СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудности словообразования

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы по теории и практике словообразования для подготовки к олимпиаде по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Трудности словообразования»

45


Трудные вопросы словообразования

Способы словообразования

Все способы словообразования подразделяются на два типа: морфемные, или морфологические (аффиксальные и безаффиксальный), и неморфемные (неморфологические).

Сущность морфемного способа словообразования заключается в том, что новые слова образуются путем соединения морфем.

Разновидностями морфемного способа словообразования являются следующие:

I. Аффиксальные способы:

1. Префиксальный способ, который состоит в присоединении приставки ко всему мотивирующему слову: недослышать, развеселый, неплохой, никакой.

2. Суффиксальный способ, сущность которого заключается в присоединении к основе исходного слова словообразующего суффикса: летчик, превраще[н’иjэ], крутизна, холмистый, красиво.

3. Постфиксальный способ, заключающийся в присоединении постфикса –ся к мотивирующему слову: купать-ся, радовать-ся, умывать-ся.

4. Префиксально-постфиксальный способ, сущность которого состоит в присоединении приставки и постфикса обычно к целому слову: доиграться, допрыгаться, избаловаться, разъехаться.

5. Префиксально-суффиксальный способ – присоединение приставки и суффикса к основе исходного слова: созвездиjэ, подпрыгивать, огрызок, упросить, по-умному.

6. Суффиксально-постфиксальный способ – присоединение суффикса и постфикса к основе исходного слова: ветвиться, молиться.

7. Префиксально-суффиксально-постфиксальный – присоединение приставки, суффикса и постфикса к основе исходного слова: прилуниться, расщедриться, обанкротиться, перешетываться.

8. Сложносуффиксальный способ, заключающийся в одновременном соединении двух корневых основ и суффикса: картофелекопалка, властолюбец.

9. Бессуффиксный способ, который заключается в том, что от слова отбрасывается суффикс и окончание либо только окончание: повтор от повторить, выход от выходить, бег от бегать, зелень от зеленый. В академическом словообразовании этот способ относится к суффиксации, поскольку производное слово образуется с помощью нулевого суффикса.

10. Сложение с суффиксацией заключающийся в том, что новое слово образуется путем сложения двух исходных основ с прибавлением суффикса: злоязыч’иjэ; сенокос – нулевой суффикс и нулевое окончание.

II. Безаффиксный способ: чистое сложение – образование слова путем соединения основы какой-либо части речи с самостоятельным словом: лесостепь, хлебоуборка (уборка хлеба), диван-кровать (диван + кровать), стенгазета (стенная газета), морозостойкий (стойкий к морозу).

К неморфемным способам словообразования относятся:

1. Сращение (слияние) – образуемое слово тождественно словосочетанию, на базе которого оно образовано: вечнозеленый (вечно+зеленый), быстрорастворимый (быстро+растворимый) т.п.

2. Усечение – новое слово образуется путем усечения уже существующего слова вне зависимости от его морфемных границ и является тождественным ему по смыслу: зав – заведующая, зам – заместитель, неуд – неудовлетворительно.

3. Аббревиация – образование нового слова путем сложения усеченных основ или усеченных и полных основ. Производные слова, образованные в результате такого способа, называются аббревиатурами. Различают аббревиатуры: а) буквенные, т.е. состоящие из начальных букв каждого слова словосочетания: СССР (Союза Советских Социалистических республик), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);

б) звуковые, состоящие из начальных звуков каждого слова словосочетания: ГАИ (Государственная автоинспекция, ЦУМ – Центральный универсальный магазин); в) слоговые, состоящие из начальных частей каждого слова словосочетания: завхоз (заведующая хозяйством), горком (городской комитет); г) состоящие из начальной части первого слова и целого второго слова: детсад (детский сад), роддом (родильный дом); д) из начальных частей двух или более производящих: совхоз (советское хозяйство). В русском языке есть и такие аббревиатуры, которые произведены из начальной части первого и конечной части второго исходных слов: мопед (мотовелосипед), стрекозел (стрекоза и козел).

3. Конверсия, или морфолого-синтаксический способ, – образование новых слов в результате перехода слова из одной части речи в другую. Ср.: я покрасил ванную (существительное) и зайди в ванную комнату (прилагательное), столовая закрыта и столовая посуда; гости уходили, благодаря хозяев (деепричастие) и благодаря Диме, я успела в кино (предлог).

4. Семантический, или лексико-семантический способ, – образование нового слова в результате расщепления многозначных слов: успевать –"хорошо учиться" и успевать – форма несовершенного вида к глаголу успеть, шляпа – "головной убор" и шляпа – "недалекий человек".


Словообразовательный анализ слова


Словообразовательный анализ устанавливает отношения производности между основами и отвечает на вопрос, как образовано данное слово, т.е. определяет способ словообразования и словообразовательное средство, использованное при создании производной основы. В качестве производящей основы могут выступать как непроизводная (скорыйскорость), так и производная (скоростьскоростной) основы.

Для того чтобы правильно произвести анализ слова, следует учитывать не только соотношение двух слов (производящего и производного), но соотношение слов в системе словообразования. Например, анализируя слово писарь (ср. писать), пахарь (ср. пахать), можно решить, что в них выделяется глагольная основа писа-, паха- и суффикс -рь. Привлечение для анализа слова звонарь (ср. звонить) и лекарь (ср. лечить) показывает, что -а- относится к суффиксу, который присоединяется к глагольному корню: пис-арь, пах-арь (пис-ать, пах-ать), звон-арь (звон-ить).

