СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы речи. 6 класс. Технологическая карта урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Типы речи. 6 класс. Технологическая карта урока»

Урок русского языка

6 класс



Тема урока: «Типы речи».

Целеполагание:

1. Углубить общее понятие о типах речи, обучить приёмам разграничения описания, повествования, рассуждения.

2. Развивать умение определять типы речи по ряду приёмов, составлять тексты разных типов, выразительно читать художественный текст, анализировать текст.

3. Воспитывать внимательное отношение к разным типам речи, умение общаться

в разных ситуациях.


Цели для учащихся:

  1. Познакомиться с тремя типами русской речи; уметь определять функционально-смысловые типы речи;

  2. научиться отличать их друг от друга;

  3. уметь создавать небольшие тексты (описание, повествование, рассуждение)

в соответствии с нормами построения различных функционально-смысловых типов речи.


Задачи:

Дидактические: обеспечить в ходе урока усвоение отличительных признаков типов речи, организовать сопутствующее повторение термина «речь».

Воспитательные: обеспечивать гуманистический характер обучения, приоритет общечеловеческих ценностей (любовь и внимание к животным);

Развивающие: развивать познавательный интерес школьников (проблемные ситуации, проблемный диалог, в домашнем задании – применение полученных знаний при написании сочинений)

Общеучебные умения, формируемые на уроке: слушать учителя, внимательно читать, запоминать увиденное, прочитанное, услышанное, применять полученные знания на практике.


Планируемые результаты:

Личностные:

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Регулятивные:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

Познавательные:

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные:

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

- строить монологичное высказывание;

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.


Оборудование: интерактивная доска; раздаточный материал для учащихся (тексты); схема «Типы речи»; карты оценивания; тесты; анкета.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Формы и методы работы: беседа, наблюдение, работа с учебником, учебная дискуссия, индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа.


Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

- Что такое речь? (Это язык в действии, это использование языка для общения и в процессе общения)

- Что значит «владеть речью»? (Уметь общаться)

- Что имеем в виду, когда говорим «я умею общаться»? (Умею не только говорить, но и умею задавать вопросы собеседнику, прошу его уточнить мысль, высказываю пожелания, просьбу, выражаю своё согласие или несогласие, умею начать разговор, поддержать его, вести диалог в соответствии с ситуацией.)

III. Мотивация.

- Так о чём будем говорить на уроке?

- А зачем это нам нужно?

- Как вы думаете, в каких ситуациях вы будете использовать повествование? Описание? Рассуждение?

- На уроках литературы используем типы речи в разных ситуациях. Например, когда вы пересказываете сюжет произведения, описываете внешность героя, определяете черты его характера.

- А когда рассказываете правило или делаете синтаксический разбор? А в быту, в повседневной жизни, нужно ли нам знать типы речи?


IV. Работа по теме урока. Освоение нового материала.



  1. Слово учителя.

В поисках смысла

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и в песне, даже во фразе –

Ты только вдумайся,

Только всмотрись –

Кроется самая главная мысль.

Строчка за строчкой,

Фраза за фразой –

Ты только вдумайся,

Только всмотрись –

Откроется самая главная мысль!


- Внимательно прочитайте теоретический материал параграфа 10 учебника на с.43-44

и составьте по нему схему, таблицу или рисунок на тему «Типы речи». Расскажите, в чём заключается отличие всех типов речи друг от друга.


2. Учитель напоминает о соблюдении правил работы в группе:

  • говорить по очереди;

  • внимательно слушать друг друга;

  • не перебивать;

  • коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения;

  • помогать и просить о помощи;

  • давать и просить пояснения;

  • принимать групповые решения и приходить к единому мнению;

  • соблюдать регламент, дисциплину.


3. Работа в группах:

  • «эксперт» — после выполнения задания от имени своей группы зачитывает выполненное задание;

  • «секретарь» — записывает задания;

  • «оценщик» — наблюдает работу каждого члена своей группы и оценивает по соответствующим критериям, которые заранее отмечает учитель в карте оценивания (учитель раздает каждой группе карты оценивания);

  • «хронометражист» — засекает время, отведенное для выполнения каждого задания.


Составление схемы, таблицы, рисунков (по выбору группы).


- Представьте содержание каждого текста в фотографиях.  К какому тексту достаточно 1 фотографии? К какому надо несколько? К какому невозможно сделать фотографий?



Типы речи


Повествование

Описание

Рассуждение

Задача

рассказать

показать

доказать

Вопрос

Что? Когда? Где? Как?

Какой? Каков?

Почему?

Фотография

несколько

одна

нет

Типы речи

Сравнительная таблица – модель опорной схемы



Повествование

Описание

Рассуждение

Что произошло?

О действиях

О событиях



Вопрос



Ключевые слова -



Композиция:

Развитие события

Начало события

Конец события

Кульминационный момент

Какой предмет?

