СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Типы уроков и эффективное их использование на уроках физики в условиях реализации ФГОС»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый день учителя, каждый его урок-это творческий поиск.

Просмотр содержимого документа
««Типы уроков и эффективное их использование на уроках физики в условиях реализации ФГОС»»


Содержание

Введение 2- 4

1 «Типы уроков и эффективное их использование

на уроках физики в условиях реализации ФГОС» как педагогическая проблема.

1.1 Урок, как основная форма обучения 4-6

1.2 Структура уроков 6

1.3 Типы уроков 7-8

1.4 Типы нестандартных уроков 8-9

1.5 Типы уроков по ФГОС, предложенные 9-12

педагогом методистом Л.Г.Петерсон.

1.6 Требования к современному уроку. 12-19

1.7 Опыт коллег учителей физики по организации 19-21

современного урока


2. Пути повышения эффективности уроков физики

2.1. Проблемы эффективности урока физики 22-23

2.2 От чего зависит эффективность уроков. 23-24

Подготовка учителя к уроку.

2.3 Способы, формы и виды организации эффективного урока 25-28

 

3. Опыт организации урочной деятельности в

МОУ «Старомайнскаясредняя школа №1» 29



Список литературы. 38













Введение


Урок традиционно считается первоосновой учебно-воспитательного процесса в школе, неиссякаемым источником получения учениками знаний. Кроме того, именно на уроке формируется человек завтрашнего дня. Говоря о модернизации школьного образования, мы часто забываем, что это не абстрактное понятие, а будничная, конкретная работа. Каждый день учителя, каждый его урок – это творческий поиск, решение вопросов: как сделать уроки по-настоящему обучающими и в то же время интересными? Каким должен быть урок сегодня и завтра? Что помогает улучшить работу, сделать ее более качественной, эффективной? Не секрет, что современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века:

  • -резко возросла информированность детей;

  • -современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

  • -несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

  • - ограниченность общения со сверстниками.

И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» ФГОС обозначил мою проблему очень важной, поэтому тема моей выпускной работы « Типы уроков и эффективное их использование на уроках физики в условиях реализации ФГОС» очень актуальна

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает  системно-деятельностный подход, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является

-1) применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

-2)создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Профессию педагога иногда сравнивают с профессией актера. Как и актер, учитель должен уметь установить контакт с людьми, заинтересовать их, увлечь. Как не бывает одинаковых спектаклей, так не может быть и похожих уроков. Не надо бояться быть артистичными.

Урок физики, бесспорно, занимает особое место в формировании личности, мировоззрения, его нравственности, творческих сил, то есть играет главную роль в становлении эмоциональной, эстетической, нравственной культуры ученика. Конечно же, традиционный урок остаётся основным видом уроков физики, но всё большее значение приобретают необычные, творческие, нешаблонные уроки. Сюда входят уроки-диспуты, уроки-семинары, уроки-композиции, уроки-экскурсии, уроки игрового типа, пресс-конференции и многое другое. Любой урок, у которого есть что-то оригинальное, инновационное, классифицируется как нестандартный. Найти такую нестандартность становится для многих учителей важнейшей задачей в условиях реализации ФГОС. Поэтому тема моей аттестационной работы « Типы уроков и эффективное их использование на уроках физики в условиях реализации ФГОС» является актуальной.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью более определенно обозначить типологии современного урока физики и назвать наиболее эффективные классификации видов уроков в зависимости от их содержания, цели и методов проведения.

Объект исследования учебный процесс на уроках физики

Предмет исследования« Типы уроков и эффективное их использование на уроках физики в условиях реализации ФГОС»

задачи:

1.Провести анализ и синтез психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.

2) рассмотреть теоретические основы содержания и технологий урока физики;

3) рассмотреть урок как основную форму организации учебного процесса;

4) определить концепции, классификации, типологии и методику проведения современного урока физики;

5) Показать опыт проведения уроков физики в школе.

6) Сформулировать рекомендации коллегам по организации современного урока.


  1. «Типы уроков и эффективное их использование на уроках физики в условиях реализации ФГОС» как педагогическая проблема.



1.1 Урок, как основная форма обучения



Урок является основной формой организации учебного занятия. В педагогике существует много различных определений урока.

И.П. Подласый считает, что урок это законченный в смысловом, временном, организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса, основная форма обучения с триединой целью: обучить, воспитать, развить [3, С. 147].  

Наибольшее распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, творцом которой считается

Я. А. Коменский.

Ключевым компонентом классно - урочной системы организации обучения является урок.

Что такое урок? До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок- это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

В этой форме урока представлены все компоненты учебно-познавательного процесса: цель, содержание, средства, методы деятельности по организации и управлению и все его дидактические элементы. Его сущность и назначение в процессе обучения как целостной динамической системы сводятся, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителей и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности,  общения и отношений, а также педагогического мастерства учителя.

Дидактика дает и другие аспекты понятия «урок»:

Урок - это организационная единица учебного процесса в достижении завершенной, но частичной цели обучения.



Урок - это организационная единица учебного процесса в достижении завершенной, но частичной цели обучения.


Урок- это культурологический феномен, созданный педагогической мыслью, завершенный в организационном и временном отношении этап учебного процесса.




