СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Толерантность- как принцип взаимодействия между людьми»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности.

Задачи:

  1.   Обучающая:

-познакомить учащихся с понятием «толерантность».

  • Раскрыть характеристики толерантного и нетолерантного человека.
  • Сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;
  • Научить анализировать ситуацию с позиции другого человека.
  1. Воспитательная:
  • воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;
  • воспитывать внимательное отношение  к себе и другим.
  1. Развивающая:
  • развивать навыки рефлексии;
  • развивать способность осознавать свои чувства;
  • развивать навыки саморегуляции;
  • развивать коммуникативные навыки.

 

Просмотр содержимого документа
««Толерантность- как принцип взаимодействия между людьми»»

Занятие № 1

«Толерантность- как принцип взаимодействия между людьми»


Цель: формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности.

Задачи:

  1.   Обучающая:

-познакомить учащихся с понятием «толерантность».

Раскрыть характеристики толерантного и нетолерантного человека.

Сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;

Научить анализировать ситуацию с позиции другого человека.

  1. Воспитательная:

воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;

воспитывать внимательное отношение к себе и другим.

  1. Развивающая:

развивать навыки рефлексии;

развивать способность осознавать свои чувства;

развивать навыки саморегуляции;

развивать коммуникативные навыки.


Методы: групповой дискуссии, игрового моделирования, рисуночный.


Структура занятия:

Первый этап - организационный: создание психологической комфортности в группе, знакомство участников друг с другом и с психологом.

Второй этап - формулирование темы занятия, основных целей;

Третий этап - игровой: система упражнений.

Заключительная часть: рефлексия занятия.




1. Упражнение «Комплименты»
 Оборудование: мяч 

Форма работы: коллективная, в кругу. Каждому человеку нравится, когда ему говорят приятное – комплимент. 


Задание. 

 По очереди мы будем перебрасывать друг другу мяч. Тот, кто кидает мяч должен сказать тому, кому мяч адресован что-нибудь приятное– комплимент.  


2. Упражнение «Превращения»
Форма работы: коллективная, в кругу. 


Задание. Закончите устно по очереди начиная с соседа, сидящего от меня слева следующие предложения.    

  Если бы я был книгой, то я был бы ...

-  Если бы я был едой, то я был бы …   

- Если бы я был животным, то я был бы …

-  Если бы я был растением, то я был бы … 


3. Упражнение «Памятка на «черный день»

 Оборудование: таблица-образец «Мои лучшие качества» для индивидуальной работы

Форма работы: индивидуальная, в кругу.

Подготовка. Нарисовать на доске таблицу. Мои лучшие качества 

 

Мои лучшие качества

черты 

Мои способности и таланты  

Мои достижения























У каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть, чем гордиться. Одним из хороших приемов повышения самочувствия в таких ситуациях является обращение к своим достоинствам, положительным характеристикам личности. Мы предлагаем составить вам памятку ваших достоинств, положительных характеристик личности.


Задание. Перенесите к себе на листки приведенную на доске таблицу и заполните самостоятельно ее графы следующим образом.

 «Мои лучшие черты»: в эту колонку запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону.

 «Мои способности и таланты»: сюда запишите способности и таланты в любой сфере, которыми вы можете гордиться.

«Мои достижения»: в этой графе обозначьте свои достижения в любой области.                  

  Можно предложить детям обозначить только свои лучшие качества.              

 

Индивидуальная сам. работа                                                                  


Кто из группы желает поделиться содержанием своей таблицы «Мои лучшие качества»? (ответы по желанию)

4. Упражнение «Черты терпимой личности» 
 Оборудование: бланк-образец опросника «Черты терпимой личности». 

Форма работы: индивидуальная, коллективная, в кругу. 

 Подготовка. Фиксация на доске бланка опросника «Черты терпимой личности».


