СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы высшей нервной деятельности

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: ознакомить учащихся с индивидуальными особенностями поведения человека, изучить типы темперамента, провести практическую работу по определению типа темперамента.

Просмотр содержимого документа
«Типы высшей нервной деятельности»



































Тема урока: Типы ВНД. Темперамент. 9 кл

Цель урока: ознакомить учащихся с индивидуальными особенностями поведения человека, изучить типы темперамента, провести практическую работу по определению типа темперамента.

Ожидаемые результаты:

Предметные: ознакомить учащихся с основными типами ВНД; сформировать понятия о характере и темпераменте; дать представление о классификациях типов темперамента по Гиппократу, И.П. Павлову; совершенствовать умение учащихся проводить исследование «самого себя», используя тест;

межпредметные: формировать познавательный интерес к биологии через исследование своей личности и выдающихся людей прошлого; воспитывать патриотизм и гордость за открытия в области науки, сделанные русским ученым И.П. Павловым.

личностные: развивать умение обобщать и систематизировать изученный ранее материал; развивать умение логически мыслить и делать выводы при переходе от частных случаев к общему, при выведении определения;



Тип урока: «открытия»  новых знаний.

Методы: словесные, наглядные (портреты учёных, таблицы), практические (решение тестов).

Ключевые понятия и термины: темперамент, сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Оборудование и материалы: учебник 9 кл. «Биология человека», плакаты,

СТРУКТУРА УРОКА

 Организационный этап - 2 мин.

 Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности – 6-11 мин.

 Изучение нового материала – 15 мин.

 Практическая работа – 10-15 мин.

 Закрепление полученных знаний, рефлексия – 5 мин.

 Подведение итогов урока - 1 мин.

 Домашнее задание – 1 мин.

ХОД УРОКА

Организационный этап.

Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности.

Вопрос для обсуждения с учащимися.

Почему в одной и той же ситуации люди ведут себя по-разному? Почему один разгорячится, а другой сохранит спокойствие?

Учащие предлагают варианты ответов, учитель может вернуться к этому вопросу в конце урока, подводя итоги.

Изучение нового материала.

Рассказ учителя. Можно заранее дать задание учащимся подготовить сообщение об истории развития учения о темпераменте.

Слово «темперамент» древнегреческое, в буквальном переводе означает «надлежащее соотношение частей». Темперамент характеризует человека со стороны особенностей его психической деятельности, например, темп, ритм, интенсивность психических процессов.

Творец учения о темпераменте древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.), который считал, что разное поведение людей зависит от преобладания определённой жидкости в организме: кровь, слизь (или флегма), жёлтая желчь, чёрная желчь.

Клавдий Гален (II ст. н.э., врач античности), исходя из учения Гиппократа, разработал классификацию темпераментов:

- сангвинический (кровь), - флегматический (слизь), - холерический (желчь), - меланхолический (чёрная желчь). Данная классификация Галена широко используется в психологии и  в настоящее время.

И.П. Павлов обосновал темпераменты человека научно. Он открыл следующие основные свойства процессов возбуждения и торможения:

- сила, - подвижность, - уравновешенность.

Тип ВНД – совокупность индивидуальных свойств нервной системы, обусловленных наследственными способностями индивидуума и его жизненным опытом. По Павлову, различают следующие типы ВНД:

Тип ВНД

СИЛЬНЫЙ

СЛАБЫЙ

уравновешенный

уравновешенный

неуравновешенный

меланхолик

с большой подвижностью нервных процессов

(сангвиник)

с малой подвижностью нервных процессов

(флегматик)

с преобладанием возбуждения над торможением

(холерик)

 Учащиеся дают определения свойствам нервных процессов, работая с учебником.

Комбинация данных свойств нервных процессов определяет четыре типа темперамента.

Первый тип НС: (НС - нервная система)

Характеризуется большой силой нервных процессов, их подвижностью, уравновешенностью. Данному типу отвечает сангвинический тип темперамента (люди с широкими интересами, любознательны, энергичны, с хорошим самообладанием, сдержанны).

Второй тип НС:

Характеризуется большой силой нервных процессов, малой подвижностью (инертностью), уравновешенностью. Спокойный тип нервной системы. Он присущ флегматическому типу темперамента (люди в меру энергичны, настойчивы, постоянны в привычках, пристрастиях).

Третий тип НС:

Характеризуется большой силой и подвижностью нервных процессов, но неуравновешенностью нервных процессов – процессы возбуждения преобладают над торможением. Неуравновешенный тип нервной системы. Характерен для холерического типа темперамента (люди легко возбуждаются, несдержанные, энергичны, решительны, иногда неосмотрительны)

Четвёртый тип НС:

Характеризуются слабостью нервных процессов и неустойчивостью. Это меланхолический тип темперамента (люди отличаются робостью, замкнутостью, чувствительностью, часто склонны к преувеличению).

Как вы считаете, можно ли повлиять на формирование типа темперамента? (ответы учащихся)

Тип темперамента является врождённым, но он может значительно изменяться под влиянием социальной среды, зависит от воспитания, самовоспитания, образования.

В «чистом виде» основные типы нервной системы встречаются достаточно редко. Большинство людей имеют черты всех темпераментов с преобладанием какого-либо из них.

А теперь вы сами попробуете определить, какой тип темперамента для вас присущ более других.

Практическая работа № _

Тема: Определение типа темперамента.

Цель: определить присущий тип темперамента.

Оборудование: тесты для определения темперамента.

Ход работы.

I.  Вам предложены утверждения. Ваша задача выразить своё согласие (от 6 до 10 баллов)

или несогласие (от 0 до 5 баллов):

1. Перед любым важным событием я начинаю нервничать.

2. Я работаю неравномерно.

3. Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.

4. Если нужно, я могу спокойно ждать.

5. Мне нужны сочувствие и поддержка, особенно при трудностях и неудачах.

6. С равными себе я не сдержан и вспыльчив.

7. Я легко делаю выбор.

8. Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это происходит само собой.

II. Подсчитать долю каждого из присущих типов темпераментов по формулам (цифры – номер утверждения):

меланхолик = 1+5

сангвиник = 3+7

холерик = 2+6

флегматик = 4+8

М=…., С=…, Х=…, Ф= … .

III. Записать символы М, С, Х, Ф в порядке уменьшения их значения для вас (например, СФМХ), и вы получите формулу, из которой поймёте, черты каких типов темпераментов выражены сильнее.

Вывод: Какой из типов темпераментов наиболее вам свойственен? Как влияет ваш темперамент на отношения с одноклассниками и родителями?

Рефлексия

Определить, какому типу темперамента присущи свойства:

- поведение очень неуравновешенное - …

- настроение устойчивое, жизнерадостное - …

- эмоции слабые - …

- эмоции глубокие и продолжительные - …

- сильные кратковременные эмоции - …

Определите тип темперамента по картинкам:

Д.з:36, 37




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!