Урок - это культурологический феномен, созданный педагогической мыслью, завершенный в организационном и временном отношении этап учебного процесса.




Урок - основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (40-45 минут), планом работы и составом участников.

Урок - основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (40-45 минут), планом работы и составом участников.







Мне ближе последнее определение.

Структура урока и методика его проведения зависят от дидактических целей и задач, которые решаются в процессе обучения. В зависимости от преобладающих методов и средств обучения один и тот же тип урока может иметь несколько разновидностей (видов).

ВИД УРОКА = ФОРМА УРОКА






Попытки классифицировать уроки, разбить их на несколько типов предпринимались очень давно. Первым этой проблемой занимался

К. Д. Ушинский.


1.2 Структура уроков.


Структура урока – совокупность элементов урока, обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах.

Структурные элементы урока:

I. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II. Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка учащихся к восприятию новой информации.

III. Основная часть. Изучение нового материала (25 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

IV. Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.

V. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

VI. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.




1.3 Типы уроков.


Наиболее распространенную и используемую на практике классификацию ввёл Б. П. Есипов и выделил следующие типы уроков:

1.Изучение нового материала.

2.Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

3.Урок обобщения и систематизации знаний.

4.Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

5.Комбинированный или смешанный урок.


1 тип: Изучение нового материала.

Вид урока:   

- лекция,

- урок с элементами беседы,

- лекция с элементами презентации,

- урок конференция,

- экскурсия,

- исследовательская работа.

Цель урока: изучение новых знаний и первичное их закрепление.


2 тип: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

Вид урока:   - практикум,

                      - экскурсия,

                      - лабораторная работа,

                      - деловая игра,

 - урок дискуссия.

Цель урока: Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению.


3 тип: Урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока:  

- семинары,

- конференция,

- обобщённый урок,

- урок собеседование,

- урок дискуссия, диспут.

Цель урока: Обобщение знаний учащихся в систему. Проверка и оценка знаний учащихся.


4 тип: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

Вид урока

  - зачёт,

 - экзамен,

 - контрольная работа.

Цель урока: Определить уровень знаний, умений и навыков учащихся и выявить качество знаний учащихся, рефлексия собственной деятельности.


5 тип: Комбинированный или смешанный урок.

Вид урока:  - практикум,

                    - конференция,

                    - семинар,

                    - контрольная работа,

                    - лекция.

Цель урока: Выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия.


1.4 Нестандартные уроки. Их характеристика.


НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.


ТИПЫ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ:


1.уроки - «погружения»;

2.уроки - деловые игры;

3. уроки – пресс-конференции;

4. уроки – соревнования;

5. уроки типа КВН;

6. театрализованные уроки;

7. уроки – консультации;

8. компьютерные уроки;

9. уроки – творчества;

10. уроки – аукционы;

11. уроки – зачёты;

12. уроки – формулы;

13. уроки – конкурсы;

14. уроки – игры;

15. уроки – концерты.


В разряд не стандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые фигурировали, как вспомогательные, внеклассные, внеурочные.

Нестандартные уроки – это уроки, не обычные по замыслу, организации и методики их проведения. Они больше нравятся учащимся, чем традиционные уроки. Поэтому практиковать такие уроки нужно всем преподавателям.

У традиционных уроков есть «+» и «-»:

«+»

«-»

1.  Организационная чёткость педагогического процесса.

2.  Системный характер обучения.

3.    Эмоциональное воздействие преподавателя на учащихся.

4.   Обилие информации, использование ТСО и наглядностей.

1.  Преподаватель ограничен временными рамками.

2.  Трудно осуществлять индивидуальный подход (при групповых уроках)

3.   Больше внимания уделяется на передачу ЗУНов, а меньше на развитии познавательной сферы.

1.5 Типы уроков по ФГОС, предложенные педагогом методистом Л.Г.Петерсон.

  1. Урок открытия «нового знания»

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.)

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов и т.д.

  1. Урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализация коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов и т.д.

  1. Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.

  1. Урок развивающего контроля

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритмов и т.д. Структура технологических карт содержит этапы урока, составленные с учетом типа урока:

Организационный этап, предполагающий деятельность учителя по проверке готовности к уроку класса, учащихся и сообщение темы урока; учащиеся должны также проверить собственную готовность к уроку, настроиться на восприятие нового материала.

Целеполагание и мотивация, предполагающий деятельность учителя по формированию умения целеполагания: активизация учащихся с помощью вопросов, игровых заданий (загадки, пословицы), используя словарь темы, представленный в рабочей тетради учащегося.

Формируется осознанное целеполагание.

Актуализация. Учительактуализирует знания учащихся по изучаемой теме, обращаясь к жизненному опыту учащихся, ранее усвоенному материалу. Задачи, стоящие перед учителем: подготовить мышление учащихся к усвоению нового материала, проанализировать совместно с учащимися учебную ситуацию, выявить умения, способы усвоения материала соответствующие теме изучаемого и смоделировать этапы изучения нового материала. Формируется умение анализа учебной ситуации и моделирования, рефлексия цели урока.

Организация познавательной деятельности предполагает деятельность учителя по обучению учащихся умениям структурировать, составлять план изучения темы.