Черты терпимой личности

Колонка А

Колонка Б

1. Дружелюбие  


2. Умение прощать обидчика 


3. Терпение 


4. Чувство юмора 


5. Чуткость 


6. Доверие 


7. Способность помочь товарищу в трудную минуту 


8. Терпимость к тому, что в твоем товарище не похоже на тебя 


9. Умение контролировать свои слова и поступки 


10. Доброжелательность 


11. Любовь к животным 


12. Любовь к людям 


13. Умение слушать 


14. Любознательность 


15. Способность сочувствовать другому человеку 




Толерантной личности свойственны 15 характеристик. 


Задание. Постройте данную таблицу у себя на листе бумаги. Далее в колонке «А» поставьте: «+ » напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «О» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены. 

Затем в колонке «В» поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь. 


Индивидуальная работа 


Сейчас мы предлагаем составить характеристику ядра толерантной личности с точки зрения нашей группы в целом. 

Поднимите руки те, кто отметил в колонке «В» первое качество (подсчет ведущим количества). Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы). 

5. Упражнение «Учимся ценить индивидуальность» 
 Оборудование: листы бумаги и ручки 

Форма работы: индивидуальная, коллективная, в кругу. 

Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы — как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Когда люди не похожи друг на друга: они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблем. 


Задание. Напишите о каких-то трех признаках, которые отличают вас от всех остальных участников группы: внешний вид, одежда, умения, какие-либо достижения. После того как вы справитесь с заданием, мы соберем ваши записи, зачитаем их, а остальные члены группы будут отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений. 

 

Индивидуальная работа 

Сбор записей участников тренинга ведущим, их чтение с последующим отгадыванием. 

Если автора не удается «вычислить», он должен назваться сам.. 

6. Упражнение «Угадай, о ком идет речь» 
Оборудование: листы бумаги и ручки 

Форма работы: индивидуальная, коллективная, в кругу. 


Задание. Выберите кого-нибудь из группы и письменно зафиксируйте его особенности: черты лица, одежду, строение тела, характерные движения. Описание должно быть по возможности более точным, но не содержать указаний, которые позволили бы сразу же установить личность выбранного человека. 


Индивидуальная работа 

Зачитайте свои заметки, а остальные – отгадайте, кто был описан. 

7. Упражнение «Пять добрых слов» 
Оборудование: листы бумаги, ручки для студентов 

Форма работы: групповая, в кругу. 

Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек. 


Задание. Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т.д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу. 

Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами». 


Групповая работа 


Обсуждение 
 Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»? 

Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны? 

8. Упражнение «Чем мы похожи» 
Форма работы: коллективная, в кругу. 

Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу.


Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу. 

9 . Упражнение «Построиться по росту» 
Форма работы: коллективная, свободное передвижение. 


Задание. Закройте глаза и постройтесь по росту (вариант: постройтесь в круг) 


Коллективная работа 

10. Упражнение «Печатная машинка»
Оборудование: раздаточный материал с текстом для упражнения. 

 Форма работы: коллективная, в кругу. 

Мы с вами единый механизм печатной машинки. 


Задание. Воспроизведите отрывок по кругу, начиная с партнера сидящего от меня справа, следующим образом: каждый называет по одной букве по очереди, в конце слова все хлопают в ладоши, на знак препинания топают ногой, в конце предложения встают.


11. Рефлексия занятия















Занятие № 2


Материалы: бумажные обручи с надписями различных социальных ролей, клубок ниток.


Цель: формирование у обучающихся установки на толерантное поведение.

Задачи:

  1. Обучающая:

-познакомить учащихся с понятием «толерантность».

Раскрыть характеристики толерантного и нетолерантного человека.

Сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;

Научить анализировать ситуацию с позиции другого человека.

  1. Воспитательная:

воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;

воспитывать внимательное отношение к себе и другим.

  1. Развивающая:

развивать навыки рефлексии;

развивать способность осознавать свои чувства;

развивать навыки саморегуляции;

развивать коммуникативные навыки.

Методы: групповой дискуссии, игрового моделирования, рисуночный.

Возраст участников: 12-14 лет.

