Просмотр содержимого документа
«Тренировочные задания по языковому анализу слов и предложений по русскому языку для 5 класса»
Тренировочные задания по языковому анализу слов и предложений.
Выполните обозначенный цифрами в тексте языковой анализ слов и предложения:
1 – фонетический анализ слова;
3 – морфологический анализ слова;
4 – синтаксический анализ предложения.
Текст 1
Я отправился за город в лес поглядеть, заметно ли там приближение весны. День был ясный, солнечный. Хорошо в лесу в эту предвесеннюю пору. Весна чувствуется только в воздухе. Солнце слепит глаза. Небо по-весеннему голубеет, плывут лёгкие белые облака. Земля ещё покрыта льдом и снегом, деревья тоже укрывает снег.
Я шёл по лесной тропинке и глядел по сторонам.(4) Вот и широкая поляна(1), где каждую весну токуют тетерева. Я замер от удивления: сколько на ней заячьих следов! Теперь зайцы нередко разгуливают(2) днём: выбегут на полянку и греются на ласковом(3) солнышке.
Текст 2
Чудесны лунные мартовские ночи! Сказочным кажется ночной(1) лес. Иные, ночные, слышатся звуки и голоса. Гугукнула сова, и отозвались ей где-то далеко другие невидимки-совы. Пискнув тихонько, лесная мышь пробежала по снегу, скрылась под пнём в сугробе. Опушкой леса пробежала осторожная лисица. В светлые ночи выходят кормиться на поля зайцы.
Ещё спят в своих тёплых(3) норах и берлогах барсуки и медведи. Но в мартовские дни всё чаще просыпается медведь. Подрастают(2) в берлогах родившиеся зимой медвежата.
Настоящая весна приходит в середине марта. Радостно, по-весеннему чирикают воробьи. На лесных тропинках проваливается под ногами снег.(4)
Текст 3
Мальчики пришли в музей за час до закрытия. Расположение залов было известно. Сначала отделы животного и растительного мира, разных промыслов. Потом нужный им зал быта помещика. Здесь находится обстановка усадебного дома.(4) Изящная мебель, обитая жёлтым атла́сом со сказочными птицами, высокие зеркала — украшение зала.
Предвечерний луч солнца пробивался в окна сквозь складки занавесок. Темнели картины, блестела стеклянная(3) посуда.
Генка остался в коридоре, чтобы в случае опасности предупредить товарища. В это время Миша исследовал бронзовую(2) птицу. На ней должно находиться отверстие для ключа. Да где же оно? Мальчик ощупывает птичью голову, крылья(1). Поиски результатов не дают. Тайна остаётся тайной.
Текст 4
Осень — пора листопада. Разлетелся холодный ветер. Старая липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков(2). Прилетевший с севера ветер рванул со всей силой. Не удержались озябшие листья, и остались на чёрных ветвях редкие монетки. Так поиграл ветер с липой.
Куда теперь помчится ветер? Подобрался он к небольшой тучке, дунул.(4) И брызнула она мелким дождиком по окрестностям. Другую тучу подхватил ветер и погнал. Вдруг из-под этих туч вырвался яркий(3) луч и осветил верхушки деревьев. Мокрые леса сразу заблистали всеми(1) красками осени. Золотые листочки засы́пали землю и последние грибы, но я нашёл подберёзовики и подосиновики.
Текст 5
Природа средней полосы России вроде проста. Первая встреча с ней увлекает и удивляет.(4) Нет здесь безбрежного моря и снеговых гор. Нам откроются ржаные поля, берёзовые(3) рощи, речки под старыми ивами. Эта картина не бросается человеку в глаза яркими красками. Но ты вглядываешься в неё, и тогда она становится милой и близкой. Она, как тихая песня, трогает душу.
Родная природа! Вслушаешься в неё и поймёшь её язык. Услышишь его в шёпоте леса, в песенке зимней вьюги, в болтовне весенних ручьёв. И тогда прорастёт(2) в твоём сердце любовь к ней и поселится там на всю(1) жизнь.
Система оценивания работы
№ | Указания по оцениванию | Баллы |
К1 | Выполнение фонетического анализа слова | |
| Анализ выполнен верно | 3 |
При анализе допущена одна ошибка | 2 |
При анализе допущены две ошибки | 1 |
При анализе допущено более двух ошибок | 0 |
К2 | Выполнение морфологического анализа слова | |
| Анализ выполнен верно | 3 |
При анализе допущена одна ошибка | 2 |
При анализе допущены две ошибки | 1 |
При анализе допущено более двух ошибок | 0 |
К3 | Выполнение синтаксического анализа предложения | |
| Анализ выполнен верно | 3 |
При анализе допущена одна ошибка | 2 |
При анализе допущены две ошибки | 1 |
При анализе допущено более двух ошибок | 0 |
Максимальный балл | 9 |
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–4 | 5-6 | 7-8 | 9 |