Урок биологии 5 класс
Тема царство «Растения»
Цель:
Образовательная: сформировать представление о многообразии растений, их отличительных особенностях, о делении царства растений на отделы (водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, цветковые); выяснить значение растений в природе и жизни человека.
Воспитательная: стимулировать стремление к интеллектуальному развитию, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.
Развивающие: развивать произвольное внимание, познавательные интересы, умение делать выводы, работать с текстом, извлекать необходимую информацию
Планируемые результаты обучения:
предметные:
- научиться устанавливать отличительные особенности растений;
-определять место представителей царства Растения среди эукариот;
-называть отделы растений, их отличительные признаки, значение.
Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировать тему)
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Тип урока: урок исследование, комбинированный????
Оборудование : Технологические карты, раздаточный материал с изображением растений разных отделов, текст для работы с раздаточным материалом, таблицы для выполнения д/з, искусственная новогодняя елка, фрагмент мультфильма «Елочка – елка, лесной аромат», видеофрагмент «Сохраним природу», мультимедиа, презентация к уроку, шарики 3-х (красный, синий, зеленый) цветов для рефлексии
Ход урока:
Орг. Момент - готовность учащихся к уроку, приветствие
Повторение – тестовая проверка знаний по теме «Бактерии»
Действия учителя | Действия учащихся/ ответы учащихся |
Какое царство живых организмов мы изучали на предыдущем уроке? В преддверии новогоднего праздника свою работу на разных этапах урока вы будите оценивать – елочками в технологических картах, чем больше вы их заработаете, тем выше будет ваша оценка за работу на уроке. ( Показать рисунок елочки, которую будут рисовать ученики в технологических картах) Выполним небольшую тестовую работу по теме Бактерии в технологической карте по вариантам. – Этап работы №1. (Индивидуальная работа) Задание Вариант 1 Выпишите номера верных суждений. Цифры ответов запишите в таблицу в порядке возрастания. Какие признаки характерны для царства бактерий? Бактерии по строению одноклеточные организмы Бактерии прокариоты Питаются бактерии только гетеротрофно Размножаются бактерии делением клетки надвое Бактерии эукариоты Бактерий можно увидеть в световой микроскоп Задание Вариант 2 Вставьте в текст пропущенные слова, используя предложенные термины и понятия, ответы внесите в таблицу: Бактерий, живущих на корнях бобовых растений (горох, соя. бобы), называют______(А). Такое сожительство называют______(Б). Клубеньковые бактерии обогащают почву_____(В) и обеспечивают им растения, а растения дают бактериям_______(Г). Список терминов и понятий: Молочно – кислые Симбиоз Паразитизм Клубеньковые Кислородом Азотом Органические вещества Оценивание результатов работы в технологической карте Без ошибок – рисуют 3 елочки 1 ошибка - 2 2 ошибки – 1 3 и более ошибок – не рисуют елочку Поднимите руки (шарики???) у кого 3 елочки, 2, 1 , ни одной | Царство Бактерии Выполняют тест по вариантам Проверка качества выполнения тестовых заданий, Ответы учащихся Рисуют елочки в технологической карте за первый этап урока Поднимают руки(шарики) |
3 Новая тема
Действия учителя | Действия учащихся/ ответы учащихся |
Что такое ботаника. Портрет какого ученого на экране, какие организмы он изучал? (слайд ) | Ответы -ботаника , Теофраст |
Значит, к изучению, какого царства мы переходим? Вы определили тему нашего урока | К царству растений, запись темы урока в тетрадь |
Домашнее задание | 11, вклеить таблицу в тетрадь |
Какова цель нашего урока, что о растениях мы узнаем? | Признаки царства, значение растений в природе и жизни человека, их многообразие |
Перенесемся на минуту в картинную галерею, где остановимся и рассмотрим картину Рембранта Ван Рейна Флора (1634г.) На картине молодая женщина одета в богатый , весь расшитый костюм и блестящий, атласный плащ. На голове пышный венок, в руках жезл увенчанный цветами. Так художник изобразил древнеримскую богиню цветов, расцвета весны и полевых плодов, покровительницу земледелия и растительности в целом. -Что это за богиня? Как ее зовут? | Флора |
Исторически сложившуюся совокупность всех растений называют Флорой. | Запись в тетрадь - Флора |
В современном мире насчитывается более 350 тыс. видов растений. Они составляют 95% биомассы планеты- массы всех населяющих ее организмов. | Запись в тетрадь |
Какие общие признаки объединяют организмы в это царство: Сравните клетки растений и животных, что отличает растительную клетку от животной? Клеточная стенка из целлюлозы Наличие хлоропластов с хлорофиллом, вакуолей Показ слайдов (беседа) Автотрофное питание Неограниченный рост Органиченное движение | Запись признаков царства в тетрадь Учащие, которые активно участвовали в обсуждении, получают дополнительные баллы - елочки |
