Тренировочные упражнения
для учащихся начальной школы
по выполнению исследовательских работ
Каждый ребенок неповторим. Полное раскрытие способностей и талантов одаренных детей важно не только для них самих, но и для общества в целом. Учеными выдвигаются предположения, что одаренность взрослого человека тесно связана с опытом раннего детства, хотя природа этой связи до сих пор до конца не изучена. Значит, существует необходимость раннего выявления одаренности и создание условий для ее развития.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения каждым человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренность судится не по конечному результату-продукту, а в процессе работы. Необходимо создавать такие условия, где каждый двигается к своей цели, так как не один ребенок не похож на другого. Выделяют разные виды одаренности: в практической деятельности, в познавательной, в художественно-эстетической, в коммуникативной и др.
Необходимо отметить, что существует явная и скрытая одаренность. Выявление и развитие детей с разной одаренностью зависит от взаимодействия:
специалистов;
родителоей;
программ развития и обучения;
общества, в котором они находятся;
условий воспитания и обучения (важное значение имеет время, пространство и др. факторы).
Особой характерностью для одаренных детей является то, что они с большим интересом участвуют в самых разнообразных исследовательских делах. В начальных классах уже давно используются проблемные методы обучения, которые содержат элементы (что связано с психологическими особенностями детей младшего школьного возраста) самостоятельной исследовательской практики.
Однако при проведении «Дней науки», при защите исследовательских проектов учащихся начальной школы педагоги заметили ряд проблем, с которыми сталкиваются младшие школьники:
выбор темы исследовательской работы;
анализ и обобщение собранного материала по теме;
умение выделять главное, защищать проект и доказывать свою точку зрения.
Для решения этих проблем в нашей школе педагогами используются ряд тренировочных упражнений и дидактических игр с учащимися. Приведем некоторые примеры решения данных проблем:
По выбору темы.
а) Дидактическая игра «Звёздочка». Педагог называет слово и предлагает назвать слова, предложения, которые ассоциируются с данным словом, например: игра, гриб, вода и др. Во время подбора ассоциативных идей учащимися, учитель оформляет запись идей в форме «звёздочки»:







история игр

Гриб – это растение или животное?

Все ли грибы съедобны?
Как правильно собирать грибы? (Памятка грибника.)


Почему пропадают грибы?
Встреча в лесу. (Спектакль про грибы.)
Можно ли вырастить грибы?
....................................................................................................................................
















