СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочные упражнения по сжатию текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тренировочные упражнения по сжатию текста»

Исходный текст.


Эзоп, знаменитый баснописец Древней Гре­ции, был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед. Эзоп купил язы­ков и приготовил из них три блюда.

  • Почему ты подаешь одни языки? - спросил за обедом Изопа удивленный Ксанф.

  • Ты велел купить самое лучшее, - ответил тот,- а что для философа дороже языка? При помощи языка изучаются науки и получаются знания; посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем разные вопросы, просим, при­ветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура на­родов. Думаю, что нет ничего лучше языка.

Такой ответ пришелся по сердцу Ксанфу и его гостям.

Через неделю Ксанф приказал, чтобы Эзоп приготовил самый плохой обед. Эзоп снова купил языки; все удивились. Тогда Эзоп сказал Ксанфу:

- Ты приказал купить самое худшее. А есть ли что хуже языка? Посредством языка мы огорчаем друг
друга, бранимся, лжем, обманываем, хитрим, ссо­римся. Язык делает людей врагами, разрушает облас­ти, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло... Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Говорят, что не всем присутствующим этот от­вет пришелся по вкусу. (181 слово)

Сжатое изложение

Как-то знаменитому баснописцу Древней Гре­ции Эзопу, рабу философа Ксанфа, было приказано приготовить самый лучший обед. Эзоп купил лишь одни языки и приготовил три блюда. Удив­ленному хозяину раб во время обеда напомнил, что тот велел купить самое лучшее. А ничего луч­ше языка нет, так как он помогает людям общать­ся друг с другом, а также изучать науки, получать знания. Ксанфу и его друзьям ответ понравился.

В другой раз Эзопу было велено приготовить самый плохой обед. И он вновь приготовил язык. Ответ же его хозяину был таков: «Язык дает воз­можность людям ссориться, ругаться, что при­водит к войнам и разрушениям. Язык делает на­роды и людей врагами. Нет ничего хуже языка». Этот ответ понравился уже не всем присутству­ющим. (113 слов)



В процессе написания сжатого изложения необходимо помнить:

  1. из текста можно изъять только несущественную, дополнительную, не разрушающую смысловую целостность информацию;

  2. вначале нужно осмыслить содержание текста, определить его основную тему, идею, тип, стиль речи исходного текста;

  3. выявить в каждом предложении, абзаце, части текста основную, существенную и дополнительную, несущественную информацию;

  4. составить план, каждый пункт которого сопровождается опорными словами и словосочетаниями;

  5. изменить текст, используя возможные виды сжатия.

Как сжимать (производить компрессию) текста:


  1. выделение опорных слов

Чтобы научиться писать сжатое изложение, нуж­но уметь находить главную и существенную ин­формацию в тексте и в каждой его части. Начинать учиться этому следует с выделения опорных слов.


1 Задание. Прочитайте ключевые слова. Мож­но ли по ним определить тему и основную мысль будущего высказывания?

Раннее утро, просыпаться, румянец зари, веет прохладой, свежее дыхание, капли росы, лучис­тые алмазы, медленно поднимается, задымившая­ся река, разгорается, полились, умыты, рассветная песня, птичий хор, необъяснимая радость.

_________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________


  1. В простых предложениях могут опускаться обстоятельства, дополнения со слабым управ­лением и определения.


2 Задание. Сократите текст, опуская обсто­ятельства, дополнения со слабым управлением, определения.

Часа в четыре дня мы стали высматривать мес­то для бивака. Здесь река делала большой изгиб. Наш берег был пологий, а противоположный - об­рывистый. Тут мы и остановились. Стрелки при­нялись ставить палатки, а Дерсу взял котелок и пошел за водой.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3 Задание. Прочитайте предложения, объясни­те, почему нельзя опустить в них определения.

  1. Абзац - отрезок письменной речи, в которой предложения объединены одной микротемой.

  2. Пуганая ворона и куста боится.

3) Щетинный друг должен быть нашим вто­рым «я». (Цицерон)

4) Стал вспоминать. Деревня... Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на зава­линке, покосившиеся заборы... (В.Шукшин)


  1. Правило. Нельзя исключать из предложе­ния слова, являющиеся частью термина, вхо­дящие во фразеологический оборот, цитату, а также слова, разрушающие изобразительно-выразительные средства языка.