Материалы: бумажные обручи с надписями различных социальных ролей, клубок ниток.


  1. Игра-активатор «Друг к дружке»


Цель: снятие психоэмоционального напряжения, регуляция психического и эмоционального состояния.


Ведущий: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке!», вы должны будете поменять партнера.


  • Правая рука к правой руке!

  • Левая рука к левой руке!

  • Спина к спине!

  • Друг к дружке!

  • Бедро к бедру!

  • Ладошка к ладошке!

  • Пятка к пятке!

  • Друг к дружке!

  • Носок к носку!

  • Живот к животу!

  • Большой палец руки к большому пальцу руки!

  • Друг к дружке!

  • Бок к боку!

  • Колено к колену!

  • Мизинец к мизинцу!

  • Друг к дружке!

  • Затылок к затылку!

  • Локоть к локтю!

  • Кулак к кулаку!


Рефлексия чувств:

  • Особое внимание уделяется тому, насколько трудно и легко было преодолевать выполнять упражнения.

  • После окончания этого этюда участники могут поделиться друг с другом и со всей группой своими ощущениями.


Психолог. Тема нашего сегодняшнего занятия – толерантность. Что это такое? Это качество человека, которое включает в себя: уважение других людей, их права быть не такими, как мы; признание равенства всех людей на земле; признание того, что могут существовать различные точки зрения.

Мы сказали, что толерантность включает в себя признание права людей быть другим. А чем люди могут отличаться друг от друга? (ответы: языком, религией, традициями, возрастом, полом, интересами, мнениями, цветом кожи, внешним видом).


  1. Упражнение «Линейка»

Цель: осознание характеристик толерантного и нетолерантного человека.

Психолог: Давайте посмотрим, поняли ли вы, что такое толерантность. У двери класса встаньте те, кто считает, что для толерантного человека характерно «неприятие, отвержение других; представление о том, что ты, твоя страна, твои традиции лучше других». А у окна – те, кто считает, что для толерантного человека свойственно абсолютное принятие мнения других, отказ от своего мнения, своих традиций. Вы можете занять и промежуточную позицию, ближе к тому или другому полюсу (учащиеся располагаются в классе согласно своему решению, далее проводится опрос отдельных учащихся о причине их выбора).

Правы оказались те, кто занял промежуточное положение, но ближе к окну. Оно означает, что толерантный человек может иметь и отстаивать свое мнение, но в тоже время с уважением относиться к мнению других.

А как ведет себя не толерантный человек? Он позволяет себе: оскорбления, насмешки, предубеждение.

Позицию человека по отношению к другому можно отразить в следующих вариантах:

«Я хороший – ты плохой»;

«Я плохой – ты хороший»;

«Я плохой – ты плохой»;

«Я хороший – ты хороший».

Последний вариант отражает позицию толерантного человека. То есть первый шаг к развитию толерантности – уважение к себе, своей стране, своим традициям.

  1. Упражнение на невербальную поддержку

Цель: развитие лучших качеств детей – желания помочь ближнему, видеть нуждающихся в помощи.

Участники с закрытыми глазами ходят по комнате. Ведущий дотрагивается до одного из участников, а он в это время издает сигнал бедствия (SOS). Те, кто находится ближе всего, берут его за руки с двух сторон, остальные с закрытыми глазами образуют «круг защиты».

Затем проводится интервью с «терпящим бедствие» - что ты почувствовал, когда по твоему сигналу к тебе подошли «спасатели»?


Упражнение «Примерка социальных ролей»

Цель: формирование милосердия и эмпатии к различным социальным группам.

Осознание степени толерантности по отношению к мнению другого человека.

Формирование коммуникативных навыков.

Участникам группы анонимно одеваются на головы бумажные обручи с надписями социальных ролей (президент, банкир, бомж, директор школы, алкоголик, «панк», ВИЧ инфицированный, пенсионер, "гасторбайтер", олигарх и др.).

