Тема урока: Типы ВНД. Темперамент. 9 кл
Цель урока: ознакомить учащихся с индивидуальными особенностями поведения человека, изучить типы темперамента, провести практическую работу по определению типа темперамента.
Ожидаемые результаты:
Предметные: ознакомить учащихся с основными типами ВНД; сформировать понятия о характере и темпераменте; дать представление о классификациях типов темперамента по Гиппократу, И.П. Павлову; совершенствовать умение учащихся проводить исследование «самого себя», используя тест;
межпредметные: формировать познавательный интерес к биологии через исследование своей личности и выдающихся людей прошлого; воспитывать патриотизм и гордость за открытия в области науки, сделанные русским ученым И.П. Павловым.
личностные: развивать умение обобщать и систематизировать изученный ранее материал; развивать умение логически мыслить и делать выводы при переходе от частных случаев к общему, при выведении определения;
Тип урока: «открытия» новых знаний.
Методы: словесные, наглядные (портреты учёных, таблицы), практические (решение тестов).
Ключевые понятия и термины: темперамент, сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.
Оборудование и материалы: учебник 9 кл. «Биология человека», плакаты,
СТРУКТУРА УРОКА
Организационный этап - 2 мин.
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности – 6-11 мин.
Изучение нового материала – 15 мин.
Практическая работа – 10-15 мин.
Закрепление полученных знаний, рефлексия – 5 мин.
Подведение итогов урока - 1 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
ХОД УРОКА
Организационный этап.
Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности.
Вопрос для обсуждения с учащимися.
Почему в одной и той же ситуации люди ведут себя по-разному? Почему один разгорячится, а другой сохранит спокойствие?
Учащие предлагают варианты ответов, учитель может вернуться к этому вопросу в конце урока, подводя итоги.
Изучение нового материала.
Рассказ учителя. Можно заранее дать задание учащимся подготовить сообщение об истории развития учения о темпераменте.
Слово «темперамент» древнегреческое, в буквальном переводе означает «надлежащее соотношение частей». Темперамент характеризует человека со стороны особенностей его психической деятельности, например, темп, ритм, интенсивность психических процессов.
Творец учения о темпераменте древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.), который считал, что разное поведение людей зависит от преобладания определённой жидкости в организме: кровь, слизь (или флегма), жёлтая желчь, чёрная желчь.
Клавдий Гален (II ст. н.э., врач античности), исходя из учения Гиппократа, разработал классификацию темпераментов:
- сангвинический (кровь), - флегматический (слизь), - холерический (желчь), - меланхолический (чёрная желчь). Данная классификация Галена широко используется в психологии и в настоящее время.
И.П. Павлов обосновал темпераменты человека научно. Он открыл следующие основные свойства процессов возбуждения и торможения:
- сила, - подвижность, - уравновешенность.
Тип ВНД – совокупность индивидуальных свойств нервной системы, обусловленных наследственными способностями индивидуума и его жизненным опытом. По Павлову, различают следующие типы ВНД:
Тип ВНД |
СИЛЬНЫЙ | СЛАБЫЙ |
уравновешенный | уравновешенный | неуравновешенный | меланхолик |
с большой подвижностью нервных процессов (сангвиник) | с малой подвижностью нервных процессов (флегматик) | с преобладанием возбуждения над торможением (холерик) |
Учащиеся дают определения свойствам нервных процессов, работая с учебником.
Комбинация данных свойств нервных процессов определяет четыре типа темперамента.
Первый тип НС: (НС - нервная система)
Характеризуется большой силой нервных процессов, их подвижностью, уравновешенностью. Данному типу отвечает сангвинический тип темперамента (люди с широкими интересами, любознательны, энергичны, с хорошим самообладанием, сдержанны).
Второй тип НС:
Характеризуется большой силой нервных процессов, малой подвижностью (инертностью), уравновешенностью. Спокойный тип нервной системы. Он присущ флегматическому типу темперамента (люди в меру энергичны, настойчивы, постоянны в привычках, пристрастиях).
Третий тип НС:
Характеризуется большой силой и подвижностью нервных процессов, но неуравновешенностью нервных процессов – процессы возбуждения преобладают над торможением. Неуравновешенный тип нервной системы. Характерен для холерического типа темперамента (люди легко возбуждаются, несдержанные, энергичны, решительны, иногда неосмотрительны)
Четвёртый тип НС:
Характеризуются слабостью нервных процессов и неустойчивостью. Это меланхолический тип темперамента (люди отличаются робостью, замкнутостью, чувствительностью, часто склонны к преувеличению).
Как вы считаете, можно ли повлиять на формирование типа темперамента? (ответы учащихся)
Тип темперамента является врождённым, но он может значительно изменяться под влиянием социальной среды, зависит от воспитания, самовоспитания, образования.
В «чистом виде» основные типы нервной системы встречаются достаточно редко. Большинство людей имеют черты всех темпераментов с преобладанием какого-либо из них.
А теперь вы сами попробуете определить, какой тип темперамента для вас присущ более других.
Практическая работа № _
Тема: Определение типа темперамента.
Цель: определить присущий тип темперамента.
Оборудование: тесты для определения темперамента.
Ход работы.
I. Вам предложены утверждения. Ваша задача выразить своё согласие (от 6 до 10 баллов)
или несогласие (от 0 до 5 баллов):
1. Перед любым важным событием я начинаю нервничать.
2. Я работаю неравномерно.
3. Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.
4. Если нужно, я могу спокойно ждать.
5. Мне нужны сочувствие и поддержка, особенно при трудностях и неудачах.
6. С равными себе я не сдержан и вспыльчив.
7. Я легко делаю выбор.
8. Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это происходит само собой.
II. Подсчитать долю каждого из присущих типов темпераментов по формулам (цифры – номер утверждения):
меланхолик = 1+5
сангвиник = 3+7
холерик = 2+6
флегматик = 4+8
М=…., С=…, Х=…, Ф= … .
III. Записать символы М, С, Х, Ф в порядке уменьшения их значения для вас (например, СФМХ), и вы получите формулу, из которой поймёте, черты каких типов темпераментов выражены сильнее.
Вывод: Какой из типов темпераментов наиболее вам свойственен? Как влияет ваш темперамент на отношения с одноклассниками и родителями?
Рефлексия
Определить, какому типу темперамента присущи свойства:
- поведение очень неуравновешенное - …
- настроение устойчивое, жизнерадостное - …
- эмоции слабые - …
- эмоции глубокие и продолжительные - …
- сильные кратковременные эмоции - …
Определите тип темперамента по картинкам:
Д.з:36, 37