  1. Осложненное предложение можно упростить за счет:

  1. слов, грамматически не связанных с чле­нами предложения;

  2. уточняющих членов предложения;

  3. пояснительных и присоединительных конструкций;

  4. причастных и деепричастных оборотов, не содержащих существенной информации;

  5. обобщения однородных членов предложе­ния.


Чтобы при свертывании не произошло иска­жения информации, сначала определите ценность распространителей и только потом решайте, необ­ходимо ли их исключение из текста.


4 Задание. Объясните расстановку знаков пре­пинания в следующих предложениях. Сократите эти предложения.

  1. Песня, крылатая птица, смелых скликает в поход. (А.А. Сурков)

___________________________________________________________________________________

  1. Наутро из-за океана, из солнечной чешуи, поднялся островок. (А.Н. Толстой)

___________________________________________________________________________________

  1. Однажды, в силу сложившейся обстановки, лодка была принуждена временно исчезнуть из надводного мира на некоторый независимый, но весьма длительный срок. (Л. Соболев)

____________________________________________________________________________________

  1. Волны же, вопреки сложившемуся поэтичес­кому представлению о них, никуда не стремились, не катились и не бежали чередой. (Л. Соболев)

____________________________________________________________________________________

  1. Фома, красивый и стройный, в коротком дра­повом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, при­слонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощи­пывая бородку, любовался работой. (М.Горький)

_____________________________________________________________________________________

  1. По счастью, мне удалось убедить виноватого сознаться. Это, как я и не сомневался, Зябликов.

____________________________________________________________________________________


5 Задание. Сократите предложения, обобщая информацию, содержащуюся в ряду однородных членов предложения.

  1. Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба. ___________________________________________

  2. В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с по­свистом птиц, от веселого всплеска воды на ре­ках и озерах, от рокота синих морей и океанов.

_____________________________________________________________________________________________


5 Назовем некоторые способы упрощения слож­ного предложения:


  1. исключение придаточного предложения, не содержащего существенной информации;

  2. замена придаточного предложения дее­причастным оборотом; причастным оборотом;

  3. замена сложного предложения простым с однородными членами;

4) замена предложения с прямой речьюсложноподчиненным предложением с прида­точным изъяснительным.

6 Задание. Прочитайте предложения, объясни­те, почему в одном из них возможна замена при­даточного предложения деепричастным оборо­том, а в другом — невозможна.

  1. На воде тихо, но, если прислушаться повни­мательнее, тишина полна мелких шорохов, бор­мотания, бульканья. ___________________________________________________________________________________

  2. Когда князь Даниил присоединил Коломну к Московскому княжеству, он смог контролировать важнейший торговый путь по реке Оке. ___________________________________________________________

7 Задание. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выражен­ным причастным оборотом?


  1. Орешник - широколистный кустарник, кото­рый выгоняет свои стебли до высоких деревьев.

_________________________________________________________________________________________

  1. Многие читатели хорошо знакомы с очерка­ми Константина Георгиевича Паустовского, в ко­торых человек неразрывно связан с родной при­родой.

__________________________________________________________________________________________

  1. Уникальность произведений Васнецова за­ключается в его индивидуальности, которая выра­жает исконный дух великорусского народа.

__________________________________________________________________________________________

  1. Есть люди, которые как-то по-особенному чувствуют природу.

__________________________________________________________________________________________


8 Задание. Замените там, где это возможно, придаточные предложения деепричастными обо­ротами.


  1. Когда читаешь книгу, обращайся с ней ак­куратно.

__________________________________________________________________________________________

  1. Мы легко найдем на географической карте любое место, если мы знаем его долготу и широту.

__________________________________________________________________________________________

  1. Мы миновали крутые обвалы, так как про­водник знал более удобную дорогу.

___________________________________________________________________________________________

  1. Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.

___________________________________________________________________________________________

  1. Яхта должна была изменить курс, так как попала в полосу тумана.

__________________________________________________________________________________________

9 Задание. Замените деепричастные обороты синонимичными придаточными предложениями.

  1. Эта книга, сообщая интересные сведения о драгоценных камнях, является очень ценным по­собием по минералогии.

__________________________________________________________________________________________

  1. Работая над подготовкой к докладу, я еже­дневно посещал библиотеку.

__________________________________________________________________________________________

  1. Имея необходимые материалы для сочине­ния, ты написал бы его лучше.

__________________________________________________________________________________________

  1. Не получив специального музыкального обра­зования, мой брат все-таки хорошо играл на рояле.

