СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Целеполагание в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и учащегося), их предъявления друг другу, согласования и достижения.

Просмотр содержимого документа
«Целеполагание в начальной школе»

Целеполагание


Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и учащегося), их предъявления друг другу, согласования и достижения.

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и учащийся.

А.В. Хуторской отмечает: «Цель деятельности - это её предвосхищаемый результат. Цель может быть общая или конкретная, дальняя или ближняя, внешняя или внутренняя, осознаваемая или нет. Поставить цель, значит, предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Хорошо понятая и обозначенная цель "наводит" на соответствующий результат того, кто её сформулировал».

Согласно С.Л. Рубин­штейну, «прежде чем действовать, надо осознать цель, для достижения которой действие предпринимается. Од­нако как ни существенна цель, одного осознания цели недоста­точно. Для того чтобы ее осуществить, надо учесть условия, в которых действие должно совершиться. Соотношение цели и ус­ловий определяет задачу, которая должна быть разрешена действием. Но для совершения дейст­вия недостаточно и того, чтобы задача была субъектом поня­та; она должна быть им принята».

В педагогике под целями обучения подразумевается «идеальный, сознательно планируемый образ результата учебно – воспитательного процесса в отношении к порождающим его действиям и условиям». Задача – это цель, данная в определенных условиях (А.Н.Леонтьев).

Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?»

Некоторые приемы формирования целеполагания

Формулирование цели при помощи опорных глаголов

Преподаватель называет тему урока и предлагает учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. Можно предложить готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...).

Домысливание

Предлагается тема урока и слова - «помощники»: повторим, изучим, узнаем, проверим и др. С помощью слов - «помощников» дети формулируют задачи урока.


Создание проблемных ситуаций

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.

Рассмотрим применение одного из приемов на примере таких этапов урока, как «Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии» и «Построение проекта выхода из затруднения». (ссылка)

2 класс

Тема урока: : Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова.

Тип урока: Урок «открытия» новых учебных знаний.


2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

- Сейчас вы будете работать в парах.

- Чтобы работа получилась, какие умения необходимы?




- Прочитайте слова. Слайд 1.

- Возьмите карточку и вставьте в «волшебные» скобки значки тех звуков, которые слышите: зве[__]ый, гря[__]ый, гру[__]ый, опа[__]ый, се[__]е, со[__]е, здра[__]уй.


- Проверим. Слайд 1.



- Сравните произношение слов и их написание (Слайд 2): Звездный, грязный, грустный, опасный, сердце, солнце, здравствуй.


- Отразите свои наблюдения в схеме:

______

[зн]

______

[сн]

[рц] - ______

[нц] - ______

[ств] - _____

*Проверка по образцу. Слайд 3.



- Оцени выполнение этого задания (карточка).



- Определите, в чем проблема. Что необходимо открыть на уроке?




Договариваться, быть внимательным, выслушивать чужое мнение, предлагать свое.



Учащиеся читают слова, дополняют записи, работая в парах.






Называют сочетания звуков.



Проговаривают слова, сравнивают с написанием.




Самостоятельно заполняют схему:

здн

[зн]

стн

[сн]

[рц] – рдц

[нц] - лнц

[ств] - вств


Проверяют по образцу



Оценивают свою работу по предложенным критериям.



Произношение и написание в некоторых словах расходятся. Нужно решить - писать или не писать букву.

3. Построение проекта выхода из затруднения.

1. Формулирование темы урока.

- Как бы вы назвали согласные, которые пишутся, но не произносятся?

- В какой части слова находятся непроизносимые согласные?

- Докажите.



- Сформулируйте тему урока. Слайд 4.


2. Постановка учебной задачи.

- Определите цель предстоящей работы на уроке.



- Какие шаги необходимо предпринять, чтобы достичь поставленной цели?

Слайд 4.


Непроизносимые.



В корне.


Подбирают однокоренные слова, выделяют корень в словах.


Непроизносимые согласные в корне слова.



Будем учиться писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.


Находить опасное место в слове.

Проверять написание слов с непроизносимыми согласными.



Работа над понятием

Учитель предлагает обучающимся для зрительного восприятия название темы урока и просит объяснить значение каждого слова или отыскать его в «Толковом словаре».


Тема-вопрос (ссылка)

Тема урока формулируется в виде вопроса. Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.


Ситуация «яркого пятна» (ссылка)

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и задачи урока.


Выбор фразы

- Выбери из предложенных фраз ту, которая, на твой взгляд, является целью нашего урока:

  1. Дать определение глаголу.

  2. Мне нравится искать глаголы в тексте.

  3. Научиться определять глаголы неопределенной формы.

- Подумаем, для чего необходимо уметь определять глаголы неопределенной формы.


Группировка (ссылка)

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.


Демонстрация антипримера (ссылка)

Данный прием предполагает анализ учащимися задания, выполненного с ошибками. После их исправления учащимся предлагается сформулировать цель, достижение которой поможет ученикам не допускать подобных ошибок. В частности, на уроке по теме «Повторение по теме «Орфография» (обобщение и систематизация знаний.) учитель просит учеников оценить текст записки, составленного неправильно. Ученики разрабатывают критерии оценки текста записки, выявляют недостатки работы. Ставится вопрос: умеем ли мы писать записки? Зачем это нужно уметь делать? Таким образом ученики самостоятельно выходят на цель работы.


Создание ситуации успеха и «разрыва» в знаниях (ссылка)

Использование данного приема предполагает выполнение учащимися задания в два этапа. Сначала ученики успешно справляются с практической задачей, которую они хорошо умеют решать (ситуация успеха), а затем им предлагается внешне знакомая задача, но имеющая условия, которые не позволяют решить ее имеющимся у детей способом, поэтому они формулируют цель получения новых знаний, которые должны помочь научиться решать задачи нового типа. Например, для того чтобы поставить учебную задачу по изучению правописания орфограммы «О-Ё после шипящих», учитель предлагает учащимся объяснить написание слов с ранее изученной орфограммой «Гласные после шипящих». Учащиеся объясняют данные слова, затем учитель просит объяснить правописание слова «шёпот». Возникает дискуссия, в итоге которой учащиеся формулируют цель – узнать правописание новой орфограммы.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!