Этапы урока | Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания и упраж- нения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Проме- жуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Проверка домашнего задания | Работа над упражнением с целью выявления умения работать самостоятельно | – Что было задано на дом? Проверим, как вы выполнили домашнее задание (учитель проверяет выборочно несколько тетрадей). Сначала учитель организует проверку упражнения в рабочей тетради, а затем в учебнике. Проверка упражнения из рабочей тетради осуществляется при помощи интерактивной доски: × × Серебряные паутинки летели над полем. × Ярко сверкала над рекой молния. × × Утром прилетели красногрудые снегири. | – Выполнить упражнения 28 на с. 13 в рабочей тетради или 41 на с. 28 в учебнике. Осуществляют самопроверку. | Фрон-тальная. Парная. Индиви-дуальная | Р – владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют взаимный контроль | Правильно выпол-ненные задания упраж- нения |
| | × × На небо выплыло красное солнышко. – Обменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение упр. 41 из учебника. Один из учеников читает составленные предложения, остальные проверяют: 1. Рыжая белочка сидела на пеньке. 2. Она грызла еловую шишку. 3. Вдруг к белочке подбежал маленький медве-жонок. 4. Он хотел поиграть с ней. 5. Рыжий зверек быстро прыгнул на высокую ель | Осуществляют взаимопро- верку | | | |
II. Постановка учебной задачи | Формулирование учебных задач урока | – Продолжаем работу над темой «Главные и второстепенные члены предложения». Сегодня на уроке будем выполнять упражнения в разборе предложений по членам предложения | Внимательно слушают | Фрон-тальная | П – извлекают необходимую информацию из выска-зываний учителя. Р – осознают и принимают учебную задачу | |
III. Минутка чисто-писания | Упражнения на детальный анализ строения букв- | – Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать? | – Заглавной и строчной букв Ж, ж. | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения. | Написание элементов букв, предложения |
| знаков, овладение начертаниями букв, соединений | Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Напишите строчку элементов букв. – Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных. – Прочитайте записанное ниже предложение. – Что это за предложение? – Объясните значение устойчивого выражения. – Запишите это предложение в тетради. Учитель обращает внимание на правильное соединение букв в словах в предложении, правильное оформление предложения на письме. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Запишите пословицу. – Посмотрите и отметьте буквы, которые получились у вас лучше остальных | Выполняют задания. – Ждать у моря погоды. – Это фразео-логизм. – Находиться в состоянии неопределенного ожидания. Выполняют задания | | Р – осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия. К – слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания | |
IV. Изучение нового мате- риала. 1. Словарная работа | Работа по учебнику над упраж- нением. Работа над словом с непрове-ряемым написанием | – Откройте в учебнике с. 29. Найдите упр. 44. Прочитайте выразительно стихотворение. – Что вы представили, читая стихотворение? – Найдите в первом предложении слово «восток». – Прочитайте его про себя. Чем произношение слова отличается от его написания? – Это орфограмма. Назовите ее. – Слово «восток» – словарное. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне слова. Произнесите слово орфографически. – Запишите это слово в тетради. Проверьте написанное. Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить. Составьте и запишите предложение или словосочетание с этим словом. – Дома заучите правильное написание слова наизусть | Выполняют задание. Ответы уча-щихся. – «Безударная гласная в корне слова». Выполняют задания | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются в учебнике; осуществляют поиск средств достижения задач учебной деятельности. Р – контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, принимают и сохраняют задачи учебной деятельности. К – слушают, излагают и аргументируют свое мнение | Запись и запоминание словарного слова |
2. Работа по учебнику, с. 29, упр. 43 | Работа с памяткой разбора предложения по членам пред- | – На с. 29 найдите упр. 43. Прочитайте предложение. – Необходимо разобрать данное предложение по членам, пользуясь памяткой 2 «Как разобрать предложение по членам» на с. 144. Откройте | Выполняют задания. | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – используют знаково-символи-ческие средства представления информации, речевые средства для | Выпол- нение разбора предло- жения по чле- |
| ложения с целью обучения рассуждению- обоснованию правильности разбора предложений по членам предложения | с. 144. Первый пункт выполнили – прочитали предложение. – Прочитайте второй пункт. Что нужно найти? – Как? – Как следует подчеркнуть подлежащее? – Определите подлежащее в прочитанном предложении. | – Подлежащее. – Поставить вопрос и определить, о ком или о чем говорится в предложении. – Одной чертой. – Ставлю вопрос: о чем говорится в предложении? Об астрах. В предложении слово «астры» отвечает на вопрос что? Значит, слово «астры» – подлежащее. Подчеркиваю одной чертой. | | решения коммуникативных задач; ориентируются на страницах учебника, используют различные способы поиска информации, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Р – принимают и сохраняют задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств их достижения. К – слушают сверстников, ведут диалог, изла- гают и аргументи- | нам пред-ложения |
