МОДУЛЬ 1
Специфика процесса реализации ОППБ по специальностям
Некоммерческое акционерное общество. Холдинг
Тема 2
Требования современного рынка труда и работодателей к профессиональным компетенциям специалиста
.
Ситуация в Казахстане
- По целому ряду направлений промышленность сейчас движется в логике «догоняющего» развития. Значительное число предприятий используют малоэффективные и устаревшие технологии и форматы организации производства;
- На многих предприятиях нормативный срок эксплуатации оборудования превышен на 40 лет (от 24 до 52% в целом по металлургическому комплексу эксплуатируемого оборудования имеет нулевую балансовую стоимость), возраст около 50 % оборудования, используемого отечественными предприятиями машиностроения, превышает 25 лет;
- Ключевой проблемой является низкий уровень производительности труда (в 2012 году она составила всего 39 % относительно уровня США).
Изменение требования к инженерной подготовке
XI век:
- увеличение значения инноваций в экономике и быстрое развитие технологий, постоянное увеличение их наукоемкости резко повышают требования к базовому образованию инженеров, качеству их интеллектуальных и организационных способностей.
- резкое возрастание роли малых и средних инновационных компаний в современной высокотехнологичной экономике повышает требования к универсальности и широте подготовки инженера, который выступает в роли ученого, эксперта и руководителя, что расширяет зону его ответственности.
Требование к кадрам
- Внедрение новых технологий приводит к сокращению численной потребности в кадрах и резкому повышению квалификационных требований к специалистам.
- Растет сложность труда, повышается уровень автоматизации.
- Современным производствам нужны три основных типа специалистов:
- «техник» (работа на высокотехнологичном оборудовании, обслуживание и ремонт),
- «линейный инженер» (обслуживание основных технологических процессов),
- «инновационный инженер» (разработка и внедрение новых технических изделий и технологий).
Прикладные бакалавры, в чем отличия?
«Прикладной бакалавр» – это квалификация, присваиваемая выпускнику, закончившему основную образовательную программу уровня «бакалавриат», обладающего компетенциями по решению технологических задач в различных сферах социально-экономической деятельности, готового приступить к профессиональной деятельности сразу после окончания образовательного учреждения.
Прикладные бакалавры, в чем отличия?
Программа прикладного бакалавриата направлена на интеграцию двух компонентов, теоретического и практического, в рамках единого учебного процесса.
Следовательно, учебные программы должны строиться на основе потребностей производства. Потребности современного казахстанского рынка труда чрезвычайно разнообразны, однако работодатели сходятся в одном: им нужны высококвалифицированные кадры на всех уровнях, от уровня рабочего до уровня ученого-исследователя.
Прикладные бакалавры, в чем отличия?
Реализуется принцип партнерства ТиППО и ВУЗа, где студенты смогут продолжить образование и стать высококвалифицированными специалистами, что послужит дополнительным стимулом для привлечения молодежи в организации ТиППО.
Суть прикладного бакалавриата – поднять статус профессионально технического образования, приравняв к высшему образованию некоторые специальности колледжей, соответствующие инновационным требованиям.
Прикладные бакалавры, в чем отличия?
Прикладной бакалавриат
Академический бакалавриат
Цель: подготовка выпускников, обладающих полным набором знаний и навыков, необходимых для работы по специальности без дополнительных стажировок
Объем практической части программы, включася лабораторные и практические занятия, учебную и производственную практику, составляет не менее половины всего времени, отведенного на обучение
Цель: подготовка выпускников к научно-исследовательской деятельности
Программа обучения направлена на создание теоретического фундамента по большому количеству дисциплин
Практическая деятельность при есть, но предполагается, что основные навыки будут получены уже в процессе работы
Прикладные бакалавры, в чем отличия?
Прикладной бакалавриат – это образовательная программа, ориентированная на практическую профессиональную подготовку. Она готовит рабочих и специалистов на высоком уровне для работы со сложными машинами, устройствами, программными комплексами.