Формируется планирование, рефлексия цели урока и моделирования.

Применение знаний и умений, предполагающий организацию деятельности учащихся по применению знаний в ходе практической работы, проектирования, составления инструкционных карт, эскизов и так далее.

Формируется деятельностный компонент самоорганизации учебной деятельности: волевая регуляция, самокоррекция, самооценка, рефлексия целеполагания, планирования, целеудержание.

Контроль усвоения знаний. Учитель на данном этапе проверяет усвоение знаний учащимися, используя разные формы (индивидуальная и групповая, в парах) и способы работы: тестирование, опрос, выполнение разноуровневых заданий.

Дифференцированное домашнее задание определяется учителем совместно с учащимися: учащиеся должны выявить собственные затруднения, возникшие при изучении темы и определить, какие пробелы в знаниях необходимо восполнить.

Рефлексия предполагает создание учителем условий для деятельности учащихся по выявлению собственных затруднений в изучении темы, причин затруднений и определению возможного решения проблемы (дифференцированное домашнее задние).

Комплексное применение знаний и способов действий. Выполнение проекта. Учитель организует самостоятельную деятельность учащихся по применению знаний и умений.

Формируется и оценивается деятельностный компонент: результат выполненного (грамотность, владение терминологией, осознанность, качество) и процесс выполнения (самостоятельность, инициативность, творческий подход); волевая регуляция, самооценка, самокоррекция, рефлексия цели и плана выполнения проекта.

Консультирование. Учитель консультирует учащихся (по запросу) по вопросам реализации и защиты проекта. Формируется и оценивается самоорганизация учебной деятельности как интегративное регулятивное УУД.

Обобщение и систематизация знаний и способов действий. Защита проекта. Учитель организует выступление учащихся по защите собственных проектов, оценивание проектов одноклассницами. Формируется и оценивается умение самооценки, рефлексии.

Таким образом, конструирование образовательного процесса в форме технологической карты позволяет сделать работу учителя педагогически технологичной: представить темы разделов в виде целостной системы уроков, взаимосвязанных по этапам обучения (целевому, планировочному, содержательному, деятельностному, контрольному, рефлексивному). Планирование конечных результатов позволяет выбрать наиболее эффективные технологии, формы и средства обучения, содержание материала, что в целом дает возможность управлять формированием знаний и умений и приводит к запланированному результату.

1.6 Требования к современному уроку.

Введение стандарта потребует от нас самоанализа собственной педагогической деятельности с точки зрения требований ФГОС второго поколения, пересмотреть подходы к организации процесса обучения, освоить педагогические технологии развивающего обучения, так как в основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход.

А для этого необходимо полностью изменить свои взгляды на процесс преподавания. Каждому педагогу важно понять, что необходимо изменить в своей деятельности, зачеми каким образом построить её дальше. Важно понимать, что вся работа учителя теперь затачивается под результаты, которые записаны в стандартах, а не в той или иной программе.

В связи с этим рекомендуется осваивать и использовать в основной школе следующие технологии обучения:

 технология деятельностного метода (Петерсон Л.Г.),

 технология проблемно-диалогового обучения «Школа-2100»),

 технология проектной деятельности,

 технология обучения через исследование,

 модульная технология,

 Информационные и коммуникативные технологии

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании. Любой урок имеет потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС?

Современный урок это

• Профессиональная и методическая подготовка педагога

• Целеполагание и мотивация обучения

• Системно-деятельностный подход

• Современные средства обучения

• Создание условий для саморазвития

• Анализ каждого учебного занятия

Современный урок - тот, на котором учитель способен обеспечить

1.введение обучаемых в учебную деятельность:

а) создание у обучаемых учебной мотивации;

б) осознание и принятие учащимися учебной цели.

2.создание учебной ситуации,

3.обеспечение учебной рефлексии (достигнута ли цель, решены задачи, что изменилось в моих знаниях, что и почему не получилось, что принесло удовольствие)

4.обеспечение контроля за деятельностью обучаемых, когда он превращается в самоконтроль.

Критерии эффективности современного урока

 Обучение через открытие

 Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

 Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

 Развитие личности

 Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

 Демократичность, открытость

 Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.

 Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

 Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию

 Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.

 Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Реализация деятельностного подхода выражается в решении следующих основных задач:

• Освоение структуры деятельности с позиции компетентностного подхода.

• Дифференциация предметного содержания, обеспечивающая освоение базового и повышенного уровня обучения.

• Разработка и отбор средств, методов, приемов, использование технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении.

• Создание простой и объективной системы мониторинга.

Основу содержания деятельности составляют три взаимосвязанные этапа урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия.

Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Вдеятельностном уроке именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Наиболее эффективным приемом является создание проблемной ситуации с помощью демонстрационного и фронтального эксперимента, физического парадокса, яркого примера природного феномена.

Вторым элементом методической структуры деятельностного урока является этап самостоятельной продуктивной деятельности. В структуре традиционного урока самостоятельная деятельность понимается как выполнение учащимися того или иного задания, определяемого учителем. В деятельностном уроке самостоятельная работа приобретает качественно новый смысл. Это работа, спланированная учеником для достижения его образовательной цели, ее можно называть продуктивной, так как результат ее, продукт (способы действий, знания, умения), лично создается учеником.