Участники должны подходить друг к другу и обращаться с просьбами, вопросами, но при этом не называть социальную роль, которую играет человек.

Затем следует обсуждение: комфортно ли чувствовали себя? Догадывались ли о социальном статусе своего героя, если да, то по каким признакам? Насколько мы терпимы к другим людям?


Упражнение "Мостик"

Цель: Формирование способности анализировать ситуацию с позиции другого человека. Формирование механизмов социальной перцепции: эмпатии, идентификации.

На полу рисуется узкая дорожка - "мостик", по которому с разных сторон должны одновременно пройти два человека. Внизу под мостиком "река". Участники делятся на две равные группы и расходятся по разным "берегам". Способы преодоления "мостика" могут быть любые, но с одним условием, - участники не должны друг с другом заранее договариваться.

Рекомендации ведущему: Необходимо обратить внимание на способы взаимодействия членов группы, и каким образом достигается взаимопонимание.

Затем следует обсуждение: что можно сказать о способах преодоления мостика? Насколько мы готовы уступать другому человеку? Часто ли это происходит в жизни?

Упражнение «Эмблема толерантности»

Цель: обобщение понятия толерантности с позиции группы.

Учащиеся объединяются в микрогруппы. Их задача – нарисовать эмблему толерантности.

Представители от каждой команды демонстрируют и поясняют свои рисунки.


Четвертый этап - рефлексия (15 мин.)

Упражнение на рефлексию "Клубок"

Ведущий предлагает образовать круг. С помощью упражнения подводятся итоги занятия.

Каждый участник называет то, что ему понравилось сегодня, говорит, что нового узнал на занятии, что ему удалось, а что не удалось сделать во время занятия и почему. После чего клубок передается соседу, и так, пока не замкнется круг.

Последним участником, которому передают клубок, является психолог, он говорит слова благодарности учащимся за их активность, приглашает на следующие занятия.






Занятие 3

Тренинг общения для подростков


Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности несовершеннолетних правонарушителей.

Задачи:

    • расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

    • улучшение уровня коммуникации; отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;

    • овладение навыками эффективного слушания;

    • развитие речи: способность говорить точно, кратко, по существу;

    • умение принимать и в конструктивной форме давать обратную связь;

    • закрепление новых стереотипов межличностного поведения учащихся;

    • развитие чувства «мы», группового единства; закрепление навыков взаимодействия в команде.


Оборудование: стулья по количеству участников тренинга; флип-чарт; косынки - повязки на глаза – 3 шт.; бельевой шнур – 3 шт. по 5-7 м; бланки для игры «Бигно-бинго» – по количеству участников; листы белой бумаги – 20 шт.; репродукция – 1 шт.; карточки с фразами для упражнения «Иностранец»; маркеры по количеству участников; ножницы, ватман – 4-6 шт., скотч, клей, краски, кисточки, журналы с картинками, цветная бумага, картон – для выполнения группового коллажа.


Ход тренинга


время

задачи

технологии

10 минут

Целеполагание, знакомство, ожидания, правила группы

  1. Вступительное слово тренера. Беседа

Обсудить с подростками, чем мы будем заниматься и какую пользу это нам принесет. Кто из ребят уже принимал участие в работе тренингов? Что они знают о тренинге вообще и чего ждут от нашего тренинга?

10 минут

Создать легкую атмосферу,

облегчить запоминание имен участников группы, активизировать их личностную динамику, развивать ассоциативное мышление.

  1. Знакомство: Алексей, апельсин, Амстердам

Незамысловатая и весёлая игра-знакомство для тренинга, позволяющая создать легкую атмосферу, без труда выучить имена, развить ассоциативное творческое мышление.

Каждый из участников по очереди представляет себя группе с помощью триады, в которой:

  • первое слово – его имя,

  • второе – блюдо (желательно – которое он любит!),

  • заключительное слово – название города.

Сложность в том, что все три слова начинаются с той же буквы, что и имя участника, к тому же за весь круг нельзя ни разу повторить названия блюд и городов, прозвучавших ранее!

