Конспект урока по предмету: «Русский язык»
по теме: «Три склонения имён существительных».
Автор: Завитаева Ольга Владимировна.
Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знаний
Цель урока – расширение знаний учащихся о постоянных признаках имени существительного.
Задачи:
- дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
- формировать навык склонения существительных по падежам и определения непостоянных признаков (формы) существительного;
- развивать операции мышления: сравнение, анализ и синтез, умозаключение (умение делать вывод); развивать память и речь;
- повышать учебную мотивацию через разнообразие форм работы и смену видов деятельности.
Результаты:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательно цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез; делать выводы;
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение образа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование: Компьютер с проектором, экраном и колонками (или интерактивная доска), меловая доска с магнитами, карточки.
Ход урока:
Организационный момент.
А) Настрой на урок.
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Б) Проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания
- Вам задавали домашнее задание. Пожалуйста, обменяйтесь тетрадями, проверьте выполнение домашнего задания соседом по парте. Карандашом оцените работу соседа по парте. Поднимите, пожалуйста, руке те, кто доволен своей отметкой. Ребята, кто недоволен своей отметкой, поднимите руки? Что нужно, чтобы исправить эту ситуацию? Конечно трудиться больше, быть усидчивей.
Актуализация знаний.
- Сели прямо, подготовились к письму. Записали в тетрадях число, классная работа. Работаем по слайду.
Минутка чистописания.
Самоопределение к деятельности.
- Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном…
(Дети называют постоянные и непостоянные признаки имени существительного).
- Ребята, давайте просклоняем по падежам слова. У доски работают 3 ученика. 1-ый ученик склоняет – Лиса, папа; 2- ой ученик – гнездо, стол; 3-ий – степь, глушь. Определите род имён существительных. Что заметили?
- В разных по роду именах существительных разные окончания
- Почему же так происходит? Наверно есть признак имени существительного о котором мы не знаем. Какую цель себе поставим?
- Узнать о новом признаке имени существительного.
Работа по теме урока.
- Давайте внимательно посмотрим на слова. Многие окончания одинаковые, хотя род разный. Но у слов женского рода разные окончания. Давайте попробуем разделить слова на несколько групп. Этих групп будет 3 и называться будут они - склонения. О чём сегодня будем говорить на уроке?
– О склонениях.
- Открыли учебник на с. 89, зачитываем, на что нужно обратить внимание.
- Итак, мы с вами выяснили, что слова женского и мужского рода с окончаниями –а, -я относятся к первому типу склонения. Слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, -е – это слова второго типа склонения. К третьему типу склонения относятся слова женского рода с нулевым окончанием (При рассказе учитель показывает на слайд). Давайте выведем правило, что такое склонение.
Склонение имени существительного — это изменение существительного по падежам и числам.
Физкультминутка.
Закрепление.
- Как у слова определить склонение? (выделить окончание и определить род).
Ребята, давайте выработаем алгоритм определения склонения имени существительного.
Алгоритм
действий при определении склонения имени существительного
Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:
Определить род.
Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
По роду и по окончанию определить склонение.
(Таблица окончаний имени существительного 1,2,3 склонения на стенде или выведена на слайд).
На слайде записаны слова: мальчишка, облако, сынишка, горизонт, тетрадь, сын, кровать, солнце, ладошка, мышь, дочь, врач, окно, море, плащ, папа, тетрадка, нить, морковка, нитка, гармонь, печь, кроватка, ладонь, село, деревня.
- Проверим, как работает наш алгоритм. Первые два слова разбираю я, далее по цепочке.
-Мальчишка – Кто? Мальчишка, он мой - м. р., окончание –а, 1 склонение.
Облако – Что? Облако, оно моё – ср. р., окончание –о, 2 склонение.
Дети продолжают по цепочке.
Рефлексия - Поднимите руку, кто доволен своим результатом? Остальные не огорчайтесь, над этой темой мы еще будем работать не один урок.
Подведение итогов урока.
- Вспомните тему урока. Какие задачи ставили? Все ли задачи удалось решить? (Отвечают на вопросы)
-Что такое склонение? (Изменение существительного по числам и падежам).
- Какие группы склонений бывают? (Первое, второе и третье).
- Какие слова отнесем к 1 склонению, второму, третьему?
- Как определить склонение? (По роду и окончанию существительного)
Домашнее задание.
Дома работаем в распечатке.
Спасибо за работу! Урок окончен.