Знакомство с многообразием растений, отличительными признаками разных отделов. Их отличительными признаками, заполнение таблицы учащимися по плану: | Работа в парах, в группах с текстами, описание признаков разных отделов растений, заполнение предложенной таблицы. Каждая группа заполняет одну графу таблицы. |
Проверка качества заполнения таблицы | Заносят в таблицу результаты работы других групп |
1 группа – Отделы Зеленые, красные, бурые водоросли: Одноклеточные и многоклеточные Низшие растения Тело – слоевище или таллом Ламинария в пищу, содержит йод, водорослями питаются животные 2 группа Моховидные: Сфагнум – торф –топливо , органическое удобрение, сырье для хим. промышленности 3 группа Папоротниковидные: Высшие растения Побег и корень Размножение спорами Используют в пищу, древние папоротники – каменный уголь 4 группа Голосеменные Высшие растении Корень, побег, семя Семена голые, не защищены плодом Листья – хвоинки Древесина – строительный материал, мебель, бумага, в пищу кедровые орехи ФИЗМИНУТКА Просмотр фрагмента мультфильма, прослушивание песенки -«Елочка- елка – лесной аромат» Какие еще новогодние песенки вы знаете и поете с детства? Почему во многих новогодних песенках упоминается елочка? А вот какова история этой традиции прослушаем сообщение «Ель – символ Нового года» В России Новый Год отмечался 1 сентября, и только с 1700 года по решению Петра Великого этот праздник стали отмечать 1 января. Указ царя обязал жителей по всем знатным и центральным улицам около ворот и домов учинить украшения из сосновых, еловых или можжевеловых веток, наряженных игрушками. В этот день необходимо было стрелять из ружей и небольших пушек, поджигать праздничные огоньки и запускать ракеты. Это касалось в первую очередь знатного сословия. Людям же бедным полагалось нарядить хотя бы одно дерево или ветку на воротах. Новогодний праздник быстро полюбил русский народ. И по сей день в нем непременно участвует лесная красавица – елка. Проблема: « Почему у меня класс украшен искусственной елью, а не настоящей? И какой елке вы отдаете предпочтение в новогодний праздник?» Кто за какую елку настоящую или искусственную и почему? 5 группа Покрытосеменные (цветковые ) Высшие растения Корень, побег, цветок, семя, плод Размножение семенами Культурные, лекарственные Подведение итогов заполнения таблицы, выводы, формирующее оценивание: | Защита результатов работы группами по плану, учащиеся других групп заносят результаты работы других групп в таблицу Физминутка В лесу родилась елочка, маленькой елочке холодно зимой и др. Ель- символ Нового года Прослушивание сообщения Мнения учащихся, решение проблемной ситуации Вывод учащихся: Царство растений делится на отделы по наличию настоящих органов. Растения играют большую роль в природе и жизни человека. Оценивают результаты работы в оценочном листе (рисуют елочки) |
Закрепление – 3 этап работы в технологической карте
1. Выполнение тестового задания:
Соотнесите вопросы левого столбика с ответами правого.
Какие отделы (систематические группы) растений имеют соответствующие признаки?
А) Имеют настоящие органы: корень и побег Б) Размножаются семенами, семена голые, лежат на чешуйках шишек В) Имеют побеги, вместо корней ризоиды Г) Не имеют настоящих тканей и органов Д) Имеют корень, побег, цветок, плод, размножаются семенами | Моховидные Папоротникообразные Водоросли Покрытосеменные(Цветковые) Голосеменные |
Проверка качества выполнения тестового задания, формирующее оценивание в оценочном листе. (рисуют елочки)
3елочки – без ошибок
2елочки – 1 ошибка
1 елочка -2 ошибки
5.Подведение итогов урока. Выводы. Рефлексия.
Формирующее оценивание. Ученики подсчитывают количество заработанных на уроке елочек и выставляют итоговую оценку.
Оценка, «5» - 8 и более елочек
«4»- 6-8
«3»- 3-5
«2» - 0-2
Сегодня, ребята, на уроке вы получили определенные знания о живой природе и теперь, я надеюсь, будите способствовать охране нашей удивительной природы. Своей эффективной и качественной работой на каждом этапе урока, каждый из вас заработал определенное количество елочек и тем самым сохранил их для себя в лесу, а вместе с ними и другие живые организмы. И сейчас, каждый из вас заочно побывает в своем сохраненном уголке живой природы и пообщается с живой природой. (Просмотр видеофрагмента )
Рефлексия.
В новогодний праздник принято наряжать елку. Давайте украсим нашу елку шариками. Выберите шарик определенного цвета:
Синий – мне было все понятно, затруднений на уроке не было
Желтый – у меня были небольшие затруднения
Красный – у меня были затруднения, мне еще надо поработать по данной теме.
Поднимите и покажите шарики, которые вы выбрали. Вот мы и украсили нашу елку и теперь готовы к новогодним праздникам.
Спасибо за работу на уроке. Всех с наступающим Новым годом!!! Пусть в новом году всем сопутствует удача.