СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТК Число 9. Цифра 9

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ТК Число 9. Цифра 9»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Дидактическое обоснование: «Математика» 1 класс, Моро М.И., М.А. Бантова, УМК «Школа России»

Тема урока: Число 9. Цифра 9.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель: знакомство с числом и цифрой 9; повторение счета чисел в пределах 9, состава изученных чисел, многоугольников.

Задачи урока:

Дидактические: формировать умение у учащихся образовывать число 9; познакомить с составом и записью числа 9; формировать умение строить натуральный ряд в пределах 9; упражнять учащихся в количественном и порядковом счете, сравнении множеств, видов многоугольников.

Развивающие:

Регулятивные:

формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий; сравнивать способ действия и его результат с эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона; вносить необходимые коррективы после завершения действий; определять качество и уровень усвоения материала.

Познавательные:

ориентироваться в разнообразии способов решения задач; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников; совершенствовать операции анализа, синтеза, сравнения; учить строить рассуждения.

Коммуникативные:

проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Воспитательные:

формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; умение давать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; воспитывать организованность, доброжелательность, терпеливость.

Методы обучения: объяснение, инструктаж; упражнение, дидактические игры; демонстрация, иллюстрация; видеометод.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Дидактические средства обучения: учебник, рабочая тетрадь с печатной основой, компьютер, ТСО, раздаточный дидактический материал, демонстрационный наглядный материал.








Технологическая карта урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация (самоопределение) к деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку

- Здравствуйте, ребята!

-А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

- Ребята, молодцы, вы хорошо подготовились к уроку.

Эмоциональный настрой

- Какое у вас сейчас настроение?

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что

урок пройдёт интересно, увлекательно и вы получите

новые знания, откроете тайны математики.



Приветствуют


Подготавливаются к уроку.








Эмоционально настраиваются на урок.





Личностные УУД: социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам.

2. Актуализация знаний

Цель: подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.


1.Упражнение «Восстановление числового ряда».

- Сегодня к нам в гости пришёл герой, имя которого вы узнаете, отгадав шифр.

- Расставьте числа в порядке возрастания.

(числа висят на доске в хаотичном порядке)

1

2

3

4

5

6

7

8

б

у

р

а

т

и

н

о



- Как будем расставлять?



- Кто же наш сегодняшний гость?

На доску вывешивается изображение Буратино.

2. Устный опрос.

- Ребята, Буратино очень хочет учиться, но для этого ему нужны учебники. Давайте поможем ему получить их выполнив задание.

- Посмотрите на слайд (слайд 2)

2 5 7 8

- Какое первое число?

- Назовите соседей этого числа в натуральном ряду.

- Какое второе число?

- Назовите числа, которые предшествуют числу пять.

- Какое третье число?

- Назовите все числа, которые меньше семи.

- Какое последнее число?

- Как можно получить число восемь?





- Молодцы ребята, вы помогли Буратино получить учебники.

Словесная оценка учителя




Разгадывают шифр, восстанавливают числовой ряд.








- От самого маленького до самого большого.

- Буратино.






Устно отвечают на вопросы














- Восемь – это один и семь, два и шесть, три и пять, четыре и четыре, пять и три, шесть и два, семь и один.


Самооценка

Регулятивные УУД: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.


3. Выявление места и причины затруднения

Цель: выявление учащимися места и причины затруднения.


- По дороге в школу наш герой встретил своего друга Артемона и решили они подготовиться к урокам.

-Давайте поработаем в парах и выполним задание на карточке. Решите примеры:

4-3= 3+2= 6+2=

4-1= 5-2=

4+2= 5+4=

- Все ли у вас получилось решить?

-Что случилось? В чём проблема?





Решают примеры в парах.








- Мы не знаем, как обозначается цифра 9.

Коммуникативные УУД:

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: обдумывание проекта будущих учебных действий.


- Определите тему урока.

(Вывешивается тема урока на доску)

- Попробуйте поставить цель

урока. Чему будем учиться?

-Чтобы успешно справиться с

заданием, вспомнить порядок изучения числа.

-Вспомним план:

(На доску вывешиваются слова)

Определить:

Узнать:

Научиться:

- Число 9. Цифра 9.




- Учиться писать цифру 9. Узнать состав числа 9.




1.Определить как образовывается число 9;

3.Узнать состав числа 9;

4. Научиться писать цифру 9.


Регулятивные УУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

5. Реализация построенного проекта

Цель: решение исходной задачи, вызвавшей затруднение.


1.Образование числа.

