СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг "Эффективное решение конфликтов"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представления о конфликтах, обучение способам решения конфликтных ситуаций

Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Эффективное решение конфликтов"»

Тренинг «Эффективное решение конфликтов»

Участники: подростки

Цель: формирование представления о конфликтах, обучение способам разрешения конфликтных ситуаций

Задачи:

  1. Ознакомление с понятием «конфликт», способами разрешения конфликтных ситуаций;

  2. Определение собственного стиля поведения в конфликтной ситуации;

  3. Способы разрешения конфликтных ситуаций;

  4. Методы снятия эмоционального и психологического напряжения.

Здравствуйте! Тема сегодняшнего занятия «Конфликты. Способы разрешения конфликтов». Пусть сейчас каждый назовет ассоциацию, которая у него возникает при слове «конфликт». Всем спасибо!

Основной этап «Понятие о конфликте» – 10 минут.

Содержание: ознакомление студентов с понятием «конфликт», выполнение обучающимися упражнения.

Упражнение «Снежинки» – 5 минут.

Предлагаю вам всем взять листок бумаги, сложить его вдвое, оторвать верхний правый угол, снова сложить бумагу вдвое, оторвать верхний правый угол и повторить эту процедуру еще два раза. Теперь я попрошу развернуть листки бумаги и сравнить полученные результаты.

Можно ли сказать, что бумага у кого-то надорвана неправильно? Почему? Почему листы надорваны так по-разному? Бывает ли, что мы считаем человека хорошим или плохим в зависимости от того делает ли он что-то точно также как мы или нет? Приведите примеры.

Так бывает и в жизни. Люди, находящиеся в одной ситуации, могут видеть ее с разных сторон, с разных позиций. Это упражнение специально было выбрано, чтобы показать, что все люди разные и по одному вопросу может быть большое количество мнений.

Так что же такое конфликт?

Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположно направленных действий, интересов, мнений, взглядов, стремлений, планов различных людей или мотивов, потребностей одного человека.

Конфликтная ситуация – это наличие противоречивых позиций, разногласий сторон по какому-либо поводу.

- А скажите: можно ли вообще прожить без конфликтов? Почему?

- Если между друзьями возникает конфликт – значит ли это, что дружбе пришел «конец»?

Таким образом, конфликты являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей. При кажущейся на первый взгляд негативной окраске, конфликты часто приводят к созиданию нового, более совершенного способа взаимодействия.

Основной этап «Способы разрешения конфликтных ситуаций» – 20 минут.

Содержание: ознакомление студентов со способами разрешения конфликтных ситуаций; выполнение обучающимися упражнения, теста и практического задания.

Сейчас мы выполним еще одно упражнение. Посередине комнаты стоит пустая коробка. Мне нужен один доброволец. Твоя задача – перейти с одной стороны на другую, на твоем пути стоит коробка. Как ты поступишь? Кто еще хочет поучаствовать? То, что нам сейчас продемонстрировали участники – стили поведения в конфликтной ситуации. Спасибо!

Сейчас предлагаю вам выполнить небольшой тест (Приложение 1), направленный на определение того, какого стиля поведения вы придерживаетесь при разрешении конфликтов. Возьмите бланки, которые лежат у вас на столах. Я сейчас буду зачитывать утверждения, на которые нужно ответить следующим образом: если утверждение описывает привычные для вас действия в ходе конфликта – поставьте цифру «3» возле номера утверждения; если вы реагируете таким образом от случая к случаю, иногда – «2»; если редко или никогда – «1». Студенты выполняют тест. Теперь подсчитайте общую сумму баллов в каждом столбце. Преобладающее количество баллов в каком-либо одном столбце указывает на то, какой позиции в разрешении конфликтов вы придерживаетесь. Первый столбец – конкуренция, второй – сотрудничество, третий – компромисс, четвертый – приспособление, пятый – уклонение.

Таким образом, можно выделить пять стилей реагирования в конфликтной ситуации. Это – компромисс, сотрудничество, уклонение, приспособление и конкуренция. Рассмотрим, в чем заключается каждый из этих способов.