Словообразовательный разбор производится по следующей схеме:

1. Поставить анализируемое слово в начальную форму (для причастия и деепричастия – инфинитив).

2. К анализируемому слову подобрать мотивирующее слово (слова), ближайшее по форме и связанное по смыслу с исследуемым словом; объяснить значение производного слова через значение производящего слова (слов.

3. В анализируемом слове выделить средство словообразования, если слово образовано приставкой и/или суффиксом.

4. Указать способ словообразования.

При словообразовательном разборе необходимо обратить внимание на следующее.

Во-первых, не следует путать словообразование и формообразование. Так, нельзя описывать прошедшее время глагола, причастие или деепричастие как слова, образованные от инфинитива (например, читал, читающий, читая от читать). В данном случае мы имеем дело с формами одного и того же глагола, то есть с одним и тем же словом. Именно для избежания ошибок такого рода анализируемое слово предварительно ставят в начальную форму.

Производящая основа также должна стоять в начальной форме (например, подоконник (окно, а не *под окном), исключение составляют лишь случаи сращения (сумасшедший (с ума сшедший) и субстантивации (учащийся сущ. учащийся прич.).

Во-вторых, при словообразовательном разборе необходимо правильно

определить производящую основу – ближайшую по форме мотивирующую основу.

Ошибочным будет разбор, в котором в качестве производящей основы будет указано начальное непроизводное слово словообразовательной цепочки, а не непосредственное производящее исследуемого слова. Так, например, для слова пароходный его производящей основой будет слово пароход, а не слова пар и ходить. Средство образования слова пароходный – суффикс -н-, способ – суффиксация.

В-третьих, не следует загромождать словообразовательный разбор полным морфемным разбором исследуемого слова. Лишние операции свидетельствуют о недопонимании задачи словообразовательного разбора и его отличия от морфемного разбора. В анализируемом слове должны быть выделены только основа и та морфема (морфемы), которые непосредственно участвует в словообразовании.

В редких случаях исследуемое слово может находиться на одной ступени производности от двух разных основ, например: невесело (весело / невеселый). В этих случаях говорят о двойной мотивированности данного слова. Его можно описать и как приставочное производное от слова весело, и как суффиксальное производное от слова невеселый.


Приведем два примера словообразовательного разбора:

1. Паровозного

паровозного – форма прилагательного паровозный

паровоз-н-ый паровоз;

паровозный – 'имеющий отношение к паровозу',

способ словообразования – суффиксация.


2. Паровозы:

паровозы – форма существительного паровоз;

пар(о)воз-ø (пар + возить; паровоз – 'машина, которая возит с помощью пара');

способ словообразования – сложение с нулевой суффиксацией.


Исторические процессы в морфемной структуре слова.


Язык с его различными подсистемами и их единицами с течением времени постепенно изменяется. При этом меняются и характеристики языковых элементов и явлений. Поведение той или иной единицы языка в настоящее время может значительно отличаться от ее поведения в прошлом. Такая зависимость языкового бытия от плана его временного существования обязательно должна учитываться. Помогают в этом методы синхронного и диахронного (исторического) изучения языков и их подсистем.

При синхронном подходе главное внимание сосредоточивается на свойствах одновременно существующих фактов и элементов языка. Диахронные (исторические) методы используются при исследовании языковых явлений и процессов, наблюдающихся в системе языка в различные промежутки времени. Изучая разновременные языковые факты, диахроническое языкознание устанавливает причины изменений в системе языка, время возникновения и завершения различных языковых процессов и пути их развития. Требование разграничить синхронию и диахронию было выдвинуто еще в конце ХIХ – начале ХХ века русскими учеными И.А.Бодуэном де Куртенэ и Ф.Ф. Фортунатовым.

С течением времени у некоторых слов меняется, например, количество морфем, звуковой состав отдельных морфем, происходят изменения значений и функций морфем; иными словами, изменяется морфемная структура слова.

Основными факторами, приводящими к изменению морфемной структуры слова в русском языке, являются «всякого рода нарушения прямого соотношения между производной и производящей основами» (Н.М.Шанский).

Все изменения, наблюдающиеся в словообразовательной структуре слова, можно разбить на классы в соответствии с языковыми процессами, вызвавшими эти изменения – это процессы опрощения, переразложения, усложнения основы, декорреляции, диффузии и замещения морфем. Рассмотрим подробнее каждый из этих процессов.

Опрoщением, или интеграцией, называется языковой процесс, в результате которого слово с производной основой изменяется в слово с непроизводной основой. Иначе говоря, опрощение – это потеря основой способности члениться. Этот словообразовательный процесс неразрывно связан с утратой словом прежних смысловых связей, в результате чего слово из мотивированного названия того или иного объекта действительности становится немотивированным. Так, слово щетка исторически образовано от щеть 'щетина', но в современном русском языке слово щетка является непроизводным.

Процесс опрощения происходит по определенным причинам. К ним относятся:

1. Потеря производящей основы в современном русском языке. Ср.: перстень (исторически выделялось слово перст – палец), говядина (от ист. говядо – крупный рогатый скот).

2. Нарушение семантических и словообразовательных связей между производящей и производной основами. Ср.: сорочка (от сорок – мешок), кольцо (от коло – круг).

3. Различные фонетические изменения: обоняние (от обвоняние).

