СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Три состояния воды в природе. Круговорот воды в природе.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Три состояния воды в природе. Круговорот воды в природе". 

Просмотр содержимого документа
«Три состояния воды в природе. Круговорот воды в природе.»

Тема: Три состояния воды в природе. Круговорот воды в природе.

Цели:

1. Познакомить обучающихся, где встречается вода в природе и какую роль она играет в природе и жизни человека.

2. Воспитывать бережное и разумное отношение к воде, рассказать о мерах и методах охраны воды.

3. Развивать умения и навыки обучающихся работать с текстом учебника.

Оборудование: глобусы, карты полушарий, диаграмма распределения суши и воды, атлас и контурные карты.


Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие обучающихся. Проверка готовности класса к уроку.

II. Изучение нового материала

Вода - это самое распространённое в мире вещество. Она входит в состав каждой живой клетки, поэтому имеет большое значение для поддержания жизни на Земле. Мы многое знаем о воде, но до сих пор не раскрыли всех её загадок.

Учитель сообщает название новой темы - «Вода». Открыть учебники и прочитать вопросы, данные перед темой «Вода в природе». Дети отвечают на вопросы. Таким образом разбираются все вопросы.

Дети делают вывод, что вода на Земле занимает большую часть поверхности, чем суша. По вызову учителя обучающиеся показывают на карте полушарий океаны, моря, крупнейшие реки, озера. Отметить водные объекты на контурной карте.

Учитель о6ращает внимание детей на карту полушарий и на диаграмму, показывающую распределение воды и суши по поверхности перечерчивают диаграмму в тетради.

Учитель говорит, что вода есть не только на поверхности Земли, но и в атмосфере, где она находится в газоо6разном состоянии и выпадает в виде различных осадков. Но, кроме того, вода есть и под землей. Значит, вода встречается в жидком и газоо6разном состоянии. А в каком еще состоянии 6ывает вода (в твердом).


Вопросы для беседы

1. Вспомните методы изучения природы. Мы воспользуемся ими, чтобы больше узнать о воде и ее свойствах. В тетрадях обучающиеся записывают число и тему урока и записывают свойства воды, просмотрев демонстрационные опыты.

2. Практическая работа

Опыт 1. В одном стакане вода, в другом - молоко. Какого цвета вода?

Опыт 2. Опустим стеклянную палочку в стакан с водой и с молоком. Какое свойство воды вы наблюдаете?

Опыт 3. Переливаем воду из одного стакана в другой. Каким свойством обладает вода?

Опыт 4. Растворимость воды. Запишите еще одно свойство воды.

Опыт 5. Испарение и конденсация.

При нагревании вода испаряется и превращается в пар. Этот процесс называется испарением. Вода закипает при температуре 100 градусов. При 100 градусах и выше вода превращается в пар. При охлаждении пар превращается в воду. Этот процесс называется конденсацией.

Опыт 6. При замерзании вода превращается в лед. Бросим кусочек льда в воду. Что мы наблюдаем? Что легче: лед или вода? При какой температуре вода превращается в лед? (0º и ниже). При какой температуре лед начинает таять? (0º и выше)

Проверим, что должно быть записано: бесцветность; прозрачность; текучесть; растворитель; испарение, конденсация; замерзание (лед легче воды); таяние.

Вода в природе постоянно переходит из одного состояния в другое. Как называется это явление? (Круговорот воды в природе). Как происходит круговорот воды в природе?


Записать словами в виде цепочки: осадки - ручей - река - озеро - море - океан - облако - осадки. Что связывает между собой все оболочки земли?


III. Закрепление изученного

1. Где встречается вода в твердом состоянии? Обучающиеся по условным знакам на карте показывают огромное пространства, которые занимает лед у Северного и Южного полюсов. Учитель добавляет, что материк Антарктида, остров Гренландия и многие другие острова Северного Ледовитого океана покрыты мощными толщами льда. Эти льды сползают в море и о6разуют огромные плавающие горы. Ледяные горы могут подниматься над уровнем моря на 30-40 и 6олее метров, длина их может достигать более 100 км.

2. Обобщив ответы детей, учитель делает вывод, что вода на Земле есть всюду, а на Луне, Солнце и планетах воды нет. Учитель демонстрирует кинофильм «Использование воды человеком». После просмотра фильма проводит 6еседу: что 6ыло 6ы, если 6ы в нашей местности не стало воды? Откуда получают воду в городах и в 6ольших селах? Почему говорят: «Нет воды - нет жизни, есть вода – есть жизнь»? Какое значение имеет вода для жизни на Земле?
3. Для закрепления нового материала используются вопросы и задания для повторения, данные в начале темы.


IV. Итог. Вывод

Водный баланс - это основа жизни на нашей планете. Большая её часть на Земле - это океаны и моря. В них сосредоточено 97% данного вещества. Остальные 3 % - это реки, озёра, пруды, подземные воды и парообразная вода в атмосфере. Растения и животные для обеспечения своей жизнедеятельности ежедневно потребляют живительную влагу. Вода - это составляющая часть организма человека. Каждая наша клетка больше чем наполовину состоит из этой жидкости. Кровь, текущая в наших венах, - это на 82% вода. Мышцы и кожа содержат её 76%. Удивительно, но даже кости в своём составе имеют до 30% воды. Её наименьшее содержание в зубной эмали - всего 0,3%. Общая масса воды на планете Земля - более 2 000 000 000 миллионов тонн.

Круговорот воды - это очень важный природный процесс, благодаря которому возможна жизнь на нашей планете. Окружающую среду невозможно представить без воды, поскольку только при ее участии происходят многие физические, химические и биологические процессы.


V. Д/з Прочитать тему «Вода в природе», подготовить пересказ, ответить на вопросы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!