Основная цель этой образовательной программы – получение выпускником полный набор знаний и навыков, который позволит приступить к работе без дополнительного обучения. Предполагается, что заинтересованные работодатели, которым нужны специалисты, будут разрабатывать программы обучения вместе с вузами.
Прикладные бакалавры, в чем отличия?
Состав дисциплины аналогичен составу дисциплин академических бакалавров, но часть теоретических дисциплин могут быть исключены, взамен добавляется практико-ориентированные дисциплины.
В дисциплинах уменьшен объем лекционных и увеличен обем лабораторных занятий
Увеличен объем практик (учебных и производственных)
Признаки прикладного бакалавриата
Признаки, определяемые по формальным критериям
- привлечение работодателей к разработке программ, обычно на основе договора о целевом обучении и последующим гарантированном предоставлении обучающемуся рабочего места по специальности;
- согласование с экспертами и работодателями тем и содержания исследовательских проектов, курсовых и дипломных работ;
- практико-ориентированность специализированных модулей и учебных дисциплин;
- прохождение производственной практики и стажировки на предприятиях потенциального работодателя;
- соответствие профессиональным стандартам специальности;
- получение рабочей специальности, сопряженной с соответствующей ОППБ;
-объем времени обучения на рабочем месте, в условиях реального производства или в приближенных условиях, включая практические занятия, составляет приблизительно от 50 до 60 процентов (в зависимости от специальности) от общего количества учебного времени.
Признаки прикладного бакалавриата
Признаки, определяемые по контексту и целевой направленности ОП
- практико-ориентированный характер ОППБ ориентирован на обучение практическим умениям и овладение навыками работы в условиях реального производства в сочетании с теоретической частью ОППБ интегрированной с соответствующей (сопряженной) программой ВУЗа;
- направленность на технологические виды деятельности, имеющие прикладной характер;
- направленность на локальный и республиканский рынки рабочей силы;
- детальное рассмотрение технологий и методик работы, используемых в производстве в конкретном предприятии;
- направленность на изучение существующих производственных процессов и технологий;
- обучение основывается на использовании производственных тренажеров и оборудования в условиях учебных мастерских и/или реального производства;
Признаки прикладного бакалавриата
Признаки, определяемые по контексту и целевой направленности ОП
-согласование и последующая оценка результатов освоения программы с работодателями (другими сторонами целевого договора);
направленность на овладение компетенциями не только в сфере профессиональной деятельности, но и в сфере управления, на соответствующем уровне (менеджер среднего звена);
- овладение необходимыми компетенциями, направленными на поиск и определение оптимальных вариантов решения проблемных ситуаций и производственных задач, в условиях реального производства;
- овладение умениями анализировать нестандартные производственные ситуации и проводить практические исследования необходимые для эффективной реализации производственных задач.
Востребованные технические работники
№
1
Профессия
Швеи
чел.
2
3
№
5045
Операторы технологических установок
Механизаторы
3002
11
Профессия
4
Штукатуры
12
чел.
2598
5
Монтажники и электромонтажники
996
Плотники
13
6
Газоэлектросварщики
2409
964
Арматурщики
14
2169
7
Каменщики
933
Повара
15
1942
8
Слесари-ремонтники, автослесари
9
Машинисты технологических насосов
1904
870
Литейщики
16
Полеводы
17
10
807
1463
Водители (грузового и пассажирского транспорта)
Бетонщики
1135
744
18
Кондитеры
Пекари
19
744
1110
656
Токари
20
601
Асфальтобетонщики
554
Показатель безработицы в Республики Казахстан
2013
Общий уровень безработицы
2014
5,2%
Уровень молодежной безработицы (в возрасте 15-28 лет )
2015
5,5%
5,1%
5,0%
2016
4,2%
4,3%
(III квартал)
5,0%
4,2%
НАЗАРЛАРЫҢЫЗҒА РАХМЕТ!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
THANKS FOR YOUR ATTENTION!