СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТК Число 3. Цифра 3

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ТК Число 3. Цифра 3»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Дидактическое обоснование:

«Математика» 1 класс, Моро М.И., М.А.Бантова, УМК «Школа России»

Тема урока: Число 3. Цифра 3.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель: знакомство с числом и цифрой 3; повторение последовательность чисел до 3 как в прямом, так в обратном порядке.

Задачи урока:

Дидактические: сформировать представление о числе 3, как о последующем для числа 2; познакомить с правильным написанием цифры 3; помочь детям усвоить состав числа 3; закреплять умение складывать и вычитать при помощи числового отрезка.

Развивающие:

Регулятивные:

формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий; сравнивать способ действия и его результат с эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона; вносить необходимые коррективы после завершения действий; определять качество и уровень усвоения материала.

Познавательные:

ориентироваться в разнообразии способов решения задач; осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников; совершенствовать операции анализа, синтеза, сравнения; строить рассуждения.

Коммуникативные:

проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Воспитательные:

формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; умение давать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод, проблемный, практический, игровой, словесный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

индивидуальная, фронтальная, парная.

Дидактические средства обучения: карточки с цифрами и знаками, раздаточный материал, магнитная доска, карточки для рефлексии, картинки с игрушками, счетные палочки.





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формирование УУД

1. Мотивация (самоопределение) к деятельности


А ну-ка, дети, встаньте в ряд! Готов к работе мой отряд? Занимай свои места. Математика сложна. Но скажу с почтеньем я: Математика нужна Всем без исключенья.

Переключают внимание на учителя. Настраиваются на урок.

Личностные УУД:

самоопределение

2. Актуализация знаний.

1. Разминка.

- Игра «Скажи наоборот».

Какое число мы изучали на прошлом уроке?


-Число 2 символизирует полярность, или противопоставление, в окружающем мире. Я буду называть слова, а вы будете говорить наоборот. Например, я говорю «хорошо», а вы отвечаете «плохо».

-СВЕТ.

…….

ДЕВОЧКА

………

ДОБРО

……

ВВЕРХ

…….

ПРАВОЕ

……..

ПРЯМОЕ

………..

БОЛЬШЕ

………

ВЫШЕ

……

РАНЬШЕ

…….

ТОЛЩЕ


2) Счёт предметов.

- Теперь надо быть очень внимательными.

Игра «Молчанка» Вы не будете говорить ответы на мои вопросы вслух, а будете показывать карточки.

По тропинке заяц шёл,

Подосиновик нашёл,

Походил вокруг осин

И нашёл ещё один.

Сколько грибов нашёл зайчик?


У меня есть братик Миша

И сестрёночка Ириша,

Сосчитайте-ка быстрей

Сколько же в семье детей?


Мама принесла 3 конфеты. 2 конфеты она дала дочке. Сколько конфет осталось у мамы?


Четыре цыплёнка, 2 утёнка, 1 гусёнок и 5 индюшат пришли на берег речки. Сколько птиц из этой компании умеет плавать?


Два светлячка освещали дом изнутри, и ещё столько же делали это снаружи. Сколько светлячков освещали дом снаружи?


Словесная оценка


- На прошлом уроке мы изучали число 2.





Дети отвечают:

-ТЬМА


-МАЛЬЧИК


-ЗЛО


-ВНИЗ


-ЛЕВОЕ


-КРИВОЕ


МЕНЬШЕ


НИЖЕ


ПОЗЖЕ


ТОНЬШЕ




Слушают и показывают нужную карточку.







Регулятивные УУД: планирование, контроль, коррекция, оценка (целепологание)


3. Выявление места и причины затруднения

1) Создание проблемной ситуации.

- Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи! Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки?


- У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня.

Да и как его не знать?

Мы отлично понимаем

Всё, что хочет он сказать.

- Сколько глаз у светофора?

Какого цвета глаза у светофора?

Что показывает красный цвет?

Что показывает жёлтый цвет светофора?

Что показывает зелёный цвет?

Покажите, сколько глаз у светофора.










- «Три поросёнка»






- светофор

У светофора 3 глаза.

Красный, жёлтый, зелёный.

Красный цвет - прохода нет.

Жёлтый – будь готов к пути,

А зелёный цвет – иди.

Коммуникативные УУД:

проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Что объединяет эти отгадки? Какое число повторяется?

- Какую цель ставим перед собой? Чему будем учиться?


- Какая тема нашего урока?

- А помогут нам в достижении этих целей внимание, наблюдательность, мышление и работоспособность.


