МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36 Г.ТОМСКА
634062 г. Томск, ул. Иркутский тракт, 122/1,тел/факс 60-99-65,mail: [email protected]
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Цифровая грамотность младших школьников»
. (техническое направление)
для начального образования
(2 – 4 классы)
Составитель:
учитель начальных классов Науменко Н. А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Основы компьютерной грамотности для детей начальной школы» составлена в соответствии с нормативно-правовой базой:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12г. №273-ФЗ;
Конвенция о правах ребёнка;
Национальный проект «Образование» утверждён на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 3 сентября 2018 года, протоколом заседания Правительственной комиссии (от 5 сентября 2018 г. № 3);
Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. № 1836 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);
Приказ Минпросвещения России №286 от 31.05. 2021 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Письмо Департамента государственной политики в воспитания детей и молодёжи Минобрнауки РФ от 18 августа 2017 г. N 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ в том числе в части проектной деятельности»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 № 1836 «О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 7.12.2020 г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды»;
Приказ Минпросвещения России от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 N Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий»;
Письмо Минпросвещения России от 19.03. 2019 г. № МР-315/02 «О перечне оборудования»(в целях реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование");
Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 N Р-135 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189 (в действующей редакции);
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года N 904/пр «Об утверждении СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
Информационное письмо Департамента общего образования Томской области от 13.10.2016 г. № 4067/01-08 «О проведении Всероссийских мероприятий по кибербезопасности, цифровой грамотности и безопасности школьников в сети Интернет»;
Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 20.11.2015 № 827-р «О принятии мер по обеспечению доступности объектов и оказываемых в них услуг для детей – инвалидов, обучающихся в образовательных организациях Томской области».
Программа Развития МАОУ СОШ №36 г. Томска (2019-2023гг), Протокол Управляющего совета МАОУ СОШ №36 от 20.08.2019г. №45;
Цели программы:
формирование у обучающихся 2-4 классов навыков работы на персональном компьютере с целью решения ими учебных, коммуникативных и творческих задач;
развитие умения работать с печатной, аудио и видеоинформацией в цифровом виде при помощи доступных детям программных продуктов;
формирование у детей понятия «безопасная информационная среда»;
формирование интереса к современным информационным технологиям и профессиям в IT сфере.
Задачи программы:
познакомить обучающихся 2-4 классов с устройством и возможностями персонального компьютера;
обучить детей безопасной для здоровья и нравственных ценностей личности работе на компьютере;
обучить детей приёмам обработки информации с помощью программных продуктов для использования ПК, как средства обучения, коммуникации и творчества;
познакомить обучающихся с миром IT профессий, развивать интерес к профессиям инженерно-технической направленности.
Содержание программы обеспечивает преемственность с программами предметов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Информатика», является продолжением, необходимым дополнением, систематизацией содержания образования и современным, творческим подходом к учебной деятельности.
Программа ориентирована на достижение результатов ФГОС (планируемых результатов обучения): личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа по внеурочной деятельности «Цифровая грамотность младших школьников» представляет собой систему практических занятий технической направленности для детей 8-11 лет. Включает 102 занятия: 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Продолжительность занятия – 40 минут.
1.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные:
развитие внимания, различных видов восприятия, памяти, мышления, воображения;
развитие стойкой познавательной активности, любознательности, как ведущих мотивов учебной деятельности личности;
развитие познавательного интереса, настойчивости, целеустремлённости;
воспитание усидчивости и умения преодолевать трудности, как важных волевых качеств;
воспитание чувства ответственности за личностный рост и общий результат, чувства справедливости, формирование этических норм поведения при сотрудничестве;
развитие самостоятельности, независимости и нестандартности мышления, направленного на получение новаторских идей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
создание условий для формирования умений:
самостоятельно, определять проблему и формулировать её;
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
выбирать оптимальный путь решения проблемы, осуществлять выбор ресурсов и инструментов для этого;
планировать свои действия на отдельных этапах работы;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха или неуспеха, осваивать с помощью учителя мотивацию преодоления и социальной мотивации в получении будущей профессии.
