1. Мотивация (самоопределение) к деятельности Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку - Здравствуйте, ребята! -А сейчас проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? - Ребята, молодцы, вы хорошо подготовились к уроку. Эмоциональный настрой - Какое у вас сейчас настроение? - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно, увлекательно и вы получите новые знания, откроете тайны математики. | Приветствуют Подготавливаются к уроку. Эмоционально настраиваются на урок. | Личностные УУД: социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам. |
2. Актуализация знаний Цель: подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. | 1.Упражнение «Восстановление числового ряда». - Сегодня к нам в гости пришёл герой, имя которого вы узнаете, отгадав шифр. - Расставьте числа в порядке возрастания. (числа висят на доске в хаотичном порядке) 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | б | у | р | а | т | и | н | о | - Как будем расставлять? - Кто же наш сегодняшний гость? На доску вывешивается изображение Буратино. 2. Устный опрос. - Ребята, Буратино очень хочет учиться, но для этого ему нужны учебники. Давайте поможем ему получить их выполнив задание. - Посмотрите на слайд (слайд 2) 2 5 7 8 - Какое первое число? - Назовите соседей этого числа в натуральном ряду. - Какое второе число? - Назовите числа, которые предшествуют числу пять. - Какое третье число? - Назовите все числа, которые меньше семи. - Какое последнее число? - Как можно получить число восемь? - Молодцы ребята, вы помогли Буратино получить учебники. Словесная оценка учителя | Разгадывают шифр, восстанавливают числовой ряд. - От самого маленького до самого большого. - Буратино. Устно отвечают на вопросы - Восемь – это один и семь, два и шесть, три и пять, четыре и четыре, пять и три, шесть и два, семь и один. Самооценка | Регулятивные УУД: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. |
4. Построение проекта выхода из затруднения Цель: обдумывание проекта будущих учебных действий. | - Определите тему урока. (Вывешивается тема урока на доску) - Попробуйте поставить цель урока. Чему будем учиться? -Чтобы успешно справиться с заданием, вспомнить порядок изучения числа. -Вспомним план: (На доску вывешиваются слова) Определить: Узнать: Научиться: | - Число 9. Цифра 9. - Учиться писать цифру 9. Узнать состав числа 9. 1.Определить как образовывается число 9; 3.Узнать состав числа 9; 4. Научиться писать цифру 9. | Регулятивные УУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. |
5. Реализация построенного проекта Цель: решение исходной задачи, вызвавшей затруднение. | 1.Образование числа. - Буратино отправился дальше и встретил Мальвину. Она готовилась к чаепитию и поставила 8 голубых и 8 розовых чашек. (Слайд 3) - Что мы можем сказать о чашках? - Каким числом мы обозначим количество голубых кружек? - А если она поставит еще одну голубую кружку, сколько их станет? - Как мы получили число 9? - На сколько число 8 больше 9? (показ на слайде4 8+1=9) - Где в ряду чисел место числа 9? - Почему справа? Вывешиваю цифру 9 в числовой ряд на доске. Физминутка - Давайте немножко отдохнем. Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали. 2.Состав числа. - На чаепитие к Мальвине пришел Папа Карло и принес большой конверт с заданиями. (Каждой группе раздается по 9 вырезанных цветков и наборное полотно соответствующими цифрами и знаками.) - Вашим заданием будет разбить все цветы на две группы и составить выражения: 1 команде – по цвету;(2+7 или 7+2) 2 команде – по форме;(3+6 или 6+3) 3 команде – по размеру;(4+5 или 5+4) 4 команде – по количеству листиков на стебле. (1+8 или 8+1) - Так как же получить число 9? Слайд 5 - Чья группа правильно выполнила задание? Поднимите сигнальные карточки. 