10 минут

Создать в группе ощущение комфортного пребывания, актуализировать чувство безопасности.



  1. Принятие правил группы

Мозговой штурм: правила группы, которые я принимаю

  • Работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях.

  • Говорить только «от своего лица» («Я – высказывания»).

  • Слушать друг друга внимательно, не перебивая.

  • Антимобильник.

  • Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице.

  • Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать — дождаться обсуждения.

  • В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

15 минут

Научить участников тренинга координировать свои действия с партнерами, а также брать инициативу на себя и руководить этими действиями.


  1. Игра «Бинго-бинго»

(бланк для игры в приложении 1)

Сейчас каждый из вас получит бланк «Бинго» и карандаш. Вам необходимо как можно быстрее заполнить любые 6 клеток подряд по горизонтали, вертикали или диагонали именами людей, которые смогли бы утвердительно ответить на все ваши вопросы, написанные в квадратиках.

Итак, ребята, ваше время вышло.

Обсуждение:

-Что показалось в игре интересным?

-Что заставляло вас задуматься?

- Бывали ли случаи, когда ваши ожидания не оправдались: например: вы думали, что человек, которому вы подошли ответит на вопрос, а он вам не отвечал, и наоборот?

-Как вы чувствовали себя в таких случаях?


15 минут

Обучить подростков находить взаимопонимание с людьми в ситуации, когда необходимо руководить им, а также передавать информацию с помощью различных средств, как вербальных, так и невербальных. Развитие доверия, взаимопонимания участников.


  1. Упражнение

«Вслепую через лабиринт»

На полу помещения, где проводятся занятия, изображается лабиринт. Он может быть нарисованным, выложенным из газетных листов, выстроенным из стульев или сооруженным еще каким-то подобным способом. Участники разбиваются на пары. Один участник из каждой пары проходит лабиринт с закрытыми или завязанными глазами, а второй руководит его движениями. Потом они меняются ролями. Можно провести упражнение в нескольких модификациях: команды подаются голосом, с помощью положенной на плечо партнера руки, какого-либо небольшого источника звука вроде колокольчика (услышал звук – двигайся в ту сторону, откуда он доносится, стало тихо – остановись).

Обсуждение

Что кому было проще – быть исполнителем или руководителем, с чем это связано? Какие эмоции возникали в том и в другом случае? Что препятствовало взаимопониманию, а что, наоборот, облегчало его?

20 минут

Преодолеть тревожность участников, вызванную пребыванием в незнакомой среде;

Тренироваться в умении вступать в контакт, воспринимать и передавать информацию.



  1. Игра «Путаница»

Группа становится в круг, все участники протягивают руки внутрь круга, а тренер соединяет руки играющих таким образом, чтобы получилась путаница. В каждой руке игрока должна оказаться рука другого участника. При этом тренер должен попытаться соединить вместе как можно более удаленных друг от друга участников. Когда путаница создана, группе дается ограниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук и с осторожностью отнесясь к партнерам по игре, чтобы не причинить им боль непродуманными движениями и действиями.

Финалом игры будет либо круг, либо несколько групп игроков, последовательно соединенных друг с другом. Из опыта известно, что в 90% случаев задача, какой бы сложной она не казалась на первый взгляд, выполнима. Редкий случай – узел, распутать который не представляется возможным. Так что в ходе игры тренер ведет две роли:

  • поддерживает игроков в стремлении распутаться, напоминает о внимательном отношении друг к другу, поощряет проверку различных вариантов действия;

  • стремится сохранить напряжение игры, азарт соревнования. Напоминает о том, что время игры ограничено, нагнетает напряжение и творческий запал.

Обсуждение

Какие впечатления вынесли участники? Чем они хотят поделиться друг с другом?

Что, на их взгляд, могло усилить эффективность решения проблемы?

Кто был выдвинут группой в качестве лидера или стал лидером самопровозглашенным?

Как относится группа к этому явлению?


