СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Троп как одно из средств словесной образности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Троп – характерен для стилистики и поэтики. Античные теоретики считали его «необычным» средством в семасиологии, при котором слово реализует в речи одновременно два значения -- иносказательное и буквальное, связанные друг с другом либо по принципу смежности.

Просмотр содержимого документа
«Троп как одно из средств словесной образности»

Троп – характерен для стилистики и поэтики. Античные теоретики считали его «необычным» средством в семасиологии, при котором слово реализует в речи одновременно два значения -- иносказательное и буквальное, связанные друг с другом либо по принципу смежности

(Синекдоха, Метонимия), либо сходства (Метафора), либо противоположности (Ирония). Структура тропа характеризует два направлениями выражения образности: 1) переносное значение, которое имеет прямое отношение к самому предмету -- объекту характеристики, выступает лишенным собственного звучания (написания), образует скрытый, внутренний, иносказательный план тропа, являясь, однако, частью контекста, и 2) прямое значение, которое соответствует природной характеристике слова -- представляет собой обычный смысл данного слова, реализуемый посредством собственного звучания (написания); это значение дано совершенно явно, но по отношению к контексту оказывается инородным телом. При объединении лексических единиц в тропе происходит «обогащение значения»; в каждом конкретном случае одни элементы используемого «материала» остаются нейтральными, тогда как другие, подвергаясь усилению, создают экспрессивный эффект [25, c. 48]

Тропы - это не только образная сетка, через которую воспринимается мир, но и специфическое отношение к миру, которое обуславливает не только характер видения мира, но и его ощущение. Тропы характеризуют две стороны: выражая денотативное содержание, они формируют его смысл и оценку, выражая субъективное отношение, они придают смыслу чувственный облик, в том числе и тональный.

Тропы по своей природе имеют сложную структуру: в них чисто языковые элементы только одна сторона, вторая - элементы знакового построения выразительного смысла, возникшие на основе операций трансформаций, тождества, смежности и контраста, соединяющих элементы в образные структуры, в результате чего происходит «приращение выразительного смысла», добавление образного субэлемента. Целью этих средств является создание эффекта убеждения,

эмоциональной реакции и особой доказательности [25, c. 54]



По мнению Вилли Сандерса, тропы представляют собой особую подгруппу фигур речи. В то время как фигуры речи в узком смысле являются грамматико-синтаксическими фигурами дополнения, упущения или замещения, тропы – лексические фигуры замещения (в отношении значения) в форме семантического несоответствия. На место конкретного понятия встаёт лексическая единица в образном (переносном) значении. Олицетворение, гипербола, литота, перифраза, метонимия, метафора и ирония – признаны наиболее значимыми средствами образности в текстах. Помимо выше названных типов троп, ряд авторов относят к этой области синекдоху, катахрезу, аллегорию, эпитет и парономазию.

Под фигурой речи принято называть оборот речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания. В тексте выполняет функцию риторической фигуры, стилистической фигуры, оборота речи – обозначает различные обороты речи, которые придают ей стилистическую значимость, образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску. Традиционно фигуры делили на фигуры слова и фигуры мысли. При этом, между ними существует разница, например, в том, что фигура слова разрушается под действием замены его на близкое по значению, в отличие от фигуры мысли. Фигуры мысли можно легко перевести на другой язык, в отличие от фигур слова. К фигурам слова причисляют анадиплосис, мезархию, анафору, эпифору, симплоку, градацию, полиптотон, многосоюзие, плеоназм, эллипсис, бессоюзие, зевгму, параллелизм, инверсию, хиазм, парентезу. К фигурам мысли – риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, умолчание и оксюморон. Фигуры слова в свою очередь разделяют на 3 категории: фигуры прибавления, фигуры убавления, фигуры подстановки.

Автор посредством троп присутствует в тексте, «моделируя мир». Их свойства изучаются в разделе теоретической поэтики, который Б. В.



Томашевский и В. М. Жирмунский называли поэтической семантикой [3, c. 51]. Иногда тропы относят к средствам малой изобразительности. Д. С. Лихачев акцентирует на них внимание с точки зрения «поэтики литературных средств» [17, c. 161).

Самый распространенный вид тропов — метафора (от гр. metaphorá — перенос). «...Слагать хорошие метафоры — значит подмечать сходство», — писал Аристотель [38, c. 117]. Д. П. Муравьев подчеркивает также и принцип контраста в слове, соглашаясь с точкой зрения Томашевского и Жирмунского. Не случайно вопрос о метафоре (и тропах в целом) волнует не только теоретиков литературы. Так, Ф. Ницше в основе постижения внешнего мира видел бесконечный процесс метафоризации — «смелые метафоры». На вопрос: «Что такое истина?» — он отвечал: «Движущаяся толпа метафор, метонимий, антропоморфизмов,— короче, сумма человеческих отношений...»

В отличие от Ницше Ортега-и-Гассет считал, что метафора — ключ к познанию мира: «...все огромное здание Вселенной покоится на крохотном тельце метафоры» [28, c. 53]. Другой философ, Э. Кассирер, видел в метафорическом способе мышления моделирующую роль в познании мира.

Метафора основана на переносе наименования с одного предмета на другой по сходству этих предметов. Источником нового метафорического значения является сравнение.

Метафора служит конкретизации представления, риторической цели и эстетической выразительности. В метафоре предметно-ощутимые образы как бы растворяются, и на поверхность выходит абстрактное знаково-символическое содержание. В метафоре два сопоставляемых предмета теряют своё индивидуальное значение и становятся элементами третьего – новой целостности. Существуют метафоры в виде простейших структур, метафоры – предложения и целые метафоризированные фрагменты текста [19, с. 243].

My father is a rock. – Мой отец – скала. («скала» в значении сильного и надёжного человека)

The policeman let him off with a yellow card. – Полицейский отпустил его с жёлтой карточкой. («карточка» в значении предупреждения)

All the world’s a stage,

And all the men and women merely players;

They have them exists and their entrance (….)

William Shakespeare

Весь миртеатр,

В нём женщины, мужчины – все актёры.

У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль.

Уильям Шекспир