3.Письмо цифры. - Молодцы, вы выполнили первое задание из конверта Папы Карло. Давайте приступим к следующему. Посмотрите на слайд и найдите среди знаков цифру 9 (Слайд 6) 1 4 3 5 6 9 8 7 9 3 6 8 9 2 8 -Сколько раз вам встретилась цифра 9? - Мы уже познакомились с цифрой 9, а писать мы ее еще не умеем. (показ на слайде 7 письменной цифры) -Рассмотрите, как пишут цифру 9, обозначающую число 9. Объяснение и показ учителя на доске написания цифры. Цифра 9 состоит из двух элементов: небольшого овала и большого полуовала. Начинаем писать овал немного ниже правого верхнего угла клетки. Ведем линию вверх налево, закругляем ее к центру клетки, затем направо вверх к исходной точке. От начальной точки пишем большой правый полуовал, касаясь середины нижней стороны клетки. Пальчиковая гимнастика. - Давайте разомнем наши пальчики. - Дом мы строим Выше, выше! Есть окошки в нём И крыша! Вот помощники мои, Как их хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять. Не сидится им опять. Постучали, повертели И работать захотели. Написание цифры в воздухе под счет. - Давайте все вместе напишем цифру 9 в воздухе. - И – раз - и. Самостоятельное написание цифры в тетраде. - Откройте рабочие тетради на печатной основе на стр. 22, найдите цифру 9 и еще раз рассмотрите, как правильно она пишется. Затем обведите цифры по точкам и продолжите ряд соблюдая последовательность. - А сейчас откройте обычные рабочие тетради и пропишите цифру 9 одну строчку. - Поставьте точки под цифрами, которые на ваш взгляд получились более удачными. Словесная оценка. | Устно отвечают на вопросы учителя. - Что их поровну, одинаковое количество. - Добавили одну голубую кружку. - Справа от 8. - Оно больше 8 на 1. Рассматривают печатную цифру 9. Повторяют за действиями учителя. Выполняют задание в группе. Отвечают хором. - 9 это: 1 и 8 или 8 и 1 2 и 7 или 7 и 2 3 и 6 или 6 и 3 4 и 5 или 5 и 4 Поднимают сигнальные карточки. Рассматривают цифры, ищут цифру 9. Рассматривают письменную цифру 9 и слушают объяснение учителя. Повторяют за учителем. Пишут цифру в воздухе по счет. Обводят цифры и продолжают ряд. Самостоятельно пишут цифру. Самооценка. | Познавательные УУД: выбирать наиболее эффективные способы решения задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, разрешение проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
6. Первичное закрепление Цель: решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | - Пошел Буратино дальше и встретились ему на пути лиса Алиса и кот Базилио. Они не хотели, чтобы Буратино попал в школу и сказали, что отпустят, если он выполнит три их задания. Поможем ему? Работа по учебнику. - Откройте стр.59 и найдите последнее упражнение. Рассмотрите картинку. - Сколько рыб поймал рыбак? - Как этих рыб рыбаку разложить в 2 ведра? - Проверь себя! Слайд 8 Девять рыбок можно разложить так: ● Один и восемь ● Два и семь ● Три и шесть ● Четыре и пять ● Пять и четыре ● Шесть три ● Семь и два ● Восемь и один - Кто верно выполнил задание? Физминутка - А сейчас нам нужно передохнуть. Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем. И работать продолжаем. - Посмотрите на слайд, давайте вместе решим примеры. 9-1=□ 9-2=□ 9-3=□ 9-4=□ 9-6=□ 9-□ =4 - Какое число нужно отнять от девяти, чтобы получилось четыре? 