Тема: Ценность и красота рукотворного мира
Цель урока: уточнить представления учащихся о характерных особенностях природы и рукотворного мира.
Задачи урока:
систематизировать представление учащихся об окружающем мире;
развивать умения сравнивать объекты природы и предметы рукотворного мира и называть отличительные черты каждого из них, выделять главные признаки, формировать выводы;
формировать у учащихся бережное отношение к природе и объектам, созданным другими людьми.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентация
Ход урока
Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь, всё понять,
Про природу всё узнать.
- К нам в гости пришел Лосяш.
П. Сообщение темы и целей урока.
-Посмотрите вокруг себя. Что вы видите, находясь в классе, когда гуляете на улице?
- Посмотрите в окно: какое великолепие красок нас окружает! - Перечислите всё, что относится к природе. (Дерево, куст,трава, ворона, камень, солнце.)
Вы много назвали предметов. Природа - это всё, что нас окружает, что не сделано руками человека. Всё, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Какие? (Живая и неживая природа.)
Назовите предметы неживой природы. (Ветер, дождь, солнце.)
-Какие изменения с приходом осени происходят в неживой природе? (Солнце светит и греет слабее, по небу плывут серые облака, усиливается ветер, часто идёт дождь, становится прохладнее.)
-Окружающий мир – это всё, что тебя окружает.
Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь
И в пруду отражения крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису…
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда.
Ш. Работа по теме урока
- Какие предметы вы видите? Что относится к природе? А что – нет?
Всё, что относится к природе, существовало много столетий и будет существовать независимо от человека. Человек – это тоже часть природы. Но он вносит в этот мир некоторые изменения.
Можно ли отнести к природе то, что сделано руками человека? (Нет.)
Что такое природа? (Природа - это всё, что нас окружает и существует независимо от человека.)
- На какие две группы делят природу? (На живую и неживую.).
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. То, что создано людьми, принято называть рукотворным миром. Солнце, воздух, вода, растения, животные – всё это объекты природы. Разнообразные вещи, автомобили, дома – это предметы рукотворного мира.
- Назовите представителей живой и неживой природы, объекты рукотворного мира.
Живая природа Неживая природа Рукотворный мир
Растения, животные, Воздух, песок, камни, Города, храмы, па-
бабочки, насекомые… вода, солнце, земля … мятники …
Физкультминутка.
IV. Игра «Природа – не природа» (презентация)
-Посмотрите, что общего вы заметили?(грибы)
Человек, когда создает различные объекты, часто источником вдохновения является природа.
V. Заполнение таблички (слайд)
-Посмотрите, какую красоту создал человек (слайды)
VI. Повторение изученного.
Дети выполняют задания на листочках (живая природа; неживая природа; рукотворный мир)
Беседа о бережном отношении к природе и рукотворному миру.
- Рассмотрите рисунки и расскажите, каким может быть отношение человека к себе, к другим людям, к природе, к рукотворному миру.
VII. Итог урока. Рефлексия.
Что такое рукотворный мир?