Просмотр содержимого документа
«Трудности в обучении»
Основная литература: 1. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей 2. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику Трудности в обучении – это комплекс школьных проблем, которые могут возникнуть у ребенка в связи с началом систематического обучения в школе. Они приводят к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, а также к снижению успешности обучения. Неуспеваемость проявляется в неудовлетворительных оценках по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу) в триместре или в году. Школьная дезадаптация - состояние учащихся, при котором они не усваивают учебную программу, испытывают трудности при взаимодействии со сверстниками и учителями
Рассмотрим основные проявления трудностей в обучении и их причины
Таблица № 1. Ребенок плохо учится ( неуспеваемость ), с трудом усваивает программу по основным предметам на протяжении длительного периода
Таблица № 2. У ребенка нет желания учиться , т.е. низкий уровень познавательных интересов (по определению учителя - он ленится, хотя может учиться хорошо).
Таблица № 3 . Ребенок рассеян . К этой группе относятся дети, которые проявляют высокую учебную активность, но учатся неэффективно, так как результат активности - низкий.
Таблица № 4. У ребенка не сформирована произвольная деятельность . Жалобы на плохое поведение
Таблица № 5. Развитие ребенка идет по типу "хроническая неуспешность". Главная черта детей типа "хроническая неуспешность" – постоянный страх ошибиться, сделать что-то не так. Они нерешительны, пассивны, очень болезненно переживают строгие замечания и отрицательные отметки
Таблица № 6. Развитие ребенка по типу "уход от деятельности". Главная черта детей типа "уход от деятельности" - склонность к фантазированию. Часто "витают в облаках" во время урока, особенно после ситуаций неуспеха. Стремятся завладеть вниманием учителя. Например, ведут разговоры на "взрослые" темы, задают вопросы ради вопросов, делают какие-то подарки, хвастаются, читают во время уроков взрослые книги и т.п.
Таблица № 7 . Развитие ребенка идет по "игровому" типу. С первых дней наблюдается безответственное отношение к учебе: отсутствие желания выполнять задания учителя, капризность и неуправляемость. При этом по интеллектуальному уровню может быть готов к решению предлагаемых задач, т.е. по интеллектуальному уровню не отстает от сверстников.
Таблица № 8 . Развитие ребенка идет по типу "негативистская демонстративность" . Главная черта таких детей - высокая потребность быть в центре внимания. Если такой ребенок не обладает выдающимися способностями, его демонстративность реализуется в сознательном нарушении правил поведения, которое служит безотказным средством привлечения к себе внимания. Поведение ребенка соответствует классическому описанию классного "шута".
Таким образом, основные причины трудностей в обучении
- Недостатки в развитии психических процессов
- низкий уровень развития восприятия (неумение поставить восприятие поставленной цели, фрагментарность, слабая дифференцированность, отсутствие планомерности, низкий уровень осмысления воспринимаемого).
- несформированность процессов внимания (малый объем, неустойчивость, трудности при переключении, неумение распределять внимание, неспособность к длительному сосредоточению)
- низкий уровень развития памяти (малый объем, слабая удерживающая способность), поверхностная смысловая обработка материала и недостаточность волевых усилий при запоминании.
- недостатки в развитии основных мыслительных операций (анализа и синтеза) и мыслительных действий школьников (неустойчивость, инертность, неумение устанавливать закономерности, выделять существенное, недостаточная обобщенность).
основные причины трудностей в обучении (продолжение)
- Несформированность учебной мотивации
- Несформированность волевой сферы (недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля)
- Личностные особенности (темперамент, тревожность, низкая самооценка и т.д.)
- Взаимоотношения в коллективе (конфликты с одноклассниками, положение изгоя, пренебрегаемого )
- Взаимоотношения с учителем (конфликты с учителем, невнимание учителя, боязнь учителя)
- Особенности семейного воспитания (чрезмерная строгость воспитания, балование)
- Педагогическая запущенность , в т.ч. неготовность к школьному обучению
- Задержка психического развития (ЗПР)