СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы уроков физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наиболее значимой проблемой школьной физической культуры является проблема приоритетной направленности учебного предмета «физическая культура». Чему отдать предпочтение: оздоровительному, тренировочному или образовательному направлению? Дискуссия на эту тему ведется не первый год, и до сих пор направленность урока физической культуры в школьной программе однозначно не определена.

Просмотр содержимого документа
«Типы уроков физической культуры»

Типы уроков физической культуры


Наиболее значимой проблемой школьной физической культуры является проблема приоритетной направленности учебного предмета «физическая культура». Чему отдать предпочтение: оздоровительному, тренировочному или образовательному направлению? Дискуссия на эту тему ведется не первый год, и до сих пор направленность урока физической культуры в школьной программе однозначно не определена.


Главное – здоровье


Первый подход – оздоровительный, где основной ценностью рассматривается здоровье учащихся и соответствующий уровень их физического развития и физической подготовленности. В рамках данного подхода акцент делается на значимый тренировочный эффект и высокий уровень развития физических качеств за счет увеличения объема обязательных занятий физической культурой. С физиологической точки зрения тренировочный эффект определяется уровнем функциональных возможностей отдельных систем и организма в целом, эффективностью их функционирования и обеспечения разнообразных форм мышечной активности, эргометрическими показателями физической нагрузки: количеством, частотой занятий в неделю, месяц, четверть и т.д.

Однако не всякая даже систематическая двигательная активность может вызывать адаптацию различных систем организма к физической нагрузке. Положительный тренировочный эффект достигается только при условии, когда физическая нагрузка будет соответствовать «пороговой» нагрузке с учетом текущего функционального состояния организма школьника или несколько превышать ее. Если физическая нагрузка по объему и интенсивности будет незначительной, то эффект развития функциональных возможностей организма окажется практически нулевым.

В педагогическом аспекте оздоровительная направленность уроков физической культуры связана с решением конкретных дидактических задач: укреплением здоровья, гармоничным физическим развитием, повышением уровня общей физической подготовленности, совершенствованием двигательных способностей, формированием правильной осанки, коррекцией «отстающих» мышечных групп, функциональных систем организма школьника.

Сложная структура каждого физического качества в процессе управления их развитием предполагает применение адекватных методов физического воспитания и педагогических приемов. Таким образом, становится очевидным, что уроки с оздоровительной направленностью можно классифицировать на следующие типы:

1) урок, направленный на совершенствование преимущественно одного физического качества (быстроты, силы, гибкости, общей выносливости и т.д.);

2) комбинированный урок, направленный на формирование двух и более физических качеств;

3) корригирующий урок, направленный на решение задач, связанных с коррекцией отстающих физических качеств, отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья.


Главное – тренировка

Второй подход – спортивно ориентированный. Он основан на рациональном сочетании классно-урочной и внеурочной форм занятий избранными видами спорта. Речь идет о разработке и внедрении инновационных спортивных технологий в практику физического воспитания, предусматривающих отказ от традиционного урока физической культуры и замену его групповыми учебно-тренировочными занятиями по видам спорта за пределами академического расписания. При этом учащиеся имеют полную свободу выбора вида занятий в соответствии с их интересами и уровнем притязаний.

Авторы данного подхода предлагают по-новому взглянуть на школьный урок физической культуры. Действительно ли в своем нынешнем виде он является единственной и независимой формой организации физического воспитания детей и вообще нужен ли «новой школе» урок физической культуры в том виде, в каком он проводился прежде и проводится до сих пор? В то же время сторонники тренировочной направленности уроков физической культуры понимают, что формулируемые ими задачи и принципы организационной стратегии не могут быть реализованы в условиях традиционного школьного урока физической культуры.


Однако при этом весьма узко понимается содержание физического воспитания в школе и уроков физической культуры в частности. Чаще всего его цели и задачи сводятся к повышению уровня физической подготовленности учащихся. Из виду упускается решение таких важных задач, как формирование у школьников глубоких и полных знаний о своем физическом состоянии и путях его улучшения, а также интересов, потребностей, ориентирующих человека на здоровый образ жизни, на самостоятельную целенаправленную деятельность по совершенствованию своего физического состояния.

Уроки физической культуры сами по себе не решают всех проблем физического воспитания и здоровья подрастающего поколения. К сожалению, уроки лишь частично пополняют недостаток двигательной активности школьников. Результаты научных исследований и педагогический опыт показывают, что уроки физической культуры компенсируют в среднем только 11% необходимой физической нагрузки, а при максимальной моторной плотности урока – около 40% необходимого объема двигательной активности. Даже ежедневные уроки не способны покрыть дефицит двигательной активности, что явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья школьников.

Поэтому нельзя преувеличивать возможности школьного урока. Урок физической культуры всего лишь часть, одна из форм всего процесса физического воспитания детей. Он способствует укреплению здоровья школьников, развитию физических качеств и повышению функциональных возможностей каждого, но не может решить всех этих проблем. Для этого нужно изменить существующее содержание школьного образования в области физической культуры, сделать его более привлекательным и интересным для учащихся, повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.


Главное – знания и умения

Следующий подход ориентирован на усвоение учащимися на уроках определенных знаний, а также на формирование жизненно важных двигательных умений и навыков. Направленность таких уроков характеризуется совокупностью конкретных дидактических задач, связанных с процессом обучения двигательным действиям. Поэтому деление на типы уроков, представленные в данном подходе, в основном связано с этапами формирования двигательных действий: урок разучивания нового материала, урок закрепления и совершенствования освоенного материала, смешанный и контрольный уроки.

Смешанные уроки – наиболее эффективная форма организации учебной деятельности в школе. На этих уроках могут сочетаться и реализоваться задачи, например, разучивание нового и закрепление или совершенствование пройденного материала, контроль выполнения упражнений. Оценка качества выполнения двигательных действий, количественный учет освоения программного материала и учебных нормативов могут быть также задачами контрольного урока.

По признаку предметной деятельности такие уроки условно подразделяются на следующие типы: уроки легкой атлетики, гимнастики, баскетбола, волейбола, плавания, лыжной подготовки и т.д. При этом вводные уроки носят информационный характер и проводятся достаточно редко, как правило, в начале или конце четверти, полугодия.