10 минут



Перерыв

10 минут

Способствовать освоению активного стиля общения и развитию в группе отношения партнерства.


  1. Упражнение-разминка «Карандаши» (А.Г. Грецов)

Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют задание, разбившись на пары. Они располагаются друг напротив друга на расстоянии 70–90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад. Затем группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50–60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.

3. Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и

расширение круга).

4. Наклониться вперед; назад; выпрямиться.

5. Присесть; встать.

Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при их выполнении? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?


20 минут

Показать искажения информации в процессе коммуникации в одну сторону, без подтверждения понимания и уточняющих вопросов, и органично перейти к разговору о причинах возникновения конфликтных ситуаций. Кроме того, на примере данного упражнения можно показать эффект избирательности восприятия: в первую очередь, искажаются и теряются блоки информации, эмоционально безразличные для участников, эмоционально окрашенные же искажаются в желательном для участников направлении.

  1. Упражнение

«Испорченный телефон»

Я объявляю, что нужны добровольцы 4-5 человек. Они должны рассчитаться по порядку и уйти за дверь подальше, чтобы ничего не слышать и не видеть. Я достаю лист с большой по сюжету картинкой: рисунок, картина, репродукция, фотография и т.д. Общие требования к картине:

1) незнакомый для подростков материал (не из школьной программы);

2) большое количество действующих лиц, многофигурная ситуация.

Далее я спрашиваю: «А есть здесь те, кто хочет проверить свою зрительную память?». Кто-то откликается. «Сейчас я на 30 секунд покажу тебе картину. Тебе надо очень внимательно на нее посмотреть, т.к. ее содержание ты опишешь как можно подробнее тому, кто сейчас войдет в комнату». Картинка ни в коем случае не показывается зрителям (для того, чтобы они не подсказывали, и им самим было интересно). Я говорю: «Записывать нельзя. Смотри и запоминай». Затем я вызываю первого из очереди за дверью и говорю ему: «Сейчас тебе расскажут содержание некоторой картинки. Будь внимателен, запоминай все как можно более полно и точно, потому что тебе придется то же самое пересказать следующему. Спрашивать можно, но лучше сначала выслушай». Группе я говорю: «Эмоций сколько угодно, но не подсказывайте». Чем больше пересказов, тем больше искажений, веселья и смеха. При желании можно объяснить, почему происходят искажения.

10 минут

Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

  1. Игра «Бумажные мячики»

Разделить аудиторию на две равные половины, например, положив на пол веревку. Участников, также разделить на две равные команды. Каждой выдать стопку газет или использованной бумаги формата А4. Команды должны скомкав бумагу, приготовить много бумажных мячиков. Команды выстраиваются в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По команде ведущего они начинают бросать мячи на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Ровно через две минуты, услышав команду «Стоп!», надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. Перебегать за разделительную линию нельзя.

Сама разминка проходит крайне весело и шумно, что позволяет разрядить обстановку и подзарядить участников энергией.


15 минут

Побудить подростков задумываться над

используемыми фразами, рассматривать в новых, необычных

ракурсах то, что кажется понятным, привычным и банальным,

вставая на позицию «наивного слушателя», не имеющего сформированного представления о том, что он воспринимает.

  1. Упражнение «ИНОСТРАНЕЦ»

«Представьте себя в роли иностранца, который не очень хорошо знает русский язык, и поэтому не в состоянии понять иносказательный смысл высказываний. Все слова он понимает буквально: например, услышав «Не вешай нос», представляет себе повешенного за нос человека и думает, что это средневековый способ казни. Предложите как можно больше вариантов, что он может подумать, услышав такие фразы»:

  • Себе на уме.

  • Комар носа не подточит.

  • Метать бисер перед свиньями.

  • Сам черт не брат.

  • Прошел огонь, воду и медные трубы.

  • Не подмажешь – не поедешь.

  • У семи нянек дитя без глазу.

  • Яйца курицу не учат.

  • Зимой снега не выпросишь.