Познавательные:
углубление общей осведомлённости и расширение функционального тезауруса;
знакомство с инструментами современных цифровых технологий, формирование навыка использования компьютера как средства обучения, вычисления, редактирования, презентации;
использование собственных IT компетенций для достижения новых знаний и создания творческого продукта;
систематизация знаний, формирование целостного восприятия предметов и явлений;
знакомство с миром IT профессий, развитие понимания о профессиях инженерно-технической направленности,
Коммуникативные:
обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
работать в группе, учитывать мнения партнёров, слушать собеседника, предлагать помощь и сотрудничество;
формулировать свои затруднения, обращаться за помощью;
договариваться о распределении функций в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
презентовать продукт своей деятельности в цифровом виде.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2 КЛАСС
Устройство и возможности компьютера (6 часов).
Техника безопасности при работе с компьютером. Устройство «умного дома». Функциональная необходимость ПК для современного человека и школьника. Основные блоки ПК и их функции. Знакомство с возможностями компьютера. Включение и выключение компьютера через кнопку «пуск». Рабочий стол. Как «навести порядок» на рабочем столе компьютера и сохранить важную информацию? Клавиатура (расположение букв, цифр и знаков). Частичное знакомство с программой Мicrosoft Office Word (слово и пробел, перенос на следующую строку, шрифты). Работа в режиме «калькулятор». Безопасное общение с компьютером. Выход в Internet (Internet безопасность). Профессия киберполицейский.
Сохранение и упорядочение информации (4 часа).
Создание и наполнение папки. Образцы изображений. Получение изображений из сети Internet. Перенос изображения из галереи телефона. Сохранение и упорядочение файлов в папке. USB-флеш-накопитель (подключение, перенесение информации, извлечение).
Знакомство и работа с программой Pаint (5 часов).
Вход в программу Pаint. Создание и изменение цвета фона. Инструменты для создания и удаления изображения. Создание продукта с помощью геометрических фигур (выбор фигуры, изменение её размера, перемещение фигуры по плоскости при помощи её копирования, изменение контура фигуры по величине и цвету, заливка плоскости фигуры). Перенос информации на USB-флеш-накопитель.
Знакомство и работа с программой Мicrosoft Office Word. (19 часов).
Вход в программу Мicrosoft Office Word. Знакомство с возможностями программы Мicrosoft Office Word. Использование текстовых документов в учебной деятельности. Создание и сохранение текстовых документов. Работа с клавиатурой (расположение букв, цифр и знаков, слово и пробел, перенос на следующую строку, шрифты). Редактирование текста. Тезаурус. Заглавная буква, знаки препинания. Величина шрифта. Выделение наклоном, толщиной шрифта, цветом. Набор текста с образца. Набор текста под диктовку. Копирование и вставка части текста. Перенос информации на USB-флеш-накопитель.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
№ п/п | Раздел курса, темы занятий | Количество часов | Формы деятельности | Виды деятельности |
| РАЗДЕЛ 1. Устройство и возможности компьютера | 6 | | |
1 | Техника безопасности при работе с компьютером. Устройство «умного дома». Функциональная необходимость ПК для современного человека и школьника. Включение и выключение компьютера через кнопку «пуск». | 1 | Фронтальная. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Знакомство с научно-популярной литературой, связанной с информатикой. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Изучение устройства приборов по моделям и чертежам. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Выполнение работ практикума. |
2 | Основные блоки ПК и их функции. Знакомство с возможностями компьютера. | 1 | Фронтальная. Групповая. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Знакомство с научно-популярной литературой, связанной с информатикой. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Изучение устройства приборов по моделям и чертежам. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка (мини-мастер-класс). Выполнение работ практикума. Работа в мини-группах |
3 | Рабочий стол. Как «навести порядок» на рабочем столе компьютера и сохранить важную информацию? Клавиатура (расположение букв, цифр и знаков). | 1 | Фронтальная. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Выполнение работ практикума. |
4 | Частичное знакомство с программой Мicrosoft Office Word (слово и пробел, перенос на следующую строку, шрифты). | 1 | Фронтальная. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Работа с помощью тренажёров (выполнение игровых заданий с целью формирования навыка работы на ПК Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Выполнение работ практикума. |
5 | Работа в режиме «калькулятор». | 1 | Фронтальная. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Работа с помощью тренажёров (выполнение игровых заданий с целью формирования навыка работы на ПК Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Выполнение работ практикума. |
6 | Безопасное общение с компьютером. Выход в Internet (Internet безопасность). Профессия киберполицейский. | 1 | Фронтальная. Групповая. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Интернет-экскурсия. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка (мини-мастер-класс). Выполнение работ практикума. Работа в мини-группах |
