Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов
Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Задачи: знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками; определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии; анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью; снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, бумага, ручки, листы с изображением лестницы, памятки, сборник мелодий для релаксации.
Ход занятия
Разминка. Игра «Имя с прилагательными»
Все участники поочередно называют свое имя с эпитетом перед ним на ту же букву, что и имя. Прилагательные должны быть только позитивными.
Игра «Чем мы похожи»
Участники сидят по кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального сходства с собой. Например, одинаковый цвет волос, имя на одну и ту же букву, живут на одной улице и др. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся в кругу.
I. Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания педагогов»
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.
Как вы думаете «Что такое эмоциональное выгорание?»
Причины ЭВ:
Неопределенность роли и функциональных обязанностей
Конфликт между функциональными требованиями
Рабочие перегрузки
Рабочее напряжение
Межличностные конфликты (с членами семьи, коллегами или руководством)
Отсутствие должной подготовки для осуществления работы
Недостаточные ресурсы
Недостаточная социальная поддержка
Недостаток благодарности
II. Практическая часть
Существует китайская поговорка:
«Расскажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»
Человек усваивает:
10% того, что слышит
50 % того, что видит,
70 % того, что сам переживает,
90 % того, что сам делает.
1. Упражнение «Поза Наполеона» проверим ,насколько вы готовы к работе
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарий ведущего
Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.
Игра «Посмотри и угадай»
Каждый участник берет карточку с описанием ситуации, не показывая ее никому.
Все по очереди изображают то, что написано в карточке, с помощью мимики и жестов. Коллеги отгадывают, что это может быть.
Варианты ситуаций:
• Директор школы разговаривает по телефону.
• Учитель ругает учеников в классе.
• Человек находится под холодным дождем без зонта.
• Ученик сел на кнопку.
• Человек обжегся о горячий утюг.
• Ученик сел на сломанный стул.
• У девушки сломался каблук.
• Человека обрызгала машина.
• Электрик вкручивает лампочку.
• Человек купается в проруби.
Тренинговые упражнения для саморегуляции.
Цель: овладение техниками расслабления и саморегуляции.
1) Закройте глаза. Думайте о том, что все мышцы Вашего тела расслабляются.
Сожмите кисти рук в кулаки – расслабьтесь.
Согните руки в локтях, почувствуйте, как сильно напряглись мышцы – расслабьтесь.
Вытяните руки вдоль тела и расслабьте их.
Сведите лопатки – расслабьтесь.
Нахмурьте брови – расслабьте лицо.
Крепко зажмурьтесь – расслабьте веки.
Плотно сожмите губы – расслабьтесь.
Отведите голову назад – наклоните голову вперед – расслабьте шею.
Выгните спину – расслабьтесь.
Втяните живот – расслабьтесь.
Напрягите ягодицы – расслабьтесь.
Согните ноги в коленях – расслабьтесь.
Подожмите пальцы ног – расслабьтесь.
При расслаблении следите за своим дыханием: оно должно быть глубоким и размеренным.
Упражнение «Лужайка позитивных качеств»
Цель: проанализировать и определить сильные стороны своей личности, свои позитивные качества, повысить самооценку и уверенность в себе.
Материалы: лист бумаги А3 зеленого цвета, стикеры в форме цветка.
На доске висит лист бумаги зеленого цвета, которая напоминает лужайку. Педагоги получают бумажные цветки, на которых должны написать свои самые главные позитивные качества (по меньшей мере три) как профессионала и просто человека. После этого каждый зачитывает свои качества и цепляет цветок на доску. Все остальные могут дополнить от себя позитивные качества педагога, которые заметили, работая с ним в одном коллективе (психолог, в случае необходимости, может помогать).
Упражнение » Источник»
Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода» ведущий спокойно и четко проговаривает текст:
«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем — разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия — вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется. » По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза.