типов климата в пределах климатических поясов;
развивать умения анализировать, выделять главное, делать выводы;
продолжить формирование умений работать с текстом учебника, картами атласа, анализировать климатограммы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I Организационный момент Эмоциональный настрой | Учитель приветствует учащихся, создаёт доброжелательную атмосферу в классе. Голова моя мыслит ясно. Я очень хочу учиться. Я готов к работе. | Учащиеся приветствуют учителя, настраиваются на работу. |
II. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос | Предлагает задания учащимся а) проанализируйте карту рис.36. стр.66 - объясните закономерности распределения июльских температур -б) проанализируйте карту рис. 35 стр. 65 - объясните закономерности распределения январских температур - Что такое коэффициент увлажнения? Что он выражает? | Учащиеся анализируют карты, отвечают на вопросы учителя, делают выводы |
Задания на проверку умений. | Определить коэффициент увлажнения: а) на Прикаспийской низменности; | Определяют коэффициент увлажнения, используя карту рис. 37 стр. 67 рис 38стр. 68 |
III. Изучение нового материала 1) Сообщение темы, постановка целей, мотивация учебной деятельности | Слайд № 1,2 Сообщает тему урока «Типы климатов России» 1 уровень: познакомимся с основными типами климата; 2 уровень: выявим особенности типов климата; 3 уровень: изучим закономерности существования различных типов климата, внутри климатических поясов | Записывают тему урока в тетрадь, определяют задачи, которые они будут решать на уроке |
2) Формирование понятия о климатических поясах России. | Слайд № 3. Сейчас мы приступим к выполнению поставленной задачи. Изучим типы климата и заполним информационную таблицу Организует работу с картой атласа с.17 - Какая карта помогает определить типы климатов? - В каких климатических поясах расположена Россия? - В каком климатическом поясе расположена большая часть России? - Какие из климатических поясов являются основными, какие переходными? - По каким климатическим показателям определяют тип климата? - Какие области выделяются внутри умеренного климатического пояса? | Учащиеся работают с картой, анализируют её. |
3) Характеристика типов климата. | Слайд № 3 Сейчас мы приступим к выполнению практической работы и заполним таблицу Предлагает изучить типы климатов, работая с текстом учебника, и заполнить таблицу с.70-72 | Учащиеся заполняют таблицу. |
Физкультминутка для глаз | Глаза вверх, вниз (2р.) Влево, вправо (2р.) Круговые вращения глазами в одну сторону, затем в другую (2р.) Сильно сжали глазки, открыли их | |
IV. Закрепление. Проверка практической работы (озвучивание) | Слайд № 4-10 Арктический климат Субарктический климат Умеренно-континентальный климат Континентальный климат Резко континентальный климат Муссонный климат Субтропический климат | Описывают тип климата, используя таблицу. |
Интересные факты | Слайд № 11-16 Климатические рекорды | Выступление заранее подготовленного ученика |
Решение задач | Слайд № 17 Решить задачу по климатограмме. Для какого города построена данная климатограмма? Москва, Владивосток Красноярск Норильск Объясните свой выбор. | Анализируют климатограммы, объясняют причины. |
V. Рефлексия. | Учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке. Какие цели были поставлены в начале урока? Достигли ли мы их с вами? | Учащиеся оценивают свою работу. |
Выставление оценок за работу на уроке | |
Домашнее задание. | Объясняет домашнее задание. Слайд № 18. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. |