__________________________________________________________________________________________

  1. Пропустив много занятий по болезни, уче­ник все же смог успешно сдать экзамены.

__________________________________________________________________________________________

10 Задание. Прочитайте текст. Определите, ка­кими членами предложения являются деепричас­тия и деепричастные обороты. Замените их, где возможно, синонимичными придаточными пред­ложениями.

Встретились мы будто бы случайно. Но, при­надлежа к одному кругу, занимаясь одним делом, не могли не встретиться. Живя в Москве, И.А. Бу­нин бывал у нас. Войдя в мою жизнь под знаком поэзии и литературы, таким и остался в памяти. Несколько боясь Ивана Алексеевича, я по само­любию юношескому себя оберегал. И тогда уже была в Бунине строгость и зоркость художника, острое чувство слова. Ненавидя излишества в ли­тературе, он строго судил молодых, иногда зло­употреблявших словами. (По Б.Зайцеву)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11 Задание. Замените сложные предложения простыми.

  1. В начале 1930 года С. М. Бонди, идеи которо­го позже осуществились при издании академичес­кого Собрания сочинений А.С. Пушкина, начина­ет систематическое изучение рукописей поэта.

__________________________________________________________________________________________


  1. Девушка издали машет ему рукой, и всадник останавливается.

______________________________________________________________________________________

  1. Несмотря на то что шел дождь, мы продол­жали путь.

__________________________________________________________________________________________

4) Она побежала в поле, чтобы нарвать цветов.

__________________________________________________________________________________________


12 Задание. Как развивается мысль в тексте М.М. Герасимова—ученого, художника, антропо­лога? Назовите языковые средства, при помощи которых связаны предложения в тексте Гераси­мова: повторения одного и того же слова, мес­тоимения, союзы и др.

Человек сам создает себе лицо. На нем отра­жается все: и раздумья, и разочарования, радость любви и чистота помыслов, отражается и хорошее и дурное. Чем содержательнее и интереснее жизнь человека, тем интереснее его лицо. Есть лица, ко­торые можно читать, как повести.

Увидеть по-настоящему человеческое лицо и означает понять эту повесть.

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________


13 Задание. Определите, как связаны предложе­ния в тексте (последовательной или параллель­ной связью).

Представим схематически этот текст, где пред­ложения связаны между собой последовательной (цепной) связью, в виде обычной электрической цепи.

СХЕМА последовательной связи предложений в тексте:








Прервется ли цепь, если одну «лампочку» (предложение)? Попробуйте уб­рать одно предложение из текста.


Правило: При цепной связи нельзя убрать какое-либо предложение из текста без ущерба для его смысла.


Рассмотрим теперь текст, где предложения связаны без сцепляющих слов, то есть парал­лельной связью.

ТЕКСТ.

Но вот наступает вечер. Заря запылала пожа­ром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воз­дух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на по­ляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени... (И. С. Тургенев)


14 Задание. Графически покажите, как связаны предложения в тексте.

Представим эту цепь в виде электрической.

СХЕМА параллельной связи предложений в тексте.





Если в этой цепи какая-нибудь «лампочка» перегорит, будут ли светить остальные? Извле­ките 1-2 предложения из текста.


Правило: При параллельной связи пред­ложений перестановка фраз, изъятие их из текста смысла текста не меняют.


15 Задание. Ответьте на вопрос: почему, при­ступая к работе по тексту, необходимо знать, как связаны предложения в тексте?

СЖАТИЕ ВСЕГО ТЕКСТА может быть осу­ществлено за счет:

  1. свертывания грамматических структур;

  2. обобщения основной мысли на уровне аб­заца, части текста;

  3. извлечения из текста предложении, содержа­щих несущественную информацию.

16 Задание. Обобщите и сократите тексты.

Исходный текст


Наблюдая за движением планеты Уран, откры­той в конце XVIII века, ученые обнаружили, что планета движется по несколько иной орбите, от­личающейся от той, которая была определена на основании закона всемирного тяготения. Тогда они высказали предположение, что отклонение в движе­нии Урана вызвано силой притяжения неизвестной планеты, расположенной далеко от Солнца.

Возможный вариант

Наблюдая отклонение планеты Уран от орбиты, ученые предположили, что это связано с притяже­нием Урана другой, неизвестной планетой.

