СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Точность и выразительность речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Точность и выразительность речи»

Видеоурок 9.

Точность и выразительность речи. Критерий оценивания №6. Речевые ошибки.

Здравствуйте, выпускники. Мы продолжаем дистанционные уроки по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Тема урока «Точность и выразительность речи. Критерий оценивания №6.Речевые ошибки.». Создавая письменное высказывание, вам будет нужно создать логически, композиционно завершённый текст, характеризующийся точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

Критерий 6 проверяет умение точно выражать свои мысли, не допуская речевых ошибок. Высший балл по этому важному критерию ставится, если работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи только в том случае, если высший балл получен по критерию 10,т.е допущено не более одной речевой ошибки.

План занятия:

1.Рассмотрим понятия точность речи, выразительность речи, грамматический строй речи.

2.Рассмотрим понятие речевой ошибки.

3. Рассмотрим примеры предложений с речевыми ошибками.

4. Дополним план-схему написания сочинения, который составили раньше.



При оценке сочинения учитывается не только правильность речи, но и такие ее качества, как точность и выразительность. Эти характеристики речи в значительной мере определяют качество передачи содержания высказывания, так как ясно, ярко и убедительно выразить свои мысли и чувства может только человек, свободно и хорошо владеющий речью.

Вам необходимо употреблять слово с учетом смысла и возможностей

лексической сочетаемости слов. Точность речи зависит от умения отбирать слова и выражения, наиболее соответствующие передаваемому содержанию.

Точной называется речь, к которой мысли и чувства пишущего передано ясно и полно.

Известно, что речь выражает не только мысли, но и чувства, волеизъявления, эстетические переживания – весь комплекс духовного человеческого сознания. «Если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка… воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание интерес слушателя и читателя», то такая речь, по определению Б.Н. Головина, называется выразительной.



Выразительность речи создается с помощью отбора языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.

Это качество речи предполагает, что пишущий чувствует функциональный стиль, понимает особенности данной речевой ситуации и при выборе слов и выражений учитывает условия и задачи общения.

Выразительной считается речь, которая своим построением и отбором языковых средств привлекает и поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя.

В сочинении вы можете использовать различные средства выразительности, главное, чтобы вы избегали напыщенных, высокопарных фраз, в которых легко допустить ошибки.

Грамматический строй речи -- это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система - это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система -- умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.

Граммати́ческий строй — совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов).

Грамматический строй речи превращает наборы разрозненных слов в осмысленные и понятные предложения.

Т. е ваше сочинение должно быть понятно проверяющим, он не должен догадываться, что вы хотели сказать. Вы должны использовать всё синтаксическое богатство русского языка, пользоваться различными синтаксическими конструкциями(простыми осложнёнными, сложными).



Вы можете получить высший балл по этому важному критерию, если ваша работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи только в том случае, если высший балл получен по критерию 10,т.е допущено не более одной речевой ошибки.

На этом этапе важно понимать, что такое речевая ошибка.



Речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов».

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки

грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.



Анализируя работы с точки зрения речевой грамотности, можно также выявить типичные ,вызванные неразвитостью речи: использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов; ошибки в употреблении омонимов,

многозначность.







1. Употребление слова в несвойственном ему значении:

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

ШОКИРОВАТЬ, -рую, -руешь; нсв. [от франц. choquer] кого (чем). Вызывать чувство неловкости, приводить кого-л. в смущение своим поведением, нарушением правил приличия, общепринятых норм поведения. Ш. гостей своими речами. Ш. окружающих своим поведением. Вас не шокирует мой наряд?

2. Неразличение паронимов:

Были приняты эффектные меры.

ЭФФЕКТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна, -тно. Производящий эффект (1 зн.); впечатляющий. Э. костюм. Э-ая причёска. Э-ое зрелище. Э. жест. Э-ая поза.

ЭФФЕКТИВНЫЙ, -ая, -ое; -вен, -вна, -вно. Дающий эффект (2 зн.); действенный. Э-ое лекарство. Э. способ борьбы с насекомыми. Э-ое дезодорирующее средство.

3. Неразличение синонимичных слов.

В конечном предложении автор применяет градацию.

КОНЕЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна, -чно. 1. Имеющий конец (1 зн.), предел (в пространстве, во времени; противоп.: бесконечный). Жизнь человека конечна. 2. только полн. Находящийся на конце или в конце чего-л.; последний. К. пункт путешествия. К-ая остановка. К. абзац. К-ое четверостишие. 3. только полн. Являющийся завершением какого-л. процесса, цикла и т.п. К. результат. К. продукт производства. К-ая цель. Уверенность в конечной победе над врагом.

ПОСЛЕДНИЙ, -яя, -ее. 1. Конечный в ряду однородных явлений, предметов; такой, за которым не следует, не ожидается что-л. подобное. П. день месяца. П-яя глава романа.

4. Употребление слов иной стилевой окраски.

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5. Неоправданное употребление просторечных слов.

Таким людям всегда удается объегорить других.

6. Нарушение лексической сочетаемости.

Автор увеличивает впечатление.

Автор использует художественные особенности (вместо средства).

7.Употребление лишних слов, в том числе плеоназм;

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.

что (кому). Сообщить, рассказать что-л. услышанное, узнанное от кого-л. другого. П. разговор. П. содержание фильма, спектакля. П. историю жизни. // Изложить, сформулировать что-л. Правильно п. мысль автора. П. суть повести. П. прочитанную книгу своими словами. 5. что. Довести до сведения кого-л. по чьему-л. приказанию, по чьей-л. просьбе. П. приказ командира. П. привет, поклон. П. распоряжение руководства. 6. что. Изобразить, воспроизвести. Точно п. игру актёра. Трудно п. горе матери. Приблизительно п. мелодию песни. Художник передаёт свои чувства и мысли в картине.

Молодой юноша, очень прекрасный

ПЛЕОНАЗМ, -а; м. [от греч. pleonasmós - излишество] Речевое излишество с точки зрения смысловой полноты высказывания, стилистической выразительности, выражающееся в скоплении близких или идентичных по значению слов (сниться во сне, самый лучший, толпа людей, своя автобиография и т.п.).

8. Речевая недостаточность

Привлечь читателей к данной проблеме.

9. Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология).

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10. Неоправданное повторение слова.

Герой текста не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций.

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

12. Неудачное употребление местоимений.


Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

13. Неразличение (смешение) паронимов:

В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно требует управления существительным или местоимением с предлогом «на» («взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»),который необходимо употребить в приведённом предложении, управляет существительным или местоимением с предлогом «в»);

14 . Ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместослова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо); Теперь внашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним– место; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены);

15. Ошибки в подборе антонимов при построении антитезы: В третьей части текста веселый, а не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует точности при выборе слов с противоположными значениями, а слова «веселый» и «мажорный» антонимами не являются;

16.Разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Теперь, зная о критерии шесть, дополним наш план –схему написания сочинения.

План-схема написания сочинения:

-внимательное, вдумчивое чтение текста с пометами,

- формулирование одной из проблем,

- комментирование сформулированной проблемы с включением двух примеров- иллюстраций, пояснение значения каждого примера,

- нахождение смысловой связи между примерами,

- формулирование позиции автора,

- выражение своего отношения к позиции автора по проблеме текста,

- обоснование своего мнения, проверить написанное с точки зрения точности, выразительности речи, богатства её грамматического строя, проверить на наличие речевых ошибок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!