СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг "Учусь строить отношения"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг позволяет выработать пути взаимодействия и формы работы молодого специалиста с учащимися, педагогами и родителями.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Учусь строить отношения"»

Тренинг: «Учусь строить отношения. Анализ педагогических ситуаций. Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций»

Данный тренинг рассчитан на 30-40 минут

Цель: выработать пути взаимодействия и формы работы молодого специалиста с учащимися, педагогами и родителями.

В процессе проведения тренинга осуществляются следующие задачи:

1. Создать условия для преодоления трудностей начинающего педагога в общении и взаимодействии с детьми, педагогами и родителями.

2. Содействовать повышению у педагога уверенности в себе.

3. Оказать практическую помощь в построении эффективного общения с участниками образовательного процесса.

4. Проанализировать некоторые конфликтные ситуаций, которые могут возникнуть в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения.

5. Эмоциональное раскрепощение, самораскрытие, самоактуализация личности.

6. Выработка и закрепление эффективных форм адаптивного межличностного поведения в ракурсе темы «Учусь строить отношения».

Ход тренинга:

Чтобы хлопнуть в ладоши – нужны две ладони.

Каким будет хлопок, зависит от обеих ладоней.

Восточная пословица

Притча «Как великий волшебник создал мир во всем мире»

Однажды миролюбивые жители Земли попросили одного чрезвычайно могущественного волшебника прекратить все войны и кровопролитие на планете.
«Это просто, — сказал тот. — Я уничтожу все оружие на Земле, и больше никто не сможет воевать».

«Прекрасно!» — воскликнули люди. Взмах волшебной палочки — и дело сделано.
Дня три на планете царил мир, пока большинство из тех, кто склонен повоевать, искали и не могли найти своего оружия. А поняв, что потеряли его навсегда, они смастерили копья из молодых деревьев и возобновили войны.

Когда это печальное известие дошло до волшебника, он сказал: «Не беспокойтесь. Я уничтожу все молодые деревья, и эти драчуны больше не смогут воевать».
После двух-трех дней бесплодных поисков молодых деревьев, пригодных для изготовления копий, воинственно настроенные люди, начали валить деревья-великаны, делать из них дубинки и опять возобновили кровопролитие.

Волшебник истребил все большие деревья. Тогда люди изготовили ножи и мечи из металла. Он уничтожил весь металл на планете. Люди смастерили пращи и начали метать друг в друга камни. Пришлось уничтожить и камни.

И тогда забили тревогу сторонники мира, еще бы — пропали все деревья, не стало металлов и камней. Как теперь жить, что есть? Скоро совсем не станет растительности, и люди умрут, даже не воюя. Нет, это не решение проблемы.

Волшебник растерялся: «Даже и не знаю, что теперь делать. Я бы уничтожил все человечество, но, к сожалению, это пока не в моей власти!»

Миротворцы впали в уныние, не зная, что предпринять. И тут к волшебнику обратился один умный ребенок. «Я знаю, как тебе поступить. Пусть люди почувствуют, как другие воспринимают их поступки. Если один причинит боль другому, пусть и он почувствует точно такую же боль, а если доставит кому-то радость, то пусть и сам почувствует радость. Тогда наверняка никто не станет причинять боль другому, потому что сразу же сам почувствует боль и будет вынужден остановиться».

Все прониклись величием мысли, изреченной устами младенца, а волшебник в точности воплотил его идею в жизнь. Он вернул все деревья, металлы и камни, и даже оружие, которое люди вскоре переделали в орудия труда.

С этого дня никто на планете не причинял страданий соседу, потому что тогда и ему самому пришлось бы испытывать боль. Напротив, люди принялись помогать друг другу, потому что им нравилось чувство радости, которое они испытывали при этом. И зажили они в гармонии и радости.

Что бы вы почувствовали к концу дня, живя в этой волшебной стране?
Ты можешь ощутить последствия своего поступка сегодня, завтра, через десять дней или через месяц, через десять или тысячу лет.

Мораль …….

