Тренинг «Эффективное решение конфликтов»
Участники: подростки
Цель: формирование представления о конфликтах, обучение способам разрешения конфликтных ситуаций
Задачи:
Ознакомление с понятием «конфликт», способами разрешения конфликтных ситуаций;
Определение собственного стиля поведения в конфликтной ситуации;
Способы разрешения конфликтных ситуаций;
Методы снятия эмоционального и психологического напряжения.
Здравствуйте! Тема сегодняшнего занятия «Конфликты. Способы разрешения конфликтов». Пусть сейчас каждый назовет ассоциацию, которая у него возникает при слове «конфликт». Всем спасибо!
Основной этап «Понятие о конфликте» – 10 минут.
Содержание: ознакомление студентов с понятием «конфликт», выполнение обучающимися упражнения.
Упражнение «Снежинки» – 5 минут.
Предлагаю вам всем взять листок бумаги, сложить его вдвое, оторвать верхний правый угол, снова сложить бумагу вдвое, оторвать верхний правый угол и повторить эту процедуру еще два раза. Теперь я попрошу развернуть листки бумаги и сравнить полученные результаты.
Можно ли сказать, что бумага у кого-то надорвана неправильно? Почему? Почему листы надорваны так по-разному? Бывает ли, что мы считаем человека хорошим или плохим в зависимости от того делает ли он что-то точно также как мы или нет? Приведите примеры.
Так бывает и в жизни. Люди, находящиеся в одной ситуации, могут видеть ее с разных сторон, с разных позиций. Это упражнение специально было выбрано, чтобы показать, что все люди разные и по одному вопросу может быть большое количество мнений.
Так что же такое конфликт?
Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположно направленных действий, интересов, мнений, взглядов, стремлений, планов различных людей или мотивов, потребностей одного человека.
Конфликтная ситуация – это наличие противоречивых позиций, разногласий сторон по какому-либо поводу.
- А скажите: можно ли вообще прожить без конфликтов? Почему?
- Если между друзьями возникает конфликт – значит ли это, что дружбе пришел «конец»?
Таким образом, конфликты являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей. При кажущейся на первый взгляд негативной окраске, конфликты часто приводят к созиданию нового, более совершенного способа взаимодействия.
Основной этап «Способы разрешения конфликтных ситуаций» – 20 минут.
Содержание: ознакомление студентов со способами разрешения конфликтных ситуаций; выполнение обучающимися упражнения, теста и практического задания.
Сейчас мы выполним еще одно упражнение. Посередине комнаты стоит пустая коробка. Мне нужен один доброволец. Твоя задача – перейти с одной стороны на другую, на твоем пути стоит коробка. Как ты поступишь? Кто еще хочет поучаствовать? То, что нам сейчас продемонстрировали участники – стили поведения в конфликтной ситуации. Спасибо!
Сейчас предлагаю вам выполнить небольшой тест (Приложение 1), направленный на определение того, какого стиля поведения вы придерживаетесь при разрешении конфликтов. Возьмите бланки, которые лежат у вас на столах. Я сейчас буду зачитывать утверждения, на которые нужно ответить следующим образом: если утверждение описывает привычные для вас действия в ходе конфликта – поставьте цифру «3» возле номера утверждения; если вы реагируете таким образом от случая к случаю, иногда – «2»; если редко или никогда – «1». Студенты выполняют тест. Теперь подсчитайте общую сумму баллов в каждом столбце. Преобладающее количество баллов в каком-либо одном столбце указывает на то, какой позиции в разрешении конфликтов вы придерживаетесь. Первый столбец – конкуренция, второй – сотрудничество, третий – компромисс, четвертый – приспособление, пятый – уклонение.
Таким образом, можно выделить пять стилей реагирования в конфликтной ситуации. Это – компромисс, сотрудничество, уклонение, приспособление и конкуренция. Рассмотрим, в чем заключается каждый из этих способов.
Стиль конкуренция – «акула» – ориентация только на свои интересы и игнорирование интересов своего партнера, то есть стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
Стиль уклонение – «черепаха» – человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество для выработки решения проблемы, а просто уходит от разрешения конфликта.
Стиль приспособление – «медвежонок» – человек стремится уйти от конфликта, жертвует своими личными интересами в пользу интересов соперника, не пытаясь отстаивать собственные.
Стиль компромисс – «лиса» – человек озабочен и сохранением отношений, и разрешением конфликта, но не справедливым, а быстрым – никто ничего не теряет, но никто ничего и не выигрывает.
Стиль сотрудничество – «сова» – позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в конфликтных ситуациях.
Важно понять, что каждый из этих стилей эффективен только в определенных условиях, и ни один из них не может быть выделен как самый лучший. Наилучший подход будет определяться конкретной ситуацией, а также складом вашего характера.
Сейчас предлагаю вам выполнить практическую работу (Приложение 2). У каждой группы на столе лежит распечатка с описанием конфликтной ситуации, для всех групп – эта ситуация одинаковая. Задача участников каждой группы будет состоять в следующем: в течение пяти минут каждая группа должна будет придумать несколько фраз, которые мог бы сказать человек в данной конфликтной ситуации, если бы он придерживался какого-либо одного стиля реагирования в конфликтных ситуациях. Всего у нас пять команд, сейчас каждая команда вытянет билетик, в котором будет указано, какой стиль разрешения конфликтов они должны будут использовать. После завершения работы, каждая группа представляет свои варианты. Задание понятно? Тогда начинаем.
Сейчас предлагаю вам ознакомиться с беспроигрышным методом решения конфликтов:
выясните как можно точнее, в чем именно дело, какова причина разногласий;
постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта;
дайте оценку всем вариантам и выберите тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ним;
обязательно следуйте достигнутым договоренностям;
обсудите, что вы предпримете, если дела пойдут не так, как вы хотели.
Основной этап «Способы снятия напряжения в конфликтной ситуации» – 10 минут.
Содержание: ознакомление студентов со способами снятия напряжения в конфликтной ситуации, выдача распечаток.
Еще один важный аспект, который мы сегодня затронем на занятии – способы снятия напряжения в конфликтной ситуации.
Если вы чувствуете, что отрицательные эмоции переполняют вас, то можно использовать следующие упражнения:
Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.
Вспомните или придумайте место, где вы чувствовали бы себя в безопасности, и вам было бы хорошо и спокойно. Это может быть картина цветущего луга, берег моря, полянка в лесу, освещенная теплым летним солнцем, или что-то другое. Представьте себе, что вы находитесь именно в этом месте, представьте его в мельчайших деталях, почувствуйте его.
Дыхание уступами: три-четыре коротких выдоха подряд, а затем такое же количество коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.
Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох: глубоко выдохните; задержите дыхание так долго, как сможете; сделайте несколько глубоких вдохов; снова задержите дыхание.
Медленно сосчитайте до десяти, представляя перед собой каждую цифру.
Помассируйте виски указательными пальцами, резко зажмурьте глаза, встаньте и потянитесь.
Также стоит помнить о том, что цвета тоже могут оказывать благотворное влияние (демонстрируются цветные листы):
- оранжевый цвет – поднимает настроение;
- зеленый – успокаивает;
- голубой – способствует релаксации.
Также существуют определенные способы снятия нервно-психического напряжения:
спортивные занятия;
контрастный душ;
пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски), рассмотреть полученные кляксы;
свое напряжение вложить в комканье листа, сделать этот комок как можно меньше и кинуть подальше;
газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче»;
громко спеть любимую песню;
покричать то громко, то тихо;
потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную»;
смотреть на горящую свечу;
вдохнуть глубоко до 10 раз;
погулять.