9- □ =3 - Какое число нужно отнять от девяти, чтобы получилось три? 9- □ =2 - Какое число нужно отнять от девяти, чтобы получилось два? 9- □ =1 - Какое число нужно отнять от девяти, чтобы получилось один? Словесная оценка | Рассматривают иллюстрацию в учебнике. Высказывают свои предположения. Поднимают сигнальные карточки. Повторяют за действиями учителя Устно решают примеры, отвечают на вопросы. Самопроверка и самооценка | Регулятивные УУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Коммуникативные УУД: умение доказывать свою точку зрения; выражение своих мыслей, разрешение проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону Цель: выполнение задания нового типа, осуществление самопроверки по эталону. | - Шёл, шёл Буратино дальше и встретил черепаху Тортиллу. Она была очень мудрой и решила проверить знания мальчика дав ему еще одно задание. Самостоятельная работа (дифференцированная) - В первом задании вам нужно сравнить числа. - Во втором задании нужно решить примеры. Базовый уровень №1 Сравните числа. 6…7 9…6 5…4 2…8 6…4 1…5 9…8 4…3 № 2 Решите примеры. 3+6 7-3 2+4 5-1 7+1 8-2 2+4 5-1 Повышенный уровень №1 Сравните числа. 6…7 9…6 5…4 2…8 6…4 1…5 9…8 4…3 №2 Решите примеры. 9-3-4 8-4+2 7+1-5 6+1-3 - Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг- друга сверяясь со слайдом. Слайд 9 - Кто верно выполнил все задания? - А кто допустил 1-2 ошибки? Словесная оценка учителя. | Выполняют дифференцированную самостоятельную работу с проверкой по эталону. Поднимают сигнальные карточки. Взаимопроверка и самооценка. | Регулятивные УУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. |
8. Включение в систему знаний и повторение Цель: автоматизация умственных действий по изученным нормам. | - Пошел Буратино дальше и уже около школы увидел грустного Пьеро. Он спросил у него, почему же тот грустный. Пьеро поделился с нами, что у него не получается выполнить задания. Мы поможем ему справиться с этой неприятностью? - Решите задачи и запишите ответы через запятую. Иван из сада принёс груши. Три отдал сестрёнке Луше, А четыре дал он нам, Две последних съел он сам. Сколько груш принёс Иван? Тёплым летним вечерком Мы усядемся рядком: Три Наташи, две Алёны, Николай, Сергей, Борис. Посчитать их потрудись! Взял девять вишенок Сергей И угостил своих друзей. Четыре вишни дал он Вите, А остальные все Никите. Сколько вишен дал Никите? Вы сосчитайте и скажите. Взял иголку ёжик в лапки, Стал он шить зверятам шапки: Пять – для маленьких зайчат, А четыре – для волчат. Ёжик шапки шьёт толково. Сколько шапок у портного? - Давайте проверим, все ли правильно вы сделали. Слайд 10 - Поднимите сигнальные карточки те, кто не допустил ни одной ошибки. А кто допустил одну ошибку? - Посмотрите на рисунок на слайде. - Сколько всего фигур изображено на картинке? - Посчитайте, сколько треугольников? - А сколько кругов? - В какой фигуре больше всего углов? - Каких фигур больше прямоугольников или треугольников? - В какую сторону шагает человечек? Словесная похвала | Устно решают задачи, записываю ответы через запятую. Самопроверка Поднимают сигнальные карточки. Устно отвечают на вопросы. Самооценка | Регулятивные УУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. |
9 Рефлексия (итог) Цель: фиксация изученного на уроке и организация рефлексии. | - Чему учились на уроке? - Что нового узнали? - Какой цифрой можно записать число 9? - Из каких частей состоит 9? - После какого числа следует число 9? - На каком по счету месте стоит число 9? - Сегодня мы хорошо поработали и помогли Буратино добраться до школы. - Ребята, у вас на партах лежат карточки с героями: • Выбери Мальвину, если ты понял тему урока, запомнил сам и можешь помочь другому. • Выбери Буратино, если ты в чём • Если же тебе ещё нужна помощь, то выбери Карабаса- Барабаса. Словесная оценка | Устно отвечают на вопросы учителя. Выполняют рефлексию. Самооценка | Регулятивные УУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. |