| РАЗДЕЛ 2. Сохранение и упорядочение информации. | 4 | | |
1 | Создание и наполнение папки. Образцы изображений. | 1 | Фронтальная. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Выполнение работ практикума. |
2 | Получение изображений из сети Internet. Перенос изображения из галереи телефона. | 1 | Фронтальная. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Интернет-экскурсия. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Выполнение работ практикума. |
3 | Сохранение и упорядочение файлов в папке. | 1 | Фронтальная. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Выполнение работ практикума. |
4 | USB-флеш-накопитель (подключение, перенос информации, извлечение). | 1 | Фронтальная. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Выполнение работ практикума. |
| РАЗДЕЛ 3. Знакомство и работа с программой Pаint. | 5 | | |
1 | Вход в программу Pаint. Создание и изменение цвета фона. | 1 | Фронтальная. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Выполнение работ практикума. |
2 | Инструменты для создания и удаления изображения. | 1 | Фронтальная. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Выполнение работ практикума. |
3 | Создание продукта с помощью геометрических фигур (выбор фигуры, изменение её размера, перемещение фигуры по плоскости при помощи её копирования, изменение контура фигуры по величине и цвету, заливка плоскости фигуры). Перенос информации на USB-флеш-накопитель. | 3 | Фронтальная. Групповая. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка (мини-мастер-класс). Выполнение работ практикума: моделирование и конструирование в мини-группах, решения занимательных задач. |
| РАЗДЕЛ 4. Знакомство и работа с программой Мicrosoft Office Word. | 19 | | |
1 | Вход в программу Мicrosoft Office Word. Знакомство с возможностями программы Мicrosoft Office Word. | 1 | Фронтальная. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Работа с помощью тренажёров (выполнение игровых заданий с целью формирования навыка работы на ПК. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Выполнение работ практикума. |
2 | Создание и сохранение текстовых документов. Перенос информации на USB-флеш-накопитель. | 1 | Фронтальная. Групповая. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Работа с помощью тренажёров (выполнение игровых заданий с целью формирования навыка работы на ПК. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка(мини-мастер-класс). Выполнение работ практикума в мини-группах. |
3 | Работа с клавиатурой (расположение букв, цифр и знаков, слово и пробел, перенос на следующую строку, шрифты). | 3 | Фронтальная. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Работа с помощью тренажёров (выполнение игровых заданий с целью формирования навыка работы на ПК. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Выполнение работ практикума. |
4 | Тезаурус. | 1 | Фронтальная. Групповая. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Работа с помощью тренажёров (выполнение игровых заданий с целью формирования навыка работы на ПК. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка(мини-мастер-класс). Выполнение работ практикума в мини-группах. |
5 | Заглавная буква, знаки препинания. | 3 | Фронтальная. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Работа с помощью тренажёров (выполнение игровых заданий с целью формирования навыка работы на ПК. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. |
6 | Редактирование текста. | 2 | Фронтальная. Парная. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Работа с помощью тренажёров (выполнение игровых заданий с целью формирования навыка работы на ПК. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка (мини-мастер-класс). Выполнение работ практикума в парах, решения занимательных задач. |
7 | Величина шрифта. | 1 | Фронтальная. Групповая. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Работа с помощью тренажёров (выполнение игровых заданий с целью формирования навыка работы на ПК. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка (мини-мастер-класс). Выполнение работ практикума в мини-группах. |
8 | Выделение наклоном, толщиной шрифта, цветом. | 1 | Фронтальная. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Работа с помощью тренажёров (выполнение игровых заданий с целью формирования навыка работы на ПК. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Выполнение работ практикума. |
9 | Набор текста с образца. | 2 | Индивидуальная. Парная. | Работа с помощью тренажёров (выполнение игровых заданий с целью формирования навыка работы на ПК. Анализ проблемных ситуаций. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка (мини-мастер-класс). Выполнение работ практикума. |
10 | Набор текста под диктовку. | 2 | Фронтальная. Индивидуальная. Парная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка (мини-мастер-класс). Выполнение работ практикума, решения занимательных задач. |
11 | Копирование и вставка части текста. | 1 | Фронтальная. Индивидуальная. Парная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка (мини-мастер-класс). Выполнение работ практикума. |
12 | Создание текстового документа по образцу, его редактирование и сохранение. Перенос информации на USB-флеш-накопитель. | 1 | Индивидуальная. Парная. | Анализ проблемных ситуаций. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка (мини-мастер-класс). Выполнение работ практикума. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3 КЛАСС
Введение (2 часа).
Техника безопасности при работе с компьютером. Безопасное общение с компьютером (Internet безопасность). Как организовать своё рабочее место? Профессии, в которых необходимо быть хорошим пользователем компьютерной техники.
Сохранение и упорядочение информации. (2 часа).
Перенос текстовых документов, изображений, видео и музыки на съёмное запоминающее устройство. Создание и наполнение папки. Сохранение и упорядочение файлов в папке. Знакомство и работа с программой Pаint (7 часов).
Вход в программу Pаint. Создание и изменение цвета фона. Инструменты для создания и удаления изображения. Создание продукта с помощью карандаша и пера с использованием различных режимов работы инструмента. Создание продукта с помощью освоенных возможностей программы Pаint. Перенос информации на USB-флеш-накопитель. Профессия графический дизайнер.
Работа с программой Мicrosoft Office Word (8 часов).
Вход в программу Мicrosoft Office Word. Работа со знакомыми инструментами программы Мicrosoft Office Word. Создание и сохранение текстовых документов. Работа с клавиатурой (расположение букв, цифр и знаков, слово и пробел, перенос на следующую строку, шрифты). Редактирование текста. Набор текста самостоятельно на заданную тему. Иллюстрирование текста (вставка готового изображения). Вставка геометрических фигур, изображений из папки и сети Internet. Использование текстовых документов в учебной деятельности. Написание изложения в электронном виде. Перенос информации на USB-флеш-накопитель.
Подготовка презентаций в Мicrosoft Office Роwer Point (15 часов).
Вход в программу Мicrosoft Office Роwer Point. Знакомство с возможностями программы Мicrosoft Office Роwer Point. Выбор стандартного шаблона. Дизайн. Добавление и вырезание слайдов. Выбор шаблона из сети Internet. Оформление заголовка и оглавления презентации. Изменение изображения. Вставка и оформление изображения из папки. Вставка надписей. Дизайн шрифта. Редактирование слайдов. Настройка анимации. Создание презентации в виде сюжетных картинок.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№ п/п | Раздел курса, темы занятий | Количество часов | Формы деятельности | Виды деятельности |
| РАЗДЕЛ 1. Введение. | 2 | | |
1 | Техника безопасности при работе с компьютером. Безопасное общение с компьютером (Internet безопасность). Как организовать своё рабочее место? | 1 | Фронтальная. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Знакомство с научно-популярной литературой, связанной с информатикой. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Изучение устройства приборов по моделям и чертежам. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Выполнение работ практикума. |
2 | Профессии, в которых необходимо быть хорошим пользователем компьютерной техники. | 1 | Фронтальная. Коллективная. Групповая. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Интернет-экскурсия. Речевая активность в виде продуктивного диалога, полилога. Квазиисследовательская активность. Выполнение работ практикума в мини-группах (мини-мастер-класс). |
| РАЗДЕЛ 2. Сохранение и упорядочение информации. | 2 | | |
1 | Перенос текстовых документов, изображений, видео и музыки на USB-флеш-накопитель. | 1 | Индивидуальная. Парная. | Анализ проблемных ситуаций. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка (мини-мастер-класс). Выполнение работ практикума в парах. |
2 | Создание и наполнение папки. Сохранение и упорядочение файлов в папке. | 1 | Индивидуальная. Парная. | Анализ проблемных ситуаций. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка(мини-мастер-класс). Выполнение работ практикума в парах. |
| РАЗДЕЛ 3. Работа с программой Pаint. | 7 | | |
1 | Вход в программу Pаint. Создание и изменение цвета фона. Инструменты для создания и удаления изображения. | 1 | Фронтальная. Индивидуальная. Парная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка (мини-мастер-класс). Выполнение работ практикума. Моделирование и конструирование. |
2 | Создание продукта с помощью карандаша и пера с использованием различных режимов работы инструмента. | 3 | Фронтальная. Индивидуальная. Парная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка (мини-мастер-класс). Выполнение работ практикума в парах, решения занимательных задач. |
3 | Создание продукта с помощью освоенных возможностей программы Pаint. Перенос информации на USB-флеш-накопитель. | 2 | Фронтальная. Коллективная. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Квазиисследовательская активность. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Выполнение работ практикума. Моделирование и конструирование. |
4 | Профессия графический дизайнер. | 1 | Фронтальная. Коллективная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Интернет-экскурсия. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Квазиисследовательская активность. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. |
| РАЗДЕЛ 4. Знакомство и работа с программой Мicrosoft Office Word. | 8 | | |
1 | Вход в программу Мicrosoft Office Word. Работа со знакомыми инструментами программы Мicrosoft Office Word. | 1 | Фронтальная. Индивидуальная. Парная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Работа с помощью тренажёров (выполнение игровых заданий с целью формирования навыка работы на ПК. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка (мини-мастер-класс). Выполнение работ практикума в парах. |
2 | Создание и сохранение текстовых документов. Работа с клавиатурой (расположение букв, цифр и знаков, слово и пробел, перенос на следующую строку, шрифты). Редактирование текста. | 3 | Фронтальная. Коллективная. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Работа с помощью тренажёров (выполнение игровых заданий с целью формирования навыка работы на ПК. Квазиисследовательская активность. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Выполнение работ практикума. |
3 | Набор текста самостоятельно на заданную тему. Иллюстрирование текста (вставка готового изображения). | 1 | Индивидуальная. Парная. | Работа с помощью тренажёров (выполнение игровых заданий с целью формирования навыка работы на ПК. Анализ проблемных ситуаций. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка (мини-мастер-класс). Выполнение работ практикума в парах, решения занимательных задач. |
4 | Вставка геометрических фигур, изображений из папки и сети Internet. | 1 | Фронтальная. Индивидуальная. Парная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Работа с помощью тренажёров (выполнение игровых заданий с целью формирования навыка работы на ПК. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Выполнение работ практикума в парах (мини-мастер-класс). Моделирование и конструирование. |
5 | Использование текстовых документов в учебной деятельности. Написание изложения в электронном виде. Перенос информации на USB-флеш-накопитель. | 2 | Фронтальная. Коллективная. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Работа с помощью тренажёров (выполнение игровых заданий с целью формирования навыка работы на ПК. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка (мини-мастер-класс). Квазиисследовательская активность. Выполнение работ практикума. |
| РАЗДЕЛ 5. Подготовка презентаций в Мicrosoft OfficeРоwer Point . | 15 | | |
1 | Вход в программу Мicrosoft Office Роwer Point. Знакомство с возможностями программы Мicrosoft Office Роwer Point. | 1 | Фронтальная. Индивидуальная. Парная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка (мини-мастер-класс). Выполнение работ практикума в парах. |
2 | Выбор стандартного шаблона. Дизайн. | 1 | Фронтальная. Индивидуальная. Парная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка (мини-мастер-класс). Выполнение работ практикума в парах. |
3 | Добавление и вырезание слайдов. | 1 | Фронтальная. Индивидуальная. Парная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка (мини-мастер-класс). Выполнение работ практикума в парах. |
4 | Выбор шаблона из сети Internet. | 1 | Фронтальная. Индивидуальная. Парная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Интернет-экскурсия. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка (мини-мастер-класс). Выполнение работ практикума в парах. |
5 | Изменение изображения. | 1 | Фронтальная. Индивидуальная. Парная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка (мини-мастер-класс). Выполнение работ практикума в парах. |
6 | Вставка и оформление изображения из папки. | 2 | Фронтальная. Индивидуальная. Парная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка (мини-мастер-класс). Выполнение работ практикума в парах. |
7 | Вставка надписей. Дизайн шрифта. | 2 | Фронтальная. Индивидуальная. Парная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка (мини-мастер-класс). Выполнение работ практикума в парах. |
8 | Редактирование слайдов. | 2 | Фронтальная. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Выполнение работ практикума. |
9 | Настройка анимации. | 2 | Фронтальная. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Выполнение работ практикума. |
10 | Создание презентации в виде сюжетных картинок. Перенос информации на USB-флеш-накопитель. | 2 | Фронтальная. Коллективная. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Квазиисследовательская активность. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Выполнение работ практикума, решения занимательных задач. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 КЛАСС
Введение (3 часа).
Техника безопасности при работе с компьютером. Безопасность в сети Internet.
Как организовать своё рабочее место?
Сохранение и упорядочение информации (2 часа).
Перенос текстовых документов, изображений, видео и музыки на съёмное запоминающее устройство. Создание и наполнение папки. Сохранение и упорядочение файлов в папке.
Работа с программой Pаint (6 часов).
Вход в программу Pаint. Создание продукта с помощью кисти, фломастера и распылителя с использованием различных режимов работы инструмента. Эффекты и возможности в программе Pаint. Создание продукта с помощью освоенных возможностей программы Pаint. Перенос информации на USB-флеш-накопитель. Изменение изображения. Профессия web-дизайнер (компьютерная графика сайта на примере официального сайта МАОУ СОШ №36).
Работа с программой Мicrosoft Office Word (8 часов).
Вход в программу Мicrosoft Office Word. Работа с программой Мicrosoft Office Word. Создание и сохранение текстовых документов. Вставка шаблонов таблиц и рисование таблиц в текстовые документы. Оформление текстовых задач по математике с использованием изображений, таблиц, схемы в качестве иллюстрации. Написание и иллюстрирование реферата по окружающему миру в электронном виде. Перенос информации на USB-флеш-накопитель. Профессия копирайтер.
Подготовка презентаций в Мicrosoft Office Роwer Point(15 часов).
Вход в программу Мicrosoft Office Роwer Point. Работа в программе Мicrosoft Office Роwer Point. Составление плана для создания электронного портфолио обучающегося. Отбор информации по плану для электронного портфолио обучающегося. Создание электронного портфолио обучающегося. Подготовка портфолио к участию в конкурсе портфолио. Конкурс электронных портфолио обучающихся.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№ п/п | Раздел курса, темы занятий | Количество часов | Формы деятельности | Виды деятельности |
| РАЗДЕЛ 1. Введение | 3 | | |
1 | Техника безопасности при работе с компьютером. Безопасность в сети Internet. | 1 | Фронтальная. Коллективная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Интернет-экскурсия. Знакомство с научно-популярной литературой, связанной с информатикой. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Квазиисследовательская активность. Изучение устройства приборов по моделям и чертежам. |
2 | Как организовать своё рабочее место? | 1 | Фронтальная. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Выполнение работ практикума. |
3 | Профессии в сфере цифровой экономики. | 1 | Фронтальная. Коллективная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Интернет-экскурсия. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Квазиисследовательская активность. |
| РАЗДЕЛ 2. Сохранение и упорядочение информации. | 2 | | |
1 | Перенос текстовых документов, изображений, видео и музыки на USB-флеш-накопитель. | 1 | Индивидуальная. Парная. | Анализ проблемных ситуаций. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка (мини-мастер-класс). Выполнение работ практикума в парах. |
2 | Создание и наполнение папки. Сохранение и упорядочение файлов в папке. | 1 | Индивидуальная. Парная. | Анализ проблемных ситуаций. Выполнение работ практикума в парах (мини-мастер-класс). |
| РАЗДЕЛ 3. Работа с программой Pаint. | 6 | | |
1 | Вход в программу Pаint. Создание продукта с помощью кисти, фломастера и распылителя с использованием различных режимов работы инструмента. | 1 | Фронтальная. Индивидуальная. Парная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка Выполнение работ практикума в парах (мини-мастер-класс). Моделирование и конструирование. |
2 | Эффекты и возможности программы Pаint. | 1 | Фронтальная. Индивидуальная. Парная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Выполнение работ практикума в пара (мини-мастер-класс). Моделирование и конструирование. |
3 | Создание продукта с помощью освоенных возможностей программы Pаint. Перенос информации на USB-флеш-накопитель. | 2 | Коллективная. Индивидуальная. | Анализ проблемных ситуаций. Выполнение работ практикума. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Квазиисследовательская активность. |
4 | Изменение изображения. | 1 | Индивидуальная. Парная. | Анализ проблемных ситуаций. Выполнение работ практикума в парах. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка (мини-мастер-класс). |
5 | Профессия web-дизайнер (компьютерная графика сайта на примере официального сайта МАОУ СОШ №36). | 1 | Фронтальная. Коллективная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Интернет-экскурсия. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Квазиисследовательская активность. |
| РАЗДЕЛ 4. Знакомство и работа с программой Мicrosoft Office Word. | 8 | | |
