1) познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – 1 склонение;
2) развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников;
3) воспитывать интерес к предмету.
-развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
-становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
-выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
-контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
-анализировать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
-понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
-использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
-воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обуч- ся | УУД |
I.Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности | Добрый день, добрый час. Как я рада видеть вас. Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Подтянулись, улыбнулись. Друг на друга поглядели И тихонько дружно сели. -Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? - Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку Отвечают | |
II. Минутка чистописания | - Ребята, с чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания) -Для чего нам нужна минутка чистописания? -Где нам понадобится умение красиво писать? -Для того чтобы узнать, какую букву вы пропишите, послушайте стихотворение: Два барашка-братца Вышли пободаться. Положи конец борьбе — Преврати их в букву...(Б б) - Верно, Б б. -Охарактеризуйте звук «б»в слове «барашка» (согл.,звонк, твёрд.) - Пропишите заглавную и строчную букву Б б. -Помните о правильной посадке во время письма. -Закончили. Поменялись тетрадями. -Оцените работу друг друга по критериям: наклон, высота, ширина, элементы. -Вернули тетради. У кого 4 «+»? У кого 3? 2? Над чем вам нужно поработать? -Как можно исправить эти минусы? (больше тренироваться в написании букв и буквосочетаний) | Отвечают на вопросы учителя , Определяют, какую букву будут писать Прописывают букву оценивают | П-Анализ звукового состава слова с целью выделения признаков. К-Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Р-Самостоятельное выделение и формулирование позна-вательной задачи урока. |
III. Словарная работа | -Сегодня вы познакомитесь с новым словарным словом. -Кто скажет, зачем мы изучаем новые словарные слова? -Молодцы. -Чтобы узнать, что это за слово, подберите синоним к слову «разговор». Верно, БЕСЕДА. -Что такое беседа нам скажет толковый словарь. Найдите определение в толковом словаре. -Какая же орфограмма прячется в этом слове? -Верно, безударная гласная о, непроверяемая ударением. -Запишите это слово, выделите в нём орфограмму. | Высказывают своё мнение один ученик зачитывает определение Называют орфограмму Записывают слово | К-Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Р-Самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи урока |
IV. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | -Вспомним, какую тему изучили? (падежи) -Сколько в русском языке падежей? Перечислите. -По каким признакам можно определить падеж? -Молодцы. -Запишем предложение. Я люблю беседовать о книгах (П.п). -Что мы можем сделать с этим предложением? -Найдите основу. Определите падежи имени существительного. - Как вы понимаете слово «беседовать»? БЕСЕДОВАТЬ – сообщение на какую либо тему с участием слушателей в обмене мнениями. - Докажите, что слова «беседовать» и «беседа» однокоренные. (У них общий корень «бесед» и общее лексическое значение.) -Подчеркните орфограммы в этом слове. -Что повторили, выполнив это задание? | Один ученик работает у доски, остальные в тетради Анализируют предложение Доказывают | П-Анализ, сравнение, обобщение. Развитие памяти. К-Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллектив-ном обсуждении проблемы, умение полно и точно выражать свои мысли. Р-Умение приводить примеры. П-Умение ориентироваться в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, поиск и выделение информации К-Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллектив-ном обсуждении. Р-Умение самостояте-льно организовывать работу, осуществлять самоконтроль. |
