СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Три склонения имён существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является первым в изучении данной темы. Помогает детям дать первичное  понятие по склонению имён существительных

Просмотр содержимого документа
«Три склонения имён существительных»

Предмет: русский язык 4 класс (УМК Школа России)

Тема урока

Место урока по теме

Три склонения имён существительных.

Первый урок по теме «Три склонения имён существительных»

Тип урока

Формы, приёмы, методы

Постановочный. Изучение нового материала

Фронтальная, работа в парах (исследовательская работа), подводящий диалог

Цель урока

Задачи урока

Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных по окончанию (в начальной форме) и по роду, по наличию специфических падежных окончаний.

- С помощью исследовательской работы, открыть вместе с детьми три группы склонений имён существительных.

- Учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы, подвести детей к раскрытию новых тайн русского языка.

- Показать необходимость правильно определять склонение имён существительных.

- Способствовать развитию у учащихся орфографической зоркости, умение сопоставлять, выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы.

Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца


Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.


Основные понятия

склонение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные


Рамзаева. Русский язык. 4 класс

Компьютер, индивидуальные карточки

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

- Знать, что существительные делятся на три группы по типу склонения имён существительных.

- Отличить тип склонения имён существительных можно по окончанию (в начальной форме) и по роду имени существительного.

- Склонять имена существительные.

- Распознавать существенные признаки имён существительных для определения их склонения.

- Наблюдать за изменением окончаний имён существительных в косвенных падежах, сравнивать их, высказывать свои предположения и выводы.






Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя. Объясняют смысл пословицы.

(Фронтальная работа)

Слайд 3.

«Человек без знаний, что дерево без корней»

«Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем»

- Объясните, как понимаете эти пословицы?


Личностные: определение того, «какое значение, смысл имеет для меня учение»

Коммуникативные: умение достаточно точно выражать свои мысли

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Организует повторение изученного.

Повторяют изученный ранее материал. Работая в группах- составляют кластер.

(работа в группах)











(составление кластера в парах)

Чистописание (упр. 7 в тетради по чистописанию)


Орфографическая работа(работают по очереди на доске, контролируют правильность карточками):

Объясни вставленную букву:

В(е,и)зде, (а,о)гр(а,о)ном, ж(и,е,ы)лище, ш(а,о)ссе, с(а,о)м(о,а) лёт, п(а,о)том, н(а,о)зад, в(е,и)се(н,нн)ий, ст(о,а)рожка, здра?ствуй, д(а,о)рога.

Найди лишнее слово; раздели слова на группы.


Слайд 4.

- Прочитайте слова. Что у них общего?

Зима, земля, папа, Толя, двор, конь, окно, поле, степь, мель.

- Что знаете об имени существительном? Составьте кластер. (Работа в группах-парах )

Слайд 5. (Проверка)


- Разделите слова на три группы. По какому признаку разделили? (Путем перетаскивания дети делят слова на три группы)

Слайд 6, 7.



Знать и уметь находить орфограммы и объяснять их.

Знать словарные слова.

Знать признаки имени существительного как части речи.

Личностные:мотивационная основа учебной деятельности;

Познавательные:

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия;

коммуникативные:

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.


III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Организует работу учащихся в изменении слов по падежам, самопроверку учащихся. В форме подводящего диалога организует работу с таблицей, подводит учащихся к формулированию темы урока.

Склоняют имена существительные, указывают их род, выделяют окончания. Сравнивают выполненную работу с образцом. Анализируют таблицу. Формулируют тему урока.

(фронтальная работа)

Слайд 8.

- По какому признаку разделила я эти слова?

Слайд9.

- Просклоняйте слова, данные на карточках (приложение 1). Выделите окончание. Определите их род.

Слайд 10.

- Проверьте правильность выполнения задания.

- Какого рода слова в 1 группе?

- Сравните окончания слов 1 группы в каждом падеже.

Аналогично 2 и 3 группы слов.

- По какому признаку разделили эти слова?

Слайд 11.

- Определите тему урока. (Группы склонения имен существительных)

Уметь изменять имена существительные по падежам.

Познавательные:анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия; структурирование знаний;

подведение под понятие;

постановка и формулирование проблемы.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить с делением существительных на три группы .

В форме поводящего диалога организует наблюдение над склонением имен существительных, объединенных в группы.

Определяют, по каким признакам объедены имена существительные в группы. Составляют алгоритм определения склонения имен существительных.


Слайд 10.

- По каким признакам объединяли эти слова в группы? (по родам и окончаниям)

- В зависимости от рода и окончания выделяют три типа склонений. Склонение определяется по начальной форме имени существительного.

Составление схемы.

Слайд 12.

- Какие существительные относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонению?

- Проверьте наши выводы с определением в учебнике, с. 88

Работа в парах. Составление алгоритма.

Слайд 13.

- Как определить склонение имени существительного? Впишите в карточку порядок определения склонения им.сущ. (приложение 2)

- Для чего нужно уметь определять склонение существительных?

Уметь определять склонение имени существительного.

Познавательные: инициатива;

структурирование знаний;

коммуникативные:

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

построение речевых высказываний

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания в определении склонения.


Проводит инструктаж обучающихся.

Работают в парах по учебнику. Графически обосновывают правильность определения склонения.

Работа в парах.

Учебник с. 88, упр. 166.

Определите склонение имен существительных. Обсудите, как можно графически доказать правильность определения склонения? Какие признаки следует указать?

Проверка.


Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение.

Познавательные:подведение под понятие;

-использование общих приемов решения задач ;

использование знаково-символических средств ;

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале;

коммуникативные:учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;


VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний.


Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку.

Формулируют задание для самостоятельной работы, выполняют самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки.

Слайд 14.

- Какое задание можно выполнить с данными словами?

Скатерть, яблоко, трамвай, печь, морковь, морковка, хозяйство, салют, съёмка, обезьяна, библиотека, квартира, роскошь, радость, агроном.

(Распределить слова в три столбика по склонениям). Графически докажите правильность определения склонения.

Проверка. Слайд 15.



Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение.

Регулятивные:осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;

Познавательные:

использование знаково-символических средств;

рефлексия способов и условий действия

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала



Упр. 167 (используя памятку)

допиши по три слова из словаря в каждый столбик

Слайд 16.

- Вернемся к девизу нашего урока. Найдите имена существительные. Определите их склонение.

Уметь применять изученные правила.

Познавательные:смысловое чтение, извлечение необходимой информации;

использование общих приемов решения задач;

построение речевых высказываний;

подведение под понятие

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.




Слайд 17.

- Дополните кластер, который составили в начале урока.

-Что нового узнали на уроке?

-Что нужно ещё раз объяснить?

-Что запомнили быстро, что с трудом?

-Сможете ли объяснить эту тему однокласснику, который отсутствует?

-Как вы это сделаете (кратко)?


Личностные:адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;познавательные:

рефлексия способов и условий действия;

регулятивные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности


IX. Д/з.



Выучить правило, используя кластер

Упр.168


Познавательные: умение ориентироваться в информационном пространстве.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!