Требованияпредъявляемые к современному уроку
в условиях реализации ФГОС
Урок традиционно считается первоосновой учебно-воспитательного процесса в школе, неиссякаемым источником получения учениками знаний. Кроме того, именно на уроке формируется человек завтрашнего дня. Говоря о модернизации школьного образования, мы часто забываем, что это не абстрактное понятие, а будничная, конкретная работа. Каждый день учителя, каждый его урок – это творческий поиск, решение вопросов: как сделать уроки по-настоящему обучающими и в то же время интересными? Каким должен быть урок сегодня и завтра? Что помогает улучшить работу, сделать ее более качественной, эффективной? Не секрет, что современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
-резко возросла информированность детей;
-современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
-несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
- ограниченность общения со сверстниками.
И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» ФГОС обозначил проблему очень важной. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
-создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Профессию педагога иногда сравнивают с профессией актера. Как и актер, учитель должен уметь установить контакт с людьми, заинтересовать их, увлечь. Как не бывает одинаковых спектаклей, так не может быть и похожих уроков. Не надо бояться быть артистичными.
Урок- технологии, бесспорно, занимает особое место в формировании личности, мировоззрения, его нравственности, творческих сил, то есть играет главную роль в становлении эмоциональной, эстетической, нравственной культуры ученика. Конечно же, традиционный урок остаётся основным видом уроков технологии, но всё большее значение приобретают необычные, творческие, нешаблонные уроки. Сюда входят уроки-диспуты, уроки-семинары, уроки-композиции, уроки-экскурсии, уроки игрового типа, пресс-конференции и многое другое. Любой урок, у которого есть что-то оригинальное, инновационное, классифицируется как нестандартный. Найти такую нестандартность становится для многих учителей важнейшей задачей
Урок – это видимая часть работы учителя. Ей предшествует большая подготовительная деятельность, детерминированная требованиями к содержанию урока и технике его ведения.
На одном уроке решается множество разнообразных задач, но на одном уроке все перечисленные требования не могут быть реализованы. Они реализуются в системе уроков.
Зная характеристику урока, как целостной системы, учитывая особенности типологии и структуры уроков, необходимо остановиться на современных требованиях к уроку.
В основе рациональной организации урока лежат требования, соблюдение которых позволяет преподавателю повысить коэффициент полезной деятельности учащихся, а следовательно, и качество их подготовки. В совокупности эти требования ориентируют преподавателя на оптимальную структуру урока, и позволяют ему упорядочить урок, повысить его эффективность. Эта совокупность требований одновременно является и критерием качества проведенного урока. Разумеется, такая система требований никоим образом не исключает творчества учителя. Напротив, она помогает направить его творчество в правильное русло
Рождение любого урока начинается с осознания его целей. В противном случае урок будет аморфным, случайным. Затем преподаватель определяет наиболее оптимальный тип урока для достижения целей, тщательно продумывает, где и какими средствами он планирует выполнить поставленные цели. Такое стратегическое планирование принципиально необходимо. Эта деятельность преподавателя направляется требованиями к структуре урока.
Требования к структуре говорят о необходимости:
1. Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока делется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель и продумываются оптимальные средства ее достижения).
2. Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязанные друг с другом).
3. Связать данный урок с предыдущим и последующими уроками.
4.Отобрать и применить оптимальные сочетания методов изучения нового материала.
5.Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;
6. Продумать систему повторения и закрепления изученного материала.
7.Найти оптимальное место домашнему заданию, которое является тщательно продуманным продолжением данного урока и подготовкой к следующему, минимальным по объему, своевременным и всем понятным, учитывать индивидуальные возможности учащихся.
Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующему:
1. Обеспечить на уроке охрану здоровья учащихся (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения).
2. Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме (необходимо заблаговременно отобрать учебный материал к каждому уроку, определить его объем и сложность применительно к данному классу, а также наметить все основные виды работ на уроке).
3. Своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал, технические средства обучения.
4. Обеспечить разнообразие типов урока в системе уроков по данной теме.
5. Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством преподавателя, что позволит сделать обучение в принципе самоподдерживающимся процессом.
Существуют определенные требования к содержанию урока и процессу учения:
- урок должен быть воспитывающим. Это означает, что материал урока необходимо использовать в целях воспитания учащихся. В процессе учебы учащиеся должны осознавать себя гражданами общества;
-обязательно выполняются требования, вытекающие из основных дидактических принципов (обеспечить изучение основ науки, систематичность и прочность знаний, учет индивидуальных возможностей, связь полученных знаний с жизнью). Система уроков должна постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение учащихся к учению, ориентировать их в выборе профессии;
- процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и преподавателя доказательными;
- в процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе.
Требования к технике проведения современного урока можно сформулировать так:
1. Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях.
2. Темы и ритм урока должны быть оптимальными, действия преподавателя и учащихся завершенными.
3. Необходим полный контакт во взаимодействии преподавателя и учащихся на уроке, педагогический такт (недопустимы прямые и косвенные оскорбления учащихся).
4. Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.
5.Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения.
6. Управлять учебным процессом на уроке. Большую часть урока активно работают учащиеся.
Современные требования к уроку бывают трёх видов:
1. Дидактические:
- чёткое определение места урока среди других уроков;
- соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки учащихся;
- учёт принципов целостного педагогического процесса;
- выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения;
- наличие межпредметных связей.
2. Воспитательные и развивающие:
- формирование памяти, внимания и мышления учащихся;
- воспитание нравственных качеств личности;
- развитие познавательного интереса и мотивов;
- соблюдение преподавателем педагогического такта, выдержки и терпения;
- развитие творческих способностей;
- создание проблемной ситуации.
У учителей технологов
3. Организационные:
- наличие продуманного плана проведения урока;
- чёткость проведения урока (в соответствии со структурой урока);
- создание рабочей дисциплины;
- использование средств обучения и информационных технологий;
- завершённость урока, его гибкость и подвижность.
Все эти требования должны реализоваться учителем при разработки и подготовки современных уроков.