Чаще всего процесс опрощения происходит в трех позициях:

– между корнем и приставкой: переполох (от полохъ 'испуг, тревога');

– между корнем и суффиксом: дворец (от дворъ – дом);

– между корнем и окончанием: дотла (путем слияния предлога до с формой род. п. ед.ч. от тло – «почва, пол, основание»).

В процессе опрощения можно наметить две основные ступени, резко противопоставленные друг другу: опрощение полное и неполное.

Полное опрощение – это потеря основами слов способности члениться на морфемы, в результате чего основа предстает как основа с чистым корнем. Разложить такого рода основы на значимые части можно только с помощью глубокого и всестороннего этимологического анализа, привлекая сравнительно-исторические данные.


При неполном опрощении новые непроизводные основы сохраняют прежнюю членимость (ср. ведьма от вѣдь 'знание'). Вместе с тем попутно отметим, что на практике при установлении членимости в этих случаях часто смешиваются словообразовательная и этимологическая точки зрения.

Переразложение (переинтеграция) – это перераспределение морфем внутри слова при сохранении его членимости. В отличие от опрощения переразложение не меняет характера основы, это только перераспределение словообразовательных аффиксов в структуре слова. Рассмотрим слово крохотный. В современном языке в его составе выделяются свободный корень крох-, нерегулярный суффикс -отн-, флексия -ый. С исторической точки зрения прилагательное было образовано от вышедшего позднее из употребления в литературном языке существительного крохоть, соответственно в морфемной структуре слова крохотный выделялись два разных суффикса: -от– и -н-, которые позже слились в один.

Можно указать несколько причин, приводящих к переразложению.

Это, например:

1. Выход из употребления соответствующей данному слову производящей основы при сохранении в языке других родственных образований: мал-ютка (ср.: малют-ка от малюта – малыш).

2. Аналогия – переразложение основ производных слов может происходить под влиянием морфемной структуры слов более продуктивных типов.

Так, существительное грешник, фактически образованное от прилагательного грѣшьнъ, стало восприниматься как производное от глагола грешить (или существительного грех) под влиянием отглагольных (или отсубстантивных) образований, например: насмешник, шкодник, шутник.

В отдельных случаях в результате переразложения возникают не новые варианты существующих словообразующих морфем, а новые морфемы, характеризующиеся своими особыми значениями, например некоторые глагольные префиксы: обес- на месте префиксов о- и бес- (ср. обессилеть), распре- на месте префиксов рас- и пре- (ср. распределить).

Усложнение (редеривация, рекомпозиция) – явление, противоположное опрощению, то есть ранее непроизводная основа становится производной. Так, существительное ехидна, которое в современном русском языке имеет членимую основу (ср. ехид-н(ый), ехид-ств(о)), прежде было нечленимым.

Причины, приводящие к усложнению, таковы:

1. В большинстве случаев непроизводная основа оказывается производной при заимствовании слов из других языков. Ср. зонтик (от голланд. zonnedek – покрышка от солнца).

2. Народная этимология (стремление обычных, лингвистически не искушенных людей по-своему мотивировать неизвестное слово). Так, русское слово поль-ка 'вид танца' – от чешского polka соотносят со словами поляк, польский.

3. Аналогия: фляж-ка (ср. польск. Flaszka – 'фляга') по аналогии с книжкакнига.

4. Фонетические процессы (звуковые изменения): кол-о-ть от kolti / koloti.

Процесс усложнения чаще всего наблюдается не в исконно русских, а в иноязычных словах и протекает в них в результате установления между словами семантико-словообразовательных отношений. Такие соотношения могут устанавливаться либо между одновременными заимствованиями из одного языка-источника, либо между разновременными заимствованиями (даже заимствованиями из разных языков, если заимствованные слова осознаются и воспринимаются как родственные), а при народной этимологии – также между заимствованными и исконно русскими словами. Благодаря усложнению русский язык обогащается иноязычными суффиксами и приставками, что также способствует развитию языка.

Декорреляция (от лат. decorrelatio – несоотношение, потеря связи) – изменение характера или значения морфемы при том же числе и порядке следования морфем.

Этот процесс не внешний, а внутренний, то есть количество морфем и их границы в слове не меняются, изменение происходит внутри самой морфемы.

Причины, приводящие к декорреляции:

1. Внутренние морфологические и словообразовательные: ночью (окончание превратилось в суффикс в результате перехода имени существительного в наречие).

2. Аналогия: полицай (немецкое polizei – полиция), суффикс «учреждения -ай выделяется по аналогии со словом «негодяй». Суф. –яй приобрел значение «лицо»; суффикс -ш(а), имевший раньше лишь значение «жена» (в генеральша, султанша), развил значение женского пола (призерша, лифтерша и др.).

Замещение. В результате данного процесса морфемный состав производной основы в количественном отношении остается прежним, меняется лишь одно из звеньев словообразовательной цепочки, но тем самым и словообразовательная структура слова в целом.

Причины, приводящие к замещению:

1. Народная этимология: бесталанный, образованное при помощи суффикса –н- от предложно-падежного сочетания без талана – без счастья. Под влиянием прилагательного бесталантный слово бесталанный получило значение «не имеющий таланта, бездарный». Ошибочное с генетической точки зрения употребление этого слова превратилось уже в нормативное: основа –талан- в бесталанный оказывается фонетическим вариантом основы -талант-.

