СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудности в обучении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Трудности в обучении»

    Основная литература:  1. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей  2. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику   Трудности в обучении – это комплекс школьных проблем, которые могут возникнуть у ребенка в связи с началом систематического обучения в школе. Они приводят к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, а также к снижению успешности обучения.   Неуспеваемость проявляется в неудовлетворительных оценках по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу) в триместре или в году.   Школьная дезадаптация - состояние учащихся, при котором они не усваивают учебную программу, испытывают трудности при взаимодействии со сверстниками и учителями

Основная литература: 1. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей 2. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику Трудности в обучении – это комплекс школьных проблем, которые могут возникнуть у ребенка в связи с началом систематического обучения в школе. Они приводят к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, а также к снижению успешности обучения. Неуспеваемость проявляется в неудовлетворительных оценках по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу) в триместре или в году. Школьная дезадаптация - состояние учащихся, при котором они не усваивают учебную программу, испытывают трудности при взаимодействии со сверстниками и учителями

Рассмотрим основные проявления трудностей в обучении и их причины

Рассмотрим основные проявления трудностей в обучении и их причины

Таблица № 1. Ребенок плохо учится ( неуспеваемость ), с трудом усваивает программу по основным предметам на протяжении длительного периода

Таблица № 1. Ребенок плохо учится ( неуспеваемость ), с трудом усваивает программу по основным предметам на протяжении длительного периода

Таблица № 2. У ребенка нет желания учиться , т.е. низкий уровень познавательных интересов (по определению учителя - он ленится, хотя может учиться хорошо).

Таблица № 2. У ребенка нет желания учиться , т.е. низкий уровень познавательных интересов (по определению учителя - он ленится, хотя может учиться хорошо).

  Таблица № 3 . Ребенок рассеян . К этой группе относятся дети, которые проявляют высокую учебную активность, но учатся неэффективно, так как результат активности - низкий.

Таблица № 3 . Ребенок рассеян . К этой группе относятся дети, которые проявляют высокую учебную активность, но учатся неэффективно, так как результат активности - низкий.

Таблица № 4. У ребенка не сформирована произвольная деятельность . Жалобы на плохое поведение

Таблица № 4. У ребенка не сформирована произвольная деятельность . Жалобы на плохое поведение

Таблица № 5. Развитие ребенка идет по типу

Таблица № 5. Развитие ребенка идет по типу "хроническая неуспешность". Главная черта детей типа "хроническая неуспешность" – постоянный страх ошибиться, сделать что-то не так. Они нерешительны, пассивны, очень болезненно переживают строгие замечания и отрицательные отметки

Таблица № 6. Развитие ребенка по типу

Таблица № 6. Развитие ребенка по типу "уход от деятельности". Главная черта детей типа "уход от деятельности" - склонность к фантазированию. Часто "витают в облаках" во время урока, особенно после ситуаций неуспеха. Стремятся завладеть вниманием учителя. Например, ведут разговоры на "взрослые" темы, задают вопросы ради вопросов, делают какие-то подарки, хвастаются, читают во время уроков взрослые книги и т.п.

 Таблица № 7 . Развитие ребенка идет по

Таблица № 7 . Развитие ребенка идет по "игровому" типу. С первых дней наблюдается безответственное отношение к учебе: отсутствие желания выполнять задания учителя, капризность и неуправляемость. При этом по интеллектуальному уровню может быть готов к решению предлагаемых задач, т.е. по интеллектуальному уровню не отстает от сверстников.

Таблица № 8 . Развитие ребенка идет по типу

Таблица № 8 . Развитие ребенка идет по типу "негативистская демонстративность" . Главная черта таких детей - высокая потребность быть в центре внимания. Если такой ребенок не обладает выдающимися способностями, его демонстративность реализуется в сознательном нарушении правил поведения, которое служит безотказным средством привлечения к себе внимания. Поведение ребенка соответствует классическому описанию классного "шута".

Таким образом, основные причины трудностей в обучении   Недостатки в развитии психических процессов низкий уровень развития восприятия (неумение поставить восприятие поставленной цели, фрагментарность, слабая дифференцированность, отсутствие планомерности, низкий уровень осмысления воспринимаемого). несформированность процессов внимания (малый объем, неустойчивость, трудности при переключении, неумение распределять внимание, неспособность к длительному сосредоточению) низкий уровень развития памяти (малый объем, слабая удерживающая способность), поверхностная смысловая обработка материала и недостаточность волевых усилий при запоминании. недостатки в развитии основных мыслительных операций (анализа и синтеза) и мыслительных действий школьников (неустойчивость, инертность, неумение устанавливать закономерности, выделять существенное, недостаточная обобщенность).  

Таким образом, основные причины трудностей в обучении

  • Недостатки в развитии психических процессов
  • низкий уровень развития восприятия (неумение поставить восприятие поставленной цели, фрагментарность, слабая дифференцированность, отсутствие планомерности, низкий уровень осмысления воспринимаемого).
  • несформированность процессов внимания (малый объем, неустойчивость, трудности при переключении, неумение распределять внимание, неспособность к длительному сосредоточению)
  • низкий уровень развития памяти (малый объем, слабая удерживающая способность), поверхностная смысловая обработка материала и недостаточность волевых усилий при запоминании.
  • недостатки в развитии основных мыслительных операций (анализа и синтеза) и мыслительных действий школьников (неустойчивость, инертность, неумение устанавливать закономерности, выделять существенное, недостаточная обобщенность).  
основные причины трудностей в обучении (продолжение) Несформированность учебной мотивации Несформированность волевой сферы (недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля) Личностные особенности (темперамент, тревожность, низкая самооценка и т.д.) Взаимоотношения в коллективе (конфликты с одноклассниками, положение изгоя, пренебрегаемого ) Взаимоотношения с учителем (конфликты с учителем, невнимание учителя, боязнь учителя) Особенности семейного воспитания (чрезмерная строгость воспитания, балование) Педагогическая запущенность , в т.ч. неготовность к школьному обучению Задержка психического развития (ЗПР)

основные причины трудностей в обучении (продолжение)

  • Несформированность учебной мотивации
  • Несформированность волевой сферы (недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля)
  • Личностные особенности (темперамент, тревожность, низкая самооценка и т.д.)
  • Взаимоотношения в коллективе (конфликты с одноклассниками, положение изгоя, пренебрегаемого )
  • Взаимоотношения с учителем (конфликты с учителем, невнимание учителя, боязнь учителя)
  • Особенности семейного воспитания (чрезмерная строгость воспитания, балование)
  • Педагогическая запущенность , в т.ч. неготовность к школьному обучению
  • Задержка психического развития (ЗПР)