| | – Прочитайте третий пункт. Что находят? – Как? – Как следует подчеркнуть сказуемое? – Определите сказуемое в прочитанном предложении. – Прочитайте четвертый пункт. Назовите главные члены предложения. | – Сказуемое. – Поставить вопрос и определить, что говорится о подлежащем – об астрах. – Двумя чер- тами. Ставлю вопрос: что говорится о подлежащем, об астрах? Расцвели. В предложении слово «расцвели» отвечает на вопрос что сделали?. Значит, слово «расцвели» – сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами. – Подлежа-щее – астры, | | руют свою точку зрения на обсуждаемую проблему | |
| | – Прочитайте пятый пункт. Что надо найти? – Какой второстепенный член находят сначала? – Что для этого надо сделать? – Найдите второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. – Какой второстепенный член предложения находят затем? – Что для этого надо сделать? – Найдите второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. | сказуемое – расцвели. – Второстепенные члены предложения. – Второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. – Поставить от подлежащего вопрос. – Ставлю от подлежащего вопрос: астры (какие?) белые. – Второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. – Поставить вопрос от ска-зуемого. – Ставлю от сказуемого | | | |
| | Учитель обращает внимание учащихся на то, что в учебниках по русскому языку принято определенным образом обозначать разные виды разборов. Цифра 4 у последнего слова предложения показывает, что данное предложение надо разобрать по членам предложения. – Вернемся к упр. 44 на с. 29. Найдите предложение, у последнего слова которого стоит цифра 4. Прочитайте его. – На что указывает цифра 4? – Выполним задание, используя памятку «Как разобрать предложение по членам». Физкультминутка (см. урок 2) | вопрос: расцвели (когда?) осенью. – Румяной зарею покрылся восток. – Данное предложение надо разобрать по членам пред-ложения. Выполняют задание | | | |
3. Работа по учебнику, с. 30, упр. 45 | Упражнение в разборе предложений по членам | – Откройте с. 30, найдите упр. 45. Прочитайте, что надо выполнить в упражнении. – Выполните первое письменное задание. | Выполняют задания | Индиви-дуальная. Парная. Фрон-тальная | П – используют речевые средства для решения коммуникативных задач, владеют | Разбор по членам пред-ложения. Выбор |
| предложения, обосновании правильности выбора пропущенных букв | – Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте и проверьте написанное, объяснив правиль-ность выбора пропущенных букв. – Выполните второе задание. Скажите, как будете выполнять разбор предложения по членам предложения. Учитель берет тетради у нескольких учащихся для проверки выполнения задания | | | логическими действиями анализа, синтеза. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, планируют, контролируют, оценивают учебные действия, осуществляют взаимный контроль | букв в на-писании слов |
4. Работа по учебнику, с. 30, упр. 46–47 | Упражнения в определении видов предложений, соотнесении пред- ложений со схемами | – Найдите упр. 46. Прочитайте нераспростра-ненные предложения. – Прочитайте распространенные предложения. | – Светит месяц. Моросил дождь. Картофель сварился. – Расцвела душистая сирень. Мы ехали по лесной дороге. В ого-роде созрели красные помидоры. Ворона громко карк- нула. | Фрон-тальная. Индиви-дуальная. Парная | П – используют знаково-символи-ческие средства представления информации, речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, различные способы поиска информации; владеют логическими действиями ана- | Определение вида предло- жения. Обозначение основы пред-ложения. Разбор предложения по членам. Составление схе- |
| | – Спишите сначала нераспространенные пред-ложения, затем распространенные, вставляя пропущенные буквы. – Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте и проверьте написанное. – Подчеркните основу каждого предложения. Разберите любое распространенное предложение по членам. Учитель берет тетради у нескольких учащихся для проверки выполнения задания. – Рассмотрите схемы предложений в упр. 47. Какие предложения из упр. 46 подойдут к этим схемам? – Попробуем начертить схему ко второму пред-ложению из упр. 46. Прочитайте предложение. – Найдите подлежащее. – Найдите сказуемое. | Выполняют задания. – К левой схе-ме подходит 6-е предложение. К правой схеме – 7-е предложение. – Расцвела душистая сирень. – В предложении говорится о сирени. Задаю вопрос: (что?) сирень. Это подле- жащее. – О сирени говорится, что | | лиза, синтеза, сравнения. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств их достижения, планируют, контролируют, оценивают учебные действия, осуществляют взаимный контроль. К – слушают собеседника, ведут диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Л – владеют навыками сотрудничества со взрослым и сверстниками | мы предложения |
| | – Назовите основу предложения. – Найдите второстепенный член предложения, который будет пояснять один из главных. – Составим схему предложения. подлежащее – сказуемое какая? ↓ второстепенный член | она расцвела. Задаю вопрос: сирень (что сделала?) расцвела. Это сказуемое. – Сирень рас-цвела. – Нахожу второстепенный член предло-жения, который поясняет подлежащее. Ставлю от подлежащего вопрос: сирень (какая?) душистая | | | |
V. Итог урока. Рефлек- | Обобщение полученных на уро- | – Над какой темой работали на уроке? – Что значит разобрать предложение по членам предложения? | Отвечают на вопросы | Фрон-тальная. | П – ориентируются в своей системе знаний – отли- | |
сия деятельности | ке сведений. Заключительная беседа | – Что выполняли на уроке? – Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 14, упр. 30 – письменно выполнить разбор любого предложения по членам предложения | | Индиви-дуальная | чают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к пред- мету, стремятся к приобретению новых знаний | |