СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочные упражнения для учащихся начальной школы по выполнению исследовательских работ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особой характерностью для одаренных детей является то, что они с большим интересом участвуют в самых разнообразных исследовательских делах. В начальных классах уже давно используются проблемные методы обучения, которые содержат элементы (что связано с психологическими особенностями детей младшего школьного возраста) самостоятельной исследовательской практики.

Просмотр содержимого документа
«Тренировочные упражнения для учащихся начальной школы по выполнению исследовательских работ»

Тренировочные упражнения

для учащихся начальной школы

по выполнению исследовательских работ


Каждый ребенок неповторим. Полное раскрытие способностей и талантов одаренных детей важно не только для них самих, но и для общества в целом. Учеными выдвигаются предположения, что одаренность взрослого человека тесно связана с опытом раннего детства, хотя природа этой связи до сих пор до конца не изучена. Значит, существует необходимость раннего выявления одаренности и создание условий для ее развития.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения каждым человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренность судится не по конечному результату-продукту, а в процессе работы. Необходимо создавать такие условия, где каждый двигается к своей цели, так как не один ребенок не похож на другого. Выделяют разные виды одаренности: в практической деятельности, в познавательной, в художественно-эстетической, в коммуникативной и др.

Необходимо отметить, что существует явная и скрытая одаренность. Выявление и развитие детей с разной одаренностью зависит от взаимодействия:

  • специалистов;

  • родителоей;

  • программ развития и обучения;

  • общества, в котором они находятся;

  • условий воспитания и обучения (важное значение имеет время, пространство и др. факторы).

Особой характерностью для одаренных детей является то, что они с большим интересом участвуют в самых разнообразных исследовательских делах. В начальных классах уже давно используются проблемные методы обучения, которые содержат элементы (что связано с психологическими особенностями детей младшего школьного возраста) самостоятельной исследовательской практики.

Однако при проведении «Дней науки», при защите исследовательских проектов учащихся начальной школы педагоги заметили ряд проблем, с которыми сталкиваются младшие школьники:

  • выбор темы исследовательской работы;

  • анализ и обобщение собранного материала по теме;

  • умение выделять главное, защищать проект и доказывать свою точку зрения.

Для решения этих проблем в нашей школе педагогами используются ряд тренировочных упражнений и дидактических игр с учащимися. Приведем некоторые примеры решения данных проблем:

  1. По выбору темы.

а) Дидактическая игра «Звёздочка». Педагог называет слово и предлагает назвать слова, предложения, которые ассоциируются с данным словом, например: игра, гриб, вода и др. Во время подбора ассоциативных идей учащимися, учитель оформляет запись идей в форме «звёздочки»:





история игр










Гриб – это растение или животное?

Все ли грибы съедобны?

Как правильно собирать грибы? (Памятка грибника.)

Почему пропадают грибы?

Встреча в лесу. (Спектакль про грибы.)

Можно ли вырастить грибы?

....................................................................................................................................























Все предложения учащихся – это уже возможные темы исследования. При коллективном выполнении работы - это темы для групп или участников.


б) Дидактическая игра «Выбиралочка». Младшим школьникам предлагаются карточки с изображениями или записями тем исследования. Часто учащиеся выбирают то, что им ближе по жизненому опыту или то, что интересует более всего.



  1. По анализированию собранной информации и обобщению информации.

а) учащимся предлагается “Памятка для анализа собранной информации”. Работать по памяткам дети умеют уже с 1-ого класса. Например, при исследовании материала о какой-либо личности, персонаже:

1. Составь «портрет» личности.

2. Отметь интересные моменты биографии.

3. Выдели основные достижения деятельности.

4. Опиши отношение к нему современников и оношение к нему в наши дни.


Учителя могут отметить, что эти несложные памятки они уже, возможно, используют на уроках литературного чтения, окружающего мира и др. образовательным предметам. Однако они и помогают научить учащихся анализировать и ситематизировать собранный материал.