  • Дом был полной чашей.

  • На воре и шапка горит.

Упражнение выполняется в подгруппах по 3 — 4 человека, каждая подгруппа выбирает себе по 3 фразы и придумывает как можно больше возможных вариантов их буквальной трактовки.

Обсуждение. Обратите внимание, как своеобразно можно воспринять понятные и привычные фразы, мысленно встав на позицию человека, не знающего заранее их смысла. Обсудите случаи, когда отказ от «заранее известного» понимания какой-либо ситуации помог увидеть ее в новом ракурсе.

30 минут

Способствовать развитию эмпатии, умения координировать совместные действия, навыков вербального и невербального общения.

  1. Групповой коллаж

Подростки на склеенных листах ватмана коллективно выполняют творческую композицию. Путем групповой дискуссии выбирается тематика коллажа. На период выполнения работы вводится запрет на обсуждение содержательной стороны создаваемой композиции. Желательно сделать фотографии коллажа в нескольких ракурсах.

Обсуждение.

Каждый участник представляет свои фрагменты композиции, раскрывает вложенный в них смысл и делится общими впечатлениями от процесса работы и восприятия ее результата.

5 минут

Итоговая рефлексия

Работа со стикерами.

  1. Что сегодня для вас было важным?

  2. Что было не совсем понятным?






































































Приложение 1

«Бинго-бинго»

Кто играет на музыкальном инструменте?



Кто любит учиться?

Кто боится числа 13?

Кто не терпит, когда рядом с ним матерятся?

Кто изучает английский язык?

У кого день рождения в январе?

Кто участвовал когда-нибудь в сборе винограда?


Кто любит манную кашу?

Кто спит больше 12 часов в сутки?

Кто может самостоятельно приготовить обед?



У кого бабушку зовут Настя?

Кто ни разу не был в цирке?

Кто был заграницей?

Кто зимой любит кататься на лыжах?

Кто видел, как цветет сирень?

Кто, хотя бы однажды, встречал рассвет?

Кто может подтянуться более 10 раз?

Сколько участников с именем Рома?



Кто любит море?

Кто умеет танцевать?

Кто знает наизусть текст гимна?

Кто терпеть не может рок-музыку?

Кто не любит праздновать свой день рождения?



У кого голубые глаза?

У кого есть родимое пятно?

Кто когда-нибудь прыгал с парашютом?

Кто умеет свистеть на пальцах?

Кто считает, что добро должно быть с кулаками?



Кто умеет печь торты?

Кто левша?

Кто знает хотя бы 10 слов на немецком языке?



Кто не хотел ехать на «Смену общения»?

Кто умеет самостоятельно ставить палатку?



Кто пел или поет в хоре?

Кто учится без троек?

Кто занимается греко-римской борьбой?


Занятие № 4

Цель занятия – закрепить полученные навыки и умения самораскрытия и самоанализа, подвести итоги работы группы, оказать психологическую помощь



    1. Игра-приветствие: Участники делятся на пары. Первые номера становиться внутренним кругом, вторые – внешним. Первые номера остаются на месте, вторые – передвигаются вокруг них по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит стихотворение-приветствие и выполняет соответствующие действия:

Здравствуй, друг!

Здороваются за руку.

Как ты тут!

Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был?

Дергают за ушко друг друга.

Я скучал!

Кладут руки себе на сердце.

Ты пришел!

Разводят руки в стороны.

Хорошо!

Обнимаются.



    1. Упражнение «Счёт»


Цель: Снятие напряжения путем создания положительного эмоционального фона.


Все участники садятся по кругу.

Ведущий: «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга».

Ведущий несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5—7, в середине — 1—2. В ходе выполнения упражнения ведущий блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.

При обсуждении психолог может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у вас была тактика?», «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»

Обсуждение позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других.


Рефлексия чувств: В ходе более детализированного обсуждения можно говорить о проявлении инициативы и проблемы принятия на себя ответственности за то, что происходит в группе.