Последним элементом методической структуры урока является рефлексия. В структуре традиционного урока рефлексия, как отдельный этап не присутствовала, так как деятельность педагога была ведущей, и всю ответственность за образовательный результат брал на себя учитель. В новой позиции ответственность за результат в большей степени делегируется ученику, поэтому рефлексия результата и процесса необходима. В урочной деятельности разные ее виды присутствуют на всех этапах урока: промежуточная при отработке знаний, анализе усвоения и коррекции, итоговая определяет обратную связь, то есть, соответствие поставленной цели результату всей деятельности, как для отдельного ученика, так и для группы или класса в целом.

Предлагаю учащимся проводить рефлексию по следующему алгоритму:

1. Оцени результаты своей деятельности и выбранных способов деятельности через отношение, эмоции, чувства.

2. Соотнеси собственную цель урока с полученным результатом, (проведи самоконтроль).

3. Сравни полученный результат с эталоном (проведи самооценку)

Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.

Критерии оценивания учебной деятельности

Система оценивания позволяет:

 включить учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

 использовать критериальную систему оценивания;

применять самоанализ и самооценку обучающихся;

 оценивать как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их формирования, а также оценивать осознанность каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения.

Технология оценивания

 ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты

Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач.

 КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. (Самооценка).

Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК?

По числу решённых задач. Одна задача одна оценка

ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ?

В таблицах образовательных результатов. Таблицы образовательных результатов составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

 КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?

Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.

 ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?

По признакам трёх уровней успешности.

 КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).


Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

1) актуализируются требования со стороны учебной деятельности(“надо”);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия,

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д..

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Основная дидактическая структура урока отображается в технологической карте.

Технологическая карта урока- это новый вид методической продукции,

обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС



1.7 Опыт коллег учителей физики по организации современного урока

Изучив и проанализировав опыт коллег педагогического сообщества, я пришла к мнению, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

Многие коллеги говорят о плюсах и минусах традиционного урока.

 

плюсы

минусы

Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.

Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель.

Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников.

Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).

На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.

Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.

Все нормы четко расписаны, легковыполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.

Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам.


Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом. 
Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.


При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим   школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей.  Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.

 

Вопрос типологии уроков остается открытым до сих пор, многие учителя считают может не стоит уходить от традиционных типов урока, а лишь добавить новые формы обучения. Да несомненно нетрадиционные уроки очень зрелищные, яркие надолго остаются в памяти у детей, но знаний больше дают именно уроки проводимые в традиционной форме.







II. Пути повышения эффективности уроков физики.

2.1. Проблемы эффективности урока физики

В последние несколько лет наблюдается снижение интереса учащихся к изучению физики. Это вызвано целым рядом причин. Во-первых, общим принципом гуманитаризации образования, появлением в ВУЗах области большого числа факультетов гуманитарных направлений: психология, журналистика, менеджмент, маркетинг, юридические специальности и других, которые в настоящий момент пользуются наибольшим спросом у абитуриентов. Во-вторых, недостаточными сведениями о применимости физических знаний в конкретной профессиональной деятельности, за исключением, пожалуй, технических специальностей. В-третьих, установившимся представлением об этой науке, только  как о двигателе  технического прогресса, то есть физика воспринимается особым и специфическим предметом, который к тому же с полным правом считается одним из самых сложных для изучения.

Но недооценка физического образования сегодня может привести к технологическому кризису и производственным проблемам в будущем.

Поэтому перед современной педагогической наукой стоит серьезная задача: заинтересовать школьников в изучении физики, помочь им осознать важность и универсальность изучаемых законов, создать условия для самореализации личности каждого учащегося в процессе обучения, развить потребность в самостоятельной творческой и исследовательской деятельности в рамках физической науки, вооружить необходимым методологическим материалом.

Сложившаяся ситуация побуждает преподавателей искать новые методы и средства обучения, ориентированные на индивидуальные особенности и потребности каждого учащегося, его внутренний мир и субъективный опыт, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающие в себе идеи высокой взаимной требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность ребят и значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал учителя, поскольку известно, что постоянство – враг интереса. 

2.2 От чего зависит эффективность уроков. Подготовка учителя к уроку.


  Поиск путей повышения эффективности обучения – одна из самых важных проблем всех времён и народов с тех пор как существует понятие обучения и воспитания.  Но эта проблема так и остаётся проблемой до сегодняшнего дня. Вопрос «Как?» важен для учителя, даже если он проработал в школе много лет, многие моменты организации учебного процесса остаются для него затруднительными. В то же время  школа остаётся самым консервативным предприятием среди множества других общественных институтов. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались  реформы, урок остаётся вечной и главной формой обучения. На нём держалась традиционная и стоит современная школа. Есть общепринятые, проверенные годами и поколениями учителей нормы и правила, средства и педагогические приёмы, которые помогают сделать урок эффективным, интересным и современным в самом широком смысле слова, т. е. совершенно новым и не теряющим связи с прошлым.

 Эффективность  обучения связана прежде всего с эффективностью  самого урока.

