ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
«Трудности обучения чтению детей с интеллектуальными нарушениями»
Москвитина Ольга Семёновна
учитель начальных классов
Диагностика уровня усвоения предметных результатов
учебная дисциплина «Чтение» 1- 4 класс
Чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи
1 кл
10 уч
2 кл
Нн - не выполняет
12уч
Нн- 4
3 кл
40%
Ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту
4 кл
Нн- 1
Н -низкий уровень
12уч
Нн- 1
13уч
1 кл
Н -3
8%
2 кл
С -средний уровень
8%
10 уч
Нн- 1
30%
Н -4
С – 1
7%
Нн- 2
34%
Н -4
3 кл
12уч
Пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, иллюстрацию
Н -2
С – 5
Вс – выше среднего
20%
10%
12уч
Нн- 0
4 кл
34%
42%
С – 2
0%
Нн- 0
15%
13уч
1 кл
Вс - 2
Н -4
0%
Н -2
40%
20%
С – 2
17%
Нн- 0
10 уч
В- высокий уровень
Вс - 1
2 кл
17%
15%
Н -1
Вс - 3
С – 2
8%
Нн- 2
0%
3 кл
12уч
0%
20%
С – 6
В- 1
8%
20%
Вс - 4
Н -1
25%
Нн- 1
12уч
4 кл
Выразительное чтение наизусть стихотворений.
50%
В- 2
Вс - 2
30%
7%
С – 6
Н -4
8%
1 кл
8%
Нн- 0
13уч
С – 5
20%
Вс - 2
50%
40%
17%
В- 3
Н -3
10 уч
Нн- 0
2 кл
0%
С – 2
38%
Вс - 2
23%
17%
25%
3 кл
Н -4
0%
Нн- 3
12уч
17%
В- 2
Вс - 3
0%
20%
33%
12уч
30%
Н -1
С – 4
4 кл
Нн- 1
23%
В- 3
17%
Вс - 1
С – 3
8%
Нн- 1
Н -1
13уч
33%
7%
10%
25%
В- 4
10%
Н -3
С – 5
Вс - 3
8%
Нн- 1
25%
В- 1
30%
38%
С – 3
Н -1
25%
Вс - 2
7%
25%
10%
8%
С – 2
В- 1
Н -0
30%
Вс - 3
17%
0%
Вс - 1
В- 3
С – 5
17%
8%
23%
10%
В- 4
42%
25%
Вс - 4
С – 4
30%
Вс - 1
В- 2
33%
33%
В- 2
Вс - 4
8%
20%
В- 4
33%
17%
В- 4
33%
33%
Диаграмма №2
«Ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту»
Диаграмма №1
«Чтение текста после предварительного анализа
вслух целыми словами»
Диаграмма №4
«Выразительное чтение наизусть стихотворений»
Диаграмма №3
«Пересказ текста по частям с опорой
на вопросы учителя, иллюстрацию»
Упражнения для развития звуко - буквенного анализа
Игра
«Поймай шпиона»
Упражнения для развития артикуляции (произношения) отдельных звуков
Упражнения для развития пространственных представлений и словарного запаса
Упражнения и игры по слоговым таблицам
Таблица Шульта
Упражнения на развитие поля зрения
Упражнения на развитие поля зрения
Б
Г
К
Ю
А
Ц
Ё
Щ
Х
Ф
Т
С
Ж
Ч
Б
Н
Ш
А
И
Я
Р
В
Э
А
Дифференцированный подход
Моя страничка на сайте
Обучающиеся с неосложнёнными нарушениями интеллекта, поступившие в СКОШ в 1 классе уже в ноябре первого года обучения начинают читать по слогам, а к концу учебного года им доступны синтетические приёмы чтения.
Обучающимся, поступившим во 2 классе и неумеющим читать, приходится преодолевать страх перед чтением.
В 4 классе (третий год обучения в СКОШ) таким обучающимся так же становится возможным осознанное самостоятельное чтение, но с направляющей помощью взрослого.
С обучающимися, поступившими в СКОШ в 3 классе начинаю работу с преодоления нарушений эмоционально-волевой сферы.
Чтение с переходом на целые словау учащихся к концу 4 класса (второго года обучения в СКОШ) не доступно.
С обучающимися, поступившими в СКОШ в 4 классе работа на преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы сочетается с организацией обучения по индивидуальной программе.
Сензетивный период (по Л.С. Выготскому) для обучения чтению для этого ученика не был реализован, и диагностируемые у него нарушения всех психических процессов не позволяют, к сожалению,
ЗА ОДИН УЧЕБНЫЙ ГОД обучить ребёнка даже правильному слоговому чтению!
Необходимость раннего получения специальной помощи средствами образования
ФГОС С УО (ИН)
(от 19 декабря 2014 г. N 1599)
«I. Общие положения» под пунктом 1.5.:
«К особым образовательным потребностям, являющимся общими для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относится:
раннее получение специальной помощи средствами образования…»
Вывод Основную проблему современного специального образования я вижу в несовершенствовании единой системы раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи детям и консультирования семей .
А пути её решения я вижу
- в своевременном поступлении ребёнка в СКОУ,
- в усовершенствовании
работы с семьёй,
- в привлечении специалистов коррекционной педагогики в поликлинические структуры и организации дошкольного обучения не только в крупных городах, но и в сельской местности .