    1. Медитация «Поза покоя» и «Кинг Конг»+ видео с телефона


Сесть наиболее комфортно, лучше ближе к краю стула, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить.

«Медленно дышим вдох- выдох. Наши глаза закрыты. Вдох – сжали колени и руки, выдох – расслабились.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая-

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно-

Расслабление приятно!


Согните руки в локтях и расположите их перед грудью, кисти рук не соприкасаются, глаза полузакрыты(положение рук напоминает огромную обезьяну). Дыхание спокойное и равномерное.


ФАЗА НАПРЯЖЕНИЯ

Сожмите пальцы рук в кулак, напрягаем мышцы рук, предплечья, плечи. Сжимаем кулаки так сильно, что мышцы рук начинают дрожать. Дышим спокойно и равномерно, напрягаем мышцы до боли.


ФАЗА РАССЛАБЛЕНИЯ

Расслабили мышцы. Руки свободно падают вниз. Все мышцы рук полностью расслаблены. Медленный вдох – выдох. Руки тяжёлые и тёплые. Медленно открываем глаза.


    1. Упражнение «Найди пару»


Цель: сплочение участников тренинга.


Участники садятся в круг.

Ведущий: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон».

Психолог раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, ведущий тоже принимает участие в упражнении).

«Прочитайте, пожалуйста, что написано ни вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?».

Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.

В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.


Рефлексия чувств: После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.


    1. Упражнение «Душечка-Марфушечка»


Все члены группы выходят за дверь. В помещении остается один человек. Ведущий зачитывает ему некий текст. Далее по одному в зал приглашаются участники и текст передается от одного к другому. После завершения передачи текста всем участникам зачитывается первоначальный текст.

«Марфуша была примерной девушкой. На демонстрации не ходила. Секс по пятницам и только с мужем. Вот пошла она в лес и повстречала НЛО. И с тех пор у нее все переменилось: дома сплошные демонстрации и продукты только с рынка».


Рефлексия чувств: Делается вывод о том, как рождаются слухи и недоразумения по поводу искажения информации.


    1. Игра “Фруктовый салат”:


 Ведущий делит всех участников на 3 группы: Яблоки, бананы, груши. Игроки стоят в кругу, ведущий в центре. Он называет какой-либо из трех фруктов – игроки с таким названием должны поменяться местами. Если называется “Фруктовый салат”, то местами должны меняться все.


    1. Рефлексия




Рабочая программа

Социально-психологического тренинга












Коррекция агрессивного поведения через формирование социально приемлемых способов удовлетворения собственных потребностей во взаимодействии с окружающими













Практическое руководство


Педагог-психолог: Реснянская Н.Б.


Благовещенск, 2015 г


Мои лучшие качества

черты 

Мои способности и таланты  

Мои достижения


















































Мои лучшие качества

черты 

Мои способности и таланты  

Мои достижения


















































Черты терпимой личности

Колонка А

Колонка Б

1. Дружелюбие  


2. Умение прощать обидчика 


3. Терпение 


4. Чувство юмора 


5. Чуткость 


6. Доверие 


7. Способность помочь товарищу в трудную минуту 


8. Терпимость к тому, что в твоем товарище не похоже на тебя 


9. Умение контролировать свои слова и поступки 


10. Доброжелательность 


11. Любовь к животным 


12. Любовь к людям 


13. Умение слушать 


14. Любознательность 


15. Способность сочувствовать другому человеку 




Черты терпимой личности

Колонка А

Колонка Б

1. Дружелюбие  


2. Умение прощать обидчика 


3. Терпение 


4. Чувство юмора 


5. Чуткость 


6. Доверие 


7. Способность помочь товарищу в трудную минуту 


8. Терпимость к тому, что в твоем товарище не похоже на тебя 


9. Умение контролировать свои слова и поступки 


10. Доброжелательность 


11. Любовь к животным 


12. Любовь к людям 


13. Умение слушать 


14. Любознательность 


15. Способность сочувствовать другому человеку 





21