Требования к современному уроку в контексте ФГОС СОО
Принятие новых образовательных стандартов и начало их внедрения систему образования заставляет пересмотреть давно сложившиеся стереотипы педагогической деятельности и позволяет преподавателям по-новому выстраивать образовательное пространство. Основной формой организации учебного занятия является урок.
ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности обучающихся. Какие же формы и методы предлагаются для построения уроков в контексте ФГОС? (форма урока - это формат, в котором построен весь урок; метод - это способ совместной деятельности учителя и ученика.).
В структуре ФГОС предложена новая классификация типов уроков, а формы проведения выбираются свободно.
Типы уроков по ФГОС
Тип «урок усвоения новых знаний» (лекция, исследовательская работа, практикум)
Тип «урок комплексного применения знаний» (практикум, лабораторная работа, семинар)
Тип «урок актуализации знания и умений (урок-повторение)».
Тип «урок обобщения и систематизации» (семинар, конференция, круглый стол)
Тип «урок контроля, оценки и коррекции знаний» (контрольная работа, зачет, коллоквиум)
Тип «комбинированный урок» - может сочетать в себе несколько типов уроков, соответственно - и форм проведения.
Классификация методов
В методике приводится следующая классификация методов обучения:
Пассивные: когда учитель доминирует, а обучающиеся - пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространённый приём пассивных методов - лекция.
Активные (АМО). Здесь учитель и обучающийся выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
Интерактивные (ИМО) - наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.
Кейс-метод. Задаётся ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Обучающиеся должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС. (Путь «из варяг в греки» - фактор образования русской государственности).
Проблемный метод (мозговой штурм) - предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) - метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
Эвристический метод - объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача обучающихся - организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
Метод модульного обучения - содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором. Модульная технология имеет важное значение при построении исторической вертикали, освещении исторической проблемы на протяжении нескольких веков. Например, история крепостного права в России или этапы формирование абсолютной монархии в России.
Выбор метода зависит от многих условий:
цели обучения;
уровня подготовленности обучающихся;
возраста обучающихся;
времени, отведенного на изучение материала;
оснащенности кабинета;
теоретической и практической подготовленности учителя.
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приёмов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.
Таким образом, современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы преподавателя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития обучающихся. Поэтому в структуру современного урока внесены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата:
мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение обучающихся в поисковую и исследовательскую деятельность;
цель урока обучающиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания;
новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи;
обучающиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы;
на этапе рефлексии преподаватель в системе обучает обучающихся оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности;
домашнее задание на современном уроке обучающиеся выбирают самостоятельно (из предложенных преподавателем) с учетом индивидуальных возможностей.
Таким образом, современный урок направлен на формирование и развитие универсальных учебных действий, на достижение личностных результатов, развивает у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути решения возникших проблем, контролировать и оценивать свои достижения.
Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку?
1. Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, диагностируемые цели.
2. Мотивация. Учитель должен сформировать интерес как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата.
3. Практическая значимость знаний и способов деятельности. Учитель должен показать обучающимся возможность применения полученных знаний.
4. Отбор содержания. На уроке должны быть качественно отработаны планируемые результаты, которые подвергаются контролю.
5. Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.
6. Построение этапов урока: постановка учебного задания – деятельность по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степень выполнения – рефлексия.
7. Использование эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности посредством учебных заданий.
8. Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи.
9. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися: использование различных источников информации (в т. ч. Интернета) в процессе учебно-познавательной работы.
10. Организация парной или групповой работы, позволяющей обучающемуся развивать коммуникативные компетенции.
11. Использование системы контроля и взаимоконтроля.
12. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.
13. Вариативность домашнего задания.
14. Обеспечение психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.
Какие же основные моменты следует учитывать преподавателям при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:
1. Определение темы учебного материала.
2. Определение дидактической цели темы.
3. Определение типа урока.
4. Выбор методов обучения.
5. Выбор форм организации педагогической деятельности
6. Оценка знаний, умений и навыков.
7. Рефлексия урока.
Новый вид методической продукции обеспечивающей эффективное и качественное преподавание и возможность достижения планируемых результатов - Технологическая карта урока. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.: учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность обучающихся; обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Особенности современного урока истории (обществознания)
в условиях введения ФГОС
Урок истории (обществознания) в условиях введения ФГОС чаще всего организуется в виде индивидуальных и групповых форм работы.
Уроки истории должны учить умению «самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений», находить причинно – следственные связи между историческими явлениями, определять существенное в историческом процессе от второстепенного.
Одной из особенностей урока истории (обществознания) по ФГОС, является использование компьютерной техники и информационных технологий, что повышает эффективность процесса обучения благодаря его интерфиксации, индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках, позволяет во многом реализовать Новые Информационные Технологии (НИТ). Одним словом, они позволяют оперировать большим объемом информации и работает с большим быстродействием, тем самым, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и конечно усилия мотивации учащихся к учебной деятельности.
На уроке компьютер заменяет всю совокупность средств обучения, выполняя несколько ролей:
наглядность на доске (тема урока, план, домашнее задание и т.п.);
наглядность (фотодокументы, карты, репродукции картин и т.п.);
таблицы и схемы (хронологические таблицы и т.п.);
учебник;
рабочая тетрадь или индивидуальная карточка для самостоятельной работы;
тесты;
игры;
проектная деятельность учащихся
и т.д.
Особенность такого урока заключается в том, что с использованием ИКТ обучающиеся не только получают информацию в «чистом виде» от преподаваеля, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности. Формирование ИТК – компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества.