СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Целевая прогулка с детьми в ДОУ. Ее организация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целевая прогулка с детьми по участку детского сада способствует развитию у дошкольников любознательности, нравственных качеств и эстетических чувств. Во время таких прогулок дети знакомятся с богатством красок, звуков и запахов, многообразием природного мира.

Просмотр содержимого документа
«"Целевая прогулка с детьми в ДОУ. Ее организация"»

«ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА С ДЕТЬМИ В ДОУ. ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ»


«Значение прогулки в жизни ребенка»

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для их физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма, надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений.

Прогулка способствует не только физическому, но и умственному воспитанию. Во время пребывания на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Прогулка — это педагогически организованная форма активного отдыха детей на свежем воздухе, целью, которой является укрепление здоровья детей, развитие их физических и умственных способностей.

Задачи прогулки:

• оптимизировать двигательную активность детей;

• оказывать закаливающее воздействие на организм;

• способствовать развитию наблюдательности и познавательных способностей детей;

• познакомить детей с родным краем, его достопримечательностями, трудом взрослых;

• развитие детской самостоятельности.

В дошкольном учреждении используют разные виды прогулок. Условно их можно классифицировать следующим образом:

1. По месту проведения:

  • на территории участка детского сада;

  • за пределами территории детского сада (возможны в старших группах, на небольшие расстояния).

2. По содержанию:

  • традиционная, включающая в себя трудовую деятельность детей (уборка листьев, снега и т.д.), подвижные и тихие игры и т.д.;

  • тематическая: состоящая из наблюдений и бесед на конкретную тему (животные, облака, деревья, городской транспорт и т.д.), может представлять собой уличную театральную постановку, квест с преодолением несложных препятствий – требует заранее подготовленного сценария;

  • целевая: организованный выход за пределы территории детского сада, на небольшое расстояние (до 2 км) для детей старшей и подготовительной группы;

Начиная со второй младшей группы, проводятся целевые прогулки по участку детского сада. На такой прогулке выделяется основная задача – ознакомление детей с явлением или объектом природы для расширения и уточнения детских впечатлений. Учитывая природное окружение детского сада, наиболее яркие сезонные явления природы, возможности детей, проведенную с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и что посмотреть.

Наблюдения за природой в естественных условиях способствуют развитию у дошкольников любознательности, нравственных и эстетических чувств.
Наблюдая за природой, дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте природы, и, следовательно, богаче становятся его представления о ней.

 Для того, чтобы целевая прогулка была интересной, воспитателю надо
подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы. 

Воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдения за погодой, сезонными изменениями в жизни растений и животных, трудом взрослых. 

Целевые прогулки строят так, чтобы в процессе ознакомления с природой осуществлялось развитие познавательных способностей (наблюдательность, мышление) и речи детей, обогащение их словаря, воспитание интереса и любви к природе. Главное — это усвоение всеми детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы: наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др.

Выделение объектов для целевых прогулок во многом связано с тем, насколько то или иное учреждение находится по отношению к детскому саду. На целевых прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала (песка, снега, воды, листьев), игрушек, приводимых в движение ветром, водой, в процессе которых дети накапливают чувственный опыт, познают различные качества предметов природы.

Целевые прогулки за пределы детского сада проводятся с детьми старшей и подготовительной к школе группы.

Целесообразно проводить целевые прогулки в одни и те же места в разное время года. Это значительно облегчает детям наблюдение сезонных изменений, которые происходят в природе.

Организация целевой прогулки.

Исходя из программы, воспитатель заранее намечает, куда можно пойти и что показать детям, как организовать наблюдение, какие вопросы и задания дать детям, какие провести игры, где устроить отдых.

Накануне детей предупреждают о предстоящей целевой прогулке, сообщая, куда они пойдут, что будут наблюдать, что должны взять с собой, как одеться. Такое предварительное сообщение создает хороший настрой у детей, возбуждает интерес, привлекает их внимание к намеченной прогулке.

В проведении целевой прогулке большую роль играет организация детей. Перед выходом проверяют, все ли необходимое они взяли. Затем напоминают детям, как они должны вести себя.

Придя на место, можно разрешить детям подвигаться, побегать, посидеть. Очень важно, чтобы они почувствовали природу.

Для этого надо привлекать их внимание к осенним краскам леса, к его зимнему убору, простору полей я лугов, аромату цветов, пению птиц, стрекотанию кузнечиков, шелесту листьев и т. д. Нельзя, однако, допускать, чтобы дети перегружались впечатлениями.

Центральным моментом всякой целевой прогулки является наблюдение, которое проводится со всеми детьми. При этом возможно собрать небольшой природный материал для дальнейшего наблюдения над ним детей (несколько цветков, веточек, и др.). При сборе растений нужно следить, чтобы дети бережно относились к ним, не мяли и не бросали цветки. При сборе ягод и орехов надо следить, чтобы дети не ломали ветки.

Перед возвращением с целевой прогулки, детям дают отдохнуть, посидеть минут 5-10 в тени. В это время можно провести спокойную игру или провести рефлексию.

Заключительный эта­п целевой прогулки должен быть посвящен подведению итогов занятия. Можно предложить детям сочинить рассказ о парке (реке и др.). Придумать историю жизни рябинки или тополя. Хорошо вплетать в повествования поступки различных персонажей (животных, сказочных героев) и через их поступки выражать отношение к возникающим экологическим проблемам. Такие задания позволят детям выразить свое отношение к миру природы. Можно сконструировать в группе макет какой-либо экосистемы из природного и бросового материала, и после каждой целевой прогулки дополнять его. Это поможет детям лучше понять взаимосвязи, существующие в природе, закрепить полученные знания.
         Таким образом, приобретенные на целевых прогулках в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, фор­мируют представления детей об их изменениях в течение года, дети учатся видеть красоту природы, любить ее и оберегать.


Список используемой литературы:

  1. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 7.

  2. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – Москва, 2001.

  3. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу. – Москва, 2003.