Исходный текст

В XX веке советский ученый О.Шмидт разрабо­тал оригинальную теорию о том, что Земля и окру­жающие ее планеты образовались не из раскален­ных газов, как предполагают многие ученые, а из холодных частиц вещества, однако общепринятым считают, что Земля и другие планеты образовались из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи, которая и сейчас встречается в межзвезд­ном пространстве.

Возможный вариант

Советский ученый Шмидт разработал ориги­нальную теорию происхождения планет Солнеч­ной системы из холодных частиц. Общепринятым считается их происхождение из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи.

Помните: сокращая текст, можно пользоваться словами автора, но чаще все же авторский текст приходится пере­фразировать. Очень важно при этом не иска­зить мысль автора.

АЛГОРИТМ написания сжатого изложения.

  1. прочитайте абзац и определите в нем основ­ную, дополнительную и избыточную информацию;

  2. подчеркните опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информа­цию;

  3. опустите слова в предложении, если они не изменяют его смысла;

  4. опустите предложения, которые представля­ются вам избыточными;

  5. переделайте предложения, обобщая инфор­мацию микротекста. (Если необходимо, объедини­те два предложения в одно; прямую речь замените косвенной; устраните дублирование грамматичес­ких конструкций…)

  6. составьте план, каждый пункт которого будет сопровождаться опорными словами и словосочетаниями;

  7. обязательно перечитайте черновик изложения и проверьте соблюдение микротем, способ связи предложений, совпадение основной мысли исходного текста и вашего текста.

  8. орфографию проверяйте с последнего слова текста, поднимаясь к началу изложения.

  9. посчитайте количество слов (90-100 слов) норма вашего сжатого изложения!


Написание сжатого изложения по рассказу Л.Н. Толстого «Лозина»


ЛОЗИНА (Быль)

На святой пошел мужик посмотреть — оттаяла ли земля?

Он вышел на огород и колом ощупал землю. Земля раскисла. Мужик пошел в лес. В лесу на лозине уже надулись почки. Мужик и подумал: «Дай обсажу огород лозиной, вырастет - защита будет!». Взял топор, нарубил десяток лозиннику, затесал с толстых концов кольями и воткнул в землю.

Все лозинки выпустили побеги вверху с лис­тьями и внизу под землею выпустили такие же побеги заместо кореньев; и одни зацепились за землю и принялись, а другие неловко зацепились за землю кореньями - замерли и повалились.

К осени мужик порадовался на свои лозины: шесть штук принялись. На другую весну овцы об­грызли четыре лозины, и две только остались. На другую весну и эти обгрызли овцы. Одна совсем пропала, а другая справилась, стала окореняться и разрослась деревом. По веснам пчелы гудьмя гудели на лозине. В роевщину часто на лозину са­жались рои, и мужики огребали их. Бабы и мужи­ки часто завтракали и спали под лозиной, а ребята лазили на нее и выламывали из нее прутья.

Мужик - тот, что посадил лозину, давно уже умер, а она все росла. Старший сын два раза сру­бал с нее сучья и топил ими. Лозина все росла. Обрубят ее кругом, сделают шишку, а она на вес­ну выпустит опять сучья, хоть и тоньше, но вдвое больше прежних, как вихор у жеребенка.

И старший сын перестал хозяйничать, и дерев­ню сселили, а лозина все росла на чистом поле. Чужие мужики ездили, рубили ее - она все росла. Грозой ударило в лозину; она справилась боко­выми сучьями, и все росла и цвела. Один мужик хотел срубить ее на колоду, да бросил: она была дюже гнила. Лозина свалилась на бок и держалась только одним боком, а все росла, и все каждый год прилетали пчелы обирать с ее цветов поноску.

Собрались раз ребята рано весной стеречь ло­шадей под лозину. Показалось им холодно: они стали разводить огонь, набрали жнивья, чернобы­лу, хворосту. Один влез на лозину, с нее же нало­мал сучьев. Склали они все в дупло лозины и за­жгли. Зашипела лозина, закипел в ней сок, пошел дым, и стал перебегать огонь; все нутро ее почер­нело. Сморщились молодые побеги, цветы завяли. Ребята угнали домой лошадей. Обгорелая лозина осталась одна в поле. Прилетел черный ворон, сел на нее и закричал: «Что, издохла, старая кочерга, давно пора было!».










Использованная литература:


  1. Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык» № 24 .- Л.М. Пулялина,

Щелковская гимназия, Московская обл.

  1. Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык» № 23 .- Л.М. Пулялина,

Щелковская гимназия, Московская обл.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!