2. Аналогия: наблюдается процесс падения гласных: рва, льда вместо рова, леда.

Диффузия (наложение, аппликация, интерференция) – взаимопроникновение морфем при одновременном сохранении ими четкой самостоятельности и особенности значимых частей слова. Явление диффузии часто затрудняет разбор слова по составу.

Причиной диффузии являются различные звуковые изменения (прежде всего стяжение одинаковых гласных или согласных): приду (диффузия возникла в результате стяжения в один звук двух и (ср. в др. русском языке прииде). Ср.: разевать (наложение приставки на корень), пнуть (наложение суффикса на корень), лесосибирский (наложение суффикса со значением «относящийся» на суффикс с предметным значением, лиловатый (наложение суффикса на корень).

Для изучения современного словообразования знание перечисленных явлений чрезвычайно важно. Их рассмотрение убеждает в том, что при установлении морфемной структуры слова необходимо опираться только на реально существующие в настоящее время формально-смысловые отношения между родственными словами, а не на данные предшествующих эпох в развитии языка.








Способ словообразования

Описание

Примеры

Приставочный

К целому исходному слову присоединяется приставка. Новое слово относится к той же части речи.

что → кое-что

моральный → аморальный

кем → никем

ехать → приехать

Суффиксальный

К основе исходного слова присоединяется суффикс. Основа может изменяться: пухпушок. Новое слово обычно относится к другой части речи.

пробежать→ пробежка

бороться → борьба

петь → пение

кто → кто-нибудь

лиса → лисий

(в других формах слова суффикс сокращается: лись-[й]-его)

Приставочно-суффиксальный

К основе исходного слова одновременно присоединяются приставка и суффикс.

солнце → подсолнух

добрый → задобрить

грызть → огрызок

молодой → смолоду

Бессуффиксный

От исходного слова отсекается окончание или одновременно окончание и суффикс. В этом случае новое слово образуется с помощью нулевого суффикса.

рассказать → рассказ

заплывать → заплыв

бегать → бег

выходить → выход

глубокий → глубь

высокий → высь

Сложение

Соединение в новом слове двух или более исходных частей (целых слов, усечённых слов, корней исходных слов и др.).

быстрорастворимый

засухоустойчивый

нефтепровод

профсоюз

МЧС

Переход слова

в другую часть речи

Морфолого-синтаксическое преобразование одной части речи в другую. Для современного русского языка характерна субстантивация – переход прилагательных и причастий в существительные.

мороженое (прилаг.) мясо вкусное мороженое (существ.)

друзья, отдыхающие (причаст.) на море отдыхающие (существ.) разъехались


Следует знать, для различения словообразования и формообразования (словоизменения) надо поставить слово в начальную форму. Например, в словоформе времена выделяется суффикс -ен-, которого нет в начальной форме время.

Этот суффикс является формообразующим, значит, слово времена непроизводное.

При определении исходного (производящего, мотивирующего) слова важно найти ближайшее звено в словообразовательной цепочке, а не любое родственное слово. Поиск исходного слова должен производиться на основе смысловых связей исходного и производного слов. Так, слово размышление образовано не от слова мыслить или мысль, а от слова размышлять суффиксальным способом.

При определении способа словообразования анализируемое слово необходимо сопоставить с одноструктурными словами, имеющими те же приставки и суффиксы, но другие корни, т.е. образованными по этой же словообразовательной модели. Например, слово безграмотный образовано не от слова грамотный, а от слова грамота (без грамоты) приставочно-суффиксальным способом. Так же образованы слова бездомный, беспросветный (без дома, без просвета).

Контрольная работа по словообразованию


ТЕСТ 1. Отметьте слова, в которых есть словообразовательные приставки и суффиксы.

1. читатель 5. быстрее

2. читающий 6. быстрота

3. читали 7. убыстрить

4. чтение 8. быстрейший

ТЕСТ 2. Отметьте ошибочные словообразовательные пары.

  1. писать → письмо

  2. мороз → заморозка

  3. оправдать → оправдание

  4. глубокий → глубь

  5. выходить → выход

  1. гулять → прогулка

  2. перевод → переводчик

  3. лететь → перелёт

  4. белый → белизна

  5. морской → заморский


ТЕСТ 3. Отметьте ошибочные словообразовательные цепочки.

1. чары → очаровать → очаровательный

2. лёд → леденеть → ледниковый

3. строить → построить → постройка

4. плотный → уплотнение → уплотнитель

5. забава → забавный → презабавный

6. учить → учитель → учительство

ТЕСТ 4. Отметьте слова, образованные суффиксальным способом.

1. бесконечно

2. обезвредить

3. обновление

4. запомнить

5. водопроводчик

6. первоисточник

7. разбежаться

8. участие

9. птичий

10. переписывать


ТЕСТ 5. Отметьте слова, образованные бессуффиксным способом.

  1. снова

  2. даль

  3. ЦУМ

  4. подход

  5. пальтецо

  1. учу

  2. рассветы

  3. вороньё

  4. дороже

  5.  глушь


ТЕСТ 6. Отметьте строчку, в которой все слова образованы приставочно-суффиксальным способом.

1. прописка, нагреватель, переносчик, пригорок, пояснение

2. завивка, рассуждение, беспринципный, перепродажа, заземлить

3. побережье, бездетный, настольный, вздремнуть, приговаривать

4. засекретить, вывеска, бессмысленность, приморье, нашивка


ТЕСТ 7.Отметьте слова с нулевым окончанием.