- Три

- Познакомимся с числом три и научимся писать цифру три.

- Число и цифра 3.

Регулятивные УУД:

целеполагание, планирование деятельности

5. Реализация построенного проекта

1) Знакомство с цифрой 3.

- Посмотрите, у меня в руках «волшебный мешочек». Сейчас мы отправимся на «рыбалку». «Море» - пуговицы, «удочки» - твои руки.

- Какой рукой тебе удобнее забрасывать «удочку»?

- Начинаем «ловить» рыбку. А что за рыбка нам попадётся, ты узнаешь, когда её поймаешь.

- Что за «рыбки»? Это наши цифры.

- Цифры 1 и 2 ты уже умеешь писать.

Число три обозначается математическим знаком – цифрой три. Посмотри, как выглядит цифра 3.

- Это – месяц дугой, ниже месяц другой.
А теперь – посмотри: получилась цифра …

- Число три записывают знаком – цифра 3.

- Из каких элементов состоит цифра 3?

- А сейчас мы будем писать цифру 3. Но перед этим сделаем гимнастику для рук и вспомним правила посадки при письме.


Пальчиковая гимнастика

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут циферки писать.

Чок, чок, чок, чок

Разомну я кулачок!

Буду пальчики считать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – это Я.

Вот и вся наша семья!

Сели прямо, ноги вместе,

Под наклон возьмём тетрадь.

Левая рука на месте,

Правая рука на месте,

Можно начинать писать!

2) Письмо цифры 3. Работа в тетради.

- Посмотри, как правильно надо писать цифру 3.

- Обведи цифру на карточке (образец написания) пальцем, ручкой.

Работа в рабочей тетради на печатной основе.

- Цифра 3 состоит из двух элементов, двух

полуовалов. Верхний полуовал меньше, чем нижний.

- Напиши верхний полуовал (три раза).

- Напиши нижний полуовал (три раза).

- Теперь всю цифру 3.

Начинаем писать правее и чуть ниже середины верхней стороны клетки. Ведём линию вверх, плавно закругляя в верхнем правом углу и не доводя до середины клетки, плавно закругляем.

Пишем второй полуовал. Ведём линию вниз, не касаясь правой стороны клетки, плавно закругляем, касаясь нижней стороны клетки, и доводим чуть левее и ниже середины клетки.

- Возьми простой карандаш и подчеркни самую красивую цифру.

3) Физминутка

Белка шла, шла, шла, шла,

Белый гриб нашла.

Раз грибок, два грибок, три грибок.

Положила в кузовок.

4) Работа по учебнику

- Найдите на с. 26 обозначение “Начало урока”. Прочитайте главные вопросы темы урока.

— На какой вопрос мы уже нашли ответ?

— Рассмотрите иллюстрацию. Что это за сказка?

— Кто автор сказки?

- Долгое время число 3 для многих народов было пределом счета, совершенством, символом полноты, счастливым числом. Поэтому число 3 часто встречается в сказках.

— Вспомните, чего в сказках часто бывает по три

— В сказке “Три медведя” тоже очень часто встречается число

- Еще раз посмотрите на иллюстрацию к этой сказке и назовите то, о чем можно сказать: 2 и 1 — это 3?

Словесная оценка





- Правой.



- Цифры 1 2 3.







- Двух полуовалов.



























Обводят образец написания на карточке пальцем, ручкой.

Учащиеся записывают в тетради число.

Учащиеся слушают и смотрят алгоритм выполнения задания в тетради.









- Самооценка.





Повторяют движения








- Два да один — это три


- “Три медведя”



- Это народная сказка






- Три брата, три дочери, три желания, три загадки и т. д.



Ответы детей




Самопроверка

Познавательные УУД:

общеучебные, информационные, логические, знаково-символические


Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, разрешение проблемы


6. Первичное закрепление.

1) Работа по учебнику

— Какие игрушки изображены на следующем рисунке?

- Дымковская игрушка — народный промысел. Игрушки лепят из глины и разрисовывают. Наиболее распространенные сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, петухи, барышни. (картинки с игрушками)

— Сколько баранов с золотыми рогами?

— Сколько барышень?

— Сколько петухов?

— Возьмите три палочки. Сложите их, как показано на полях. — Как называется фигура, которую вы получили?

— Как вы думаете, почему она так называется?

— Рассмотрите цифру 3. На что она похожа?

— Посмотрите, как обозначается число 3 на костяшках домино.

— Какое время показывают часы?

— Рассмотрите первое задание на с. 27. Сравните, что больше, а что меньше.