б) учащимся предлагается выполнить анализ материала по источникам информации, сопоставить его, отобрать для работы значимые моменты:

  • из книг;

  • из собственных размышлений;

  • из телепередач;

  • после экскурсии;

  • после проведенного эксперимента;

  • из интервью;

  • из сети Интернет и т.д.

Главное научить ребят смело высказывать свои предположения, идеи, определения, делать выводы.


  1. По выработке умений выделять главное, защищать проект.


а) Дидактическая игра «Карусель». Ребята садятся в два ряда, напротив друг друга или в два круга. Учитель предлагает идею, слово, высказывает предположение и предлагает ребятам высказать положительные и отрицательные стороны этой мысли. Сначала один ряд или круг высказывает положительные стороны, другой старается найти “минусы”. Потом они меняются ролями. Например: учитель предлагает детям слово – свеча.

Дети называют:

положительные характеристики

отрицательные характеристики

дает свет

открытый огонь опасен

парафин можно использовать еще раз

быстро сгорает

можно использовать там, куда трудно провести электричество

мало света, яркости

...

...

Опыт проведения таких занятий известен многим учителям общеобразовательных школ и воспитателям ДОУ по программе ТРИЗ.

б) Дидактическая игра “Почемучка”. Одному учащемуся или группе предлагается определенная тема, по которой им необходимо задать как можно больше вопросов “Почему?”. Если это игра-соревнование, то играющие записывают свои вопросы на листе бумаги. Побеждает команда, которая задает большее количество вопросов. Можно учитывать оригинальность вопросов. Это учит учащихся предугадывать вопросы слушателей на защите собственных исследовательских работ-проектов, не бояться вопросов и уметь заранее подготовиться к ним.

в) Дидактическая игра “Рейтинг новостей”. Учащимся предлагается рассказать о новостях школы, города, страны или мира во время определенного занятия, урока или перед уроками после утренней гимнастики в течении 3-5 минут. Ребята учатся отбирать интересное, главное из новостей, а также приобретают навык публичного выступления.


При выполнении самостоятельной исследовательской работе учащимся даются советы придерживаться определенного плана:

  1. Тема (проблема, обоснование актуальности).

  2. Цели и задачи.

  3. Гипотеза.

  4. Организация и методика исследования.

  5. Результаты.

  6. Защита исследования.


Тренировочные упражнения и игры можно проводить по самым привычным для детей темам на любом уроке или внеклассном мероприятии.

Результатом исследовательской работы могут быть самые разные проекты. Приведем примеры работ, выполненых учащимися нашей школы:

  • Теоретические исследовательские проекты: “Березкины слезы”, “Очаровательный сорняк”, “Забытые народные музыкальные инструменты”, “Красная книга Самарской области”, “Николай II – мученик”, “Лермонтов в Тарханах”, и др.

  • Эмперические проекты (собственные варианты игр, проекты по собственным наблюдениям и опытам): “Всем ли полезен шоколад?”, “Божья коровка (тетрадь-раскраска для малышей)”, “Пословицы и поговорки. Их значение в нашей речи”, “Мода для девочек”, “О природе заповедников” и др.

  • Фантастические проекты: “Наша школа в будущем”, “Как долго можно хранить овощи”(выставка поделок из природного материала), “Парк аттракционов в нашем районе” и др. фантастические проекты.


В литературе встречается и другая классификация исследовательских проектов, а именно: по временному признаку выполнения проектов (долгосрочные, краткосрочные), по характеру контактов (в классе, в школе), по колличеству участников (индивидуальные или коллективные) и др.


На методическом объединении учителей начальной школы во время деловой игры были рассмотрены вопросы, касающиеся требований к педагогу, который руководит исследовательской работой учащихся. Вот некоторые из требований:

  • Не сдерживайте инициативы детей.

  • Помогайте детям действовать независимо, не подавляйте лишними наставлениями.

  • Искусство педагога в том, чтобы подвести ученика к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим выбором.

  • Не торопитесь с вынесением суждения, приговора. Найдите ту изюминку, что ребенок хотел показать.

  • Подходите ко всему творчески.


