СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудности обучения чтению детей с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявление проблемы

Просмотр содержимого документа
«Трудности обучения чтению детей с интеллектуальными нарушениями»

«Проблемы и перспективы специального образования»

Трудности обучения чтению детей с интеллектуальными нарушениями

Добрый день.

Проводя каждый год диагностику уровней усвоения предметных результатов по чтению, я пришла к выводу, который и раскрывает одну из проблем специального образования, которая на прямую связана с трудностями обучения чтению детей с интеллектуальными нарушениями. 1 слайд.



Представляю Вам динамику усвоения предметных результатов по чтению по таким параметрам, как:

- Чтение текста словами с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи.

- Ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту.

- Пересказ текста по частям с опорой на вопросы или иллюстрацию

- Чтение наизусть стихотворений. 2 слайд.

С каждым годом по всем параметрам предметных результатов растёт доля учащихся с высоким уровнем их усвоения. 3 слайд.

Этому способствует созданные мною комплексы упражнений, с целью преодоления затруднений каждого ученика на разных этапах обучения чтению. А именно:

Упражнения для развития звуко - буквенного анализа 4 слайд.

Упражнения для развития артикуляции (произношения) отдельных звуков

5 слайд.



Упражнения для развития пространственных представлений и словарного запаса 6 слайд.

Упражнения и игры по слоговым таблицам 7 слайд.

Упражнения на развитие поля зрения 8 слайд.

Тем самым я реализую дифференцированный подход как олигофренопедагог на уроках одного класса все четыре года обучения,

9 слайд.


и как учитель-логопед, работающий с этими же детьми на индивидуальных занятиях (с введением ФГОС для обучающихся с уо (ин) по Учебному плану увеличилось количество логопедических занятий на каждого учащегося). 10 слайд.




На моей странице сайта «Мультиурок» делюсь с коллегами своим педагогическим мастерством. 11 слайд.

В ходе своей многолетней работы с детьми с ОВЗ, я заметила, что именно высокие предметные результаты по чтению достигают те обучающиеся, которые поступили в нашу школу в 1 класс и в возрасте 8-9 лет. Они уже в ноябре первого года обучения начинают читать по слогам, а к концу учебного года им доступны синтетические приёмы чтения. 12 слайд.

В четвёртом классе этим детям становится возможным осознанное самостоятельное чтение. 13 слайд.

Обучающимся, поступившим в СКОШ во 2 классе и неумеющим читать, приходится преодолевать страх перед чтением. Многим из них тяжело даётся переход с побуквенного чтения к чтению по слогам. И они начинают читать по слогам только, обычно, к апрелю. Становление синтетических приемов чтения становится возможным для них только к концу следующего учебного года. 14 слайд.

В 4 классе (третий год обучения в СКОШ) таким обучающимся так же становится возможным осознанное самостоятельное чтение, но с направляющей помощью взрослого. 15 слайд.

С обучающимися, поступившими в СКОШ в 3 классе, требуется начинать работу с преодоления нарушений эмоционально-волевой сферы, ТАК КАК дети уже не привыкли работать на уроках. Особое место, по сравнению с обучающими уже третий и второй год в данном классе, уделяется работе над мотивацией. Выработка навыка плавного слогового чтения становится доступна только к концу учебного года. Но в начале обучения в четвёртом классе после летних каникул этот навык становится УТЕРЕН. 16 слайд.

Чтение с переходом на целые слова, т.е. становление синтетических приёмов чтения у учащихся к концу 4 класса (второго года обучения в СКОШ) не доступно. 17 слайд.

С обучающимися, поступившими в СКОШ в 4 классе, работа на преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы сочетается с организацией обучения по индивидуальной программе, но, так как сензетивный период (по Л.С. Выготскому) для обучения чтению для этого ученика не был реализован, и диагностируемые у него нарушения всех психических процессов не позволяют, к сожалению, ЗА ОДИН УЧЕБНЫЙ ГОД обучить ребёнка даже правильному слоговому чтению! 18 слайд.

На примере успешности овладения навыками чтения обучающихся в зависимости от времени поступления в специальную коррекционную школу, я доказала, что дети с интеллектуальными нарушениями могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого организованного обучения и воспитания. Для таких детей особенно актуальной является необходимость ранней комплексной помощи, позволяющей путём целенаправленного воздействия, компенсировать нарушенные психические функции. 19 слайд.



Это ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ И В ГЛАВНОМ ОФИЦИАЛЬНОМ ДОКУМЕНТЕ ДЛЯ НАШИХ ШКОЛ - В ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599)

В РАЗДЕЛЕ ПЕРВОМ ПОД НАЗВАНИЕМ

«I. Общие положения» под пунктом 1.5. сказано: «К особым образовательным потребностям, являющимся общими для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относятся:

раннее получение специальной помощи средствами образования;…. 20 слайд.

Таким образом, основную проблему специального образования я вижу в

отсутствии единой системы раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи детям, и в отсутствии системы консультирования семей. 21 слайд.

А пути её решения я вижу

  1. в своевременном поступлении ребёнка в СКОУ,

  2. в усовершенствовании работы с семьёй,

в привлечении специалистов коррекционной педагогики в поликлинические структуры и организации дошкольного обучения не только в крупных городах, но и в сельской местности. 22 слайд.

Благодарю за внимание! 23 слайд.