СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Царство :Бактерии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Царство :Бактерии»

58 09.04.2020 7 класс БИОЛОГИЯ Чернобиль А.В.

Тема: Царство бактерии

Предметные результаты: сформировать умение объяснять принадлежность бактерий к особому царству.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

  1.  Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  2.  Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД

  1.  Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

  2.  Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).

Коммуникативные УУД

  1.  Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

  2.  Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные УУД

  1.  Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

  2.  Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Ход урока

  1. Проблемная ситуация и актуализация знаний

Организационный момент. Настраивание на урок(1 минута)

«Биология – наука очень замечательна, ваша жизнь за эти знания будет вам признательна».

Учитель организует беседу:

Показать учащимся следующие продукты (кефир, сметана, йогурт, квашеная капуста, сыр).

Что объединяет все эти продукты питания?

Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске(2 минуты)

  1. Постановка задачи.

О чем сегодня пойдет речь на уроке? Сформулируйте учебную задачу.

Как мы можем увидеть бактерии? Как их еще называют? (микроорганизмы)

А вы знаете еще какие-нибудь микроорганизмы?

Почему же мы бактерии не изучали вместе с хламидомонадой?

Чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны сделать?

Что значит сравнить? Сделать вывод?

Составление плана сравнения(5 минут)

  1. Самостоятельное применение знаний

Вспомните, как устроена хламидомонада?

При помощи микроскопа я предлагаю вам выяснить, какую форму имеют бактерии и какие у них размеры. (7 минут)

Почему они выглядят в виде маленьких точек? (длина 30-100 мкм) 1мкм=0,001мм. Несмотря на крошечные размеры, общая масса бактерий превышает массу всех других организмов. Как вы это можете объяснить?

А форма? А где обитают бактерии?

Справка: на 1 см2 кожи человека прекрасно себя чувствуют 40 тыс. бактерий. А.ван Левенгук, рассматривая под микроскопом каплю слюны, увидел огромное количество микроорганизмов и воскликнул: «В моем рту их больше, чем людей в Соединенном королевстве».

А где еще мы можем взять информацию о бактериях?

Я предлагаю вам заполнить таблицу «Сравнение клетки растений и бактерии».(5 минут)

Проверяем заполнение таблицы. Какой можно сделать вывод? Так почему бактерии выделены в особое царство? (2 минуты)

  1. Физминутка (3 минуты)

Проблемная ситуация для раскрытия одного из вопросов содержания и ее разрешение в процессе поисковой работы.

В книге «Проклятие фараонов» Филипп Ванденбург утверждает, что пирамиды и гробницы были благодатной почвой для бактерий. Цепная реакция позволила размножить сохранившиеся в мумии Тутанхамона остатки ДНК микроорганизмов, которые, возможно, и вызвали болезнь, приведшую к летальному исходу. А группа немецких ученых из Мюнхенского университета нашла в легких мумии фрагменты ДНК туберкулезной палочки.

Проблемный вопрос: Как смогли сохраниться бактерии в пирамидах столько лет?

Ребята, а зачем необходимо изучать бактерии? (Жизненный опыт)

Организация дискуссий вокруг проблемных вопросов, опирающихся на жизненные наблюдения учащихся.

«Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения (Шаг 1) Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями? (Шаг 2) Пояснения учителя – в очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению». В основе рассмотрения данной проблемы лежит анализ причинно-следственных связей (причина бактерии гниения – разрушители погибших животных и растений, следствие – их благоприятная среда влага).

Выслушиваю мнение. (5 минут)

По каким признакам бактерии относят к прокариотам?

С какими бактериями вам приходилось сталкиваться в вашей жизни?

Вопросы «Перестрелка»: ребенок из одной гр. задает вопрос любому ребенку из другой.(5 минут)

  1. Закрепление

Формулирование понятий и вопросов.

По параграфу 49 составить словарь терминов.

Составьте страницу энциклопедии о бактериях с выделением существенных признаков этого царства.(2 минуты)

  1. Итог урока(5 минуты)

На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)?

Что мы выяснили? Что мы учились делать?

Как вы работали, что удалось на уроке, что нет? Где вам может пригодиться то, что вы узнали, или чему научились на уроке биологии?

  1. Рефлексия (1 минута)

  2. Домашнее задание(2 минуты) на «5» параграф 49, Электронная презентация «Значение бактерий в природе и для человека»

На «4» параграф 49 сообщения «Значение бактерий в природе и для человека»

На «3» параграф 49 ответить на вопросы после параграфа




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!