Все предложения учащихся – это уже возможные темы исследования. При коллективном выполнении работы - это темы для групп или участников.
б) Дидактическая игра «Выбиралочка». Младшим школьникам предлагаются карточки с изображениями или записями тем исследования. Часто учащиеся выбирают то, что им ближе по жизненому опыту или то, что интересует более всего.
По анализированию собранной информации и обобщению информации.
а) учащимся предлагается “Памятка для анализа собранной информации”. Работать по памяткам дети умеют уже с 1-ого класса. Например, при исследовании материала о какой-либо личности, персонаже:
1. Составь «портрет» личности.
2. Отметь интересные моменты биографии.
3. Выдели основные достижения деятельности.
4. Опиши отношение к нему современников и оношение к нему в наши дни.
Учителя могут отметить, что эти несложные памятки они уже, возможно, используют на уроках литературного чтения, окружающего мира и др. образовательным предметам. Однако они и помогают научить учащихся анализировать и ситематизировать собранный материал.
б) учащимся предлагается выполнить анализ материала по источникам информации, сопоставить его, отобрать для работы значимые моменты:
Главное научить ребят смело высказывать свои предположения, идеи, определения, делать выводы.
По выработке умений выделять главное, защищать проект.
а) Дидактическая игра «Карусель». Ребята садятся в два ряда, напротив друг друга или в два круга. Учитель предлагает идею, слово, высказывает предположение и предлагает ребятам высказать положительные и отрицательные стороны этой мысли. Сначала один ряд или круг высказывает положительные стороны, другой старается найти “минусы”. Потом они меняются ролями. Например: учитель предлагает детям слово – свеча.
Дети называют:
положительные характеристики | отрицательные характеристики |
дает свет | открытый огонь опасен |
парафин можно использовать еще раз | быстро сгорает |
можно использовать там, куда трудно провести электричество | мало света, яркости |
... | ... |
Опыт проведения таких занятий известен многим учителям общеобразовательных школ и воспитателям ДОУ по программе ТРИЗ.
б) Дидактическая игра “Почемучка”. Одному учащемуся или группе предлагается определенная тема, по которой им необходимо задать как можно больше вопросов “Почему?”. Если это игра-соревнование, то играющие записывают свои вопросы на листе бумаги. Побеждает команда, которая задает большее количество вопросов. Можно учитывать оригинальность вопросов. Это учит учащихся предугадывать вопросы слушателей на защите собственных исследовательских работ-проектов, не бояться вопросов и уметь заранее подготовиться к ним.
в) Дидактическая игра “Рейтинг новостей”. Учащимся предлагается рассказать о новостях школы, города, страны или мира во время определенного занятия, урока или перед уроками после утренней гимнастики в течении 3-5 минут. Ребята учатся отбирать интересное, главное из новостей, а также приобретают навык публичного выступления.
При выполнении самостоятельной исследовательской работе учащимся даются советы придерживаться определенного плана:
Тема (проблема, обоснование актуальности).
Цели и задачи.
Гипотеза.
Организация и методика исследования.
Результаты.
Защита исследования.
Тренировочные упражнения и игры можно проводить по самым привычным для детей темам на любом уроке или внеклассном мероприятии.
Результатом исследовательской работы могут быть самые разные проекты. Приведем примеры работ, выполненых учащимися нашей школы:
Теоретические исследовательские проекты: “Березкины слезы”, “Очаровательный сорняк”, “Забытые народные музыкальные инструменты”, “Красная книга Самарской области”, “Николай II – мученик”, “Лермонтов в Тарханах”, и др.
Эмперические проекты (собственные варианты игр, проекты по собственным наблюдениям и опытам): “Всем ли полезен шоколад?”, “Божья коровка (тетрадь-раскраска для малышей)”, “Пословицы и поговорки. Их значение в нашей речи”, “Мода для девочек”, “О природе заповедников” и др.
Фантастические проекты: “Наша школа в будущем”, “Как долго можно хранить овощи”(выставка поделок из природного материала), “Парк аттракционов в нашем районе” и др. фантастические проекты.
В литературе встречается и другая классификация исследовательских проектов, а именно: по временному признаку выполнения проектов (долгосрочные, краткосрочные), по характеру контактов (в классе, в школе), по колличеству участников (индивидуальные или коллективные) и др.
На методическом объединении учителей начальной школы во время деловой игры были рассмотрены вопросы, касающиеся требований к педагогу, который руководит исследовательской работой учащихся. Вот некоторые из требований:
Не сдерживайте инициативы детей.
Помогайте детям действовать независимо, не подавляйте лишними наставлениями.
Искусство педагога в том, чтобы подвести ученика к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим выбором.
Не торопитесь с вынесением суждения, приговора. Найдите ту изюминку, что ребенок хотел показать.
Подходите ко всему творчески.
Действенными путями выявления, реализации неординарных возможностей учащихся, развития их интереса к исследовательской работе служат различные конкурсы, олимпиады, игры-путешествия, соревнования, мероприятия на параллель классов, внеклассные мероприятия , а также возможность учащихся участвовать в создании школьного сайта и быть авторами газеты начальных классов “Первая ступенька”. В нашей школе не первый год проводятся “Конкурсы эрудитов”, “Школьный звездопад” - мероприятия, на которые приглашаются и родители , и воспитанники ДОУ.
По вопросам исследовательской деятельности в школе достаточно много литературы, создается банк исследовательских проектов учащихся, методических наработок педагогов.
Предлагаем сценарий праздника “Конкурс эрудитов” во 2-ом классе из опыта работы в нашей школе.
Праздник проводится в музыкальном зале, ярко украшенном воздушными шарами, цветами. Для команд из 7 человек от каждого класса, а также для работы жюри подготовлены столы - рабочие зоны. На столах бумага, цветные карандаши, материалы, необходимые для конкурсов.
Для болельщиков и гостей отведены места возле стен. Центральная часть зала свободна для выступления артистов в перерывах между заданиями, соревнованиями. Подобрана яркая музыка для активного отдыха и спокойная для фона игры. Для зрителей подбираются загадки, потешки, задачки в стихах, которые не заставят их скучать во время работы команд над заданиями.
Команды выбирают себе название, девиз, рисуют заранее эмблемы (возможно и другие атрибуты).
Задания для эрудитов подбираются учителями и родителями, которые принимают участие в подготовке праздника. Задания подбираются с условием, что это не олимпиадные задачи для самых умных, а задания, выполнить которые могут творческие ребята, применяя не только интеллектуальные, но и нестандартные творческие способности. На выполнение каждого задания отводится определенное время от 2 до 5 минут. Приведем примеры некоторых заданий:
Задание №1. “Художники-авангардисты”(На оригинальность и гибкость мышления)
Закончи начатое (рисунок), превратив каждое изображение во что-то необычное, интересное, неповторимое, фантастическое.
а) Закончи рисунок, например:




2. 4.
1.
3.
б) Предлагается не рисунок, а аппликация из бумаги или ткани;
в) Предлагается набор объёмного геометрического материала.
Задание №2. “Умники”(Невербальные задания)
Найдите закономерность в расположении фигур и закончите рисунок (дается 3-5 вариантов карточек).Пример одной из карточек:







?
Задание №3. “Архитекторы-дизайнеры”
Сложи из определенного количества (30 штук) спичек маяк, замок, корову.
Задание №4. “Неунывайки”(Задачи на сообразительность)
Что можно увидеть с закрытыми глазами?
Как в решете воды принести?
Из какой посуды нельзя ничего съесть?
Сколько орехов в пустом стакане?
Веревку разрезали в 5 местах. Сколько частей получилось?
Задание №5. “Юмористы”(Творческие задания на развитие речи)
(Вариант1) Придумать как можно больше предложений используя слова: весна, команда.
(Вариант2) Закончить юмористический рассказ.
(Вариант3) Рассказать от имени кошки, о том, как проходит вечер в семье. Можно инсценировать.
Во время перерывов совместно с музыкальным работником организуются калейдоскопы песен, известные всем, находящимся в зале детям, проходят выступления артистов-детей с сольными и коллективными номерами, которые заранее оговариваются с организаторами праздника, проводятся игры со зрителями на внимательность, ловкость, находчивость, что обычно сопровождается громкими апплодиментами победителям или просто смельчакам, юмором, детскими улыбками и смехом. Атмосфера праздника должна быть во всем.
Литература:
Гузеев В.В., Новожилова Н.В., Рафаева А.В., Скоробогатова Г.Г. Консультации: метод проектов // Педагогические технологии. – 2007. № 7.
Бабаева Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков. М.: Академия, 2006г.
А.И. Савенков. “Одаренный ребенок в массовой школе” Изд. “Сентябрь”, 2001г.
Эйнон Д. Творческая игра: От рождения до десяти лет/ пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 1995г.
Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара: Самар.Дом печати, 1994г.