— Каких треугольников больше: красных или зеленых? Как вы узнали?



— На сколько больше?

— Каких треугольников меньше?

- Следующее задание выполняется в парах: один ученик отвечает на первую часть вопроса, другой — на вторую

— Оцените своего соседа по парте. Скажите, как вы считаете, правильно ли он рассказал.

— Прочитайте задание повышенной сложности. На какие группы можно разбить предметы?

— По сколько предметов будет в каждой группе?

Словесная оценка

2) Сравнение чисел от 1 до 3. Работа в тетради.

- У каждой цифры есть своё место в числовом ряду.

- За каким числом следует при счёте число 3?

-Назови все эти числа, начиная с самого маленького.

- Назови все эти числа в обратном порядке, начиная от самого большого.


3) Игра «Живые числа»

Учащиеся получают таблички с числами 1,2,3. Каждый прикрепляет табличку на груди. По команде «Числа, станьте по порядку!» учащиеся должны встать в шеренгу лицом к классу и пересчитаться.

Словесная оценка




- Дымковские









- 1


- 3


-2


- Треугольник




- У нее три стороны и три угла

- Ответы детей





- 3 ч, так как маленькая стрелка указывает на цифру 3, а большая смотрит вверх



- Зеленых треугольников больше, так как зеленый треугольник остался без пары

- На 1, так как одному зеленому треугольнику не хватило пары.)


Аналогично сравнивают количество треугольников


Работают в парах



Взаимопроверка



- На листья и фрукты



- По 3





Работа в тетради.

Число 3 следует за числом 2.

1,2,3






3.2.1

Работают индивидуально

Познавательные УУД:

умение анализировать, сравнивать, ориентироваться в тетради.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать.


Личностные УУД:

формирование мотивации учебной деятельности; проявление самостоятельности


Регулятивные УУД: планирование, контроль, коррекция, оценка



8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

1 Работа по учебнику. ( стр. 24-25)

Рассмотрите рисунок с кубиками.

- Сколько кубиков в первом столбике?


- Сколько кубиков в следующем столбике?


- Как получили 2 кубика?


- Сравните 2 и 1.


- Сколько кубиков в 3 столбике?


- Как получили 3?


- В каком из этих столбиков больше кубиков, в каком меньше?


- Что больше:3 или 2?


- Что меньше: 2 ил 3?


- Рассмотрите монеты.

- Сколько монет в 1 рубль?

- Сколько монет в 2 рубля?

- Каких монет больше?


- Как по- разному можно показать 3 рубля?

2) Работа в тетради с печатной основой

— Откройте тетрадь на с. 10. Закрасьте столько кругов, сколько собак. Сколько кругов закрасили?

— Обведите и напишите сами до конца строки цифру 3.

— Какая закономерность наблюдается в написании цифр в следующей строке?

— Напишите цифры до конца строки, соблюдая эту закономерность.

— Прочитайте следующее задание. Нарисуйте то, что вам больше нравится.

Словесная оценка


- В первом столбике один кубик


- Во втором столбике два кубика.

- 2- это 1 да 1.

- 2 больше, чем 1; 1 меньше, чем 2.


- В третьем столбике 3 кубика.

- 3-это 2да 1.


- В 3 столбике кубиков больше, во 2 столбике кубиков меньше.

- 3 больше, чем 2.

- 2 меньше трёх.


На рисунке 3 монеты в 1 рубль.

- Одна

- Одна монета по два рубля и одна монета по одному рублю.

- Три монеты по одному рублю.




- 3






- Цифры 1 и 3 меняются местами


Пишут цифры самостоятельно



Личностные УУД:

проявление самостоятельности;

положительное отношение к учёбе, своим знаниям;

развитие творческого воображения

Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать.

Регулятивные УУД: планирование, контроль, коррекция, оценка


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

- Какая тема урока была?

- Какие цели ставили перед собой?

- Оцени свою работу и выбери смайлик:

- Я доволен собой, у меня всё

получилось!


– У меня не всё получилось, но я постараюсь.

- Задания слишком трудные.

Мне нужна помощь!


- Ты отлично потрудился. Молодец!

- Спасибо за работу, урок окончен.

Домашнее задание (по желанию)

Нарисовать рисунок и спрятать в нем цифру 2.


- Познакомиться с числом и цифрой 3; научиться писать цифру 3.


Регулятивные УУД:

удерживание цели на протяжении урока; контроль и оценка своих действий.


Личностные УУД:

положительное отношение к уроку.


Регулятивные УУД: коррекция и оценка