СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТК урока литературы "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по литературе с использованием ИКТ.

Просмотр содержимого документа
«ТК урока литературы "Повесть о Петре и Февронии Муромских"»

ТЕХНОЛОГИЧСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Тема урока: ««Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн настоящей любви»

Тип урока: изучение нового материала (открытия новых знаний)

Цель урока: достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поисковое чтение и структурирование текста;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

личностные УУД:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

  • формирование уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим;

регулятивные УУД:

  • целеполагание и планирование путей достижения целей;

  • самостоятельный контроль своего времени;

  • принятие решений в проблемной ситуации;

  • развитие навыков самооценки;

коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

  • рецензирование ответов одноклассников;

  • работать в группе;

  • осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку;

использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств.

Межпредметные связи: живопись, основы православной веры, музыка

Образовательные ресурсы: художественный текст, мультимедийная презентация, интернет (для подготовки индивидуального домашнего задания), аудио и видео-фрагменты

Этап урока


Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности)

Формируемые УУД

Организационный момент


Приветствие. Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Проверка готовности к уроку.


Здравствуйте, проверьте готовность к уроку. Я рада вас видеть и мне бы хотелось, чтобы сегодня на уроке каждый из вас открыл для себя что-то новое.

Откройте ваши тетради, на полях запишите число, оставьте строчку для темы урока.

Начать наш урок я хотела бы с одного видеоролика. Сейчас вы прослушаете песню, а пока длится видеоролик, выпишете из музыкальной композиции ключевые слова.

https://www.youtube.com/watch?v=o87R4E_Ww5I




Прежде чем мы проверим, что вы выписали, обратите внимание на фотографию памятника

Кто на нем запечатлен? Кому он посвящен?

Подготовка к работе.

Самоопределение к деятельности.
















Выписывают: НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ, ВЕРА, ВЕРНОСТЬ, ПЕТР, ФЕВРОНИЯ, РОМАШКА, ЧИСТОТА





Отвечают на вопрос

Личностные: действие смыслообразования, мобилизация внимания, уважение к окружающим;

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству.

Постановка учебной задачи.

Мотивация познавательной деятельности.

Анализирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.


Посмотрите на слова, которые выписали. Что их объединяет?

Произнесите эти слова.


Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: «Трогательное сказание о Петре и Февронии – одна из жемчужин древнерусской литературы»

Г.Ф.Федоров

Сегодня на уроке мы с вами будем работать над жемчужиной древнерусской литературы, созданной в конце 40-х годов XVI века и относящейся к муромо-рязанскому циклу, «Повестью о Петре и Февронии».

Анализируя это трогательное сказание, мы поговорим об отношениях между людьми, подумаем, какие человеческие качества ценились в это время на Руси, какие нравственные идеалы ценны и поныне.

Жизнь семейной четы, описанная в данной повести — это история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи



Опираясь на то, что вы сейчас сказали и услышали, сформулируйте тему нашего урока и его цель. Запишите тему урока.

Ставят цели. Уточняют/формулируют тему урока.


Анализируют, находят закономерность


Формулируют тему и цель урока

Личностные: самоопределение, умение сотрудничать с учителем и учащимися;

Регулятивные: целеполагание, умение вносить дополнительную информацию;

Коммуникативные: постановка вопросов, умение управлять своим поведением;

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Логические: формулирование проблемы.

Актуализация знаний и фиксация затруднений; проверка домашнего задания

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.




Помимо того, что вы должны были прочитать повесть, некоторые ваши одноклассники подготовили сообщения. Сейчас мы их и проверим.

Пока ребята отвечают, вы записываете основную информацию.


















































Проанализируйте услышанное и сделайте вывод.

Слушают сообщения, выписывают информацию, анализируют


1 сообщение «Петр и Феврония» (записывают в два столбика «Петр», «Феврония»: кто они, основные качества)

2 сообщение «Повесть о Петре и Февронии» (записывают, когда и кем написана, что легло в основу)


Написана эта повесть выдающимся писателем и публицистом Ермолаем (фамилия до нас не дошла). Автор повести был сначала священником в Пскове, занимался литературным творчеством, затем он стал протопопом (настоятелем собора) дворцового Собора Спаса на Бору в Москве, а в 1560-е годы постригся в Пскове в монахи, приняв имя Еразм.

К созданию «Повести о Петре и Февронии» Ермолай - Еразм приступил по предложению митрополита Макария в связи с соборной канонизацией муромских святых в 1547 г.

Петр и Феврония – исторические личности. Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году.

Но повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Село Ласково, которое упоминается в повести, существует и в наши дни, оно находится неподалеку от села Солодча, откуда родом была Феврония.

Ермолай-Еразм литературно обработал местные предания и создал повесть.