  1. развернув 5. интереснее

  2. фойе 6. словарь

  3. синий 7. лисий

  4. умен 8. промок

ТЕСТ 8. Отметьте способ образования слова извинение.

  1. приставочный

  2. суффиксальный

  1. приставочно-суффиксальный

  2. бессуффиксный


ТЕСТ 9. Отметьте слово, от которого образовано слово управление.

  1. правление

  2. право

  3. управа

  1. правый

  2. управлять

  3. правитель


ТЕСТ 10. Установите, какой морфеме принадлежит [j]: корню, суффиксу или окончанию.

1. зимний 2. пастуший 3. горячий 4. помещичий 5. гостья

6. свечей 7. перьев 8. успокоят 9. настроят 10. яслей

[j] в корне:

[j] в суффиксе:

[j] в окончании:

Ответы выделены жирным шрифтом

Контрольная работа по словообразованию


ТЕСТ 1. Отметьте слова, в которых есть словообразовательные приставки и суффиксы.

1. читатель 5. быстрее

2. читающий 6. быстрота

3. читали 7. убыстрить

4. чтение 8. быстрейший


ТЕСТ 2. Отметьте ошибочные словообразовательные пары.

  1. писать → письмо

  2. мороз → заморозка

  3. оправдать → оправдание

  4. глубокий → глубь

  5. выходить → выход

  1. гулять → прогулка

  2. перевод → переводчик

  3. лететь → перелёт

  4. белый → белизна

  5. морской → заморский

ТЕСТ 3. Отметьте ошибочные словообразовательные цепочки.

1. чары → очаровать → очаровательный

2.лёд → леденеть → ледниковый

3. строить → построить → постройка

4. плотный → уплотнение → уплотнитель

5. забава → забавный → презабавный

6. учить → учитель → учительство


ТЕСТ 4. Отметьте слова, образованные суффиксальным способом.

1. бесконечно

2. обезвредить

3. обновление

4. запомнить

5. водопроводчик

6. первоисточник

7. разбежаться

8. участие

9. птичий

10. переписывать


ТЕСТ 5. Отметьте слова, образованные бессуффиксным способом.

  1. снова

  2. даль

  3. ЦУМ

  4. подход

  5. пальтецо

  1. учу

  2. рассветы

  3. вороньё

  4. дороже

  5.  глушь


ТЕСТ 6. Отметьте строчку, в которой все слова образованы приставочно-суффиксальным способом.

1. прописка, нагреватель, переносчик, пригорок, пояснение

2. завивка, рассуждение, беспринципный, перепродажа, заземлить

3. побережье, бездетный, настольный, вздремнуть, приговаривать

4. засекретить, вывеска, бессмысленность, приморье, нашивка


ТЕСТ 7.Отметьте слова с нулевым окончанием.

  1. развернув 5. интереснее

  2. фойе 6. словарь

  3. синий 7. лисий

  4. умен 8. промок



ТЕСТ 8. Отметьте способ образования слова извинение.

  1. приставочный

  2. суффиксальный

  1. приставочно-суффиксальный

  2. бессуффиксный


ТЕСТ 9. Отметьте слово, от которого образовано слово управление.

  1. правление

  2. право

  3. управа

  1. правый

  2. управлять

  3. правитель


ТЕСТ 10.Установите, какой морфеме принадлежит [j]: корню, суффиксу или окончанию.

1. зимний 2. пастуший 3. горячий 4. помещичий 5. гостья

6. свечей 7. перьев 8. успокоят 9. настроят 10. яслей.


*[j] в корне: яслей [jаслиj] – первый j относится к корню, второй – к окончанию.успокоят, настроят относится к корню, т.к. происходит чередование j с нулем звука: [успакоит] - [успакоjат]. То же – для глагола «настроят».

[j] в суффиксе: пастуший, помещичий, т.к. это притяжательные прилагательные - при изменении (склонении) они сохраняют j ([пастушjева]).

Гостья – слово образовано от слова «гость» с помощью суффикса j и он сохраняется при склонении ([гостjа, гостjе…])

Перьев– (перjев…])

[j] в окончании:зимний, горячий, свечей, яслей.


2. Тесты по словообразованию с подсказками.

Задание 1. В парах слов подчеркните производные.

  1. Висок – каток. 2. Заправка – булавка. 3. Подушка – хлопушка. 4. Страница – водица.

5. Маслёнок – ребёнок. 6. Перец – морозец. 7. Мастер – дирижёр. 8. Родник – чайник.

Подсказка:

Значение производного слова всегда можно определить отсылочным способом – через значение однокоренного (производящего) слова: парусный – «имеющий отношение к парусу»; желтизна – «свойство, признак или качество желтого»; безволосый – «не имеющий волос»; закипеть – «начать кипеть»; разлом – «действие по глаголу разломать» и т.д.

Значение непроизвольного слова можно определить либо синонимическим способом (подбираем синонимы: молодой – «юный, незрелый, неопытный»; вариант – «разновидность, видоизменение чего-либо»; вальяжный – «представительный, видный»; ералаш – «беспорядок, путаница» и т.п.), либо описательным:

актер – «профессиональный исполнитель ролей в театральных представлениях и в кино»; валун – «большой округлый камень, обломок горной породы», банкет – «торжественный званный обед или ужин» и т.д.)

Задание 2. В каком ряду все слова производные?

  1. Ветка, обновка, шутка, лягушка.