V. Этап выявления места и причины затруднения | – Какую часть речи мы изучаем? (Имя сущ.) - У вас на партах есть карточка «Знаю, не знаю». Я вам задаю вопросы, если вы знаете ответ на вопрос, то ставите «+», если не знаете «-». 1. Знаете ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? что? 2. Знаете ли вы, что имена существительные могут стоят в форме единственного и множественного числа? 3. Знаете ли вы, что имена существительные бывают разного рода? 4. Знаете ли вы, падежи имен существительных? 5. Знаете ли вы, что такое 1 склонение имён существительных? 6. Знаете ли вы, что в русском языке есть три склонения имён существительных? - Есть ли такие вопросы, где вы поставили минус? (да) - Сформулируйте тему нашего урока? (Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных). - Тема нашего урока «Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных». | отвечают Работают с карточками Расставляют + и - Отвечают формулируют тему | П-Развитие смекалки. Понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму К-Невербальная коммуникация. Р-Контролировать правильность выполнения. |
VI. Этап построения проекта выхода из затруднения | -Сформулируйте цель урока. -Что мы должны сделать для ее достижения? -Где вам понадобится новое знание? - Где можем проверить правильность вывода? -А сейчас, прежде чем продолжить, позволим вашим глазкам отдохнуть. Физминутка для глаз. | Цель: научиться определять склонение Узнать новую информацию, понять ее и применить в задании Проводят физминутку | П-Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. К-Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя текст учебника. Р-Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. |
VII. Этап реализации построенного проекта | - Проведем исследовательскую работу в группах. -Вспомните правила работы в группе. -Просклоняйте каждую группу имен существительных и сделайте вывод, одинаковые ли падежные окончания имеют эти имена существительные при склонении. 1группа: лиса, папа. 2 группа: окно, волк. 3 группа: пыль, мышь. - Сравните окончания в каждой группе слов. Что вы заметили? Окончания всех существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных других групп. Проверьте свои предположения, прочитав рубрику «Обратите внимание» - Сколько групп склонений в русском языке? Что для них характерно? (Три группы склонения. Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам.) - Так от чего ещё зависят окончания имен существительных? - Для чего нужно уметь определять склонение? | Работают в группах Три ученика работают у доски Отвечают Проверят по слайду Подводят итоги От типа склонения Чтобы правильно писать окончания существительных | К- составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования. |
VIII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | - Во второй части исследовательской работы давайте понаблюдаем за признаками 1 склонения имён существительных. - Сейчас вы будете работать в парах. (Учитель раздаёт таблицы для исследования) - Исследуйте признаки первого склонения данным вам имён существительных. Таблица для исследования признаков 1 склонения имён существительных | Капля, братишка, дядя, зима, дедушка, роса, Коля, книга | Вопросы | Ответы | К какой части речи относится? | | Определите число, падеж | | Определите род | | Выделите окончания | | - Закончили. Проверим. У кого так? Поставьте себе +. Кто ошибся? Поставьте -. -Что нужно делать, чтобы не ошибаться? -Для чего выполняли это задание? - Сделайте вывод: к 1-му склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями а, я, в Им. п., ед. числа. Работа с учебником. -Откройте учебник с. 90 Познакомьтесь с правилом. (Дети читают). -Совпали ли ваши выводы с правилом в учебнике? (Да). Физминутка | высказывают свое мнение работают в парах работают самостоятельно Зачитывают столбики ответов. На доске сравнивают правильные ответы Делают вывод Работают с учебником | П-Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. |
IX. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | -А сейчас поработаем самостоятельно. Работа с учебником, упр.157 -Ребята, перед вами загадки, отгадайте их. Определите, какие из имён существительных относятся к 1 склонению. -Запишите любую загадку, а над словами укажите склонение. -У вас 3 минуты. -Закончили, проверяем. Все остальные слушают. -Молодцы, справились. Для чего вы выполняли это задание? Поставьте себе +. -Чему теперь научились? | Слушают учителя выполняют задание один ученик у доски проверяют | П-Умение обобщать, делать вывод. Прививать любовь к чтению. К-Умение осуществлять способ взаимодействия с одноклассниками. |
X. Этап включения в систему знаний и повторения | -Достигли цели урока? А как она звучала? -Сколько склонений существует? Перечислите. -Молодцы. | Подводят итоги урока | |
ХI. Домашнее задание | С.89-90 правила, упр. 154, 156 | Записывают | |
XII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | «Шкала» Проанализируйте свою работу на уроке от 1 до 10 баллов. Отметки за урок | Выставляют баллы | Р-Осознание качества и уровня усвоения. |