Действенными путями выявления, реализации неординарных возможностей учащихся, развития их интереса к исследовательской работе служат различные конкурсы, олимпиады, игры-путешествия, соревнования, мероприятия на параллель классов, внеклассные мероприятия , а также возможность учащихся участвовать в создании школьного сайта и быть авторами газеты начальных классов “Первая ступенька”. В нашей школе не первый год проводятся “Конкурсы эрудитов”, “Школьный звездопад” - мероприятия, на которые приглашаются и родители , и воспитанники ДОУ.

По вопросам исследовательской деятельности в школе достаточно много литературы, создается банк исследовательских проектов учащихся, методических наработок педагогов.


Предлагаем сценарий праздника “Конкурс эрудитов” во 2-ом классе из опыта работы в нашей школе.


Праздник проводится в музыкальном зале, ярко украшенном воздушными шарами, цветами. Для команд из 7 человек от каждого класса, а также для работы жюри подготовлены столы - рабочие зоны. На столах бумага, цветные карандаши, материалы, необходимые для конкурсов.

Для болельщиков и гостей отведены места возле стен. Центральная часть зала свободна для выступления артистов в перерывах между заданиями, соревнованиями. Подобрана яркая музыка для активного отдыха и спокойная для фона игры. Для зрителей подбираются загадки, потешки, задачки в стихах, которые не заставят их скучать во время работы команд над заданиями.

Команды выбирают себе название, девиз, рисуют заранее эмблемы (возможно и другие атрибуты).

Задания для эрудитов подбираются учителями и родителями, которые принимают участие в подготовке праздника. Задания подбираются с условием, что это не олимпиадные задачи для самых умных, а задания, выполнить которые могут творческие ребята, применяя не только интеллектуальные, но и нестандартные творческие способности. На выполнение каждого задания отводится определенное время от 2 до 5 минут. Приведем примеры некоторых заданий:


Задание №1. “Художники-авангардисты”(На оригинальность и гибкость мышления)

Закончи начатое (рисунок), превратив каждое изображение во что-то необычное, интересное, неповторимое, фантастическое.

а) Закончи рисунок, например:




2. 4.

1.

3.

б) Предлагается не рисунок, а аппликация из бумаги или ткани;

в) Предлагается набор объёмного геометрического материала.

Задание №2. “Умники”(Невербальные задания)

Найдите закономерность в расположении фигур и закончите рисунок (дается 3-5 вариантов карточек).Пример одной из карточек:









?


Задание №3. “Архитекторы-дизайнеры”

Сложи из определенного количества (30 штук) спичек маяк, замок, корову.

Задание №4. “Неунывайки”(Задачи на сообразительность)

  • Что можно увидеть с закрытыми глазами?

  • Как в решете воды принести?

  • Из какой посуды нельзя ничего съесть?

  • Сколько орехов в пустом стакане?

  • Веревку разрезали в 5 местах. Сколько частей получилось?

Задание №5. “Юмористы”(Творческие задания на развитие речи)

  • (Вариант1) Придумать как можно больше предложений используя слова: весна, команда.

  • (Вариант2) Закончить юмористический рассказ.

  • (Вариант3) Рассказать от имени кошки, о том, как проходит вечер в семье. Можно инсценировать.


Во время перерывов совместно с музыкальным работником организуются калейдоскопы песен, известные всем, находящимся в зале детям, проходят выступления артистов-детей с сольными и коллективными номерами, которые заранее оговариваются с организаторами праздника, проводятся игры со зрителями на внимательность, ловкость, находчивость, что обычно сопровождается громкими апплодиментами победителям или просто смельчакам, юмором, детскими улыбками и смехом. Атмосфера праздника должна быть во всем.


Литература:

  1. Гузеев В.В., Новожилова Н.В., Рафаева А.В., Скоробогатова Г.Г. Консультации: метод проектов // Педагогические технологии. – 2007. № 7.

  2. Бабаева Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков. М.: Академия, 2006г.

  3. А.И. Савенков. “Одаренный ребенок в массовой школе” Изд. “Сентябрь”, 2001г.

  4. Эйнон Д. Творческая игра: От рождения до десяти лет/ пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 1995г.

  5. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара: Самар.Дом печати, 1994г.