СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Царство Бактерии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке обучающиеся знакомятся с полезными и вредными бактериями. Изучают строение и формы бактерий.

Просмотр содержимого документа
«Царство Бактерии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алексеевская школа Первомайского района Республики Крым»








Конспект

урока по биологии в 7 классе с учётом требований ФГОС




Урок № 30


Тема: Царство Бактерии


УМК « Сферы» Учебник « Биология» Разнообразие живых организмов: 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я.Колесникова.– М. : Просвещение, 2017. - 159 с.







Подготовила

учитель биологии

Андонова А.В.













Алексеевка, 2022

Задачи:

- сформировать у учащихся понятия о строении, физиологии и многообразии бактерий;

- развить умения отличать основные части клетки бактерии, самостоятельно работать с учебником, выделять главное и делать выводы о месте бактерий в органическом мире;

- воспитать у учащихся потребность соблюдения норм гигиены, как залог здоровья.

Цели: создание условий для формирования у учащихся УУД

Личностных:

- формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Познавательных УУД:

- формирование умения ориентироваться в тексте, находить и использовать нужную информацию;

- формировать умения использовать знаково-символические средства, выполнять действия по алгоритму.

- формирование умения объяснять значение новых слов сформировать умение сравнивать и выделять признаки бактерий от других царств.

Коммуникативных УУД:

- формировать умения слушать и обосновывать свое мнение.

- сформировать умение выражать свои мысли и идеи.

Регулятивных УУД:

- целеполагания (формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно);

- контроль (формирование умения сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);

- коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата);

- оценка (формирование умения выделить и осознать учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению).

Предметных УУД:

- формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы;

- формировать умение определять основные части бактерии;

- формировать умение перечислять процессы жизнедеятельности, разнообразие и распространение бактерий;

- продолжить формирование представлений о многообразии живых организмов.

Место урока в системе занятий: данное занятие рассчитано на один урок

Оборудование: интерактивная доска, презентация « Бактерии», видеоролик «13 свойств бактерий»

Базовые понятия и термины: бактерия, гетеротрофы, паразит, сапротороф, нуклеоид, болезнетворные бактерии, цианобактерии, пастеризация, стерилизация.

Тип урока: изучения нового материала

Структура урока

I. Организационный этап ……………………………1—2 мин.

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности……7 мин.

III. Изучение нового материала ……...…35 мин.

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся- 10 мин.

V. Домашнее задание …………………………… 1—2 мин.

VI. Подведение итогов урока …………………………3 мин.

  • Какие задачи решает систематика?

  • Какие систематические группы приняты в современной классификации растений, грибов и животных?

  • Что обозначает двойное название вида?

  • Определите, к какому роду принадлежат виды тополь белый, или серебристый, и осина, или Тополь дрожащий.

Мотивация учебной деятельности.

Сегодня на уроке вы узнаете:

Какие бактерии способны к фотосинтезу.

О разнообразии бактерий по способу питания.

Какова роль бактерий в жизни человека.

Чем строение бактериальной клетки отличается от строения клеток грибов, растений, животных?

Каково значение клубеньковых бактерий?

3. Изучение нового материала.

 Рассказ учителя с элементами беседы по плану, используя презентацию и видеоролики:

Запись в тетрадь:

Прежде, чем говорить о строении и свойствах бактерий, нужно познакомиться с историей их открытия.

1вариант читает про Левенгука, 2 вариант – про Пастера.

Все бактерии – прокариоты. Их изучает наука микробиология. Бактерии имеют следующее строение: цитоплазма, мембрана, клеточная оболочка, ядерное вещество (ДНК).

Около 5 млрд. лет назад, на Земле было пустынно. Над пустынными просторами без конца и без края ползли низкие зеленые тучи и почти не переставая, лили горячие дожди. Из края в край гулял по Земле ветер, встречая на своем пути только камень. И некому было ни ходить, ни летать, ни ползать — ничего живого не было на Земле. Миллионы и миллионы лет прошли, прежде чем около 3,5млрд. лет назад, появились они. Они господствовали на Земле около 2 миллионов лет прежде, чем появились другие организмы.

?. Как вы думаете, что это за организмы?

4. Формулирование проблемы и темы урока.

?. Что мы уже ЗНАЕМ о бактериях?

Высказывания учащихся

?. Что мы НЕ ЗНАЕМ о бактериях?

Предлагаю ребятам сформулировать проблему, используя вопросительные слова (как?, зачем?, почему? (вопросы на доске)

?! Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?

? Нужны ли нам знания о невидимых обитателях планеты?

Предлагаю определить тему урока.

Формулируют тему урока: «Строение и жизнедеятельность бактерий»

5. Целеполагание.

?! Для чего же необходимо знать строение и особенности жизнедеятельности бактерий?

Если знать строение и особенности жизнедеятельности бактерий, то можно контролировать их влияние на человека (найти методы борьбы с болезнетворными бактериями и найти способы их использования в хозяйстве).

Давайте составим план работы на уроке.

1. Изучить внешнее строение бактерий.

2. Изучить внутреннее строение бактерий.

3. Изучить особенности жизнедеятельности (питания, дыхания, размножения, способы перенесения неблагоприятных условий).

4. Рассмотреть значение бактерий.

Интересно о бактериях.

1) Самый древний организм, который удалось выявить ученым, это археобактерии термоацидофилы. Эти бактерии существуют в тех горячих источниках, в которых имеется большое содержание кислоты.

2) В организме человека живут бактерии, общий вес которых составляет два килограмма.

3) Одни из них находится в нашем кишечнике. Численность этих бактерий на много больше, чем клеток в человеческом теле.

4) Во рту человека насчитывается почти 40 тысяч бактерий разного типа. Во время поцелуя люди могут передать друг другу 278 видов бактерий. Безопасными из их числа являются 95%.

5) Отдельную бактерию простым глазом не увидишь. Правда, есть так называемые серобактерии, которые образуют нити длиной в десятки сантиметров, но это исключение. А правило таково: размер бактерии колеблется около величины в два микрона. Для этой величины уже не найдешь подходящего наглядного сравнения: такая бактерия меньше типографской точки в 250—500 раз.

6) Микробиологи считают, что на Земле всего 5 ∙ 10 30 (5 нониллионов) бактерий, обитающих в разных средах обитания: водной, почвенной, наземно-воздушной, организменной.

6. Изучение нового материала.

1) История открытия бактерий.

Самостоятельная работа с текстом (приложение 1)

«Бактерия» – в переводе с греческого означает «палочка». Такими их впервые увидел в 1683 году под микроскопом голландский натуралист Антони ван Левенгук.

Проверка задания

Бактерии – относительно просто устроенные микроскопические одноклеточные организмы. Отличительная черта бактериальной клетки – отсутствие в ней ядра. Поэтому учёные называют их доядерными (прокариотическими) организмами.

Известно около 2,5 тысяч видов. Бактерии – очень древние организмы. Они возникли около 3,5 млрд. лет назад. Большинство бактерий бесцветны. Только немногие окрашены в пурпурный или зелёный цвет.

Бактерии:

Палочковидные Шаровидные (кокки) Извитые


При неблагоприятных условиях бактерии образуют споры (вокруг бактерии образуется плотная оболочка) – защитная функция. По способу питания: автотрофы, сапрофиты, паразиты.

Таким образом, бактерии – низшие живые организмы, прокариоты, обитающие повсеместно.

По способу питания:

Автотрофы - способные к фотосинтезу

Симбионты, симбиотические организмы — организмы, находящиеся в тесном сожительстве и извлекающие из этого сожительства взаимную выгоду.

П о способу дыхания:

Аэробные Анаэробные


Рис.1. Рис.2.

Рисунок 1,2. Примеры составления опорных схем по теме «Бактерии»

1) форма бактерий

округлые клетки - это кокки, сложенные в цепочку - стрептококки, палочковидные - бациллы, спиралевидные - спириллы, в виде запятой - вибрионы и другие. Очень часто бактерии образуют скопления в виде длинных изогнутых цепочек, групп и плёнок. Некоторые бактерии имеют один или несколько жгутиков. Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Подвижные передвигаются за счёт волнообразных сокращений или при помощи жгутиков.

Вращаясь со скоростью 3000 об в мин, они тянут за собой бактериальную клетку. Скорость движения может быть достаточно велика.

2) строение бактерий

Клетка бактерии снаружи покрыта плотной клеточной стенкой, которая напоминает клеточную стенку клеток растений. Эта оболочка позволяет клеткам бактерий сохранять постоянную форму. По составу и строению клеточные оболочки бактерий существенно отличаются от оболочек растений. Под клеточной стенкой лежит клеточная мембрана. Часто поверх клеточной стенки имеется дополнительный защитный слой слизи - капсула, толщина которой может во много раз превышать диаметр самой клетки. Капсула предохраняет бактерию от высыхания.

Внутри клетки бактерии находится густая неподвижная цитоплазма без вакуолей. В клетках бактерий нет оформленного ядра. Хотя само наследственное вещество (молекула органического вещества) в клетке есть, оно не отделено от цитоплазмы, а прикреплено к клеточной мембране. По этим признакам (и ряду других) бактерий относят к особой крупной группе - прокариоты. Все остальные организмы, имеющие оформленное ядро с ядерной оболочкой, являются эукариотами. В группу эукариот входят растения, грибы и животные, в том числе человек.

3) Распространение бактерий

Практически нет места на Земле, где бы не встречались бактерии. Бактерии очень выносливы и приспособлены к различным условиям существования. Благодаря ничтожно малым размерам и выносливости они проникают даже туда, где жизнь, казалось бы, невозможна. Они живут во льдах Антарктиды при температуре -830С и в горячих источниках, температура которых достигает +85-900С. Некоторые из них могут выдерживать длительное высушивание, не теряя при этом жизнеспособности. Некоторые не погибают даже в растворе серной кислоты. Особенно много их в почве. В 1 г почвы могут содержаться сотни миллионов бактерий.

Число бактерий различно в воздухе проветренных и непроветренных помещений. Так, в классе после проветривания перед началом урока бактерий в 13 раз меньше, чем в той же комнате после урока.

Условия жизни бактерий разнообразны. Одним из них необходим кислород воздуха, другие в нём не нуждаются и способны жить в бескислородной среде.

4) Питание бактерий

В зависимости от типа питания бактерий делят на группы. Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических, называются автотрофами (от греческих слов «аутос» – сам и «трофее» – пища). Есть бактерии-автотрофы, в клетках которых содержится хлорофилл – вещество, поглощающее энергию солнечного света. Используя поглощённую энергию, бактерии из более простых неорганических веществ создают сложные органические – осуществляют фотосинтез (от греческих слов «фото» – свет и «синтесис» – совмещение, помещение вместе). В процессе фотосинтеза, кроме органических веществ, образуется кислород, который выделяется из бактериальных клеток в атмосферу. Эта группа бактерий получила название сине-зелёные водоросли, или цианобактерии. Они сыграли важную роль в накоплении кислорода в атмосфере Земли.

Другая группа бактерий, не имеющая хлорофилла, потребляет готовые органические вещества. Такие организмы учёные называют гетеротрофами (от греческих слов «гетерос» – другой и «трофее» – пища).

По способу питания бактерии, питающиеся готовыми органическими веществами, делят на две группы: сапротрофы (от греческого «сапрос» - гнилой и «трофе» - питание, пища), получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов и паразиты (от греческого «паразитос» - нахлебник), питающиеся органическими веществами живых организмов. Паразитизм у бактерий распространён очень широко. Существуют даже бактерии, паразитирующие в теле бактерий других видов. Среди бактерий-паразитов много болезнетворных, вызывающих различные заболевания у растений, животных и человека.

Встречаются так называемые хищные бактерии. Это колониальные бактерии. Их клетки соединены мостиками и образуют подобие ловчей сети. Передвигаясь, такая колония захватывает и переваривает мелкие живые организмы.

5) дыхание бактерий

Рассказ учителя

6) Размножение бактерий, образование спор

Размножаются бактерии делением одной клетки на две. При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий может происходить через каждые 20-30 мин. При таком быстром размножении потомство одной бактерии за 5 суток способно образовать массу, которой можно было бы заполнить все моря и океаны. Однако в природе этого не происходит, так как большинство бактерий быстро погибает под действием солнечного света, при высушивании, недостатке пищи, нагревании до 65-1000С, под действием дезинфицирующих веществ, в результате борьбы между видами и т. д.

Лишь у некоторых видов бактерий образуются особые клетки – споры (от греческого «спора» - семя), с помощью которых они могут размножаться.

В неблагоприятных условиях (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) цитоплазма бактериальной клетки, сжимаясь, отходит от материнской оболочки, округляется и образует внутри неё на своей поверхности новую, более плотную оболочку. Такую бактериальную клетку тоже называют спорой (от греческого слова «спора» - семя). Споры некоторых бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях. Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу погибают даже в кипящей воде. Споры легко разносятся ветром, водой и т. д. Их много в воздухе и почве. В благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией. Споры у подавляющего большинства бактерий – это приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях.

