Конспект урока математики. 1 класс. УМК «Школа России»
Учитель начальных классов - Фоменко Марина Николаевна
МКОУ «Вяткинская СОШ» села Вяткино Усть – Пристанского района Алтайского края.
Предмет: Математика.
Учебник :Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.. Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч. -М.: Просвещение, 2021.
Возраст учащихся- 6 - 7 лет, 1 класс.
Тип урока- открытие нового знания
Форма урока: урок- игра
Продолжительность урока- 40 минут
Тема урока : «Цифра и число 5.Состав числа 5».
Цель: изучить состав числа 5;
научиться писать цифру 5;
закрепить состав изученных чисел (3,4);
распознавать изученные геометрические фигуры;
выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 5.
Планируемые результаты:
1. Личностные:
• умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
• повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
• развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
2. Метапредметные:
регулятивные:
• способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
• умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
• высказывать свое предложение
коммуникативные:
• уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
• совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам
познавательные:
• уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
• развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов
3. Предметные:
• развитие умения складывать и вычитать в пределах десятка, основанного на знании состава числа
Ход урока.
Орг. Момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
-Улыбнитесь друг другу. Пожелайте хорошей работы и отличного настроения! Присаживайтесь на свои места.
Сообщение темы урока.(учащиеся сами формулируют тему и задачи урока)
-Ребята, обратите внимание на доску! (На доске прикреплен большой конверт, рядом с ним Малыш и Карлсон. Учитель помогает снять его.)
-Ребята посмотрите кто это принес на урок нам конверт?(дети отвечают)
- Откроем его и посмотрим, что в нем. (достаю из него маленькие конверты под номерами 1 2 3 4)
- Это ещё конверты, но только маленького размера и они пронумерованы. Какой будем открывать первым? ( дети отвечают)
1й конверт. Здесь числа от 1 до 5(помещает на доску)
-Ребята посмотрите внимательно на цифры, какая из них лишняя, новая? (5)
- А почему?(ответы детей)
- Сформулируйте тему нашего урока?(дети с помощью учителя формулируют тему урока)
3. Повторение и закрепление изученного материала
- Но перед тем, как начать работать над темой урока, давайте вспомним с вами и закрепим пройденный материал. Для этого наши сказочные друзья приготовили для нас задания. Выполнив эти задания мы попадем в волшебную страну, а как она называется, мы узнаем позже.
- Итак мы начинаем выполнять задания наших проводников во время путешествия.
а) Счет от 0 до 10 и обратно
б) Ромашка (состав чисел 3,4,5)
в) Геометрический материал.
На доске 2 отрезка, 3 луча, 4 прямых линии, замкнутая кривая, незамкнутая кривая, точка. Карточки с цифрами 3, 2, 4.
- Покажите и назовите знакомые вам фигуры. ( Дети выходят к доске, называют и показывают фигуры.)
- Чем отличается отрезок от прямой? ( У прямой нет ни начала, ни конца. У отрезка есть начало и конец)
- Чем отличается луч от прямой? ( У прямой нет ни начала, ни конца. У луча есть начало, но нет конца.)
- Чем отличается луч от отрезка? ( У отрезка есть начало и конец. У луча есть начало, но нет конца.)
- Что обозначают цифры 3, 2, 4? (3 луча, 2 отрезка, 4 прямых)
- Сколько всего фигур? (9)
г) Счет от 1 до 5
4.Актуализация знаний.
1)Игра « Кто быстрее развесит игрушки на ёлку?»
2)На доске елочки с кармашками, на столе карточки с цифрами. Дети подходят к доске и вставляют карточку в кармашек. Один - состав числа 2 , другой –3 , третий – состав числа 4.
3) Самостоятельная работа. У каждого на парте карточка, где они должны вписать состав изученных чисел 3 и 4
- Все задания мы выполнили правильно. Как вы думаете, зачем нам надо хорошо уметь считать и решать примеры, всё что изучили закреплять и повторять? (учащиеся подходят к тому, что без знания математики жить очень трудно) Затем учитель достает из конверта красочное приглашение в Страну цифры 5.