Стиль конкуренция – «акула» – ориентация только на свои интересы и игнорирование интересов своего партнера, то есть стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

Стиль уклонение – «черепаха» – человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество для выработки решения проблемы, а просто уходит от разрешения конфликта.

Стиль приспособление – «медвежонок» – человек стремится уйти от конфликта, жертвует своими личными интересами в пользу интересов соперника, не пытаясь отстаивать собственные.

Стиль компромисс – «лиса» – человек озабочен и сохранением отношений, и разрешением конфликта, но не справедливым, а быстрым – никто ничего не теряет, но никто ничего и не выигрывает.

Стиль сотрудничество – «сова» – позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в конфликтных ситуациях.

Важно понять, что каждый из этих стилей эффективен только в определенных условиях, и ни один из них не может быть выделен как самый лучший. Наилучший подход будет определяться конкретной ситуацией, а также складом вашего характера.

Сейчас предлагаю вам выполнить практическую работу (Приложение 2). У каждой группы на столе лежит распечатка с описанием конфликтной ситуации, для всех групп – эта ситуация одинаковая. Задача участников каждой группы будет состоять в следующем: в течение пяти минут каждая группа должна будет придумать несколько фраз, которые мог бы сказать человек в данной конфликтной ситуации, если бы он придерживался какого-либо одного стиля реагирования в конфликтных ситуациях. Всего у нас пять команд, сейчас каждая команда вытянет билетик, в котором будет указано, какой стиль разрешения конфликтов они должны будут использовать. После завершения работы, каждая группа представляет свои варианты. Задание понятно? Тогда начинаем.

Сейчас предлагаю вам ознакомиться с беспроигрышным методом решения конфликтов:

выясните как можно точнее, в чем именно дело, какова причина разногласий;

постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта;

дайте оценку всем вариантам и выберите тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ним;

обязательно следуйте достигнутым договоренностям;

обсудите, что вы предпримете, если дела пойдут не так, как вы хотели.

Основной этап «Способы снятия напряжения в конфликтной ситуации» – 10 минут.

Содержание: ознакомление студентов со способами снятия напряжения в конфликтной ситуации, выдача распечаток.

Еще один важный аспект, который мы сегодня затронем на занятии – способы снятия напряжения в конфликтной ситуации.

Если вы чувствуете, что отрицательные эмоции переполняют вас, то можно использовать следующие упражнения:

Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

Вспомните или придумайте место, где вы чувствовали бы себя в безопасности, и вам было бы хорошо и спокойно. Это может быть картина цветущего луга, берег моря, полянка в лесу, освещенная теплым летним солнцем, или что-то другое. Представьте себе, что вы находитесь именно в этом месте, представьте его в мельчайших деталях, почувствуйте его.

Дыхание уступами: три-четыре коротких выдоха подряд, а затем такое же количество коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубо­ком вдохе, что очень важно при стрессе.

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох: глубоко выдохните; задержите дыхание так долго, как сможете; сделайте несколько глубоких вдохов; снова задержите дыхание.

Медленно сосчитайте до десяти, представляя перед собой каждую цифру.

Помассируйте виски указательными пальцами, резко зажмурьте глаза, встаньте и потянитесь.

Также стоит помнить о том, что цвета тоже могут оказывать благотворное влияние (демонстрируются цветные листы):

- оранжевый цвет – поднимает настроение;

- зеленый – успокаивает;

- голубой – способствует релаксации.

Также существуют определенные способы снятия нервно-психического напряжения:

спортивные занятия;

контрастный душ;

пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски), рассмотреть полученные кляксы;

свое напряжение вложить в комканье листа, сделать этот комок как можно меньше и кинуть подальше;

газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче»;

громко спеть любимую песню;

покричать то громко, то тихо;

потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную»;

смотреть на горящую свечу;

вдохнуть глубоко до 10 раз;

погулять.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!