СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цифровая образовательная среда

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цифровая образовательная среда: риски и перспективы использования в образовательном процессе цифровых технологий

Просмотр содержимого документа
«Цифровая образовательная среда»









Цифровая образовательная среда: риски и перспективы использования в образовательном процессе цифровых технологий

В современном мире происходит внедрение цифровых технологий во все сферы общественной жизни, в том числе и в образовательную среду. ИКТ технологии предоставляют участникам образовательного процесса дополнительный инструментарий для более полного и исчерпывающего освоения того или иного материала, предоставляя как ученикам, так и преподавателям дополнительные возможности в учебном процессе.

ИКТ-компетентность участников образования является важным условием эффективного обучения (здесь важно напомнить, что участниками образования являются не только учителя и ученики, но и родители, ведь окончание учебного года в условиях дистанционного обучения на дому потребовало и от родителей владение навыками цифровых технологий для обеспечения доступа детей к образовательным ресурсам).

Последние несколько месяцев 2019-2020 учебного года показали растущую актуальность и значимость цифровых технологий в образовании, их все большую роль в обеспечении непрерывного образовательного процесса в условиях ограничения свободы перемещения и закрытия учебных заведений для очного обучения. Новая коронавирусная реальность показала нам, что цифровые технологии если не является альтернативой очному образованию в оффлайн формате, то по крайней мере ИКТ-технологии способны обеспечить непрерывность образования, продолжить реализацию образовательного процесса в рамках рабочих программ и календарного планирования, сформированных учителями и методистами.

Но в то же время важно отметить, что цифровые технологии имеют свои недостатки и изъяны, которые ярко проявились опять же в условиях дистанционного обучения последней четверти 2019-2020 учебного года, это вопросы, касающиеся негативного воздействия электронных устройств на детей, риски использования интернет ресурсов при выполнении заданий участниками занятий по ту сторону экрана и так далее.

Более подробно о рисках и перспективах использования цифровых технологиях я бы хотел вам рассказать в своем небольшом докладе.

Как показала практика цифровые технологии в обучении предоставляют участникам образовательного процесса следующие возможности:

1. использование на занятиях интерактивной доски с цифровой иллюстрацией материала позволяет учителю более разносторонне и информативнее доносить материал. Учителя могут прибегать к использованию презентаций, интерактивных игр (например, своя игра, морской бой, ЧТО? ГДЕ? КОГДА? и т.д.)., что делает учебный процесс более увлекательным и эффективным для всех участников;

2. возможность задавать домашние задания ученикам на различных электронных образовательных порталах, что также позволяет учителям экономить время на проверку заданий и оценивание учеников (в данном случае высокую эффективность показал образовательный портал sdamgia.ru с его большим инструментарием);

3. цифровые технологии позволяют обучаться дистанционно, связывают участников образования, проживающих в самых разных местах, обеспечивая непрерывность образования, экономят расходы на транспорт, инфраструктуру (будь то аудитории, учебные классы и т.д.);

4. в последнее время проблема цифровой зависимости, дети много времени проводят в социальных сетях, мессенджерах и игровых приложениях, и цифровое технологии позволяет часть этого времени использовать в образовательном процессе.

Окончание учебного года в условиях дистанционного образования в то же время показало, что оно не может полностью заменить традиционную модель обучения, имеет свои недостатки, которые требуют анализа и учета при построении в будущем учебного процесса:

1. продолжительность учебного занятия ограничена в связи с негативным воздействием электронных устройств на здоровье участников образовательного процесса

2. в условиях онлайн занятия, сложно уследить за вовлеченностью в учебный процесс всех участников, слушают ли они, понимают ли излагаемый материал

3. высок риск технических сбоев, что срывает учебный процесс

4. часто дети также злоупотребляет интернетом и онлайн шпаргалками при решении заданий, что также не делает диагностику знаний коррелятивным, то есть не показывает реальную картину того, как ученики освоили материал.

5. Информационные технологии в образовании также зачастую требуют и от родителей икт-компетентности, что также вызывает сложности при реализации образовательных программ.

В целом хочется отметить, что перспективы использования информационных технологий в образовательном процессе большие, дистанционное обучение показало растущую значимость ИКТ-технологий в образовании и для решения проблем и так сказать «детских болезней» предлагаю следующие рекомендации:

1. продвижения наиболее качественных и безопасных открытых онлайн-ресурсов для использования в образовательном процессе, обеспечивающих объективный процесс диагностики знаний обучающихся;

2. апробацию и массовое использованию цифровых обучающих игр и цифровых симуляторов, обеспечивающих высокую степень вовлечения школьников в учебный процесс;

3. создание, регулярное обновление и продвижение курсов по повышению ИКТ-компетентности учителей;

4. проведение внеклассных мероприятий по повышению компетенций в цифровой среде с вовлечением родителей