Признаки

Впечатления



Вопрос



Ключевые слова -



Композиция:

Общее впечатление от предмета речи

Оценка предмета речи

Детали, признаки предмета

Зачем?

Объяснения

Размышления

Причина



Вопрос –

Ключевые слова –



Композиция:

Аргументы = доказательства

Вывод

Основная мысль

Карта оценивания

ФИ

Сотрудничал с другими для достижения цели

Работал над выполнением задания

Предлагал идеи, высказывал своё мнение

Вносил предложения

по содержанию

Вносил предложения по организации работы

Слушал товарищей, делал записи

Участия в работе не принимал

Мешал работе товарищей

Сумма баллов



















































Критерии оценивания: № 1 - 6 – 6 баллов (по 1 баллу за каждый критерий);

№ 7, 8 – минус по 1 баллу















  1. Монологическое высказывание экспертов по теме «Типы речи», построенное с опорой на схему, таблицу, рисунок.

  2. Закрепление изученного.


А) Определить признаки текста -  описания:


Отвечает на вопрос какой?

Отвечает на вопрос

что делает?

Отвечает на вопрос почему?

В тексте говорится о действиях: что было сначала, что потом, чем все закончилось.

В тексте описываются предметы, животные, люди, природа.

В тексте представлены доказательства, объяснения, причины действий.

Б) Выполнение по группам (с использованием схемы) упр. 53.

— Определите тип речи каждой части и обоснуйте правильность своего ответа.


В) Определите по началу текста тип речи.

1. У меня есть младший брат. Зовут его Толя. У него густые золотистые волосы, большие голубые глаза, курносый нос, румяные щёки…

2. Вышли мы с братом погулять. Вдруг навстречу мне школьные друзья. Они позвали меня кататься на лыжах. Я согласился…

3. У меня есть младший брат. Я его очень люблю. И вот почему…


Г) Тест.

1. Тип речи, в котором говорится о действиях и событиях, - это

А. описание В. повествование С. рассуждение

2. На какой вопрос отвечает текст-повествование?

А. что произошло? В. какой предмет? С. почему?

3. Тип речи, в котором описываются предметы, люди, животные, природа –

А. описание В. повествование С. рассуждение

4. На какой вопрос отвечает текст-описание?

А. что произошло? В. какой предмет? С. почему?

5. тип речи, в котором излагаются причины явлений и событий, их взаимная связь – это

А. рассуждение В. повествование С. описание

6. На какой вопрос отвечает текст- рассуждение?

А. что произошло? В. какой предмет? С. почему?

7. Определите тип речи в данном отрывке.

Как много может подсказать внимательному человеку поведение животных!

Была у одного геолога собака. Самая обыкновенная собака. Однажды поздним вечером геолог сидел за столом, карты геологические раскладывал. Рядом в коляске маленькая дочка спала. В углу дремала собака.

Вдруг собака рванулась с места, схватила девочку за рубашку, выхватила ее из коляски

и кинулась в дверь.

Геолог очень испугался. Он решил, что собака взбесилась. С ружьем в руках он выбежал из дома. И тут затряслась земля, рухнул дом. Началось землетрясение.

Так собака спасла своего хозяина и его маленькую дочь.

8.Определите тип речи в данном отрывке.

Зима. Из канализационного колодца валит пар. Вокруг оттаявшая земля. Подхожу  ближе: земля шевелится. Да это брошенные людьми собаки, и в их глазах - горе и страх. Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла больше приносить потомства, а значит - дохода. Что же получается: деньги вместо души? Почему дефицит милосердия сегодня так велик?

 Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? Не покинет ли нас доброта навсегда? Ведь уже сегодня ее недостает нам всем. Преступно мало мы  говорим об отношении человека к четвероногому другу, словно нет в нашей жизни жестокости! Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям.

Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология- сферы, в которых жизнь собаки- подвиг во имя человека. Где же наша человеческая благодарность, милосердие?   ( Е. Лайкова)

9.Определите тип речи в данном отрывке.

Он (Герасим) нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Бедной собачонке было всего недели три, глаза уней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. (И.С.Тургенев «Муму».)

10. Выбрана тема сочинения: «Клён у школы». Какой тип речи будет использован в работе?

11. Выбрана тема сочинения: «Хороший поступок». Какой тип речи будет использован в работе?

12. Выбрана тема сочинения: «Правильно ли я поступил?». Какой тип речи будет использован в работе?


Д). Написание сочинения-миниатюры по одной из тем упр.52.

(За что я люблю свою собаку.

Забавный случай с моей собакой.

Моя собака – самая красивая.)

Чтение сочинений с обоснованием выбранного типа речи.


V. Рефлексия (с использованием записанной схемы).


- Сегодня на уроке я узнал…


VI. Домашнее задание.

Придумать небольшой рассказ о собаке, изображенной на картине К.Е. Маковского «Собака Баська» (упр.52 (2).


VII. Анкета.

Предлагается небольшая анкета.

(Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.)


1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был



7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!