За время своей профессиональной деятельности учитель даёт более 25 тысяч уроков. Эти уроки должны быть всегда хорошо подготовлены, должны способствовать обучению и развитию учащихся. Цели, задачи, средства, формы, методы проведения урока могут меняться в зависимости от изменяющихся условий жизни, требований общества, возрастных особенностей учеников, личного подхода к обучению и воспитанию, но при любых изменениях  урок должен давать положительный результат, приносить  пользу ученику и удовлетворение учителю.

От чего зависит эффективность урока?  От многих факторов.  Назову некоторые из них.

1.      Задолго до урока:

- Знание учителем своего предмета.

- Знание требований программы по предмету.

-Знание конкретных условий работы.

 

2. Перед уроком:

- Внешний и внутренний порядок в учителе.

- Психологический настрой на урок.

 

3.На уроке:

- Методически правильное построение учебного процесса.

-Разнообразие методов, форм  и приёмов работы.

- Высокая мыслительная деятельность учащихся.

- Выделение главного в уроке.

- Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

- Проблемные ситуации.

- Развитие познавательного интереса учеников.

-Развитие практических навыков и творческих способностей учащихся.

- Рабочая и одновременно высокая эмоциональная атмосфера урока.

- Достойный выход из непредвиденных ситуаций.

 

4. Вне урока.

- Сотрудничество с коллегами.

- Поиски и находки передового опыта.

- Самообразование.


2.3 Способы, формы и виды организации эффективного урока. 

Главный момент, от которого зависит успех нашей работы, - это подготовка учителя к уроку. План - это как раз один из тех элементов, которые позволяют учителю выиграть битву за умы и души учеников. Ученики очень чутко относятся к тому, как учитель распределяет материал на уроке, как организует процесс обучения. Класс надо держать в напряжении весь урок, нельзя давать пустой передышки детям: смена видов деятельности – это и есть отдых на уроке. 

При подготовке и планировании урока учитель осуществляет целый комплекс действий, решает психологические, дидактические, методические, организационные задачи.

Учитывает особенности класса:

* уровень успеваемости,

* отношение к предмету,

* темп работы,

* подготовленность учащихся,

* отношение к дисциплине, 

* индивидуальные особенности.

Учитывает свои особенности: настроение,  тип нервной деятельности,  коммуникативность, эмоциональность,  уверенность в своих знаниях,  профессиональная компетентность,  умение импровизировать,  умение организовать,  умение выбрать методы, формы обучения,  подобрать средства.

Соблюдать правила, обеспечивающие успешное проведение урока:

- определить место урока в теме, темы в годовом курсе;

- выделить общую задачу урока;

- посмотреть учебную программу, учебную литературу;

- восстановить в памяти материал учебника;

- отобрать опорные знания;

- выделить главную идею урока;

- отобрать содержание урока, методы, способы изучения, закрепления  материала;

- чётко и ясно ставить задачи перед учениками;

- следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование;

- экономить время;

- поддерживать темп, посильный для большинства.

У каждого учителя свои методические подходы, методические приёмы, которые позволяют успешно проводить уроки.

Каждый урок должен быть целенаправлен. От того,  какую цель он ставит перед собой, отбирая материал, приемы работы, технологию, зависит конечный результат урока. «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт». Часто такой целью становится активизация мыслительной деятельности учеников. Как активизировать умственную и умственно-практическую деятельность учащихся, чтобы получить хороший результат?

Здесь тоже возможны разные пути. И каждый учитель выбирает то, что ему кажется эффективным.

Во-первых имеет мотивация деятельности учеников на уроке.  Прежде чем предлагать или требовать что-то, необходимо добиться от детей понимания целесообразности, нужности учебной работы, только в этом случае эта работа становится в их глазах  значительной, увлекательной и повышает их активность. Во-вторых, хороший результат дают некоторые приёмы активизации мыслительной деятельности обучающихся:

 - оценка ответа товарища –« Рецензенты»;

 -опрос- «Вратарь», когда дети забивают «голы» - вопросы в ворота отвечающего, а он отбивает удары. Учитель ведёт счёт

  -приём взаимного обучения.(работа в парах, в группе)

 -приём «хоровых ответов»;

-побуждение к вопросам учителю;(конкурс на лучший вопрос учителю)

 - использование стендов с памятками, рекомендациями;

- электронные средства обучения и др.  

- Проблемные ситуации, создаваемые учителем на уроке, особенно хорошо    помогают повысить эффективность урока. Такие ситуации могут создаваться путём    правильной постановки разнообразных вопросов:

Ø  - Вопросы, в которых сталкиваются противоречия.

Ø  - Вопросы, требующие установления сходства и различия.

Ø  - Вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей.

Ø  - Вопросы, требующие выбора  одной из двух возможностей.

Ø  - Вопросы, требующие выбора  из разных знаний.

Ø  - Вопросы, направленные на открытия.

Ø  - Вопросы, требующие исправления ошибок.

