Формируемые УУД | Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
Основные понятия | склонение |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Рамзаева. Русский язык. 4 класс Компьютер, индивидуальные карточки |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа |
Предполагаемый результат |
Знать | Уметь |
- Знать, что существительные делятся на три группы по типу склонения имён существительных. - Отличить тип склонения имён существительных можно по окончанию (в начальной форме) и по роду имени существительного. | - Склонять имена существительные. - Распознавать существенные признаки имён существительных для определения их склонения. - Наблюдать за изменением окончаний имён существительных в косвенных падежах, сравнивать их, высказывать свои предположения и выводы. |
| |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Мотивирует учащихся на работу. | Приветствуют учителя. Объясняют смысл пословицы. (Фронтальная работа) | Слайд 3. «Человек без знаний, что дерево без корней» «Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем» - Объясните, как понимаете эти пословицы? | | Личностные: определение того, «какое значение, смысл имеет для меня учение» Коммуникативные: умение достаточно точно выражать свои мысли |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Организует повторение изученного. | Повторяют изученный ранее материал. Работая в группах- составляют кластер. (работа в группах) (составление кластера в парах) | Чистописание (упр. 7 в тетради по чистописанию) Орфографическая работа(работают по очереди на доске, контролируют правильность карточками): Объясни вставленную букву: В(е,и)зде, (а,о)гр(а,о)ном, ж(и,е,ы)лище, ш(а,о)ссе, с(а,о)м(о,а) лёт, п(а,о)том, н(а,о)зад, в(е,и)се(н,нн)ий, ст(о,а)рожка, здра?ствуй, д(а,о)рога. Найди лишнее слово; раздели слова на группы. Слайд 4. - Прочитайте слова. Что у них общего? Зима, земля, папа, Толя, двор, конь, окно, поле, степь, мель. - Что знаете об имени существительном? Составьте кластер. (Работа в группах-парах ) Слайд 5. (Проверка) - Разделите слова на три группы. По какому признаку разделили? (Путем перетаскивания дети делят слова на три группы) Слайд 6, 7. | Знать и уметь находить орфограммы и объяснять их. Знать словарные слова. Знать признаки имени существительного как части речи. | Личностные:мотивационная основа учебной деятельности; Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия; коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Организует работу учащихся в изменении слов по падежам, самопроверку учащихся. В форме подводящего диалога организует работу с таблицей, подводит учащихся к формулированию темы урока. | Склоняют имена существительные, указывают их род, выделяют окончания. Сравнивают выполненную работу с образцом. Анализируют таблицу. Формулируют тему урока. (фронтальная работа) | Слайд 8. - По какому признаку разделила я эти слова? Слайд9. - Просклоняйте слова, данные на карточках (приложение 1). Выделите окончание. Определите их род. Слайд 10. - Проверьте правильность выполнения задания. - Какого рода слова в 1 группе? - Сравните окончания слов 1 группы в каждом падеже. Аналогично 2 и 3 группы слов. - По какому признаку разделили эти слова? Слайд 11. - Определите тему урока. (Группы склонения имен существительных) | Уметь изменять имена существительные по падежам. | Познавательные:анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия; структурирование знаний; подведение под понятие; постановка и формулирование проблемы. |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Познакомить с делением существительных на три группы . | В форме поводящего диалога организует наблюдение над склонением имен существительных, объединенных в группы. | Определяют, по каким признакам объедены имена существительные в группы. Составляют алгоритм определения склонения имен существительных. | Слайд 10. - По каким признакам объединяли эти слова в группы? (по родам и окончаниям) - В зависимости от рода и окончания выделяют три типа склонений. Склонение определяется по начальной форме имени существительного. Составление схемы. Слайд 12. - Какие существительные относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонению? - Проверьте наши выводы с определением в учебнике, с. 88 Работа в парах. Составление алгоритма. Слайд 13. - Как определить склонение имени существительного? Впишите в карточку порядок определения склонения им.сущ. (приложение 2) - Для чего нужно уметь определять склонение существительных? | Уметь определять склонение имени существительного. | Познавательные: инициатива; структурирование знаний; коммуникативные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности; рефлексия способов и условий действия; построение речевых высказываний |
V. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания в определении склонения. | Проводит инструктаж обучающихся. | Работают в парах по учебнику. Графически обосновывают правильность определения склонения. | Работа в парах. Учебник с. 88, упр. 166. Определите склонение имен существительных. Обсудите, как можно графически доказать правильность определения склонения? Какие признаки следует указать? Проверка. | Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение. | Познавательные:подведение под понятие; -использование общих приемов решения задач ; использование знаково-символических средств ; самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале; коммуникативные:учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку. | Формулируют задание для самостоятельной работы, выполняют самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки. | Слайд 14. - Какое задание можно выполнить с данными словами? Скатерть, яблоко, трамвай, печь, морковь, морковка, хозяйство, салют, съёмка, обезьяна, библиотека, квартира, роскошь, радость, агроном. (Распределить слова в три столбика по склонениям). Графически докажите правильность определения склонения. Проверка. Слайд 15. | Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение. | Регулятивные:осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; Познавательные: использование знаково-символических средств; рефлексия способов и условий действия |
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового знания в систему изученного материала | | | Упр. 167 (используя памятку) допиши по три слова из словаря в каждый столбик Слайд 16. - Вернемся к девизу нашего урока. Найдите имена существительные. Определите их склонение. | Уметь применять изученные правила. | Познавательные:смысловое чтение, извлечение необходимой информации; использование общих приемов решения задач; построение речевых высказываний; подведение под понятие |
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | | | Слайд 17. - Дополните кластер, который составили в начале урока. -Что нового узнали на уроке? -Что нужно ещё раз объяснить? -Что запомнили быстро, что с трудом? -Сможете ли объяснить эту тему однокласснику, который отсутствует? -Как вы это сделаете (кратко)? | | Личностные:адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;познавательные: рефлексия способов и условий действия; регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
IX. Д/з. | | | Выучить правило, используя кластер Упр.168 | | Познавательные: умение ориентироваться в информационном пространстве. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |