Требования к современному уроку
Подготовила
учитель информатики и ИКТ
«Учитель –методист»
Страусова Раиса Васильевна
«Урок есть искусство, его и надо доводить на уровень искусства. Бывают уроки более интересные, чем лю-бой спектакль… В педагогике не принято говорить о драма-тургии урока, а жаль: в хоро-шем уроке есть завязка, куль-минация, развязка, текст и подтекст» С.Л. Соловейчик
Урок как форма организационной работы существует с 17 века
Три постулата заложены в основании новой технологии урока . Первый: «Урок есть открытие исти-ны, поиск и осмысление её в совмест-ной деятельности учителя и учени-ка». Второй: «Урок есть часть жизни ре-бёнка». Третий: «Человек на уроке всегда ос-таётся наивысшей ценностью , выс-тупая в роли цели и никогда не высту-пая в виде средства».
ТИПЫ УРОКОВ
ПО ОСНОВНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ ЦЕЛЯМ
- Урок изучения нового материала
- Урок закрепления знаний
- Урок комплексного применения знаний
- Урок обобщения и систематизации знаний
- Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Основные компоненты современного урока
- Организационный
- Целевой
- Мотивационный
- Коммуникативный
- Содержательный
- Технологический
- Контрольно-оценочный
- Аналитический
Требования к структуре урока.
Необходимо:
-правильно определить дидакти-ческие и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме;
-определить тип урока, проду-мать и обосновать его струк-туру;
-связать этот урок с предыду-щими и последующими уроками;
- отобрать и применить опти-мальные сочетания методов изучения нового материала; -обеспечить систематический и разнообразный контроль знаний учащегося; -продумать систему повторения и закрепления изученного материала; -найти оптимальное место домашнему заданию.
Требования к подготовке и организации урока
-обеспечить на уроке охрану здоровья школьников; -начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирова-ния системы уроков по данной теме; -своевременно подготовить к каждому уроку демонстрацион-ный и дидактический материал, технические средства обучения;
-обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по дан-ной теме;
-создать возможность для уча-щихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.
Требования к содержанию урока и процессу учения.
-урок должен быть воспитываю-щим; - обязательно выполнять требо-вания, вытекающие из основных дидактических принципов, т. е. обеспечить изучение основ науки, систематичность, проч-ность знаний, учёт индивидуаль-ных возможностей, связь полученных знаний с жизнью;
-процесс поиска истины должен быть строго обоснованным умо-заключениями учащихся и учите-ля, доказательным; -в процессе учения надо воспи-тывать аккуратность, терпели-вость, упорство в достижении цели, умение вести себя в кол-лективе и т. д.
Требования к технике проведения урока.
-урок должен быть эмоциональ-ным, вызывать интерес к уче-нию, воспитывать потребность в знаниях; -темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершён-ными; -необходим полный контроль во взаимодействии учителя и уча-щихся на уроке, педагогический такт;
-создать атмосферу доброжела-тельности и активного творчес-кого труда; -менять по возможности виды деятельности учащихся, опти-мально сочетать разнообразные методы обучения; -обеспечить соблюдение единого орфографического режима, приня-того в школе; -управлять учебным процессом на уроке. Большую часть урока ак-тивно работают учащиеся.
В обучении информатике параллельно применяются общие методы, связанные с применением средств ИКТ: - словесные методы обучения (рассказ, объяснение, работа с учебником);
- наглядные методы обучения (наблюдение, иллюстрация, презентации, наглядные пособия); - практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
- Проблемное обучение;
- Метод проектов;
- Ролевой метод;
- Метод развития критического мышления;
- Метод опережающего обучения.
Типичный урок информатики в начальной школе имеет следующую структуру: 1. Организационный момент
(2-3 мин.);
2. Проверка домашнего задания (3-5 мин.); 3. Разминка (короткие логические задания и задания на развитие внимания, 3-5 мин.);
4. Объяснение нового материала (10-15 мин.)
5. Релаксация
(2-3 мин.);
6. Повторение правил ТБ (3 мин.);
7. Выполнение практических работ на компьютере 8-10 мин.- I класс;
10-15 мин. II-IV класс);
8. Рефлексия. Д/з (5 мин.)
«Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество — верный путь к сердцу ребенка»
/В. Сухомлинский/
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать,считать, писать учили:
«Дает корова молоко».
Век ХХІ – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю Вам, чтоб дети в вашем классе,
Светились от улыбок и любви,
Здоровья Вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!