Вспомним проблему и пробуем ответить на этот вопрос.

?. Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?

Очень простое строение, приспособление к разным условиям существования (кислородное и бескислородное), типам питания, быстрое размножение, спорообразование.

Значение бактерий в природе и жизни человека

Бактерии молочнокислого брожения (гетеротрофные сапротрофы)

Положительное: приготовление молоч­нокислых продуктов (творог, просто­кваша, масло, сметана), силосование кормов, закваска капусты, засолка огурцов и помидоров.

Бактерии уксуснокислого брожения (гетеротрофные сапротрофы)

Положительное: окисление спирта в уксусную кислоту, которая применяется для маринования, консервирования плодов и овощей.

Гнилостные бактерии (гетеротрофные сапротрофы)

Положительное: санитарная роль — минерализация органических остатков.

Отрицательное: порча продуктов; во избежание гниения применяют сушку, соление, маринование, стерилизацию, пастеризацию, засахаривание

Болезнетворные бактерии (гетеротрофные паразиты)

Вызывают инфекционные заболева­ния человека, животных. Для борьбы с ними применяют антибиотики, бакте­риофаги, прививки, а также организу­ют профилактическую работу по лик­видации очагов заражения, закали­вают организм, соблюдают правила санитарии и гигиены организма

Клубеньковые бактерии (гетеротрофные симбионты)

Проникая в корни бобовых растений (клевер, люпин, люцерна) вступают с ними в полезное сожительство (симбиоз). В результате на кор­нях образуются опухоли — клубеньки, заполненные бактериями, которые из атмосферного азота синтезируют азо­тистые соединения, доступные как растению-хозяину, так и другим расте­ниям. Это природное обогащение почвы азотными удобрениями учитывается при составлении полевых севооборотов, куда обязательно включают бобовые растения.

Немецкий врач и бактериолог Генрих Герман Роберт Кох родился в Германии. В семье из 13 детей, Роберт был третьим по возрасту ребёнком. Развитой не по годам, он рано начал интересоваться природой.

Несмотря на сильную близорукость, Кох добровольно стал врачом полевого госпиталя и приобрёл большой опыт в лечении инфекционных болезней. Одновременно он изучал под микроскопом водоросли и крупные микробы, совершенствуя своё мастерство в микрофотографии.

Кох установил, что единственной причиной сибирской язвы была бактерия и доказал её эпидемиологические особенности, обусловленные циклом развития этой бактерии.

24 марта 1882 г. Кох объявил о том, что сумел выделить бактерию, вызывающую туберкулёз.

Кох Роберт

1843–1910

немецкий врач и бактериолог

Определение болезнетворных бактерий.

Вопрос: Как вы думаете, ребята, все ли бактерии полезны для человека?

Многие бактерии приносят вред народному хозяйству: портят продукты питания, разрушают деревянные постройки, рыболовные сети, шпалы, книги, рукописи, разлагают нефть, каучук, бетон, вызывают коррозию металла, являются возбудителями болезней растений, животных и человека.

Работа в тетради: «Бактерии, вызывающие заболевания животных и человека, называют болезнетворными ».

Возраст человека исчисляется миллионами лет. Дошли до нас и сведения о грозных вспышках инфекционных болезней, уносивших в могилы миллионы жертв. Они получили названия «эпидемий» (от греческого “эпи” – на, “демос” - народ). Различные инфекционные болезни эпидемического характера наши предки нередко объединяли словом “мор”, а на Руси их до недавнего времени называли “повальными”.

(Термин на доску “пандемия”- с греческого “пандемос” - всеобщий).

Вопрос: Какие же это болезни и как они протекали?

Учащиеся делают небольшие сообщения о чуме, холере, сибирской язве.

Приводятся примеры из художественной литературы: А. С. Пушкин “Пир во время чумы”, И. Бунин “Ночная прогулка”.

Показать плакат о чуме, как в средние века европейцы представляли себе эту болезнь, опустошавшую континент в XIV веке.

2. Пути заражения

Болезнетворный микроорганизм не представляет опасности, пока нет условий для его передачи от больного к здоровому.

Составление схемы на доске “Пути заражения”.

