Тренинг с педагогами
«Эффективные стратегии взаимодействия в ситуации конфликта»
Цель: обогатить практический опыт участников посредством овладения навыками разрешать конфлитные ситуации, используя разные стратегии.
Вступительная часть.
Приветствие.
Правила работы на тренинге.
«Броуновское движение»
Инструкция: Участники медленно распределяются по залу, по моей команде объединяются по два человека, называют своё имя, здороваются поклоном. Далее двойки расходятся и продолжают движение по залу, по моей команде объединяются по четвёркам, называют своё имя, здороваются по-японски, пробуют найти что-то общее между собой, что их объединяет, потом расходятся. Далее продолжают движение и по команде ведущего объединяются в шестёрки. Называют своё имя, здороваются за руки, находят что–то, что их отличает друг от друга. Расходятся.
«Линия конфликта».
Инструкция: Посередине зала проведена линия. На одном полюсе линии условно назовём его «южный», другой – «северный». Те, кто согласен с утверждением «Конфликт – это хорошо», занимает место на «южном» полюсе. Те, кто считает, что «Конфликт - это плохо» – на «северном». От полюса до полюса линию условно можно разделить на шкалы от 1 до 10, остальные участники занимают свою позицию, согласно их убеждению по поводу данных утверждений. От 1 «Юг» до 10 «Север». Приведите аргументы в пользу своей позиции.
Утверждения ведущего:
1) Конфликт – это хорошо это плохо, нейтрально.
2)Конфликт необходимо разрешать всегда, нет, и да и нет.
Обсуждение. Аргументация.
Можно привести как пример слайд с картинкой про истину.
Основная часть. Понятие конфликта.
Конфли́кт (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях,взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
ЧТО может сталкиваться? (Интересы, взгляды, представления…)
2.1. Работа в подгруппах.
Инструкция: Необходимо разделиться на 5 групп.
Задание 1. В каждой группе вспомните, обсудите и запишите наиболее часто встречающиеся конфликты:
1. С учащимися
2.С родителями
3.С администрацией
4.С коллегами
5. С близкими в семье.
Общее обсуждение, запись на флипчарт. Далее давайте попробуем рассмотреть в деталях. Существует 2 формулы конфликта: КОНФЛИКТ (К) = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ (КС) + ПОВОД (П) (сокращенно: К= КС + П) Конфликтная Ситуация отличается от Конфликта тем, что Конфликтная Ситуация может складываться на протяжении очень длительного времени (даже нескольких лет, например), и из-за какого-нибудь мелкого Повода может разразиться серьезный Конфликт. А участники конфликта могут удивляться, как это они «поссорились навеки» из-за какой-то ерунды. Например, в семейной жизни люди достаточно долго общаются, любят друг друга, но при этом не говорят о своих обидах, а потом могут из- за какой-то мелочи (например, муж забыл про годовщину свадьбы) поссориться и не разговаривать. На самом деле, виной тому - долго копившиеся обиды. Вывод: надо говорить о своих чувствах, это очень важно. Кому знакомо то, о чём я говорю?
А ведь есть очень действенный способ не доводить до этого, и чуть позже вы о нем узнаете. А мы пойдем дальше…ко второй формуле. Но прежде - пример. В стакан капает вода, долго и медленно, чем все закончится? Да, рано или поздно стакан наполнится, и вода прольется. Вот так и в жизни. Эти капли являются конфликтогенами, которые - вольно или невольно - задевают нас, но мы их стараемся не замечать. Но как только их становиться слишком много, наше терпение лопается. А выглядит это так: КОНФЛИКТ = КОФЛИКТОГЕН_1 (Кф_1)+ КОНФЛИКТОГЕН_2 (Кф_2)+ КОНФЛИКТОГЕН_3 + … +КОНФЛИКТОГЕН_n
Хочу также заметить, что «емкость» у каждого своя. Поэтому «завестись» вы можете от разного количества конфликтогенов… Конфликтогены – это мелкие и совсем не мелкие поводы, из-за которых может вспыхнуть конфликт. И сколько таких поводов понадобится, неизвестно. Для каждого человека и для каждого конфликта количество будет разным. Каждый день мы общаемся со многими людьми на работе, дома. И невольно мы можем обидеть (задеть) их, даже не подозревая об этом.
Задание 2.
Обсудите и назовите, что является истинной причиной, а что конфликтогеном.
Общее обсуждение, запись на флипчарт.
Задание 3.
Выпишите наиболее часто употребляемые фразы, которые приводят к конфликтным ситуациям.
Общее обсуждение, запись на флипчарт. ( Конфликтогенные фразы)
2.2. Игра «Разожми кулак». Обсуждение: поделитесь кто каким способом пробовал выполнить задание? У кого получилось? Что помогло?
2.3. Стратегии поведения в конфликте.
Уход, избегание
Уступка, приспособление
Компромисс
Соперничество, борьба
Сотрудничество
Плюсы конфликтов.
Это определенная форма разрешения противоречий; разрешив конфликт, мы устраняем те недочеты и противоречия, которые привели к нему;
может объединять людей, так происходит сплочение перед лицом внешней угрозы;
помогает «выпустить пар» и способствует снятию напряженности;
стимулирует творчество, мобилизует энергию участников на поиск выходов из ситуации;
позволяет лучше осознать свои потребности, дает опыт;
может помочь снять напряженность в группе;
способствует самореализации и самоутверждению личности;
может служить средством адаптации человека к группе (во время конфликта каждый максимально раскрывается, и можно увидеть «кто есть кто».
Техники и стратегии поведения в ситуации конфликта.
3.1. «4 стихии». Работа в тройках.
Земля: Корпус вперед Грудная клетка опущена вниз Позвоночник слегка согнут | Воздух: Корпус назад Грудная клетка вверх Позвоночник слегка выгнут в пояснице |
Огонь: Корпус вперед Грудная клетка вверх Позвоночник слегка выгнут в пояснице | Вода: Корпус назад Грудная клетка опущена вниз Позвоночник слегка согнут |
Техники Активного слушания.
Выслушать собеседника
«Правильно ли я тебя понял... (повторить слова собеседника, обозначить его чувства)
Выразить своё сочувствие в форме «Я-высказывания»
Техника «Я-сообщение». Сравнение «Ты-послание» «Я-послание».
Схема «Я-высказывания».
1.Когда…(описание нежелательной ситуации или действий)
2.Я чувствую… (описание чувств)
3.Потому что …( это для меня это значит)
4.Мне бы хотелось чтобы…(описание желательного варианта)
5.Мне придётся…(последствия)
3.5. «Отработка навыка 5-ти частного высказывания».
Работа в тройках. Обсуждение.
Завершающий этап.
4.1. Выводы.
Предупредить конфликт всегда легче, чем выходить из него.
Предупредить конфликт может тот, кто первым начинает «выяснять отношения».
Не нужно критиковать собеседника и перекладывать всю ответственность за ситуацию на него, лучше попытаться его понять, разобраться в проблеме вместе или предложить помощь
Рефлексия.
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше? Что я возьму с собой, буду использовать?
Упражнение «Благодарность».
Инструкция. Предлагаю участникам пройти по залу, поблагодарить участников за совместную работу. Возможно, есть те, которым хочется что-то сказать, чего не успели. Посмотрите ещё раз друг на друга, поблагодарите друг друга.
Спасибо вам за работу! Удачи вам в разрешении и, главное, предупреждении всех конфликтов в вашей жизни!
4