- Буратино отправился дальше и встретил Мальвину. Она готовилась к чаепитию и поставила 8 голубых и 8 розовых чашек. (Слайд 3)

- Что мы можем сказать о чашках?

- Каким числом мы обозначим количество голубых кружек?

- А если она поставит еще одну голубую кружку, сколько их станет?

- Как мы получили число 9?



- На сколько число 8 больше 9?

(показ на слайде4 8+1=9)

- Где в ряду чисел место числа 9?

- Почему справа?



Вывешиваю цифру 9 в числовой ряд на доске.

Физминутка

- Давайте немножко отдохнем.

Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

2.Состав числа.

- На чаепитие к Мальвине пришел Папа Карло и принес большой конверт с заданиями.

(Каждой группе раздается по 9 вырезанных цветков и наборное полотно соответствующими цифрами и знаками.)

- Вашим заданием будет разбить все цветы на две группы и составить выражения:

1 команде – по цвету;(2+7 или 7+2)

2 команде – по форме;(3+6 или 6+3)

3 команде – по размеру;(4+5 или 5+4)

4 команде – по количеству листиков на стебле. (1+8 или 8+1)

- Так как же получить число 9?

Слайд 5







- Чья группа правильно выполнила задание? Поднимите сигнальные карточки.

3.Письмо цифры.

- Молодцы, вы выполнили первое задание из конверта Папы Карло. Давайте приступим к следующему. Посмотрите на слайд и найдите среди знаков цифру 9 (Слайд 6)

1 4 3 5 6 9 8 7 9 3 6 8 9 2 8

-Сколько раз вам встретилась цифра 9?

- Мы уже познакомились с цифрой 9, а писать мы ее еще не умеем.

(показ на слайде 7 письменной цифры)

-Рассмотрите, как пишут цифру 9, обозначающую число 9.

Объяснение и показ учителя на доске написания цифры.

Цифра 9 состоит из двух элементов: небольшого овала и большого полуовала.

Начинаем писать овал немного ниже правого верхнего угла клетки. Ведем линию вверх налево, закругляем ее к центру клетки, затем направо вверх к исходной точке. От начальной точки пишем большой правый полуовал, касаясь середины нижней стороны клетки.

Пальчиковая гимнастика.

- Давайте разомнем наши пальчики.

- Дом мы строим

Выше, выше!

Есть окошки в нём

И крыша!

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Написание цифры в воздухе под счет.

- Давайте все вместе напишем цифру 9 в воздухе.

- И – раз - и.

Самостоятельное написание цифры в тетраде.

- Откройте рабочие тетради на печатной основе на стр. 22, найдите цифру 9 и еще раз рассмотрите, как правильно она пишется. Затем обведите цифры по точкам и продолжите ряд соблюдая последовательность.

- А сейчас откройте обычные рабочие тетради и пропишите цифру 9 одну строчку.

- Поставьте точки под цифрами, которые на ваш взгляд получились более удачными.

Словесная оценка.




Устно отвечают на вопросы учителя.


- Что их поровну, одинаковое количество.






- Добавили одну голубую кружку.



- Справа от 8.

- Оно больше 8 на 1.


Рассматривают печатную цифру 9.



Повторяют за действиями учителя.










Выполняют задание в группе.





















Отвечают хором.

- 9 это:

1 и 8 или 8 и 1

2 и 7 или 7 и 2

3 и 6 или 6 и 3

4 и 5 или 5 и 4


Поднимают сигнальные карточки.


Рассматривают цифры, ищут цифру 9.











Рассматривают письменную цифру 9 и слушают объяснение учителя.




















Повторяют за учителем.








Пишут цифру в воздухе по счет.









Обводят цифры и продолжают ряд.





Самостоятельно пишут цифру.



Самооценка.

Познавательные УУД:

выбирать наиболее эффективные способы решения задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, разрешение проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

6. Первичное закрепление

Цель: решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.


- Пошел Буратино дальше и встретились ему на пути лиса Алиса и кот Базилио. Они не хотели, чтобы Буратино попал в школу и сказали, что отпустят, если он выполнит три их задания. Поможем ему?

Работа по учебнику.

- Откройте стр.59 и найдите последнее упражнение. Рассмотрите картинку.

- Сколько рыб поймал рыбак?

- Как этих рыб рыбаку разложить в 2 ведра?

- Проверь себя! Слайд 8

Девять рыбок можно разложить так:

Один и восемь

Два и семь

Три и шесть

Четыре и пять

Пять и четыре

Шесть три

Семь и два

Восемь и один

- Кто верно выполнил задание?

Физминутка

- А сейчас нам нужно передохнуть.

Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали. Ножками потопали,

Ручками похлопали. Покрутились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем.

И работать продолжаем.

- Посмотрите на слайд, давайте вместе решим примеры.

9-1=□

9-2=□

9-3=□

9-4=□

9-6=□

9-□ =4

- Какое число нужно отнять от девяти, чтобы получилось четыре?

9- □ =3

- Какое число нужно отнять от девяти, чтобы получилось три?

9- □ =2

- Какое число нужно отнять от девяти, чтобы получилось два?

9- □ =1

- Какое число нужно отнять от девяти, чтобы получилось один?

Словесная оценка











Рассматривают иллюстрацию в учебнике.



Высказывают свои предположения.












Поднимают сигнальные карточки.







Повторяют за действиями учителя








Устно решают примеры, отвечают на вопросы.
















Самопроверка и самооценка

Регулятивные УУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.


Коммуникативные УУД: умение доказывать свою точку зрения; выражение своих мыслей, разрешение проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Цель: выполнение задания нового типа, осуществление самопроверки по эталону.


- Шёл, шёл Буратино дальше и встретил черепаху Тортиллу. Она была очень мудрой и решила проверить знания мальчика дав ему еще одно задание.

Самостоятельная работа (дифференцированная)

- В первом задании вам нужно сравнить числа.

- Во втором задании нужно решить примеры.

Базовый уровень

1 Сравните числа.

6…7 9…6 5…4 2…8

6…4 1…5 9…8 4…3

2 Решите примеры.

3+6 7-3 2+4 5-1 7+1 8-2 2+4 5-1

Повышенный уровень

1 Сравните числа.

6…7 9…6 5…4 2…8

6…4 1…5 9…8 4…3

2 Решите примеры.

9-3-4 8-4+2

7+1-5 6+1-3

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг- друга сверяясь со слайдом. Слайд 9

- Кто верно выполнил все задания?

- А кто допустил 1-2 ошибки?

Словесная оценка учителя.












Выполняют дифференцированную самостоятельную работу с проверкой по эталону.

















Поднимают сигнальные карточки.


Взаимопроверка и самооценка.

Регулятивные УУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.



8. Включение в систему знаний и повторение

Цель: автоматизация умственных действий по изученным нормам.


- Пошел Буратино дальше и уже около школы увидел грустного Пьеро. Он спросил у него, почему же тот грустный. Пьеро поделился с нами, что у него не получается выполнить задания.

Мы поможем ему справиться с этой неприятностью?

- Решите задачи и запишите ответы через запятую.

Иван из сада принёс груши.

Три отдал сестрёнке Луше,

А четыре дал он нам,

Две последних съел он сам.

Сколько груш принёс Иван?



Тёплым летним вечерком

Мы усядемся рядком:

Три Наташи, две Алёны,

Николай, Сергей, Борис.

Посчитать их потрудись!



Взял девять вишенок Сергей

И угостил своих друзей.

Четыре вишни дал он Вите,

А остальные все Никите.

Сколько вишен дал Никите?

Вы сосчитайте и скажите.



Взял иголку ёжик в лапки,

Стал он шить зверятам шапки:

Пять – для маленьких зайчат,

А четыре – для волчат.

Ёжик шапки шьёт толково.

Сколько шапок у портного?

- Давайте проверим, все ли правильно вы сделали. Слайд 10

- Поднимите сигнальные карточки те, кто не допустил ни одной ошибки. А кто допустил одну ошибку?

- Посмотрите на рисунок на слайде.

- Сколько всего фигур изображено на картинке?

- Посчитайте, сколько треугольников?

- А сколько кругов?

- В какой фигуре больше всего углов?

- Каких фигур больше прямоугольников или треугольников?

- В какую сторону шагает человечек?

Словесная похвала












Устно решают задачи, записываю ответы через запятую.























Самопроверка


Поднимают сигнальные карточки.







Устно отвечают на вопросы.












Самооценка

Регулятивные УУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

9 Рефлексия (итог)

Цель: фиксация изученного на уроке и организация рефлексии.


- Чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

- Какой цифрой можно записать число 9?

- Из каких частей состоит 9?

- После какого числа следует число 9?

- На каком по счету месте стоит число 9?

- Сегодня мы хорошо поработали и помогли Буратино добраться до школы.

- Ребята, у вас на партах лежат карточки с героями:

• Выбери Мальвину, если ты понял тему урока, запомнил сам и можешь помочь другому.

• Выбери Буратино, если ты в чём

• Если же тебе ещё нужна помощь, то выбери Карабаса- Барабаса.

Словесная оценка




Устно отвечают на вопросы учителя.










Выполняют рефлексию.








Самооценка

Регулятивные УУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!