В вопросах повышения эффективности урока очень важна деятельность образного мышления и воображения

Неотъемлемой частью эффективного обучения является развитие творческих способностей учащихся:

- написание творческих работ

- сочинение сказок

- выполнение проектов

- участие в олимпиадах

Можно рекомендовать следующие  комплекты тематических заданий:

  • Физика и народная мудрость (задания на основе «народного творчества»: пословиц, поговорок, присказок, народных сказок). Подобная исходная информация в достаточном количестве имеется уже у учащихся 7-8 класса благодаря урокам литературного краеведения и развития речи, а также тесной связи с родственниками, живущими в сельской местности. Кроме уже упомянутых функций такие задания хорошо сказываются на расширении словарного запаса, умения образно мыслить и изъясняться и обогащают любое из рассматриваемых физических понятий неожиданными нюансами.

  • Физика в произведениях  художественной литературы, мультипликационных и художественных фильмах. Здесь находит отражение увлеченность школьников кино и телевидением. Неплохая попытка извлечь из этой, не всегда полезной привычки, определенную пользу. В старших классах гуманитарной направленности большим успехом пользуются задачи с художественным содержанием, выдержками из стихов, прозы, басен и большую часть заданий приносят сами учащиеся. Интересны не только задания, подтверждающие определенный закон, но и указывающие на   физическую ошибку автора. Полезны задания по расчету технических параметров фантастических машин и их сравнение с существующими в классах технической направленности.

  • Задачи с  историческим содержанием, а также на основе мифов, легенд, библии.  

  • Физика и живая природа.

  • Физика и медицина.  

  • Физика и человек.

  • Физика и искусство (танцы, кино, театр, музыка, голограммы, игрушки, архитектура, дизайн).

  • Физика на стройке.

  • Физика и транспорт.

  • Физика и спорт.

  • Физика на кухне.

  • III. Опыт организации урочной деятельности на уроках физики в

  • МОУ «Старомайнская средняя школа №1»

  • МОУ Старомайнская средняя общеобразовательная школа №1

  • Старомайнского района

  • Ульяновской области

  • Конспект открытого урока по физике
    в 8 классе

  • Обобщение и систематизация знаний по теме

  • «Тепловые явления»

  • подготовила

  • учитель физики

  • Байбарова Елена Викторовна

  • Старая Майна, 2012

  • Тема урока «Тепловые явления»

  • Тип урока – урок общеметодологической направленности.

  • Форма проведения урока: урок-конференция

  • Цели деятельности учителя:

  • помочь учащимся осознать практическую значимость темы «Тепловые явления»;

  • осознать ценность совместной деятельности;

  • создать содержательные и организационные условия для развития умений анализировать такие явления, как теплопроводность, конвекция, излучение, и такие понятия, как температура, теплота, удельная теплоёмкость тела, удельная теплота сгорания топлива;

  • содействовать развитию диалогической и монологической речи, умений использовать такие методы познания, как наблюдение, гипотеза, эксперимент,

  • осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности

  • Планируемые результаты деятельности учеников

  • Предметные:

  • уметь формулировать понятия : тепловые явления, внутренняя энергия, теплопередача, теплопроводность, конвекция, излучение, количество теплоты, удельная теплоёмкость, удельная теплота сгорания топлива;

  • знать/называть единицы измерения количества теплоты, удельной теплоёмкости, удельной теплоты сгорания топлива;

  • наблюдать и описывать физические явления, для объяснения которых необходимо представление о тепловых явлениях;

  • уметь записывать формулы для вычисления количества теплоты;

  • уметь рассчитывать количество теплоты;

  • формирование целостной научной картины мира;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты;

  • Метапредметные :

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;

  • использование различных источников для получения физической информации.

  • Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

  • Методы: наглядно-иллюстративный, исследовательский.

  • Формы организации работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

  • Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор

  • Задачи урока:
  1. Обобщить материал теме: «Тепловые явления».

  2. Повторить основные понятия, формулы и законы и закрепить основные умения по данным темам.

    • Знания

    • Умения

    • Понятия:

    • Внутренняя энергия

    • Теплопроводность

    • Конвекция

    • Излучение

    • Кол-во теплоты

    • Уд.теплоёмкость.

    • Кол-во теплоты при сгорании топлива

    • Уд. теплота сгорания топлива

    • Формулы:

    • Кол-во теплоты при нагревании.

    • Кол-во теплоты при сгорании топлива.

    • видеть в тепловых процессах способы теплопередачи

    • находить количество теплоты

    • объяснять результаты опытов

    • умение публичного выступления

    • умения выслушивать других

  • План урока

    • Деятельность учителя

    • Деятельность обучающихся

    • УУД

    • I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

    • Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

    • Сегодняшний урок я хочу начать словами, которые вы видите на доске:

    • Владея опытом естественных наук,

    • Изучим всё, что есть в подлунном мире,

    • Тогда лишь станет ясным всё вокруг,

    • И понимание человеческое шире.

    • «Расскажи мне, и я забуду, 

    • Покажи мне, и я запомню,

    • Дай мне попробовать, и я научусь».

    • (древняя китайская пословица

    • Сегодня у нас с вами необычный урок. Можно сказать «Смотр знаний». Мы с вами сегодня не только вспомним понятия, определения, формулы, которые вы получили при изучении темы «Тепловые явления», но и проверим, оценим, как можете вы их применять на практике, выполняя домашние исследовательские работы.

    • Настраиваются на учебную деятельность.

    • Осознание учебной задачи.