1. Упражнение «Кораблекрушение»

Упражнение имеет широкий диапазон задач: отработать навыки поведения в дискуссии, умения вести диспут, быть убедительным, изучить на конкретном материале динамику группового спора, открыть для себя традиционные ошибки, совершаемые людьми в полемике, потренировать способности выделять главное и отсеивать “шелуху”, видеть существенные признаки предметов, научиться осознавать стратегические цели и именно им подчинять тактические шаги. Инструкция: - Вы дрейфуете на яхте в открытом море. В результате пожара, большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно из-за поломки основных навигаторских приборов. Но, примерно, вы находитесь на расстоянии 1000 км от ближайшего берега. У вас есть прочный надувной плот с веслами, а также и несколько коробочек спичек. Помимо этого осталось еще 15 предметов, которые вам необходимо классифицировать по степени их важности.

Вот эти предметы:

1. зеркало для бритья;

2. канистра с водой;

3. противомоскитная сетка;

4. одна коробка армейского рациона;

5. карта тихого океана;

6. спасательная подушка, связанная с береговой охраной;

7. канистра с 8 литрами бензина;

8. маленький транзисторный радиоприемник;

9. репелленты (средство для отпугивания акул);

10. бутылка рома;

11. две коробки шоколада;

12.2м. нейлонового каната (удерживать другие предметы);

13. рыболовная снасть;

14. компас;

Обсуждение: Когда легче было работать: одному, в паре? Учли ли Ваши интересы в ходе общей дискуссии?


2. Упражнение «Найди пару»

Цель: развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание.

Инструкция. Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе – имя сказочного персонажа, имеющего свою пару. Например, Крокодил Гена и Чебурашка и т.д. Каждый участник должен отыскать свою «вторую половину», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: «Что у меня написано на листе?». Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.


3. Упражнение «Договариваться или не договариваться»

Цель: дать понять, как важно договариваться в любом деле.

Инструкция:

Сидя в кругу, участники тренинга методом мозгового штурма приводят доводы о том, нужно или не нужно договариваться.

Обсудите вопросы:

  • О чем люди могут договариваться?

  • Почему у людей появляется желание договариваться?

  • Какими будут последствия, если люди договорятся или не договорятся?

Результаты обсуждения запишите в таблицу «Договариваться или не договариваться». Проанализируйте ее и сделайте вывод: нужно договариваться или нет.

Таблица «Договариваться или не договариваться»

О чем люди договариваются


Последствия

если смогли

договориться, то

если не смогли

договориться, то





Предполагаемые результаты


4. Упражнение «Две ладони»

Цель: показать стратегии общения.

Инструкция. Соедините, пожалуйста, две ладони. Теперь надавите одной на другую, сделайте это несколько раз, усиливая интенсивность. Что вы чувствуете? Скорее всего, хочется вернуть ладони в исходное положение, так как вторая ладонь испытывает давление. Так же и в общении, при излишнем воздействии с одной стороны, возникает сопротивление с другой. Согласитесь, гораздо спокойнее и приятнее чувствовать не столь интенсивное воздействие, а позволять быть взаимодействию. Это касается взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-родитель», «родитель-учитель».


5. Упражнение: «Радость общения с ребенком»

Цель: умение проводить фрагменты самоанализа, развивать творческие способности, фантазию.

Закончите фразы:

- Мне нравится общаться с детьми…

- Длительное общение с детьми меня раздражает, потому что…

Проигрывая ситуации, педагогу необходимо сконцентрировать внимание на своих ощущениях и способах нейтрализации негатива по отношению к детям.


6. Дискуссия «Я и родители моих учеников»

Цель: выявление взаимных претензий со стороны педагога и родителей. Вопросы:

 «Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями Ваших учеников?»;

 «Есть ли у Вас претензии к родителям? Какие?»;

 «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?»


7. Упражнение «Резервуар».

Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации.

Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма. Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником. Фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем. Чтобы избежать противостояния с родителями:

- необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;

- подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;

- показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.

- не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).

- обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.


8. Упражнение «Интересное – полезное»


Цель: выяснить, что нового, интересного и полезного узнали участники тренинга и какой вывод сделали.

Инструкция:

Каждый участник тренинга высказывает свое мнение о тренинге, рассказывают, что понравилось, что нет, что для них было самым важным, что нового узнали, какой вывод сделали.