1 | Вход в программу Мicrosoft Office Word. Работа с программой Мicrosoft Office Word. | 1 | Фронтальная. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Работа с помощью тренажёров (выполнение игровых заданий с целью формирования навыка работы на ПК. Квазиисследовательская активность. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Выполнение работ практикума. |
2 | Создание и сохранение текстовых документов. | 1 | Фронтальная. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Работа с помощью тренажёров (выполнение игровых заданий с целью формирования навыка работы на ПК. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Выполнение работ практикума. |
3 | Вставка шаблонов таблиц и рисование таблиц в текстовые документы. | 1 | Фронтальная. Коллективная. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Работа с помощью тренажёров (выполнение игровых заданий с целью формирования навыка работы на ПК. Квазиисследовательская активность. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Выполнение работ практикума. Моделирование и конструирование. |
4 | Оформление текстовых задач по математике с использованием изображений, таблиц, схемы в качестве иллюстрации. Перенос информации на USB-флеш-накопитель. | 2 | Фронтальная. Коллективная. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Работа с помощью тренажёров (выполнение игровых заданий с целью формирования навыка работы на ПК. Квазиисследовательская активность. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Выполнение работ практикума. Моделирование и конструирование. |
5 | Написание и иллюстрирование реферата по окружающему миру в электронном виде. Перенос информации на USB-флеш-накопитель. | 2 | Фронтальная. Групповая. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Работа с помощью тренажёров (выполнение игровых заданий с целью формирования навыка работы на ПК. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Написание рефератов и докладов. Выполнение работ практикума в парах, решения занимательных задач. |
6 | Профессия копирайтер. | 1 | Фронтальная. Коллективная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Интернет-экскурсия. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Квазиисследовательская активность. |
| РАЗДЕЛ 5. Подготовка презентаций в Мicrosoft Office | 15 | | |
1 | Вход в программу Мicrosoft Office Роwer Point. Работа в программе Мicrosoft Office Роwer Point. | 1 | Индивидуальная. Парная. | Анализ проблемных ситуаций. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Выполнение работ практикума в парах (мини-мастер-класс). |
2 | Составление плана для создания электронного портфолио обучающегося. | 1 | Фронтальная. Коллективная. Индивидуальная. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Квазиисследовательская активность. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Выполнение работ практикума. |
3 | Отбор информации по плану для электронного портфолио обучающегося. | 3 | Фронтальная. Индивидуальная. | Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Выполнение работ практикума. |
4 | Создание электронного портфолио обучающегося. | 6 | Фронтальная. Индивидуальная. | Систематизация учебного материала. Речевая активность в виде продуктивного полилога. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка (создание проекта). Выполнение работ практикума. |
5 | Подготовка портфолио к участию в конкурсе портфолио. | 2 | Индивидуальная. | Анализ проблемных ситуаций. Самостоятельное, либо частично-самостоятельное планирование и выполнение задания с учётом возможностей и уровня подготовленности ребёнка. Выполнение работ практикума (создание проекта). |
6 | Конкурс электронных портфолио обучающихся. | 2 | Индивидуальная. Коллективная. | Участие в конкурсе. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. |
Учебно-методическое обеспечение
Приложение 1
Материально-техническое обеспечение
1.Компьютерный класс, оснащенный персональными компьютерами базовой конфигурации, с установленным базовым, системным, служебным и прикладным программным обеспечением.
2.Программное обеспечение: операционная система Windows, графический редактор MS Paint , Microsoft Office: Word, Power Point.
3.Проектор с экраном (мультимедиа).
4.Интернет-соединение.
5.USB-флеш-накопитель 16 Мб (индивидуальный для каждого ученика).
Информационное обеспечение:
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://www.ict.edu.ru - Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании".
http://lbz.ru/metodist/iumk/informatics/er.php - Электронные ресурсы по информатике.
https://apkpro.ru/proekty/informatsionno-obuchayushchie-videoroliki/ - Информационно-обучающие видеоролики для повышения цифровой грамотности Академии Минпросвещения России.
https://clubpixel.ru/blog/tpost/k053csu1i1-kompyuternaya-gramotnost-dlya-detei-14-k - Компьютерная грамотность для школьников. Школа программирования «PIXEL».
http://atlas/ru - Атлас новых профессий для школ.
http://proektoiya.online – ПроеКториЯ.
https://vk.com/showprofessions - Шоу профессий.