    • Самоопределение, смыслообразование (Л)

    • Целеполагание (П)

    • Планирование учебного сотрудничества (К)

    • II. Актуализация знаний

    • Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

    • Прежде чем мы приступим к рассмотрению ваших материалов необходимо вспомнить весь круг вопросов, связанных с пройденной темой.

    • Работа по рисунку на доске и таблице,(выполненной Судницыной Аленой, ученицей 8 класса) «Способы изменения внутренней энергии)».

    • 1.Вспомните определение , что называют внутренней энергией?

    • 2.Вспомните основные способы изменения внутренней энергии.

    • 3.Что такое теплопередача, её виды.

    • 4.Что такое теплопроводность, её особенности.

    • 5.Вспомните, какие тела хорошо, а какие плохо проводят тепло.

    • 5.1Теплопроводность вокруг нас. Давайте ответим на вопросы

    • Почему в одинаковых условиях металл на морозе кажется холоднее дерева и горячее – при нагреве?

    • Почему в одинаковых условиях металл на морозе кажется холоднее дерева и горячее – при нагреве?

    • В какой обуви больше мёрзнут ноги зимой: в просторной или тесной? Объясните.

    • В каком из двух одинаковых чайников скорее нагреется вода: в новом или старом, на стенках которого имеется накипь?

    • Почему агроном дал указание полить вечером огородные культуры, когда по радио передали сообщение о том, что ночью будут заморозки

    • Из алтайской сказки “ Горностай и заяц”. Молча думал свою думу мудрый медведь. Перед ним жарко трещал большой костер, над огнем на железном треножнике стоял золотой котел с семью бронзовыми ушками. Этот свой любимый котел медведь никогда не чистил: боялся, что вместе с грязью счастье уйдет, и золотой котел был всегда ста слоями сажи как бархатом покрыт. Влияло ли на нагревание воды то , что котел был покрыт “ ста слоями сажи”?

    • 6. Что такое конвекция? Приведите примеры.

    • 7. Что такое излучение? Какова роль излучения для жизни на земле?

    • 8. Количество теплоты: как обозначается, в чём измеряется. Как производится расчёт количества теплоты при нагревании и охлаждении тел.

    • 9. Объясните физический смысл удельной теплоемкости. Почему в нашем поселке, редко бывают заморозки весной, а зимой вам реже отменяют занятия из-за низкой температуры воздуха?

    • С помощью магнитных карточек получите формулы для вычисления:

    • Количества теплоты, необходимого для нагревания, или выделяющегося при охлаждении.

    • Удельной теплоемкости

    • Изменения температуры

    • Количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива.

    • Удельной теплоты сгорания топлива.

    • Дают ответ на поставленные вопросы

    • Выделяют признаки теплопередачи, теплопроводности, конвекции, излучения

    • Составляют формулы количества теплоты при нагревании и количества теплоты при сгорании топлива.

    • Определяют физический смысл удельной теплоёмкости вещества, и удельной теплоты сгорания топлива.

    • Объясняют природные явления, основываясь на полученных ранее знаниях.

    • Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

    • Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

    • Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

    • III. Творческое применение знаний. Отчет по домашним исследовательским заданиям.

    • Цель этапа: развитие самостоятельности и активности в учебно-исследовательской деятельности, создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

    • Орешек знаний тверд, но все же

    • Мы не привыкли отступать

    • Нам расколоть его поможет

    • Девиз игры: “Хочу все знать!”

    • Устанешь от науки мудрой-

    • Все объяснить сумеет вдруг

    • И опыт, сын ошибок трудных,

    • И гений, парадоксов друг.

    • А.С.Пушкин.

    • Физику называют экспериментальной наукой. Многие законы физики открыты благодаря наблюдениям за явлениями природы или специально поставленным опытам.

    • Пришло время поделиться своими наработками, результатами, которые вы получили, работая дома. Результат своих исследований вы представляете в виде презентаций. (см приложение).

    • Выступление по проблемным темам:

    1. « Зависимость скорости охлаждения воды от формы сосуда и объёма».

    • Чурбанова Ксения приложение 1

    1. «Удельная теплота сгорания спички»

    • Иванова Елена, Солдатова Аксинья

    • приложение 2

    1. « Как свет и тень влияют на температуру».

    • 1 группа:Кислов Александр, Убейкин Антон приложение 3

    • 2 группа: Лазарев Влад , Дмитриева Даша приложение 4

    1. «Изучение конвекционных воздушных потоков в комнате через открытую дверь».

    • Рамазанов Дамир приложение 5

    1. «Удельная теплоёмкость некоторых веществ».

    • Козлов Алексей, Крючкова Валя. Приложение 6

    • Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

    • Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

    • Оценивание усваемого содержания (Л)

    • IV. Подведение итогов ученической конференции.

    • Цель этапа: анализ результатов деятельности учащихся в ходе самостоятельного и всестороннего овладения методами исследовательской деятельности, а также выработка рекомендаций для дальнейшего совершенствования процесса обучения .

    • Нам были представлены очень интересные работы, большое спасибо ребятам, подготовившим эти выступления. Для себя я уже решила, что по всем представленным работам, мной будут поставлены только отличные отметки.