  2. Странность, кость, новость, юность.

  3. Знаток, игрок, каток, виток.

  4. Орешник, плавник, странник, всадник.

Задание 3. Найдите «четвертое лишнее».

  1. Дымный, знойный, смирный, парной.

  2. Умыться, стараться, сбиться, пролиться.

  3. Прыжок, пирожок, чеснок, бросок.

  4. Подкласс, поднос, поднять, подвид.

  5. Ложка, внучка, морковка, иголка.

Задание 4. Определите, для каких производных слов правильно указаны производящие.

  1. Безземельный (земельный). 2. Знакомство (знакомить). 3. Располагать (расположить). 4. Скаковой (скачка). 5. Остекленеть (стекло). 6. Распушить (пушить).

Задание 5. Подчеркните в скобках то слово, которое является производящим к данному.

  1. Вдесятером (десять, вдесятеро, десятеро).

  2. Мелковато (мелкий, мелковатый, мелкота).

  3. Подсахаривать (сахарить, сахар, подсахарить).

  4. Нереальность (нереально, нереальный, реальный).

  5. Отзвук (отзвучать, звук, звучать).

Задание 6. В каких словах два словообразовательных суффикса?

Косточка, пряничек, обёрточка, тарелочка, пустышка, виноградинка, сгущёнка, трещотка, примерочка.

Подсказка:

  1. В суффиксах –к, -ик, -ак- (-як-) часто наблюдается чередование к//ч или к//оч: пус-як – пуст-яч-ок, визит-а – визит-оч-к-а.

  2. Два суффикса –оч-к-, ин-к- нужно отличать от одного суффикса –очк-, -инк-: стен-а – стен-а – стен-оч-к-а, но: ваз-а –ваз-очк-а; горох – горош-ин-а – горош-ин-к-а, но: снег – снеж-инк-а.

  3. оч- может быть частью корня: палк-а – палоч-к-а.

Задание 7. Подчеркните слова, образованные с помощью суффикса –инк-.

Тропинка, корзинка, Иринка, снежинка, паутинка, пластинка, дождинка, смешинка, горошинка.

Задание 8. Подчеркните слова, образованные с помощью суффикса –к-.

Вешалка, грелка, заколка, вспышка, неженка, черкешенка, двойка, пляска, шнуровка,

голодовка, гаечка, семечко, вилочка, косточка, горянка, овсянка, таблетка, сиротка, приставка, шутка, мышка, булавка, загадка.

Задание 9. Найдите и подчеркните слова, образованные приставочным способом.

Нахватать, наборщик, узнавать, увести, безграничный, изгнать, разукрашивать, накомарник, недопечь, переход.

Подсказка:

Наличие приставки в слове не всегда является доказательством того, что слово образовано приставочным способом. Ср.: возглавить, воздействие и вознаградить. Определяем значение слов:

Возглавить – «стать во главе чего- или кого-либо», сравниваем производное и производящее (возглавить – глава), производное отличается от производящего приставкой воз- и суффиксом –и-, следовательно, возглавить образованно от слова глава приставочно-суффиксальным способом;

Воздействие – «действие по глаголу воздействовать», производное (воздействие) отличается от производящего (воздействовать) суффиксами –ий-, следовательно, воздействие образовано от воздействовать суффиксальным способом;

Вознаградить – «наградить достойным образом за что-либо», производное от производящего отличается приставкой воз-, следовательно, вознаградить образовано от наградить приставочным способом.

Задание 10. Укажите слова, образованные постфиксальным способом.

Раскаяться, доказываться, навоеваться, перешёптываться, обморозиться, беречься, приободриться, проболтаться, смеяться.

Подсказка:

Различайте слова, образованные постфиксальным способом, и слова, образованные суффиксально-постфиксальным, приставочно-постфиксальным или же приставочно-суффиксально-постфиксальным способом. Сравните:

Упрямиться – «быть упрямым»; упрям-(ый) + и(ть) + -ся (суффиксально-постфиксальный способ образования);

Вчитаться – «читать, глубоко вникнуть в содержание»; в + читать + -ся (приставочно-суффиксальный-постфиксальный способ образования);

Переглядываться – «глядеть друг на друга»; пере + гляд-(еть) + -ыва –(ть) + ся (приставочно-суффиксальный-постфиксальный способ образования);

Одеваться – «одевать себя»; одевать + -ся (постфиксальный способ образования).

Задание 11. Укажите в скобках способ образования сложных слов.

  1. Жизнерадостный (_________________________________________________________).

  2. Самосвал (_______________________________________________________________).

  3. Всепоглощающий (________________________________________________________).

  4. Сбербанк (_______________________________________________________________).

  5. Многосторонний (_________________________________________________________).

  6. Крупномолотый (_________________________________________________________).

  7. Густонаселённый (________________________________________________________).

  8. Угрозыск (_______________________________________________________________).

  9. Зеленоглазый (____________________________________________________________).

  10. Мясокомбинат (___________________________________________________________).