5.Работа над темой урока.
-Сегодня мы отправляемся с вами в страну цифры 5, а называется эта страна «Пятерочка». Мы будем выполнять различные задания. Нам важно научиться преодолевать трудности. Я уверена, что вы справитесь. А ещё вам будут помогать Малыш и Карлсон.
А теперь подумайте, почему Малыш и Карлсон всегда вместе? Они кто?
-Друзья!
-А друзья должны по отношению к друг другу, как себя вести?
(дети отвечают)
Итак, в путь!
Сегодня мы будем разбирать состав числа, которое стоит в числовом ряду между числами 4 и 6. Какое это число? (5)
- А как получить число 5 из предыдущего числа? (к 4+1)
- Давайте вспомним, где встречается число 5? (дети отвечают)
Учитель открывает еще один конверт, а там рисунки 5 матрешек. (выставляет их на доску, на наборное полотно) У одной матрешки красная косынка, у четырёх –синяя; у двух желтые сарафаны, а у трех – зеленые.
- Матрешки пришли к нам на урок, сосчитайте-ка сколько их пришло. Внимательно рассмотрите их, чем они похожи, чем отличаются? По какому признаку их можно разбить на 3 группы? (по цвету косынок, по цвету сарафанов, по размеру и росту)
- Какие равенства можно составить ? ( 1+4=5)
- А ещё? (2+3=5, 3+2=5, 4+1=5)
(Все выражения заранее напечатать на бумаге и только прикреплять их к доске)
Малыш и Карлсон привели нас на крыльцо красивого дома, прочитайте кто сможет, как называется этот дом. ( Теремок) Здесь на двери дома мы видим пары чисел: 2и 3; 3и2; 1 и 4; 4и1; 5 и 4; 3 и1. (Все пары заранее напечатать на бумаге и только прикреплять их к доске)
Нам нужно сравнить эти числа. На сколько больше или меньше?
- Какое правило надо знать, чтобы правильно выполнить это задание?
6. Работа по учебнику
- Продолжаем работать над темой урока. Откройте ваши учебники на стр.34 - 35.
- Малыш и Карлсон предлагают вам сыграть в игру «Интересное задание» Вы должны составить вопросы по картинке в вашем учебнике. Отвечать на ваши вопросы будут те друзья – одноклассники, которых вы хотите спросить. Вы будете оценивать ответы ребят сами, но я вам немного буду помогать.
- Теперь посмотрите на стр.35. Выполним задания на этой странице.
- А теперь Малыш и Карлсон приглашают нас в гости к своим друзьям Барбарикам. Вместе с ними мы сейчас немного отдохнем.
7.Физминутка. (включаю видео с физминуткой на песню «Если друг не смеется»)
8.Работа в тетрадях.
-А теперь мы пришли вместе с нашими героями в гости к Фре́кен Хильдур Бок. И она предлагает нам поработать в тетрадях. (Дети под руководством учителя выполняют задания в тетради, а потом обмениваются тетрадями и под руководством учителя проверяют друг у друга.)
9. Контроль за результатом усвоения материала .
Дети работают в парах. Один читает по карточке пример и называет ответ, а другой по своей карточке его проверяет. Затем они меняются.
1 карточка : 1+4= 2+3 = 5 -1= 5- 2 = 4+1= 3+2= 5-3=
2 карточка : 1+4=5 2+3 =5 5 -1= 4 5- 2 =3 4+1=5 3+2=5 5-3 =2
10. Рефлексия.
-Понравился вам наш урок? Чем?
-Какие задачи мы с вами ставили в начале нашего урока?
-Как вы считаете -удалось ли нам их решить?
-Над чем надо еще поработать?
- Я предлагаю вам оценить себя. Если вы считаете, что
все поняли и сможете научить друга, то поднимаете смайлик
я все понял, но только в чем-то нужно потренироваться поднимаете смайлик
Мы досчитали до 5,
Итог сегодня подвели
Смелей шагайте все вперед
Вас всех уроков много ждет.
Ребята, благодарю вас за урок. Вы молодцы и умницы! Всего вам доброго!