    • Но было бы интересно услышать ваше мнение о работе одноклассников. Какая работа вам понравилась больше всего и почему?

    • Ну и для полноты картины, предлагаю дать оценку каждой представленной работе, используя кружочки трех цветов.

    • Желтый кружок - очень понравилась(работа)

    • Серый кружок - понравилась

    • Красный кружок- я бы сделал по- другому.

    • Каждый ученик может взять три кружка как одного цвета, так и разного цветов и прикрепить их напротив каждой работы в таблице.

    • Аргументированная оценка работы одноклассников.

    • Понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности.(Л)

    • Оформляют свои мысли в устной и форме; слушают и понимают речь других.(К)

    • Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; ориентируются на разнообразие способов решения познавательных задач.(П)

    • Учатся высказывать свои предположения (версии); принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.(Р)

    • V.Итог урока (рефлексия деятельности)

    • Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

    • - Исследование какой темы вели на уроке?

    • - Какие понятия разобрали?

    • - Удалось решить поставленную задачу?

    • - Каким способом?

    • - Какие получили результаты?

    • - Что нужно сделать ещё?

    • - Где можно применить новые знания?

    • Нас захлестнуло море информации. Как выплыть в этом море? Видимо, необходимо научиться думать, сопоставлять, делать выводы. И даже самая маленькая находка на этом пути дороже чужой премудрости. Поэтому необходимо научиться наблюдать, анализировать, логически мыслить. И тогда вся школьная премудрость уже не навалится на вас беспорядочной лавиной, а легко разложится по полочкам в вашей памяти. Хочется надеяться, что сегодняшний урок активизирует у вас жажду новых познаний. Большое спасибо всем за совместную работу

    • Домашнее задание.

    • Подобрать приметы, поговорки, отрывки из художественных произведений с физическим содержанием. При подборе материала нужно учитывать его связь с конкретными вопросами физики. К текстам сформулировать вопросы по физике.

    • Спасибо за урок.

    • Дают ответы на вопросы

    • Записывают домашнее задание

    • Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

    • Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

    • Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

  • Литература

  1. Ланина И.Я. Не уроком единым. Развитие интереса к фи­зике. -М.: Просвещение, 1991.

  2. Мультимедийное учебное пособие. Электронная библиотека. Физика. Основная школа. 7-9 классы. Ч. I. М.: Просвещение. 2003.

  3. Сборник задач по физике для 7-9 классов ОУ/ В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. – М.: Просвещение, 2008.

  4. М. Е. Тульчинский “Качественные задачи по физике в средней школе”. Пособие для учителей. Издание 4 – Е, переработанное и дополненное. Москва, “Просвещение”, 1972 год.

  5. М. Е. Тульчинский “Качественные задачи по физике 6 – 7 класс”. Пособие для учителей. Москва, “Просвещение”, 1973 год.

  6. В. И. Лукашик “Физическая олимпиада в 6 – 7 классе”. Пособие для учащихся. Москва “Просвещение”, 1976 год.

  7. Я. И. Перельман “Знаете ли вы физику?”. Переиздание – Екатеринбург, “Тезис” 1994 год.

  8. Дж. Уокер. “Физический фейерверк”. Под редакцией кандидата физико–математических наук И. Ш. Слободецкого. Издательство “Мир” Москва, 1979 год.

  9. “Мир физики в художественной литературе” – Редактор составитель М63 С.А. Тихомирова - Москва: Школа – Пресс, 1997 – 64с. (Библиотека журнала “Физика в школе”. Выпуск 10).

  • Список литературы:

  1. Андреев, В.И. Педагогика: учебное пособие / В.И. Андреев. - Казань: Наука, 2000. - 608 с.

  2. Есипов, Б. Д. Самостоятельная работа учащихся на уроках. [Текст] / Б.Д. Есипов — М.:Учпедгиз, 1961. — 239 с.

  3. Иванов, С.В. Дидактические правила успешного ведения урока / С.В. Иванов. - Воронеж: Коммуна, 1957. - 23 с.

  4. Иванов, С.В. Типы и структура урока / С.В. Иванов - Воронеж: Коммуна, 1952. - 152 с.

  5. Каптерев, П.Ф. Дидактические очерки / П.Ф. Каптерев. - М.: Педагогика, 1984. - 435 с.

  6. Кириллова, Г.Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения: учебное пособие / Г.Д. Кириллова. - Л.: ЛПГУ, 1976. - 147 с.

  7. Кульневич, С.В. Совсем необычный урок / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценеина. - Воронеж: Коммуна, 2001. - 9 с.

  8. Культура современного урока / под ред. проф. Н.Е. Щурковой. - М.: Российская педагогика, 1997. - 91 с.

  9. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 ч. [Текст] / И.П. Подласый – М.: «Владос», 1998, -ч. 1.

  10. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общегообразования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)

  11.  Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб.пособие для студ. высш. пед. учебных заведений / В.И. Загвязинский, Р. Аттаханов. – М., 2006.

  12.   Введение в научное исследование в педагогике. Учеб.пособие для студентов педагогических институтов / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов. – М., 2008.

  13. .Словарь-справочник по педагогике. Под общей редакцией П.И. Пидкасистого. М.: Сфера, 2004.

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!