Подсказка:

Сложные слова образуются четырьмя различными способами:

  1. Сложение (основа слова + соединит.гласная + слово) – водостойкий  вод-(а) + -о- + стойкий;

Светобоязнь  свет-□+ -о- + боязнь;

Теплоснабжение  тепл-(о) + -о- + снабжение;

  1. Сложение с суффиксацией (основа слова + соединит.гласная + основа слова + суффикс):

Десятибалльный  десять-□ + -и- + балл-□ + -н(ый);

Первосортный  перв-(ый) + -о- + сорт-□ + н(ый);

суффикс может быть и нулевым:

Скороход  скор-(ый) + -о- + ход-(ить) + Ø+□;

Белоголовый  бел-(ый) + -о- + голов-(а) + Ø (ый);

  1. Сложение сокращенных основзагс (запись актов гражданского состояния); ГрГУ (Гродненский государственный университет); медсестра (медицинская сестра); комбат (командир батальона);

  2. Слияние (слово + слово): вышеуказанный (выше + указанный); долгоиграющий (долго + играющий), малоисследованный (мало + исследованный);

Различайте слова, образованные способом слияния, и слова, образованные способом сложения.

Способом слияния в современном русском языке образуются в основном имена прилагательные на базе словосочетаний «наречие + прилагательное» или «наречие + причастие» - мало + заметный малозаметный; скоро + портящийся скоропортящийся; В словах, образованных способом слияния, нет соединительных гласных: они полностью повторяют морфемный состав производящих слов – мал-о-замет-н-ый; скор-о-порт-ящ-ий-ся.

Задание 12. Определите способ образования слов. В скобках поставьте соответствующую цифру: (1) слово, образованное суффиксальным способом; (2) слово, образованное способом сложения с суффиксацией; (3) слово, образованное способом сложения.

Глубоководный ( ), зимне-весенний ( ), газопроводчик ( ), глубокомысленно ( ), чернозём ( ), зерноуборочный ( ), нежно-голубой ( ), кареглазый ( ), сталевар ( ), железнодорожник ( ), металлокерамика ( ).

Подсказка:

Наличие двух корней в слове не всегда свидетельствует о том, что слово образовано способом сложения (или сложения с суффиксацией). Сравните:

Кораблекрушение – «крушение корабля»; корабль-(□) + -е- + крушение (сложение);

Общегородской – «общий для города»; общ-(ий) + -е- + город-(□) + -ск (ой) (сложение с суффиксацией);

Корнеплодный – «имеющий отношение к корнеплодам»; корнеплод-(□) + -н(ый) (суффиксация).

Задание 13. Подчеркните слова, образованные путем перехода из одной части речи в другую.

Набережная, спелая, будущее, горнодобывающий, подстанция, мостовая, конармия.

Задание 14. Определите способ образования слов.

  1. Остроносый

а) суффиксальный

  1. Горечь

б) сложение с суффиксацией

  1. Предыстория

в) бессуффиксный

  1. Особоодарённый

г) слияние

  1. Пулемётный

д) приставочный


Задание 15. Распределите слова по способам словообразования: 1) приставочно-суффиксальный; 2) сложение сокращенных основ; 3) суффиксальный; 4) переход из одной части речи в другую; 5) приставочный.

Прицеп, придорожный, приклеить, медсанбат, пересадка, (на стол подали) горячее, зарплата, детсадовский, поминутно, сказуемое, подвид.

Задание 16. Найдите «четвертое лишнее».

  1. Вице-президент, архиглупо, сине-зеленый, контратака;

  2. Средневековый, лесопарковый, дальневосточный, вагоноремонтный;

  3. Пробежка, прогулочный, проамериканский, просмотр;

  4. Низкосортный, низкооплачиваемый, ближневосточный, среднерусский;

  5. Подснежник, подберезовик, подкормка, подрамник.

Задание 17. Для каких слов способ образования определен правильно?

  1. а) безусый (приставочно-суффиксальный)

б) бессонный (приставочный)

в) разбежаться (постфиксальный)

г) насмешник (суффиксальный)

д) дикорастущий (слияние)

2. а) засолка (приставочный)

б) жизнерадостность (сложение)

в) замораживать (суффиксальный)

г) белоснежный ( слияние)

д) начитаться (приставочно-суффиксальный)

Задание 18. Сделайте словообразовательный разбор слов.

  1. Дисквалификация, многогранный, суточные.

  2. Регулировщица, вкрутую, безвкусица.

  3. Надбавка, вышеуказанный, огнепоклонник.

Задание 19. Составьте словообразовательные цепочки из однокоренных слов.

  1. Насмешливость, смех, насмешливый, насмехаться.

  2. Перелететь, перелетный, лететь, перелет.

  3. Обрыв, оборвать, обрывистый, обрывать, обрывисто, рвать.

  4. Пожелтелый, желтый, желтеть, пожелтеть.

  5. Красить, краска, раскраска, раскрасить.

Задание 20. Восстановите недостающие звенья словообразотельной цепочки.

  1. Гнать  …  изгнанница.

  2. Изобрести …  изобретательность.

  3. Много  …  приумножать.

  4. Спокойный …  успокаиваться.

  5. Свет …  предрассветный.

Подсказка:

Чтобы восстановить недостающие звенья словообразовательной цепочки, надо «раскручивать» цепочку в направлении от последнего слова к первому.

Образец рассуждения: спать … бессонница.

Бессонница – «призрак, свойство, качество бессонного», следовательно, для слова бессонница производящим будет слово бессонный.

Бессонный – «такой, который характеризуется отсутствием сна», значит, следующее звено цепочки – слово сон.

Сон – «действие» (или состояние) по глаголу спать.

Спать – слово непроизводное (мы не можем определить его значение отсылочным способом).

Общий вид цепочки: спать  сон  бессонный  бессонница.

Задание 21. Определите, как в словообразовательном плане связаны следующие слова.