  1. Контактный (ангина, туберкулез, корь, скарлатина)

  2. Через воду и продукты питания (холера)

  3. Через грязные руки (дизентерия, столбняк)

  4. Насекомые (блохи – чума, вши – сыпной тиф, малярийный комар - малярия)

  5. Воздушно-капельный путь (ангина, дифтерия, туберкулез)

Разговаривая друг с другом мы не замечаем, как мельчайшие капельки слюны и слизи распространяются вокруг нас по воздуху. При общении мы обмениваемся всеми видами обитающих в носоглотке микроорганизмами, в том числе и болезнетворными, если человек болен. Число выбрасываемых через дыхательные пути микробов весьма велико. Например, при чихании выбрасывается одномоментно до 100 000 жизнеспособных бактерий. При этом они отбрасываются на 10 метров и более и долгое время плавают в воздухе. Иначе говоря, при чихании, кашле и обычном разговоре, вокруг больного создается зараженная зона.

3. Меры борьбы с болезнетворными бактериями.

1. Дезинфекция помещений (мытье полов с хлоркой, кварцевание, проветривание).

2. Дезинфекция воды (хлорирование, озонирование)

3. Использование в пищу только доброкачественной еды (кипяченое молоко)

4. Не контактировать с больными людьми

5. Соблюдать правила гигиены (чистота рук, одежды, тела)

6. Предохранительные прививки (туберкулез, холера)

7. Пастеризация продуктов питания – способ обеззараживания нагреванием в течение 20-30 минут при температуре 60º-70º С.

8. Стерилизация – способ обеззараживания продуктов или инструментов кипячением или горячим воздухом при температуре 120º-160º С в течение 1 часа

Сообщение об ученом, открывшим вакцину от оспы.

4. Бактерицидные и бактериостатические свойства некоторых растений и грибов.

5. Бактериологическое оружие последствия его применения

А сейчас мы познакомимся с тем, что бактерии могут быть, оказывается, могут быть страшным оружием. Оно так и называется “бактериологическое оружие”.

У древних греков существовала легенда о “ящике Пандоры” – средоточии всех болезней. Когда богиня хотела наказать людей, она открывала ящик и выпускала болезни на волю, а потом снова упрятывала их внутрь и запирала на ключ. Сегодня человечество получило реальную власть над многими болезнями. Однако, ключ от “ящика Пандоры” может оказаться в преступных руках. Последствия этого могут быть более чем серьезными.

Надо сказать, что в зачаточном виде попытки использовать заразные болезни в качестве союзников против врагов действительно имели место. В период 264-146 годов до нашей эры между рабовладельческим Римом и Карфагеном шли войны за Западное Средиземноморье, вошедшие в историю под названием Пунических. Римские войска осадили Карфаген, защитники которого стойко сопротивлялись. Казалось, что захватить город не удастся. Тогда римляне стали забрасывать в осажденный Карфаген чумные трупы. Победа, которой они не могли добиться в бою, была завоевана коварством.

В 1915 году бактериальное оружие было применено немцами во время Первой мировой войны. В 1940 году японцы сбросили бомбы на китайский город, они были начинены блохами – разносчиками чумы. Черная смерть не замедлила уничтожить значительную часть мирного населения.

В 1951 году смертоносная зараза сбрасывалась с американских самолетов на Корею. Опять чума, холера, сибирская язва…

Академик Бароян писал, что десятимиллионный город за несколько часов может быть превращен в сплошное кладбище. Если зона поражающего действия химического оружия достигает 250, а ядерного – 300 км, то биологическое оружие способно сеять болезни и смерть на территории до 100 000 кв. км. В этих условиях граница между фронтом и тылом не существует, и война приобретает тотальный характер.

IV.Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

  1. Что такое бактерии?

  2. Какие признаки имеют бактерии?

  3. Где распространены бактерии?

  4. Приведите примеры взаимосвязи бактерий в природе?

  5. Какое значение бактерии имеют в жизни человека?

  6. Назовите бактерии - прокариоты?

  7. Почему бактерии могут жить в условиях, абсолютно непригодных для других организмов?

  8. Просмотр видеоролика « 13 свойств бактерий»

Рефлексия.

Продолжить предложения:

на уроке для меня было важно ….

на уроке для меня было сложно….

я понял….

V. Домашнее задание: стр.123-124, ответить на вопросы.

VI. Подведение итогов урока

Обучающиеся самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание те новые знания, которые они приобрели в процессе урока.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!