Делают вывод


Личностные: самоопределение;

Регулятивные: волевая саморегуляция, выполнение учебного действия;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы, обоснование своего мнения;

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование коммуникативного высказывания, умение критически мыслить, рецензировать ответ одноклассника.


Построение проекта выхода из затруднения.

Открытие нового знания (Изучение нового материала)

Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения.


Ребята, мы с вами изучаем жанры древнерусской литературы и составляем по ним таблицу, давайте обратимся к ней и определим, к какому жанру должно относиться данное произведение.


Но, как известно, митрополит Макарий не включил заказанное им житие в библейский сборник «Великие Четьи - Минеи» (ежемесячные чтения). Почему?


А что такое «повесть»?

Запишем определение данного жанра в таблицу

Повесть - это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях.


Черты каких жанров мы можем найти в изучаемой повести?

Запишите их.


Итак, каков жанр у этого произведения? Можно ли назвать это произведение житием?






Назовите еще раз героев этой повести.

Слушая первое сообщение, вы записали характеристики наших героев. Обсудите их, возможно, что-то дополните, используя текст. Но сделаем это в группах.

  1. группа – Петр;

  2. группа – Феврония.


Кем является Петр для автора? Подтвердите это текстом. Запишите ответ в тетрадь.



Что показал автор через образ Петра?


Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения?






Так почему же автор делает Петра главным героем? Подтвердите текстом. Запишите ответ в тетрадь.



Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения? Запишите ответ в тетрадь.



Не забудем, что герои повести – реальные исторические лица.


Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней?








Докажите, используя текст, что Феврония мудрая.


Но Феврония не только мудрая девушка, но и мудрая жена. Посмотрите на изречение:

Мудрая жена – всегда радость для своего мужа и для окружающих.


Можем ли мы подтвердить эти изречения нашим текстом?

И как мы видим из произведения, Пётр был очень благодарен Богу за такую жену, и когда бояре и знать предложили ему выбирать между женой и престолом, он выбрал ее.


Вы выписали характеристику героев, но в ей нет портретных описаний. Почему?









В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии?






Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году, ныне открыто почивают в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Поныне своими молитвами святые Петр и Феврония низводят небесное благословение на супружеские пары и их детей

Обсуждают, делают выводы, доказывают свою точку зрения


Произведение можно отнести к жанру жития, т.к. здесь есть элементы жизнеописания святых.





Размышляют над поставленным вопросом, обращают внимание на название произведения «ПОВЕСТЬ…»


Объясняют через однокоренное слова «повествовать»






Находят в изучаемом произведении черты сказки, жития, повести.


Делается вывод по определению жанра: в этом произведении есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической повести.


Отвечают на вопрос, работают в группах, проверяют.








Отвечают на вопросы (воплощение справедливой княжеской власти);


Какой должна быть власть.


Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает.


Петр раскаялся, исправил свои ошибки, он вел праведную жизнь, был скромен, но тверд в вере.


Он учит ценить людей не по происхождению, по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные.





Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее.


Читают о первой встрече с Февронией.





Работают с тестом.


«Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствования в жизни этой,  …  по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить».


Не внешность, не красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг.


Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить.


Личностные: самоопределение

Регулятивные: планирование, прогнозирование, коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия), выполнение учебного действия ;

Познавательные: общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование; смысловое чтение, обоснование своего мнения ; логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство, применение методов информационного поиска;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Первичное закрепление

В чем основное значение «Повести…»? Запишите ответ.





Какие жизненные ценности утверждаются в ней?




В чем заключена идея повести? Ответ запишите.




Жизнь святых Петра и Февронии - это пример, достойный подражания, заставляющий задуматься о том, что такое супружество и счастье в браке.

Отвечают на вопросы.

Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности.



Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.


Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви – основная идея повести.







Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию.







Перед вами лежат ромашки. Как вы думаете, почему именно они?

Вам нужно будет на каждом лепестке написать качество, которым должен, по вашему мнению, обладать человек, чтобы своим близким приносить счастье. Пока вы это делаете, я предлагаю вам посмотреть и прослушать видеоролик балладу о Петре и Февронии.

https://www.youtube.com/watch?v=zSsYpoj78VY


Закончите предложение:

Сегодня на уроке…





Выставление оценок за работу на уроке.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия


Размышляют о том, что символизирует ромашка.













По опорным предложениям ребята оценивают свою работу на уроке.


Личностные: смыслообразования, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания;

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка;

Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Домашнее задание

Инструктирует учащихся



Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания:

- Создать иллюстрации к Повести;

- Написать отзыв ««Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн настоящей любви»

- Подготовить виртуальную экскурсию «В гостях у Петра и Февронии»

Анализируют и выявляют степень готовности

Регулятивные: оценка результатов работы;

Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!