Азбука цифровой грамотности TVSmeshariki
Список литературы
1.Адаменко М.В. Компьютер для современных детей / под ред. Д. А. Мовчан. – М. : ДМК-Пресс, 2014.
2. Антошин, М.К. Учимся рисовать на компьютере / М.К. Антошин. - М.: Айрис, 2016.
3. Горячев, А.В. Информатика в играх и задачах. 2 класс. Учебник-тетрадь / А.В. Горячев, Т.О. Волкова, К.И. Горина, и др.. - М.: Баласс, 2015.
4. Горячев, А.В. Практикум по информационным технологиям / А.В. Горячев, Ю.А. Шафрин. - М.: Бином, 2016.
5. Журин, А. А. Microsoft Power Point 2000: Краткие инструкции для новичков/ А.А. Журин. - Москва: Аквариум, 2001.
6. Златопольский Д. М. Занимательная информатика / под ред. Д. Ю. Усенков, худ. Н. Новак. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.
7. Златопольский Д. М. Интеллектуальные игры в информатике / под ред. Екатерина Кондукова. – Спб.: BHV, 2004.
8. Методическое пособие по информатике для учителей 2-4 классов начальной общеобразовательной школы». С.Н. Тур, Т.П. Бокучава. Санкт-Петербург «БХВ-Петербург» 2005.
9. Мир информатики: Базовое учебное пособие для первого года обучения / под ред. А. В. Могилева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003.
10. Могилев, А. В. Методические рекомендации к учебному комплексу «Мир информатики»/ А. В. Могилев, Н. Н. Булгакова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.
11. Скрылина С. Путешествие в страну компьютерной графики / под ред. Е. Кондукова, худ. М. В. Дамбиева. – Спб.: BHV, 2014.
12. Сурженко Л. А. Знакомимся с компьютером: полный курс для детей / под ред. О.Ю. Соловей. – Минск: Современная школа, 2010.
13. Тур С. Н., Бокучава Т. П. “Первые шаги в мире информатики” BHV, 2002 г.
14. Штарев В.Н.,Фарин С.Г. Учебное пособие Microsoft FrontPage2000 – Томск: Томский региональный центр Федерации интернет-образования, 2002.
Приложение 2
Оценки эффективности прохождения курса: создание электронного информативного реферата и портфолио обучающегося начальной школы, соответствующего следующим критериям:
Требования к информативному реферату:
Структура реферата:
Титульный лист;
Оглавление (с указанием страниц, глав, разделов);
Введение (обоснование выбора темы);
Основная часть (разбивается на главы);
Заключение (вывод, обобщение, практическое значение реферата);
Список литературы;
Приложения, которые состоят из таблиц, рисунков, схем (необязательная часть реферата).
Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата
Критерии | Баллы | Показатели |
Новизна реферативного текста | 012345 | актуальность проблемы и темы; новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы; наличие авторской позиции, самостоятельность суждений. |
Степень раскрытия сущности проблемы | 012345 | соответствие плана теме реферата; соответствие содержания теме и плану реферата; полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы; обоснованность способов и методов работы с материалом; умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы. |
Обоснованность выбора источников | 012345 | круг, полнота использования литературных источников по проблеме; привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.). |
Соблюдение требований к оформлению | 012345 | правильное оформление ссылок на используемую литературу; грамотность и культура изложения; владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы; соблюдение требований к объему реферата; культура оформления: выделение абзацев. |
Грамотность | 012345 | отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых; литературный стиль. |
Требования к портфолио обучающегося начальной школы
Структура портфолио:
1.Титульный лист (ФИ, класс);
2.Оглавление (с указанием страниц );
3.Информация о школе и классе;
4.Информация о классном руководителе;
5.Информация об учебной деятельности (достижения по школьным предметам, фото удачных работ, фото сертификатов и дипломов, читательский дневник);
6.Информация о внеучебной деятельности (фото мероприятий, удачных поделок, рисунков, фото сертификатов и дипломов):
спортивно-оздоровительное направление;
художественно-эстетическое направление;
научно-познавательное направление;
военно-патриотическое направление;
общественно-полезная деятельность;
проектная деятельность;
перспективы личностного развития.
50