  1. Упаковочный, паковать, упаковка, упаковать.

  2. Исторический, история, историк, доисторический, исторически, предыстория.

  3. Истина, воистину, истинный, истинность, истинно, поистине.

  4. Различие, различить, небезразлично, небезразличный.

  5. Кислый, киснуть, кислотность, кислота, кислотный.

  6. Прихрамывать, безыдейный, по-французски, удвоить, перелесок.


Ключи к заданиям.

Словообразование

Задание 1.

  1. Висок – каток. 2. Заправка – булавка. 3. Подушка – хлопушка. 4. Страница – водица.

5. Маслёнок – ребёнок. 6. Перец – морозец. 7. Мастер – дирижёр. 8. Родник – чайник.

Задание 2.

3.Знаток, игрок, каток, виток.

Задание 3.

  1. Смирный. 2. Стараться. 3. Чеснок. 4. Поднять. 5. Ложка.

Задание 4.

2.Знакомство (знакомить). 3. Располагать (расположить). 4. Скаковой (скачка). 6. Распушить (пушить).

Задание 5.

  1. Вдесятером (десять, вдесятеро, десятеро).

  2. Мелковато (мелкий, мелковатый, мелкота).

  3. Подсахаривать (сахарить, сахар, подсахарить).

  4. Нереальность (нереально, нереальный, реальный).

  5. Отзвук (отзвучать, звук, звучать).

Задание 6.

Оберточка, виноградинка, сгущенка, примерочка.

Задание 7.

Тропинка, снежинка, дождинка, смешинка.

Задание 8.

Заколка, вспышка, неженка, двойка, пляска, шнуровка, гаечка, вилочка, овсянка, сиротка, приставка, шутка, мышка, загадка.

Задание 9.

Нахватать, увести, изгнать, недопечь.

Задание 10.

Доказываться, обморозиться, беречься, приободриться.

Задание 11

  1. Жизнерадостный (сложение с суффиксацией).

  2. Самосвал (сложение с суффиксацией).

  3. Всепоглощающий (слияние).

  4. Сбербанк (сложение сокращенных слов).

  5. Многосторонний (сложение с суффиксацией).

  6. Крупномолотый (слияние).

  7. Густонаселенный (слияние).

  8. Угрозыск (сложение сокращенных слов).

  9. Зеленоглазый (сложение с суффиксацией).

  10. Мясокомбинат (сложение).

Задание 12.

Глубоководный (2), зимне-весенний (3), газопроводчик (1), глубокомысленно (1), чернозем (2), зерноуборочный (1), нежно-голубой (3), кареглазый (2), сталевар (2), железнодорожник (1), металлокерамика (3).

Задание 13.

Набережная, будущее, мостовая.

Задание 14.

  1. Остроносый (б)

а) суффиксальный

2) Горечь (в)

б) сложение с суффиксацией

3) Предыстория (д)

в) бессуффиксный

4) Особоодарённый (г)

г) слияние

5) Пулемётный (а)

д) приставочный

Задание 15.

  1. Приставочно – суффиксальный – придорожный.

  2. Сложение сокращенных основ – медсанбат, зарплата.

  3. Суффиксальный – прицеп, пересадка, детсадовский, поминутно.

  4. Переход из одной части речи в другую – горячее, сказуемое.

  5. Приставочный – приклеить, подвид.

Задание 16.

  1. Сине-зеленый. 2. Лесопарковый. 3. Проамериканский. 4. Низкооплачиваемый.

5. Подкормка.

Задание 17.

  1. а) безусый (приставочно-суффиксальный)

г) насмешник (суффиксальный)

д) дикорастущий (слияние)

2. в) замораживать (суффиксальный)

д) начитаться (приставочно-суффиксальный)

Задание 18.

О б р а з е ц.

Дисквалификация – действие по глаголу дисквалифицировать.

Дисквалификац(ц//к)-(ировать) + аций (а)  дисквалификация (суффиксальный способ образования).

Многогранный – имеющий много граней.

Мног(о) + о + грань□ + -н(ы)  многогранный (сложение с суффиксацией).

Суточные – возникло из словосочетания суточные деньги (переход из одной части речи в другую).

Задание 19.

  1. Смех  насмехаться  насмешливый  насмешливость.

  2. Лететь  перелететь  перелет  перелетный.

  3. Рвать  оборвать обрывать  обрыв  обрывистый обрывисто.

  4. Желтый  желтеть  пожелтеть  пожелтелый.

  5. Краска  красить  раскрасить  раскраска.

Задание 20.

  1. Гнать  изгнать  изгнанный  изгнанник  изгнанница.

  2. Изобрести  изобретать  изобретательный  изобретательность.

  3. Много  множить  умножить  приумножить  приумножать.

  4. Свет  светать  рассветать  рассвет  предрассветный.

Задание 21.

  1. Словообразовательная цепочка (паковать  упаковать  упаковка  упаковочный).

  2. Словообразовательное гнездо.

История 

Исторический 

Исторически

Доисторический






Историк

Предыстория



  1. Словообразовательное гнездо.


Истина 

Воистину


Истинный 




Поистине



Истинность

Истинно


  1. Словообразовательная цепочка (различить  различие  небезразличный  небезразлично).

  2. Словообразовательная цепочка (киснуть  кислый  кислота  кислотный  кислотность).

Один и тот же способ словообразования – приставочно – суффиксальный












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!